Автор: Усманова Асия Тальгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №85
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование познавательной активности у детей 5-6 лет
Раздел: дошкольное образование
Формирование познавательной активности у детей 5-6 лет с ОНР в
процессе экспериментальной деятельности
1.
Ориентация на зону ближайшего развития ребёнка
2.
Активное соучастия детей в процессе отбора информации
3.
Включение детей в различные формы организации деятельности
общения со взрослым.
4.
Обеспечение успеха организуемой познавательной деятельности.
5.
Стимуляция потребностей детей в коммуникации со взрослым.
6.
Тесное взаимодействия воспитателя с логопедом при построении
работы.
Направления экспериментальной деятельности
Живая природа (характерные особенности сезонов в разные природно-климатических
зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде)
Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет, магнетизм,
Земля, космос.)
Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства,
преобразование предметов)
Классификации экспериментов
по характеру объектов, используемых в экспериментах
по месту проведения опытов
по количеству детей
по причине их проведения
по характеру включения в педагогический процесс
по продолжительности
по количеству наблюдений за одним и тем же объектом
по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
по характеру мыслительных операций
по характеру познавательной деятельности детей:
по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные
Структура детского экспериментирования
Проблемная ситуация
Целеполагание (что нужно сделать)
Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)
Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)
Подтвердилось или не подтвердилось
Формулирование выводов
Методики изучения познавательной активности
Методика «Выбор деятельности» (Л. Н. Прохорова) исследует предпочитаемый детьми
вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях
детей.
Методика «Маленький исследователь» (Л. Н. Прохорова) исследует предпочитаемые
детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости
интересов ребенка
Методика «Радости и огорчений» помогает выявить место исследовательской
деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.
Методика “Древо желаний”(В. С. Юркевич ) изучает уровень познавательной активности.
Высокий уровень овладения экспериментальной деятельностью
Отношение к
экспериментальной
деятельности
Целеполагание
Планирование
Реализация
Рефлексия
Познавательное
отношение
устойчиво. Ребенок
проявляет
инициативу и
творчество в
решении
проблемных задач.
Самостоятельно
видит проблему,
Активно
высказывает
предположения.
Выдвигает
гипотезы,
предположения,
способы их
решения, широко
пользуясь
аргументацией и
Самостоятельно
планирует
предстоящую
деятельность.
Осознанно
выбирает
предметы и
материалы для
самостоятельно
й деятельности в
соответствии с
их качествами,
Действует
планомерно.
Помнит о цели
работы на
протяжении всей
деятельности. В
диалоге со
взрослыми
поясняет ход
деятельности,
доводит дело до
Формирует в речи
достигнут или нет
результат, замечает
неполное
соответствие
полученного
результата гипотезе.
Способен
устанавливать
разнообразные
временные,
последовательные,
доказательствами.
свойствами,
назначением.
конца.
причинные связи.
Делает выводы.