Автор: Васильева Оксана Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №2 "Звёздочка"
Населённый пункт: город Белебей
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности
Тема: "Путешествие в страну финансовой грамотности"
Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности
по ОО Познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром
на тему «Путешествие в страну финансовой грамотности» для детей
старшей группы (5-6 лет).
Цель: Познакомить детей с историей возникновения денег, их
предназначением.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей понятие о назначении денег.
- Познакомить с видами денежных знаков и их временными изменениями.
Развивающие:
- Развивать у детей связную речь.
- Развивать у детей воображение, внимание, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать правильное отношение к деньгам, дать представление о
том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.
Предварительная работа: Чтение и обсуждение сказки «Муха-
цокотуха», стихотворения К. И Чуковский «Телефон»; чтение
сказки «Лисичка со скалочкой»; беседа семейный бюджет, о профессиях
родителей; сюжетно-ролевая игра «Магазин»; рассматривание денежной
банкноты и монеты.
Оборудование: сундук с бумажными купюрами и металлическими
монетами, мешочки с солью, крупой, зерном, сахаром, чаем; стакан с водой
доска с магнитами, 2 – с монетами, с купюрами; кошельки, слитки золота и
серебра из пластилина, 5артинки с изображением монет, купюр и банковских
карточек.
Ход занятия
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Ребята пришла я к вам не с пустыми руками, посмотрите, у
меня сундучок. А что там внутри, хотите узнать? Тогда отгадайте мою
загадку.
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги)
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно, это деньги. А что же такое деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Действительно, деньги – это средство для жизни, особый
товар, который можно обменять на другие товары и услуги. Как и где мы
используем деньги в повседневной жизни?
Ответы детей (покупка продуктов питания, оплата проезда в транспорте,
покупка каких – либо подарков и многое другое)
Воспитатель: А как вы думаете ребята, а деньгами всегда расчитывались?
Ответы детей
Воспитатель: А чтобы это узнать, мы отправимся в путешествие, в
страну «Финансовая грамотность». Друзья, а как вы думаете, на чем можно
отправиться в путешествие?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, на автобусе. Предлагаю вам пройти в автобус и
занять свои места. Ну что, поехали?
Дети: Да!
Звучит музыка (звук автобуса).
Воспитатель: Вот и началось наше путешествие по финансовой
грамотности. Прошу вас пройти к столам и присесть на стульчики.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, у нас на столе лежат мешочки.
Предлагаю вам подойти, пощупать и угадать, что в них может храниться.
Ответы детей
Воспитатель: Давайте откроем и посмотрим. (В мешочках лежат соль,
зерно, сахар, чай, рис). Как вы думаете, могли ли все это служить деньгами?
Ответы детей
Воспитатель: Конечно, могли. Все эти вещества служили в качестве
товарных денег. Обмен одной вещи на другую называется бартер.
Ребята, а как вы думаете, удобны ли все эти вещи в качестве денег были в
использовании? Представим, идет древний человек в магазин, и несёт корову
или мешок соли. Это удобно?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это неудобно, потому что они занимают много места.
Поэтому возникла потребность в другой, более практичной форме платежа.
Воспитатель: Затем стали употребляли слитки серебра и золота. Слиток
— это форма для хранения драгоценного металла, обладающего
материальной ценностью. Они были разного размера
(показать на пластилине, обмотать разные куски пластилина в фольгу).
Люди отрубали небольшой кусок и отдавали продавцу. Отсюда и
название «рубль». В древние времена люди не знали, что такое деньги. Они
просто обменивались различными предметами. Но позже и такие деньги
стали неудобными.
Воспитатель: И вот со временем, когда люди научились работать с
металлом, стали появляться металлические монеты. Посмотрите, они
отличаются от современных монет?
Дети рассматривают картинки с монетами.
Физкультминутка
«Карманов много у меня»
На ладошку я монетку из кармана положу
Где орел, а может, решка? У монетки я спрошу.
Раз, два, три, монетку обратно в карман положи.
Воспитатель: Но монеты тоже были очень неудобные. Как вы думаете,
почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, их нужно было очень много и монеты были тяжелые и
занимали много места. Именно поэтому люди придумали другие деньги –
бумажные. Их еще называют купюры.
(Картинка «Первые бумажные деньги»).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, каким образом можно было еще
заполучить деньги? А за что получают деньги ваши родители?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, за работу. Люди позже стали за выполненный
объём работы брать деньги. Получается, деньги стали не только средством
покупки каких – либо вещей, но и оплачивали результаты труда людей.
Поэтому к деньгам нужно относиться очень бережно. А какими деньгами мы
с вами сейчас пользуемся?
Ответы детей (Монеты, бумажные деньги, банковские карты).
(Картинка современных денег).
Воспитатель: Чем, по-вашему, удобнее пользоваться? А как вы думаете,
где в наше время безопасно хранить деньги?
Дети высказывают своё мнение (безопасно хранить деньги в Банках и на
пластиковых картах).
Воспитатель: Как же нам разобраться, что лучше монеты или купюры?
Давайте проведём опыт. Встаньте так, чтобы было всем удобно. Пришло
время открыть мой сундучок. Посмотрите, что в нём лежит?
Ответы детей: Монеты и купюры.
Воспитатель: Посмотрите, что есть на столе?
Дети: Купюры, монеты, стакан с водой.
Воспитатель: давайте проведём 1 эксперимент.
Эксперимент 1.
Воспитатель: Бумага мнётся, рвется; монета – нет. Какой вывод можно
сделать?
Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
Воспитатель: На доске напротив монеты ставим фишку - магнит, здесь
монета показала лучшие качества.
Эксперимент 2.
Воспитатель: Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Дети: Она намокает.
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Дети: Она легко порвётся.
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что с ней произойдёт? Какой
вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?
Ответы детей. Монета.
Воспитатель: На доске напротив монеты ставим фишку - магнит.
Эксперимент 3.
Воспитатель: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Как
вы думаете?
Дети размышляют.
Воспитатель: Возьмите в одну руку монету, в другую - купюру. Что
тяжелее? Давайте подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с
купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче?
Ответы детей
Ставим фишку - магнит на доске, где купюры.
4. Эксперимент.
На столе лежат кошельки. Предлагаю взять каждому по кошельку и
положить туда купюру и монету. А теперь потрясите. Попробуйте
перевернуть. Сделаем вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети проверяют, исследуют.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Хранить в кошельке купюры гораздо удобнее.
Воспитатель: Ставим фишку – магнит напротив купюр. А теперь давайте
посчитаем количество магнитов.
Дети: Одинаковое количество фишек у монет и купюр.
Воспитатель: Совершенно верно. По одним достоинствам выигрывают
монеты, а по другим - купюры. Какой вывод мы сделаем?
Дети размышляют.
Воспитатель: Действительно, нам нужны и монеты, и купюры.
Ребята, мы с вами путешествие совершили, опыты провели. Я вижу, что
вы много теперь знаете о деньгах и для чего они нужны. Нам пора
возвращаться! Прошу занять места в автобусе.
Воспитатель: Ребята, а пока мы с вами едем, поговорим о том,
понравилось ли вам путешествие в страну финансовой грамотности. Мы
будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне
понравилось…».
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Ответы детей
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются.
Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение
экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у
меня для вас сюрприз. (Достаю из копилки шоколадные монетки)