Автор: Щепинская Наталья Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 83
Населённый пункт: г. Владивостока
Наименование материала: Методическая разработка сценария внеурочного занятия "Разговоры о важном", посвящённого Дню Неизвестного солдата
Тема: Урок памяти: "Мы не забыли!"
Раздел: среднее образование
Конспект внеурочного занятия «Разговоры о важном»
Урок памяти: «Мы не забыли!»
6 класс
Подготовила учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 83 г. Владивостока
Щепинская Наталья Леонидовна
Тема:
Урок памяти: «Мы не забыли!»
Цель занятия: пробуждение интереса к изучению отечественной истории и
культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и
конкретизация понятия «историческая память», осознание собственного
отношения к памяти защитников Отечества; формирование представления о
культурном и историческом единстве российского народа, важности
сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за
свою страну и её героев.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Родине, гуманизм.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает
также использование презентации, интерактивных заданий, включает в себя
анализ информации, групповую работу с текстом и игру.
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово учителя с элементами
беседы.
Часть 2. Основная часть. Организация деятельности учащихся. Просмотр
презентации. Беседа. Работа с фрагментами словарных статей, заполнние
таблицы, работа в парах. Выполнение интерактивных заданий.
Часть 3. Заключение. Рефлексия Подведение итогов занятия, составление
синквейна
.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
1.
Мотивационный этап (не более 5 минут).
Беседа: каждый из нас знаком со словосочетанием «Неизвестный
солдат». Как вы понимаете фразеологизм «Неизвестный солдат»?
Почему важно помнить о солдатах, пропавших без вести или не
погибших без возможности опознания? По каким поводам принято
вспоминать героев, погибших за Родину и оставшихся безымянными?
Сегодня мы проведем урок, посвящённый Неизвестному солдату, ведь 3
декабря в нашей стране отмечается День памяти Неизвестного солдата
(слайды 1,2).
Дети записывают тему занятия.
В нашей стране бережно хранится память о людях, событиях, которые
сохранили нашу независимость и свободу, нашу государственность. У
каждого человека есть Родина: то место, где он родился и живёт, где
становятся близкими и знакомыми леса и поля, реки и горы. Человек
любит свою семью, друзей, свой народ. И долг каждого гражданина
защитить своё отечество, если оно в беде. Защитники родины далеко не
всегда находятся в таких условиях, когда можно оставить о себе
информацию, но наша задача чтить каждого, кто отдал свою жизнь за
наше будущее.
Часть 2. Основная часть (25-30 минут).
Учитель: В ходе знакомства с информацией на слайдах, заполните
недостающую информацию в таблице:
«История памятников неизвестным героям»
Дата
Место
Событие
Памятник
1858
Дания
Датско-Прусская
война
«Неизвестный
пехотинец»
28 июля
1914 –
11 ноября
1918 гг.
Мемориальные
комплексы неизвестным
солдатам
Марсовом
поле в
Петрограде
(Санкт-
Петербурге)
Февральская и
Октябрьская
революции 1917 года и
Гражданская война
1 сентября
1939 –
2 сентября
1945 гг.
Финляндия
ГДР
Япония
3 декабря
1966
Могила Неизвестного
Солдата
Ученики под руководством учителя читают информацию на слайдах 3-5,
слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы, связанные с историческими
событиями, заполняют недостающую информацию.
Учитель: прочитайте текст на слайде (слайд №6), найдите слова синонимы к
слову «мемориал».
Ученики читают текст, находят и записывают слова: «мемориал» -
«памятник, монумент, кенотаф».
Ученики под руководством учителя продолжают знакомиться с историей
появления памятников неизвестным героям на слайдах 7-9, слушают рассказ
учителя, отвечают на вопросы, связанные с историческими событиями в
России и СССР, заполняют недостающую информацию.
Учитель: прочитайте текст на слайде (слайд №10) , выполните задание:
восстановите с помощью слов для справок текст Указа президента.
«Президент России Владимир Путин подписал Указ об установлении 3
декабря 2014 года в России новой памятной даты - Дня неизвестного
солдата».
«Законом увековечивается ________, воинская __________и бессмертный
__________российских и советских________, погибших в
_________действиях на территории страны или за ее пределами, чье имя
осталось___________.»
Ученики восстанавливают текст:
«Законом увековечивается память, воинская доблесть и бессмертный подвиг
российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории
страны или за ее пределами, чье имя осталось неизвестным».
Учитель
показывает
слайды
№
11-12.
Подготовленные
ученики
рассказывают
о
создании
памятника
Неизвестному
солдату
в
Александровском саду в Москве и читают стихотворение М.Исаковского.
Учитель рассказывает о вечном карауле у монумента и традиции минуты
молчания. Звучит метроном. Дети встают на минуту молчания.
Учитель показывает слайды № 13-15. Дети называют памятные места в
родном городе.
3.
Заключение. Рефлексия (4-5 минут)
Учитель: О людях, которые защищают свою родину, чтут её традиции,
уважают свой народ и трудятся на её благо, говорят, что они патриоты
своей страны. И каждый из нас помнит о тех, кто отдал за Родину свою
жизнь. Вы можете выразить своё отношение к Неизвестному солдату,
составив о нём синквейн (слайды 16-18).
Правила написания синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную
тему.
2 строка – два прилагательных, выражающих описание
темы.
3 строка – три глагола, называющие характерные
действия предмета.
4 строка – фраза из четырёх слов, показывающая
личное отношение к теме.
5 строка – синоним темы, подчёркивающий её суть.
Для оформления классного уголка мы составим коллаж из ваших
синквейнов «Неизвестный солдат».