Напоминание

«Умелый финансист»


Авторы: Медведева Вера Владимировна, Бакиева Алена Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 317"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Умелый финансист»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 317» г. Перми

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Умелый финансист»

Автор проекта:

Медведева Вера Владимировна

воспитатель высшей квалификационной категории

Бакиева Алена Сергеевна

воспитатель

Пермь 2022г

Введение

Проект по формированию финансовой грамотности «Умелый финансист»

включает следующую информацию:

* актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную

значимость;

* принципы реализации проекта;

* цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного

проекта;

* сроки и этапы реализации проекта;

* управление и обеспечение проекта;

* ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели

эффективности проекта;

* планируемые мероприятия в рамках проекта;

* заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект

составлен

в

соответствии

с

принципами,

определенными

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

дошкольного

образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности «Умелый финансист»

разработан в целях финансового просвещения детей дошкольного возраста в

рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников

необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи,

организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и

родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект будет реализован с воспитанниками МАДОУ«Детский сад

№ 317» г. Перми.

Актуальность

В настоящее время остро стоит вопрос о развитии финансовой грамотности

у детей дошкольного возраста, ведь единственный источник знаний для детей —

это взрослые, а также учреждения дошкольного образования. Ребёнок часто

может слышать от своих родителей такие слова как: деньги, зарплата, карта,

покупка, продажа, пенсия, и мы можем ему помочь начать понимать данные

понятия и свободно в них ориентироваться.

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное

благосостояние,

препятствует

развитию

финансового

рынка,

приводит

к

ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с

тем, что основы финансовой грамотности в образовательных организациях

преподают

фрагментарно,

недостаточно

понятных

и

доступных

учебных

программ и образовательных материалов для всех слоев населения. А так же мало

квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это, в свою

очередь, влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций.

Правительство Российской Федерации так же понимающе относится к

данному вопросу и разрабатывает различные программы по повышению

финансовой грамотности детей в рамках их дошкольного обучения.

У детей должна вырабатываться значимая ценностная установка на то, что

жить надо по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Надо стремиться

зарабатывать своим трудом. Тогда достаточное количество финансовых средств

откроет более широкие возможности для того, чтобы дарить радость людям.

2

Педагогическим девизом, своеобразным эпиграфом в этой нелегкой обучающей и

воспитательной деятельности могут стать слова французского писателя XVIII

века Антуана Франсуа Прево. Он говорил: «Можно смотреть на деньги свысока,

но ни в коем случае нельзя упускать их из виду».

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие

личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и

охватывает

следующие

структурные

единицы:

социально-коммуникативное

развитие;

познавательное

развитие;

речевое

развитие;

художественно-

эстетическое развитие.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об

экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар,

цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей

дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их

финансовой грамотности.

Задачи:

1. Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посрелдством

разнообразных видов детской деятельности;

3. Совершенствовать коммуникативные качества детей;

4. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности

взрослых.

5. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых

отношений посредством игровых действий.

Участники проекта:

- дети дошкольного возраста (4-5 лет);

- воспитатели группы;

- родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение одной недели)

Тип проекта: информационно -практико-ориентированный

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

* изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор

материала необходимого для реализации цели проекта.

* информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту

«Умелый финансист».

* подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

* подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения

проекта.

* создание развивающей среды по теме.

3

2 этап – Практический:

реализация проектных мероприятий в форме

совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного

материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и

атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов

(Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры,

художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые

игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме

интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»

Предполагаемые результаты

1. Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать

разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

2. Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой

грамотности детей.

3. Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

План мероприятий по финансовой грамоте детей

Понедельник:

Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара

Демонстрация презентации «История денег»

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

НОД«Дом, в котором «живут» деньги»

Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение,

выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).

Материал: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев.

Игра «Купи другу подарок»[см. приложение № 2]

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих

цену подарка.

Вторник:

Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-

Цокотуха».

НОД «Доход семьи»

Задачи: познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода:

зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике

доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать

уважение к людям, которые зарабатывают деньги.

Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р

игры «Супермаркет».

Д/и «Угадай, где продаются»[см. приложение № 2]

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем

продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Среда:

«Презентация семейный бюджет»

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

НОД «Путешествие денежки»

4

Д\и «Что быстрее купят?»[см. приложение № 2]

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его

ценой (стоимостью) и спросом на него.

Четверг:

Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»[см. приложение № 2]

Презентация «Познавательный маршрут «Банкомат»»

Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки

Д/и «Кто трудится, кто играет»[см. приложение № 2]

Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой

деятельности (трудовой – нетрудовой)

Пятница:

Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»

[см. приложение № 2]

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная

компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

«Ярмарка поделок»- учить устанавливать собственную цену стараясь продать

«товар» по собственной цене.

НОД «Путешествие в страну Экономика»[см. приложение № 3]

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня

финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим

направлениям:

* деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;

*авторитетные

качества

человека–хозяина:

бережливость,

расчётливость,

экономность,

трудолюбие;

и

щедрость,

благородство,

честность,

умение

сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи,

поддержки и т.п.,

* правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного

проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных

финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный

сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с

родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог

дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети

могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания,

но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности. 

Список использованных литературных источников

5

1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений

дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я.

2003. №4. с.55.

2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе

ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

3. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная

педагогика. 2009. №7. с.8.

4. Дошкольникам

об

экономике:

пособие

для

педагогов

учреждений,

обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск:

Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

5. Играем

в

экономику:

комплексные

занятия,

сюжетно-ролевые

игры

и

дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169

с.

6. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА»

М.; 2008. № 11. с.75.

7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику:

Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью

сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования

дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

10.

Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах

деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

6

7



В раздел образования