Авторы: Заозерова Кристина Сергеевна, Казяба Жанна Васильевна
Должность: педагоги
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Тема: "Посуда" (по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе")
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-
Центр развития ребенка «Детский сад № 8 «Лесная сказка»
Конспект
совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного и
подготовительного к школе возраста
«Федорино горе»
Образовательные области:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
Подготовили:
учитель-логопед
Заозерова К.С.,
воспитатель
Казяба Ж.В.
Северодвинск
1
Цель: расширение представлений о посуде
Задачи (старший дошкольный возраст):
Коррекционно- образовательные:
1.Активизировать в речи номинативный (названия посуды), предикативный
(зачем нужна посуда) и атрибутивный (относительные прилагательные)
словарь по теме "Посуда".
2.Закрепить и активизировать в речи видовые понятия (чайная, столовая,
кухонная посуда).
3.Упражнять в образовании Р.п. сущ.
4.Закреплять навык количественного и порядкового счета.
Коррекционно-развивающие:
5. Развивать чувство ритма, способность воспроизводить ритмический
рисунок. (игра "Звучащие стаканы")
6. Развивать мелкую (обведи по точкам, укрась посуду) и общую моторику
(упражнения физкультминутки)
Коррекционно- воспитательные:
7. Создать условия для воспитания умения работать в коллективе.
Задачи (подготовительный к школе возраст):
Коррекционно- образовательные:
1.Активизировать в речи номинативный (названия посуды), предикативный
(зачем нужна посуда) и атрибутивный (относительные прилагательные)
словарь по теме "Посуда".
2.Закрепить и активизировать в речи видовые понятия (чайная, столовая,
кухонная посуда).
3.Продолжать формировать навык чтения слов.
4.Закреплять навык количественного и порядкового счета.
5.Совершенствовать умение правильно использовать грамматические
категории в ССП (Р.п. сущ. и прил., использование союза зато).
Коррекционно-развивающие:
6. Развивать общие речевые навыки (интонационная выразительность,
речевой выдох) при инсценировании отрывка из произведения К.И.
Чуковского "Федорино горе".
7. Развивать чувство ритма, способность воспроизводить ритмический
рисунок (игра "Звучащие стаканы").
8. Развивать общую моторику (упражнения физкультминутки), целостность
зрительного восприятия (собери чашку)
Коррекционно- воспитательные:
9.Создать условия для воспитания умения работать парами и в коллективе .
2
Структура ОД
I. Создание эмоционального настроя на занятие, сообщение темы ОД
(рассматривание иллюстраций к произведениям К.И. Чуковского.,
прослушивание аудиосообщения)
II.
"Чудесный мешочек"
"Распредели посуду"
Динамическое упражнение "Чайник"
"Мастерские"
физкультминутка (под озвученный отрывок из сказки "Федорино горе")
Появление Федоры
Упражнение "Посуда на полке"
Инсценирование отрывка из сказки "Федорино горе"
Упражнение "Звучащие стаканы"
III Обобщение образовательной ситуации. Просмотр буктрейлеров.
Ход совместной образовательной деятельности:
Учитель-логопед начинает занятие (дети стоят в шахматном порядке). Ребята
посмотрите, какая выставка иллюстраций организована у нас в группе. Вы
узнали, какие произведения проиллюстрировал художник? Называют
иллюстрации: Айболит, Федорино горе, Мойдодыр. Вы абсолютно правы! А
кто назовет автора этих произведений? Как зовут писателя? Корней
Иванович Чуковский.
Ребята, я заметила, что одна из иллюстраций озвучена.
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт.
Вы Федоре помогите
Всю посуду разберите.
Ребята, поможете Федоре? Тогда будем вспоминать, что мы знаем о посуде.
А поможет нам волшебный мешочек.
Определи, что лежит в мешочке? (В мешочке кастрюля. В мешочке тарелка.
В мешочке Чашка.) Я поставлю эту посуду на столы. А вы тоже возьмете по
одному предмету посуды и поставите на стол, не забудьте, что посуда бывает
3
разная по назначению (распределяют по обобщениям- чайная, столовая,
кухонная). Давайте проверять, что стоит на этом столе: перечисляют. Для
чего ложечка, блюдце, чашка, сахарница, кофейник? Как эту посуду
называют? ЧАЙНАЯ
Для чего нужная глубокая тарелка, ложка, вилка, супница, половник? Как
называют эту посуду? (СТОЛОВАЯ)
Для чего нужная кастрюля, сковорода, миска, нож, лопатка, шумовка? Это
КУХОННАЯ посуда.
Упражнение "Чайник"
Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам на показ выставляю живот.
(Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на
поясе; животик надут.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
(Топают.)
- Эй, люди, я с вами почайпить хочу!
(Делают призывные движения правой рукой.)
Молодцы! Ой, ребята, а для нас есть еще одно сообщение.
Все вокруг грязнючее,
Все вокруг валяется,
Не чистится, не моется
И не убирается.
Что с посудою случится,
Если так к ней относиться?
Ответ детей: Посуда портится, разбивается.
Вы готовы помочь Федоре и обновить посуду? Тогда мы создадим две
мастерские. Старшие ребята пройдите к воспитателю, а подготовительные
ребята помогут мне восстановить чайный сервиз для Федоры. В мастерских
мы работаем спокойно и не мешаем друг другу.
Возьмите часть посуды
и парами соберите чашку. Подходите парами, и прочитайте слова, которые
написаны на ваших чашках. Молодцы.
Ребята, вы уже знаете, что посуда бывает из разных материалов.
Назовите из каких: из стекла, из дерева, из фарфора, из металла, из керамики.
Возьмите по одному предмету посуды и вставайте в круг, мы поиграем в
игру "Соседи". Начало : у меня нет пластмассовой чашки, зато есть
фарфоровая чашка....
В это время у воспитателя ребята отрабатывают Р.п. сущ (нет ручки т.д.) и
относительные прилагательные (материал). Дорисовывают и украшают
4
(работа печатками.) В этой мастерской проводится пальчиковая гимнастика
"Машина каша".
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки дети мешают в
левой ладошке.)
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку, (Загибают по одному пальчику на левой руке.)
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыпляткам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)
Далее занятие проводит учитель-логопед со всеми детьми. Работа в
мастерских завершена. Давайте отдохнем.
Упражнения на координацию речи и движения: ПОД МУЗЫКУ
ОТРЫВОК (для всех ребят)
Скачет сито по полям, (Поскоки.)
А корыто по лугам.
За лопатою метла (Ходьба.)
Вдоль по улице пошла.
И кастрюля на бегу (Бег на носочках.)
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Из окошка вышел стол (Ходьба с высоким подъемом ног.)
И пошёл, пошёл, пошёл!
ПОЯВЛЯЕТСЯ ФЕДОРА (воспитатель): Ой, как же мне без посуды то быть.
Учитель-логопед: А ребята тебе уже все починили. Посмотри, мы твою
посуду на полочку поставим. Я буду выставлять посуду, а вы ребята
называйте ее. (посуда размещается на доске)
Федора: Ой, и правда! Какие вы молодцы! Давайте пересчитаем ее
(упражнение в количественном и порядковом счете)
Учитель-логопед: Федора, а ведь ребята так любят слушать сказку про тебя,
что даже могут рассказать отрывок.
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
5
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»
И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».
И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»
И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»
И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала,
Полоскала их она.
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
Федора: Как замечательно, что все хорошо заканчивается. На душе так
хорошо, что петь хочется и танцевать.
Педагоги: Федора, давай попробуем с ребятами сыграть мелодию.
Федора: А на чем?
6
Учитель-логопед : А на стаканах!
Отстукивание ритмического рисунка _ _ _ _ _ _ ___ _ _ ___
Разыгрывание мелодии.
Федора: ах как весело с вами, ребята! Но мне пора возращаться в сказку. До
свидания!
7