Автор: Каменная Татьяна Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 34 г. Новороссийска
Населённый пункт: Новороссийск
Наименование материала: статья «Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОО в рамках реализации ОООП ДО».
Тема: «Использование конструкторов «нового поколения» при организации работы по конструированию с детьми младшего дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
«Использование конструкторов «нового поколения» при
организации работы по конструированию с детьми младшего
дошкольного возраста».
В этом учебном году мы набирали ребят в младшую группу. И с первых дней
пребывания детей в детском саду обозначились предпочтения
в игровой и
познавательной
деятельности.
Они
могли
длительное
время
заниматься
конструированием.
Большое
разнообразие
различных
видов
конструктора
способствовало
поддержанию
и
укреплению
интереса
ребят
к
этому
виду
деятельности. И с декабря 2021 года мы решили познакомить малышей со сложным
видом строительного материала – бабашками. Эта разработка Сергея Плахотникова,
который на основе кубиков начала 20-го века в Нью-Йорке, создал свою версию
ростового конструктора. В набор входит 386 деталей, 21 разновидность фигур.
Бабашки - это детский ростовой конструктор для пространственного моделирования
и свободной игры.
Решение далось сложно. Во-первых, детали сделаны из
настоящего массива дерева, т.е. насколько тяжело будет ребёнку перемещать эти
детали? Во-вторых, большое разнообразие – 21 вид фигур!- не растеряются ли
малыши в таком разнообразии выбора? По возрасту? А может пусть подрастут и
позже познакомить с бабашками? Приближались новогодние праздники. И как не в
это, волшебное, время «подарить» новые эмоции ребятам?
В условленный день дети подготовительной группы принесли нам конструктор.
Восторгу малышей не было конца! Расспрашивали «Что это?», «Так много и всё
нам?». На мой вопрос: « Кто поможет сложить ?» Отозвались все! Первое знакомство
с бабашками мы начали с основы строительства – первыми мы сложили самые
большие и широкие детали, затем поменьше и в конце декоративные. Тем самым, на
примере складывания материала, показать ребятам принцип постройки: от большого
к маленькому, от основы к деталям. Мы активно украшали группу к Новому году -
нарядили ёлку, поставили Деда Мороза. И однажды малыш спросил «А Дедушка
Мороз не идёт домой? Он и ночью будет стоять под ёлкой?» Я ему ответила : «У
нашего Дедушки нет дома. Как жаль! - у всех должен быть дом… Что мы можем для
него сделать?» И ребята предложили построить Деду Морозу дом. А я добавила, что
это будет особенный дом. Ведь Дед Мороз – волшебник. И дом должен быть большим
и волшебным. Ребята сразу решили строить дом из бабашек. Ведь их много и они
«волшебные».
Первая постройка – это важный момент. У меня было желание
показать
ребятам
возможности
этого
строителя,
использовать
максимально
эффективно разнообразие форм и деталей. Дети активно приносили понравившиеся
им формы. А моя задача была показать как эти формы укладывать и компоновать.
Когда основная постройка была закончена, «дорожки», «забор»» дети построили
самостоятельно.
А дополнили постройку мы «меблировкой» и «ландшафтным
дизайном». Постройка «Дом Деда Мороза» получилась удачной. Цель: знакомство с
ростовым конструктором бабашки и его возможностями – выполнена. Задачи:
постройка дома, формирование интереса к конструктивной деятельности, развитие
фантазии, воображения – выполнены.
Получив первоначальный опыт постройки из нового конструктора, ребята часто
самостоятельно начали экспериментировать с различными формами бабашек. Это
были небольшие, но интересные замыслы «Фонтан», «Парковка»…
Следующая совместная постройка была в январе. Тематическое украшение группы
к Новогодним праздникам основано на сказке «Холодное сердце» - любимого
мультфильма наших ребят. Девчонки Вика и Вероника принесли кукол, главных
героинь сказки. Когда стали создавать сюжет и разыгрывать его, не хватало самого
главного – замка, в котором жили персонажи. Стёпа предложил построить сказочный
дворец. Так, по инициативе детей мы начали вторую большую постройку. Дети
строили самостоятельно. Я им подсказывала, какие детали больше подойдут для
основы постройки, чтобы дворец был прочным и не упал.
Опыт работы с таким сложным конструктором как бабашки детьми 3-4 лет пока
небольшой. Но, главное, им это интересно. Дети с фантазией конструируют,
экспериментируют с формами, играют в конструктор.
Ведь, конструирование возможно интегрировать в любой отрезок времени
определённой ООП ДО. И как самостоятельный вид деятельности, и как часть
познавательно-исследовательской.
Все навыки, приобретённые в конструировании в детском саду, потребуются
ребятам
и
в
дальнейшей
жизни:
мыслительная
деятельность,
способность
фантазировать, усидчивость, достижение поставленной цели.
Руководство нашего детского садика планирует в ближайшее время пополнить
разнообразие деталей конструктора бабашки новыми формами.