Напоминание

Класс Птицы . Общая характеристика


Автор: Лобанова Татьяна Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ " Школа №125"
Населённый пункт: г Нижний Новгород
Наименование материала: конспект урока
Тема: Класс Птицы . Общая характеристика
Раздел: полное образование





Назад




«Конспект урока биологии в 7 классе по теме

«Рождённые для полёта» (ФГОС)

Тема урока: «Рождённые для полёта».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Цель: познакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам,

выявить особенности их внешнего строения, связанные с полётом.

Задачи:

1) образовательные: ознакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам,

показать особенности внешнего строения, связанные с полётом (перьевой покров, наличие

крыльев, обтекаемой формы тела). Также показать, что в связи с полётом птицы имеют

легкий скелет, сильные мышцы, хорошо развитое зрение.

2)

развивающие: развитие памяти, воображения, логико-мыслительных операций

(сравнение, анализ). Совершенствование умений школьников проводить наблюдения за

птицами, узнавать изученных птиц в природе, на видео, таблицах, рисунках, сравнивать

их между собой. Продолжить формирование умений работать с учебником: находить в

тексте необходимые сведения.

3) воспитательные: формирование научного мировоззрения учащихся, используя знания о

приспособленности птиц к полёту. Осуществление экологического воспитания, развитие

бережного отношения к пернатым, как важного компонента среды обитания. Расширить

политехнический кругозор на основе знаний физических явлений в жизни птицы. Также

осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.

УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основании критерия успешности учебной

деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную

работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять

цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника,

формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой

выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

-

Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать

факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с

учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем,

выполнение продуктивных заданий), моделировать, сопоставлять.

-

Сформировать

умение

строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий,

опираться в поиске решений на собственный опыт

Межпредметные связи: биология – физика

Ресурсы: таблицы с изображением птиц, чучела птиц.

Для демонстрации опыта о легкости скелета птиц: 2 лабораторных штатива с

кольцами, набор грузов по 100г – 10 штук, листы бумаги, картон, малярный скотч,

веревка.

Раздаточный материал для выполнения практической работы (перья разных типов,

лупы).

Мультфильм: «

Крылья, ноги, хвост»)

»

Музыка: мелодия «Голоса птиц».

Мультимедийная презентация.

Методы: словесно-наглядный; самостоятельная работа учащихся в парах;

работа

с

энциклопедиями

и

другими

источниками,

по

сбору

информации

представляющей интерес при подготовке к уроку.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный

момент

Учитель

проверяет

готовность к уроку.

Л: готовность и

способность к

выполнению норм и

требований

школьной жизни,

прав и обязанностей

ученика

II. Постановка

учебной задачи

Вводное слово

учителя:

Я приглашаю вас

сегодня в

необычайный,

загадочный и великий

«Мир Птиц».

Показ фрагмента

мультфильма

«Крылья, ноги,

хвост»)

Подведение учащихся

к формулированию

темы урока

"Рождённые для

полёта".

Через ответы на проблемные

вопросы и анализ фрагмента

видеофильма учащиеся

формулируют тему урока.

Р: умение

самостоятельно

обнаруживать и

формулировать

учебную проблему,

определять цель

учебной

деятельности

К: умение слушать и

понимать речь

других людей

П: уметь

воспроизводить

самостоятельно

приобретенные

знания;

Л: осознавать

недостаток знаний.

III. Открытие новых

знаний

Конечно, птицы

удивительны, птицы

красивы, но самое-то

главное – они летают!

Именно они подарили

нам волнующую идею

полёта!

Парить, наслаждаться

ощущением свободы и

простора могут только

они:

«РОЖДЁННЫЕ

ЛЕТАТЬ»

Личностно –

значимый

познавательный

вопрос :

Какие

особенности

Рассматривают рисунок в

К:

уметь

точно

и

грамотно отвечать на

вопросы;

уметь

воспроизводить

полученные знания.

П:уметь сравнивать,

обобщать,

делать

выводы;

уметь

сопоставлять

и

применять

полученные знания в

новой деятельности;

Л: развивать

мотивацию к

познавательной

Ситуационная

задача

урока

внешнего

строения птиц

позволяют им

летать?

Нам с вами нужно

решить задачу, ее

название:

Лучше день

потерять, потом

за пять минут

долететь…или

Крыло птицы –

«чудо техники»

(Информация по

данному вопросу

представлена в виде

текстов находящихся

на рабочих столах)

Задания на работу с

данной информацией

учебнике, отвечают на вопросы:

Птицы летают. Птицы

имеют крылья. Птицы имеют

клюв.

Птицы – это позвоночные

животные, с постоянной

температурой тела, обладающие

способностью к полету,

покрытые перьями и имеющие

крылья и клюв

деятельности

Ознакомление

(изучение нового

материала)

Понимание

Назовите характерные

черты птиц (используя

чучела птиц,

фотографии, рисунки)

Текст 1

Прочитайте текст №4,

рассмотрите рисунки,

сопоставьте название

силы с её

характеристикой

(соедините стрелками).

Работают с текстом ,выписывают

характерные черты птиц

Рассматривают рисунки в тексте,

работают с таблицу:

Сила

Характеристика

силы

Вес

Сила трения,

возникающая

при движении

тела в

жидкости или

газе

Подьемная

сила

Сила, с которой

тело вследствие

притяжения к

Земле,

действует на

Р: уметь

самостоятельно

контролировать свое

время;

К: уметь понять

поставленную

задачу;

П: уметь применять

полученные знания в

новых условиях;

Л: формирование

адекватной

позитивной

самооценки.

опору (подвес)

Сила

сопротивления

воздуха

Мышечная сила

крыла

Сила тяги

Результат

разности

давления

воздуха под

крылом и над

крылом птиц

Применение

Прочитайте текст §

(Внешнее строение птиц),

тексты №

1

,

2

,

выполните

лабораторную работу.

Рассмотрите рис.2 на

стр.230 и перья птиц

(раздаточный

материал). Какие виды

перьев выделяют у

птиц. Опишите их,

заполнив таблицу.

Составьте схему,

отражающую

строение пера.

Рассматривают рисунки в

учебнике, рассматривают перья

птиц, заполняют таблицу:

Тип пера

Строение

Функции

Составляют схему, отражающую

строение пера.

Перо

Стержень Опахало

- бородки

- бородочки -

крючочки

Р: уметь

самостоятельно

контролировать свое

время;

К: уметь понять

поставленную

задачу;

П: уметь применять

полученные знания в

новых условиях;

Л: формирование

адекватной

позитивной

самооценки.

Анализ

Определите

особенности внешнего

строения птиц,

связанных с полётом

Дают разные варианты ответов.

Крылья идеально

приспособлены к полету по своей

форме и создают подъемную силу.

Полет возможен благодаря

подъемной силе, которую создает

крыло. Это связано с тем, что

давление воздуха под крылом

больше, чем давление воздуха,

проходящее над крылом. Эта

разница давлений и создает

подъемную силу крыла, которая

П: объяснять

явления, процессы,

связи и отношения,

выявляемые в ходе

исследования;

К: слушать ответы

друг друга, отвечать,

формулировать

собственные мысли,

высказывать свою

точку зрения.

удерживает птицу в полете.

Р: уметь

самостоятельно

контролировать своё

время и управлять

им

.

Синтез

Представьте, что вы

авиаконструктор.

Какие особенности

внешнего строения

птиц вы использовали

бы при

конструировании

летательных

аппаратов?

1.Крылья – несущие

плоскости самолёта.

Крылья идеально приспособлены

к полету по своей форме и создают

подъемную силу.

Полет возможен благодаря

подъемной силе, которую создает

крыло. Это связано с тем, что

давление воздуха под крылом

больше, чем давление воздуха,

проходящее над крылом. Эта

разница давлений и создает

подъемную силу крыла, которая

удерживает птицу в полете.

2. Обтекаемая форма тела.

Обтекаемый контур необходим

для того, чтобы рассекаемый

воздух не препятствовал

сопротивлению.

3. Легкий скелет (кости) -

Прочность, легкость,

компактность материала (сплавы

алюминия).

Важное условие для хорошего

полета – это малый вес.

Самолетным металлом является

алюминий, вернее его сплавы, они

очень легкие и прочные.

Значит скелет птиц, должен

состоять из легких и прочных

костей. Это достигается за счет

полых костей. Кости имеют тонкие

стенки, а внутри они полые или

образуют сеть тонких внутренних

перегородок. Такие кости легкие и

П: объяснять

явления, процессы,

связи и отношения,

выявляемые в ходе

исследования;

К: слушать ответы

друг друга, отвечать,

формулировать

собственные мысли,

высказывать свою

точку зрения.

Р: уметь

самостоятельно

контролировать своё

время и управлять

им.

в то же время очень прочные.

4. Сильные мышцы.

Самолет взлетает за счет работы

двигателей. Двигателем,

обеспечивающим работу крыльев,

у птиц служат мощные

летательные мышцы, на долю

которых приходится до 25% веса

тела. Мышцы прикрепляются к

килю – особому вырасту на

грудине.

Оценка

Оцените возможности

пингвина к полёту

(текст №3).

Дают различные варианты

ответов.

П: объяснять

явления, процессы,

связи и отношения,

выявляемые в ходе

исследования;

К: слушать ответы

друг друга, отвечать,

формулировать

собственные мысли,

высказывать свою

точку зрения.

Р: уметь

самостоятельно

контролировать своё

время и управлять

им.

Домашнее задание

Составить кроссворд

по многообразию

птиц. Подготовить

рефераты, доклады,

стихи, поговорки,

легенды о птицах.

Записывают в дневник.

Р: планировать пути

достижения целей;

устанавливать

целевые приоритеты;

уметь

самостоятельно

контролировать своё

время и управлять

им.

.

Итог

урока,

рефлексия

Что нового вы узнали

и чему научились на

уроке?

Что лично вам дала

такая работа?

Подводят итоги. Осознают, чему

научились, что узнали на уроке.

П: объяснять

явления, процессы,

связи и отношения,

выявляемые в ходе

исследования

Л: формирование

адекватной

позитивной

самооценки



В раздел образования