Автор: Просвирнина Марина Евгеньевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №32
Населённый пункт: Город Пенза, Пензенская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Способы активизации познавательной деятельности в условиях личностно – ориентированного обучения."
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32 г. Пензы
Способы активизации
познавательной деятельности
в условиях личностно –
ориентированного обучения.
Выполнила : Просвирнина М. Е. (учитель начальных классов)
К основным ключевым элементам построения личностно-ориентированного
обучения, по мнению ученых, можно отнести следующее:
- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное
сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других
индивидов и человеческих общностей;
- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как
устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность
человека;
- самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий
стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и
способности;
- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему
качеств и способностей;
- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и
свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
- субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность
быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания
активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
- Я - концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о
самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с
другими людьми, отношения к себе и окружающим;
- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой
совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
- педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и
оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с
физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении,
жизненным и профессиональным самоопределением.
В основе построения личностно-ориентированного обучения лежат следующие
принципы:
Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в
актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и
физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к
проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных
возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования
индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача
образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные
особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему
развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести
свой образ.
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку,
который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в
построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать
подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать
формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер
взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения
детей.
Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и
субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически
целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях
постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели,
содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и
жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая
деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности
учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок
выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности.
Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует
формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует
осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и
самостроительству своего «Я».
Принцип доверия и поддержки. Такая атмосфера раскрепощает учащихся,
содействует раскрытию их собственного потенциала, развитию сильных сторон их
личности, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на
уроке деятельности.
После анализа основных компонентов личностно-ориентированного обучения с целью
обобщения всего выше сказанного можно его структуру представить в виде схемы.
Структура личностно-ориентированного обучения.
Таким образом, наличие у педагога представлений о сущности и структуре личностно-
ориентированного обучения позволяет ему более целенаправленно и эффективно
моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные
занятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы
самосовершенствования личности ребенка, развития его субъектности и
индивидуальности.
Личностно-ориентированное обучение - это такой тип образовательного процесса,
при котором личность педагога и личность школьника выступают как его активные и
основные субъекты. Основной целью образовательного процесса данного типа является
формирование и развитие личности школьника, с учетом его индивидуальности и
неповторимости, необходимым является также учет ценностных особенностей ребенка и
его ориентаций, структуры убеждений и психологических особенностей, которые
составляют основу внутренней модели мира ребенка.
Личностно-ориентированный урок
Содержание Принципы Методы Формы
Индивидуальность
Личность
Самоактуализированная личность
Самовыражение
Субъект
Субъективность
Я - концепция
Выбор
Педагогическая
поддержка
Самоактуализации
Индивидуальности
Субъективности
Выбора
Творчества
и успеха
Доверия и поддержки
Диалога
Игровые
Рефлексивные
Педагогической
поддержки
Диагностические
Создание ситуации выбора и успеха
Урок:
Творчества
Диспут
Ролевая игра
Соревнование
КВН
Выставка
Экскурсия
Домашняя работа Практикумы
Факультативы
Внеклассная работа
Кроме того, немаловажным элементом выступает и взаимная согласованность
процесса обучения с механизмами познания школьника, особенностей познавательной и
мыслительной стратегии.
Для того чтобы быть эффективной личностно-ориентированная система образования
не может не опираться на известные современной науке объективные законы познания и
развития ребенка. Несмотря на все изобилие идей, разнообразие научных теорий и
мнений, мы все-таки можем выделить среди них несколько очевидных и непреложных
фактов, касающихся логики развития познания ребенка. Фактов настолько очевидных и
непреложных, что некоторым они могут показаться банальными. Как бы то ни было, от
этого их значение для организации процесса обучения не только не ослабевает, но
напротив неизмеримо возрастает. Тем более что на деле до сих пор продолжает
сохраняться известный разрыв между достижениями науки и реальной практикой
школьного обучения. А факты говорят нам о следующем.
Каждый ребенок уникален и неповторим.
Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему,
когда он изучает то, что соответствует его интересам и потребностям.
Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему,
когда он изучает то, что соответствует его возможностям.
Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему,
когда в процессе обучения он может активно использовать имеющийся у него
личный опыт.
Ребенок младшего школьного возраста учится лучше и научится большему,
когда в процессе обучения он может активно действовать, экспериментировать,
исследовать на практике.
Таким образом, данные многих исследований убедительно показывают, какую
важную роль в психическом развитии ребенка играет предметно-практическая
исследовательская деятельность. Деятельность, в которой ребенок не просто принимает
на веру сентенции взрослого, но добывает истину САМ: он активно действует, выдвигает
гипотезы, пробует, наблюдает, ошибается и снова пробует. В этом увлекательном и
вдохновенном исследовании ребенок задействует все свои интеллектуальные
возможности, напрягает волю, переживает. Он наполняет предмет своего изучения
личностно значимым смыслом. Стоит ли говорить, как глубоко и прочно входит при этом в
ребенка усваиваемый им материал? Он поистине становится частью ребенка, частью его
личного опыта. От обучения требуется только создать для самостоятельного детского
экспериментирования необходимые условия, разумно использовать данный природой
механизм в учебном процессе.
В ситуации самостоятельного исследования, активного и творческого
экспериментирования ребенок не только развивается, но еще и ярко раскрывается как
индивидуальность. Он демонстрирует здесь свои волевые и личностные качества,
имеющиеся у него знания и опыт, проявляет особенности своей мыслительной
деятельности, социальные и иные умения и навыки. В этом смысле использование в
обучении самостоятельной исследовательской деятельности учащихся означает
одновременно реализацию индивидуального подхода к каждому из них.
Итак, рассмотренные выше некоторые естественные закономерности познания и
развития ребенка при всем их кажущемся разнообразии позволяют нам, тем не менее,
выделить два общих аспекта. Во-первых, по-настоящему эффективная система обучения
должна не на словах, а на деле исходить из принципа индивидуального подхода к
каждому ребенку. И, во-вторых, она должна моделировать условия для проявления
каждым учеником своей самостоятельности, самобытности, самодеятельности, поскольку
только в этом случае обучение имеет реальные шансы опираться на индивидуальные
интересы, потребности, возможности и личный опыт каждого ребенка в классе.
Индивидуальный подход к каждому ученику это не просто благое пожелание,
красивый лозунг, «довесок» к существующей традиционной системе обучения. Это
необходимое условие построения новой, действительно современной и эффективной
системы образования. Именно поэтому, в личностно-ориентированном образовании
индивидуализация рассматривается как стержневой принцип организации учебного
процесса, а максимальное раскрытие и развитие индивидуальности каждого ученика
является одной из важнейших задач.
В личностно-ориентированном образовании индивидуальный подход реализуется по
отношению к каждому ребенку, а не только к небольшой группе детей, по каким-либо
причинам не укладывающихся в установленные рамки «среднего» ребенка, как это имеет
место при традиционном подходе. Личностно-ориентированное образование исходит из
принципа - все дети в классе равноценны, но каждый ребенок уникален и неповторим. В
этом смысле личностно-ориентированный учитель не делит детей в классе на
«отстающих», «продвинутых» или «середнячков». Он с равным уважением относится к
индивидуальности каждого ребенка в классе и пытается строить свою работу на основе
учета этой индивидуальности. Так например, в процессе обучения каждому ребенку
предоставляется право свободного выбора на основании его индивидуальных интересов
и потребностей.
Следует отметить, что индивидуальный подход в личностно-ориентированном
образовании осуществляется не только во внеурочное время (что часто случается в
традиционном образовании), но и непосредственно на уроке. Методология личностно-
ориентированного урока такова, что позволяет каждому ребенку проявить свою
индивидуальность: реализовать свои интересы и потребности, личный опыт, принимать
самостоятельные решения, делать персональный выбор.
Т
аким образом, в личностно-
ориентированной системе образования индивидуальный подход к каждому ребенку
является не просто декларацией, благим пожеланием, а реально действующим
принципом построения всей образовательной среды, практическая реализация которого
обусловлена целями и методами обучения и воспитания. Индивидуальный подход в
личностно-ориентированном образовании строится на основе индивидуальной
избирательности и личной активности каждого УЧЕНИКА.
ЛИТЕРАТУРА
Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М. 1959.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. I. - М., 1982.
Добрынин Н.Ф. О воспитания интереса. // Педагогическое образование. - 1936, № 6.
Запорожец А.В., Луков Г.Д. О развитии мышления у ребенка младшего возраста. - Учен.
Зап. ХГПИ, 1941, т. VI.
Захарова А.В. и др. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности. //
Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и
воспитывающего обучения. - М., 1976.
Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. / Под ред.
Божович Л.И. // Известия АПН РСФСР. - 1955. - Вып. 73
Размыслов П.И. Формирование воли у младших школьников; Эмоции младших
школьников; Интересы младших школьников. // Психология младшего школьника. - М.,
1960.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.:
Сентябрь, 1996. - 96 с.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь,
2000. - 176 с.