Автор: Лебедева Оксана Викторовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа 2005
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Знатоки НОУ (научное общество учащихся)"
Раздел: начальное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(Кружковое занятие)
«Знатоки НОУ (Научное Общество Учащихся)»
2022-2023 учебный год
Учитель:
Лебедева О. В.
1
Содержание
1. Пояснительная записка.
1.1. Общая характеристика деятельности.
1.2. Описание места курса в плане внеурочной деятельности.
2. Личностные и метапредметные результаты.
3. Тематическое планирование.
4. Описание материально-технического обеспечения.
1. Пояснительная записка
Тематическое планирование рабочей программы научной направленности
«Знатоки НОУ» составлено на основе примерной программы по внеурочной
деятельности в рамках реализации ФГОС. Программа предназначена для
внеурочной деятельности с учащимися начальных классов.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы
внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для
формирования у младших школьников навыков пространственного мышления,
которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений
позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников
пространственные и зрительные представления, наличие которых является
показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно
включиться в процесс обучения.
Программа разделена на несколько разделов, охватывающих разные интересы
детей и рассчитана на детей младшего школьного возраста 2-4 классов:
«Занимательная математика», «Велик и могуч русский язык», «Литературная
гостиная», «Немного об искусстве», «Юные исследователи». Каждый ребёнок
может проявить себя в интересующей его сфере деятельности.
1.1.Общая характеристика деятельности
Актуальность: Одаренность — это системное, развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность достижения
человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или
нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень,
качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда
результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и
социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной,
трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а
также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе
формирования и реализации индивидуального дарования. Никакого особого
рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути
большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не
всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного
процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка.
Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок
должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему
предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления
одаренности определяет целесообразность существования разнообразных
направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического
мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление
и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством
интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие
возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной
потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия
рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить
таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им
неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных
областях знаний, читают словари и специальную литературу. Поэтому именно в
школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и
техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на
дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои
способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает
надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно
их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере
жизни.
Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять,
не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения
одаренных детей.
Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми
исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная
потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в
умственных усилиях.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя
переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое
психическое образование - «познавательную потребность
Цель и задачи программы:
Цели:
-
выявление и поддержка способных и одаренных детей;
-раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания,
творческого и системного мышления;
-создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах
личности, общества и государства.
Задачи:
-Определить и использовать при организации образовательного процесса методы
и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарѐнных
детей;
-Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его
интересов в школе и семье.
-Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр,
олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
-Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной
деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную
работу.
1.2. Описание курса в плане внеурочной деятельности
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их
индивидуальные и возрастные особенности. Формы организации занятий:
беседа, групповая работа, индивидуальная работа, защита проектов, олимпиада,
викторина, творческая мастерская, турнир, КВН и т.п.
Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте
детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку
старшие подростки с готовностью выступают в роли наставников. Младшие
воспитанники подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.
Сроки
реализации
дополнительной
образовательной
программы:
Дополнительная образовательная программа «Знатоки НОУ» рассчитана на один
год обучения, 68 учебных часа, занятия проводятся - 2 раза в неделю .
Методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные,
практические, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
исследовательский, проектный, игровой, дискуссионный, работа с литературой,
занимательные упражнения; убеждения, поощрения, упражнения, стимулирования,
мотивации и т.д.)
2. Личностные и метапредметные результаты
Освоение детьми программы «Знатоки НОУ» достижение комплекса результатов
в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению,
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных
отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и
гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание,
- способность ставить цели и строить жизненные планы,
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме.
Регулятивные результаты:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности,
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач,
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения,
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Познавательные результаты:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы,
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач,
- смысловое чтение,
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации,
- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем.
Коммуникативные результаты:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение,
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.
Мониторинг
Способы проверки ожидаемых результатов: выполнение проектов, конкурсы
знатоков, викторины.
Виды контроля: начальный контроль (входная диагностика), текущий (конкурс
знатоков по окончании каждой четверти), итоговый (контрольный на конец года)
Формы проведения итогов реализации программы: защита проектов, участие
в олимпиадах.
3.Тематическое планирование
№ Раздел, тема
К/ч Содержание занятия
Примечания
Дата
1.
Вводное
занятие. Входная
диагностика.
1
Определение уровня
развития
мыслительных
способностей:
анализировать,
комбинировать,
планировать,
рассуждать;
пространственного
мышления; развития
речи.
Диагностика
2.
«Занимательная
математика». История
науки.
1
Вглубь веков, или
как считали древние.
История
возникновения
науки. Известные
ученые-математики.
Учимся искать
материал в книгах.
Групповая
работа с
литературой.
3.
«Занимательная
математика».
Исторические сведения
о математике.
1
Что дала математика
людям? Как люди
учились считать?
Беседа «Для чего
нужна математика?»
Беседа,
м/медийная
презентация
4.
«Велик и могуч русский 1
Разыгрывание немых Инсценировка
язык». В мире
безмолвия и неведомых
звуков.
сцен. Сказка «Мир
без слов».
Звукоподражание и
«теория ням-ням».
Игры «Добавки»,
«Знаешь сам -
расскажи нам»
, игра
5.
«Велик и могуч русский
язык». Древние
письмена.
1
Рисуночное письмо.
Игра «Угадай
символ». Сказка
Р.Киплинга «Как
было написано
первое письмо».
Иероглифы -
«священные знаки.
Игра
6.
«Литературная
гостиная».
Библиотека.
1
Первое посещение
библиотеки.
Знакомство с
библиотекой.
Понятия «читатель»,
«библиотекарь».
Основные правила
пользования
библиотекой.
Урок-
экскурсия
7.
«Немного об
искусстве». Что такое
искусство. Виды
искусств.
1
Беседа об искусстве.
Рассматривание
разных видов
искусства.
Выявление
предпочтений детей.
Беседа,
м/медийная
презентация
8.
«Литературная
гостиная». Окунемся в
прошлое.
1
Появление
книгопечатания на
Руси. Иван Федоров.
Старинные книги.
Экскурсия в
Экскурси
библиотеку.
9.
«Юные
исследователи». Краски
осени.
1
Экскурсия в осенний
парк для сбора
природного
материала.
Обсуждение
возможных
композиций поделок
из собранного
материала.
Экскурсия
10
«Немного об
искусстве». Как
прекрасен мир вокруг.
1
Мир искусства,
творчества и
красоты. Учимся
видеть красоту
вокруг нас. Как
можно передать свои
впечатления.
Практическая
работа
«Осень»
(выбор
ученика:
рисунок,
лепка,
сочинение и
т.п.)
11
«Юные
исследователи». Проект
– это интересно.
1
Что такое
исследование?
Создание проектов.
Рассмотрение тем
для исследований.
Выбор темы своего
исследования.
Беседа.
12
«Занимательная
математика». Возникно
вение математических
знаков «+» и «-».
1
История
возникновения
математических
знаков. Конкурс на
лучший рисунок «В
стране
МАТЕМАТИКА»
М/медийная
презентация,
конкурс
рисунков
13
«Занимательная
математика». Бесконечн
ый мир чисел.
1
Бесконечный мир
чисел. Римские и
арабские цифры. В
царстве чисел-
великанов. Учимся
оперировать
большими числами.
Занимательны
е упражнен
14
«Велик и могуч русский
язык». В Страну Слов.
Первые встречи.
1
Игры «Слова –
братья», «Эстафета».
Разгадывание
загадок. Сценка «Кто
лишний».
Головоломка
«Ягоды». Рассказ
«Снежные слова».
Игры, загадки,
инсценировка
15
«Велик и могуч русский
язык». Как возникла
наша письменность?
1
Застывшие звуки.
Финикийский
алфавит. Греческий
алфавит. Кириллица
или глаголица?
Творческое задание
«Придумай свой
алфавит».
Творчес
16 Конкурс знатоков.
1
Подведение итогов
четверти.
Викторина по
пройденному
материалу.
17
«Литературная
гостиная». Литературны
е жанры.
1
История
возникновения
разных литературных
жанров. Учимся
различать
литературные жанры.
Работа с
литературой.
18 «Литературная
гостиная».
1
Формулирование и
обсуждение в
Групповая
работа.
Правила обращения с
книгой.
группах правил
обращения с книгой.
19
«Юные
исследователи». Волше
бные свойства бумаги.
1
Что такое бумага.
История появления.
Способы обработки.
Значение.
Изготавливаем
поделку из бумаги.
Практическая
работа
«Поделка из
бумаги».
20
«Немного об
искусстве».
Музыка и живопись.
1
После
прослушивания
пьесы «Весёлая.
Грустная»
Л.Бетховена отразить
на бумаге смену
настроения в музыке
прежде всего цветом.
Рисование
музыки.
21
«Занимательная
математика». Время
1
История появления
часов. Старинные
часы. Учимся
определять время без
часов.
Практическая
работа
«Учимся
определять
время без
22
«Юные исследователи».
Наши имена.
1
Беседа «Что значит
моё имя?». Работа в
группах с
литературой.
Рассказы детей о
своих именах.
Работа с
литературой.
23
«Велик и могуч русский
язык» Где же хранятся
слова?
1
Копилки слов. Как
найти слово в
словаре?
Лингвистика – наука
о языке. Работа со
словарями.
Работа со
словарям
24
«Занимательная
математика». Числа от 1
до 10.
1
Математические
игры («Живая
нумерация»), загадки
про цифры и числа.
Игры, загадки.
25
«Велик и могуч русский
язык». К тайнам
волшебных слов.
1
Сказка «Волшебные
слова». Разгадывание
загадок,
прослушивание
стихов и рассказов о
волшебных словах.
Сценки «Когда слова
теряют свою
волшебную силу».
Загадки,
инсценировка.
26
«Литературная
гостиная».
Поэзия.
1
Беседа «Как
рождаются стихи?».
Рифма. Игра «Подбор
рифмы». Сочинение
собственных стихов.
Игра,
сочинение
стихов.
27
«Литературная
гостиная». Стихи.
1
Развитие и
специфика
стихосложения в
русской поэзии.
Известные поэты
России. Вспоминаем
стихи, которые
знаем.
Чтение
литератур
28
Конкурс знатоков.
Интеллектуальная
викторина.
1
Подводим итоги
второй четверти. Что
узнали, чему
научились.
Викторина.
29 «Немного об
искусстве».
Музыкальные
1
Разнообразие
музыкальных
инструментов.
Изготовление
музыкальных
инструментов.
инструменты.
Изготовление
собственных
музыкальных
инструментов из
подручного
материала.
30
«Немного об
искусстве». Магия
цвета.
1
Разные краски в
нашем мире.
Передача чувств и
эмоций с помощью
цвета.
Практическая
работа
«Рисуем свое
настроен
31
«Юные
исследователи». День
моей фамилии
1
Беседа «Каждая
фамилия – это
история семьи».
Рассказ о
происхождении
своей фамилии или о
своей семье. Конкурс
рисунков «Моя
семья».
Беседа,
рассказ,
конкурс
рисунков.
32
Конкурс знатоков.
Интеллектуальная
викторина.
1
Подводим итоги
второй четверти. Что
узнали, чему
научились.
Урок- игр
33
«Занимательная
математика». В мире
ребусов.
1
Числовые
головоломки.
Заполнение судоку.
Разгадывание
математических
ребусов. Составление
простейших
математических
ребусов.
Работа в
группах.
34 «Велик и могуч русский 1
Сказка «Игры
Игры,
язык». Выбор друзей в
Стране Слов.
гномов». Игры
«Доброе – злое»,
«Только хорошее».
Конкурс на внимание
и чистописание.
Парад Добрых слов.
конкурсы.
35
«Литературная
гостиная» Кто такой
Петрушка?
1
Беседа «Герои
русских народных
сказок». Конкурс
рисунков и поделок
«Мой любимый
герой русских
народных сказок».
Беседа,
конкурс
рисунков,
поделок.
36
«Немного об
искусстве». Встреча с
Радугой.
1
Сказка «Слова,
которые могут
рисовать». Тайна
госпожи Радуги.
Рассматривание
картины И. Левитана
«Золотая осень».
Игра «Исправь
ошибку художника».
Работа с
картиной,
игра.
37
«Юные
исследователи». Сувени
р в подарок
1
Что такое сувенир.
Изготовление
сувенира в подарок.
Практическая
работа.
38
«Занимательная
математика». Мир
занимательных задач.
1
Задачи на
сообразительность.
Задачи-шутки.
Составление своих
задач.
Занимательны
е задачи.
39 Конкурс знатоков.
Интеллектуальная
викторина.
1
Подводим итоги
второй четверти. Что
узнали, чему
Урок- игр
научились.
40
«Велик и могуч русский
язык». Чудесные
превращения слов.
1
Сказка А. Шибаева
«Буква заблудилась».
Игры «Весёлые
буквы»,
«Спрятавшееся
слово».
Инсценировка
стихотворения А.
Шибаева.
Игры,
инсценировка.
41
«Юные
исследователи». Создае
м книгу.
1
Искусство создания
книги. Как создавать
книгу. Составные
части книги.
Определение темы
книги, ее
художественного
оформления.
Практическая
групповая
работа
«Изготавливае
м книгу»
42 Конкурс знатоков.
1
Подводим итоги
третьей четверти.
Урок - игра
43
«Занимательная
математика» «Без
мерной линейки, или
измерение голыми
руками».
1
Учимся измерять без
использования
линейки. Значимость
умения мерить.
Придумывание
своего способа
измерения.
Практическая
работа
«Измерен
44
.
«Литературная
гостиная».
В гостях у сказки.
1
Виды сказок. Их
особенности.
Сочинение
собственной сказки.
Работа в
группах.
45 «Немного об
1
Лепка героев из
Практическая
искусстве».
«Пластилиновая
ворона»
сказок, сочиненных
на прошлом занятии.
работа.
46
«Велик и могуч русский
язык». Тайны почерка.
1
Что такое почерк.
Какие тайны он
хранит. Можно ли по
почерку узнать о
человеке. Меняется
ли почерк.
Беседа
47
«Юные
исследователи». Пласти
линовый театр.
1
Инсценировка
сочиненных на
прошлых занятиях
сказок с помощью
пластилиновых
героев, слепленных
самостоятельно.
Групповая
работа.
48 «Литературная
гостиная» Фольклор.
1
Устное народное
творчество. Легенды
русского фольклора.
«Проба пера» -
учимся писать сами.
Практическая
работа «Проба
п
49
«Занимательная
математика». Геометри
ческая мозаика.
1
Путешествие в
страну
ГЕОМЕТРИЮ.
Конкурс рисунков на
лучший
геометрический узор
Игра, конкурс
рисунков.
50
«Немного об
искусстве». Музей.
1
Что такое музеи. Их
значение. Посещение
музея.
Экскурси
51 «Юные
исследователи». А
1
Состав яйца. Что
такое скорлупа, ее
Опыт
прочно ли куриное
яйцо»
значение. Проводим
опыт.
52
«Велик и могуч русский
язык». В Королевстве
Ошибок.
1
Прослушивание
стихов и рассказов и
работа по
исправлению
ошибок. Игра
«Волшебная яблоня».
Работа в
парах.
53
«Занимательная
математика». Быстрый
счет легко и просто.
1
Учимся быстро и
правильно считать.
Великие задачи. В
поисках
оптимального
решения.
Занимательны
е упражнен
54
«Велик и могуч русский
язык». О пользе знаков
препинания.
1
Значение знаков
препинания. Виды
знаков препинания.
Занимательны
е упражне
55
«Литературная
гостиная». «Своя игра»
по сказкам
К.И.Чуковского
1
Сказки
К.И.Чуковского.
«Своя игра» по
сказкам «Мойдодыр»
и «Тараканище»
Игра
56
Литературная
гостиная». «Говорящие
имена»
1
«Говорящие» имена и
фамилии
литературных героев.
Что хочет сказать
автор, давая имя
своему герою.
Работа с
литератур
57 Конкурс знатоков.
1
Подводим итоги
третьей четверти.
Урок - иг
58
«Юные
исследователи». Слезы.
1
Почему мы плачем?
Откуда берутся
слезы? Крокодиловы
слезы.
Группова
59
«Занимательная
математика». В мире
ребусов и лабиринтов.
1
Учимся решать
ребусы и лабиринты.
Пробуем
самостоятельно
разработать ребусы.
Практическая
работа
«Составляем
ребусы и
лабири
60
«Велик и могуч русский
язык». О русских
именах и фамилиях.
1
Какие имена и
фамилии считаются
русскими. Что они
обозначают. Почему
много
заимствованных
имен.
Работа с
литерат
61
«Литературная
гостиная». Автобиограф
ия.
1
Что такое
автобиография.
Учимся писать свою
автобиографию.
Практическая
работа
«Пишем
автобиог
62
«Немного об
искусстве». Автопортре
т
1
Что такое
автопортрет. Как
нарисовать свой
автопортрет.
Значение
фотоснимков.
Практическая
работа
«Рисуем
автопорт
63
«Юные
исследователи». Презен
тация проектов.
1
Презентуем проекты,
которые выполняли в
течение года.
Презентация
проектов
64 «Занимательная
математика» Логически
е задачи.
1
Работа в группе.
Решение готовых
задач и составление
Групповая
работа
своих
65
«Литературная
гостиная» «От глиняной
таблички до сетевой
странички».
1
Экскурс в историю
книги.
Презентация,
беседа
66
«Немного об
искусстве» Искусство и
компьютер.
1
Беседа об искусстве.
Виды искусств.
Место
компьютерных
Беседа
67
«Занимательная
математика» Математич
еские ребусы.
1
Разгадывание
готовых и создание
своих ребусов.
Работа в
группе.
68
Конкурс знатоков.
Диагностика
1
Подводим итоги года
обучения. Что
узнали, чему
научились.
Определение уровня
развития
мыслительных
способностей:
анализировать,
комбинировать,
планировать,
рассуждать;
пространственного
мышления; развития
речи на конец года.
Диагностика
4. Описание материально-технического обеспечения.
Материально-техническое обеспечение: занятие проводится в кабинете,
оснащенном м/медиа.
- словари, музыкальные произведения, репродукции картин
- природные материалы
- бумага, картон, пластилин, краски и т.п.
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: 6 т. – М, 1984.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка, «Смысл», 2005.
3. Нурахметова К.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии
одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 122-127.
4. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К.
Омарова
// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28.
5. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных
детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33.
Литература для детей:
1.
Бремнер Д. «Математические головоломки для умных»
2.
Гольдберг И. «Психология почерка»
3.
Депман И. «Мир чисел»
4.
Жукова Л. «Азбука русской живописи»
5.
Колум П. «Великие мифы народов мира»
6.
Русские народные сказки
7.
Уланова Л. «Азбука с именами»
8.
Чехов А.П. «Каштанка»
9.
Чуковский К.И. «Сказки»
10.Шибаев А. «Буква заблудилась»