Автор: Лобанова Татьяна Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ " Школа №125"
Населённый пункт: г Нижний Новгород
Наименование материала: конспект урока
Тема: Класс Птицы . Общая характеристика
Раздел: полное образование
«Конспект урока биологии в 7 классе по теме
«Рождённые для полёта» (ФГОС)
Тема урока: «Рождённые для полёта».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Цель: познакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам,
выявить особенности их внешнего строения, связанные с полётом.
Задачи:
1) образовательные: ознакомить учащихся с классом птиц, дать определение птицам,
показать особенности внешнего строения, связанные с полётом (перьевой покров, наличие
крыльев, обтекаемой формы тела). Также показать, что в связи с полётом птицы имеют
легкий скелет, сильные мышцы, хорошо развитое зрение.
2)
развивающие: развитие памяти, воображения, логико-мыслительных операций
(сравнение, анализ). Совершенствование умений школьников проводить наблюдения за
птицами, узнавать изученных птиц в природе, на видео, таблицах, рисунках, сравнивать
их между собой. Продолжить формирование умений работать с учебником: находить в
тексте необходимые сведения.
3) воспитательные: формирование научного мировоззрения учащихся, используя знания о
приспособленности птиц к полёту. Осуществление экологического воспитания, развитие
бережного отношения к пернатым, как важного компонента среды обитания. Расширить
политехнический кругозор на основе знаний физических явлений в жизни птицы. Также
осуществлять патриотическое и эстетическое воспитание.
УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основании критерия успешности учебной
деятельности, мотивация учебной деятельности.
Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную
работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять
цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника,
формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой
выражать свои мысли.
Познавательные УУД:
-
Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с
учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем,
выполнение продуктивных заданий), моделировать, сопоставлять.
-
Сформировать
умение
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий,
опираться в поиске решений на собственный опыт
Межпредметные связи: биология – физика
Ресурсы: таблицы с изображением птиц, чучела птиц.
Для демонстрации опыта о легкости скелета птиц: 2 лабораторных штатива с
кольцами, набор грузов по 100г – 10 штук, листы бумаги, картон, малярный скотч,
веревка.
Раздаточный материал для выполнения практической работы (перья разных типов,
лупы).
Мультфильм: «
Крылья, ноги, хвост»)
»
Музыка: мелодия «Голоса птиц».
Мультимедийная презентация.
Методы: словесно-наглядный; самостоятельная работа учащихся в парах;
работа
с
энциклопедиями
и
другими
источниками,
по
сбору
информации
представляющей интерес при подготовке к уроку.
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
УУД
I.Организационный
момент
Учитель
проверяет
готовность к уроку.
Л: готовность и
способность к
выполнению норм и
требований
школьной жизни,
прав и обязанностей
ученика
II. Постановка
учебной задачи
Вводное слово
учителя:
Я приглашаю вас
сегодня в
необычайный,
загадочный и великий
«Мир Птиц».
Показ фрагмента
мультфильма
«Крылья, ноги,
хвост»)
Подведение учащихся
к формулированию
темы урока
"Рождённые для
полёта".
Через ответы на проблемные
вопросы и анализ фрагмента
видеофильма учащиеся
формулируют тему урока.
Р: умение
самостоятельно
обнаруживать и
формулировать
учебную проблему,
определять цель
учебной
деятельности
К: умение слушать и
понимать речь
других людей
П: уметь
воспроизводить
самостоятельно
приобретенные
знания;
Л: осознавать
недостаток знаний.
III. Открытие новых
знаний
Конечно, птицы
удивительны, птицы
красивы, но самое-то
главное – они летают!
Именно они подарили
нам волнующую идею
полёта!
Парить, наслаждаться
ощущением свободы и
простора могут только
они:
«РОЖДЁННЫЕ
ЛЕТАТЬ»
Личностно –
значимый
познавательный
вопрос :
Какие
особенности
Рассматривают рисунок в
К:
уметь
точно
и
грамотно отвечать на
вопросы;
уметь
воспроизводить
полученные знания.
П:уметь сравнивать,
обобщать,
делать
выводы;
уметь
сопоставлять
и
применять
полученные знания в
новой деятельности;
Л: развивать
мотивацию к
познавательной
Ситуационная
задача
урока
внешнего
строения птиц
позволяют им
летать?
Нам с вами нужно
решить задачу, ее
название:
Лучше день
потерять, потом
за пять минут
долететь…или
Крыло птицы –
«чудо техники»
(Информация по
данному вопросу
представлена в виде
текстов находящихся
на рабочих столах)
Задания на работу с
данной информацией
учебнике, отвечают на вопросы:
Птицы летают. Птицы
имеют крылья. Птицы имеют
клюв.
Птицы – это позвоночные
животные, с постоянной
температурой тела, обладающие
способностью к полету,
покрытые перьями и имеющие
крылья и клюв
деятельности
Ознакомление
(изучение нового
материала)
Понимание
Назовите характерные
черты птиц (используя
чучела птиц,
фотографии, рисунки)
Текст 1
Прочитайте текст №4,
рассмотрите рисунки,
сопоставьте название
силы с её
характеристикой
(соедините стрелками).
Работают с текстом ,выписывают
характерные черты птиц
Рассматривают рисунки в тексте,
работают с таблицу:
Сила
Характеристика
силы
Вес
Сила трения,
возникающая
при движении
тела в
жидкости или
газе
Подьемная
сила
Сила, с которой
тело вследствие
притяжения к
Земле,
действует на
Р: уметь
самостоятельно
контролировать свое
время;
К: уметь понять
поставленную
задачу;
П: уметь применять
полученные знания в
новых условиях;
Л: формирование
адекватной
позитивной
самооценки.
опору (подвес)
Сила
сопротивления
воздуха
Мышечная сила
крыла
Сила тяги
Результат
разности
давления
воздуха под
крылом и над
крылом птиц
Применение
Прочитайте текст §
(Внешнее строение птиц),
тексты №
1
,
2
,
выполните
лабораторную работу.
Рассмотрите рис.2 на
стр.230 и перья птиц
(раздаточный
материал). Какие виды
перьев выделяют у
птиц. Опишите их,
заполнив таблицу.
Составьте схему,
отражающую
строение пера.
Рассматривают рисунки в
учебнике, рассматривают перья
птиц, заполняют таблицу:
Тип пера
Строение
Функции
Составляют схему, отражающую
строение пера.
Перо
Стержень Опахало
- бородки
- бородочки -
крючочки
Р: уметь
самостоятельно
контролировать свое
время;
К: уметь понять
поставленную
задачу;
П: уметь применять
полученные знания в
новых условиях;
Л: формирование
адекватной
позитивной
самооценки.
Анализ
Определите
особенности внешнего
строения птиц,
связанных с полётом
Дают разные варианты ответов.
Крылья идеально
приспособлены к полету по своей
форме и создают подъемную силу.
Полет возможен благодаря
подъемной силе, которую создает
крыло. Это связано с тем, что
давление воздуха под крылом
больше, чем давление воздуха,
проходящее над крылом. Эта
разница давлений и создает
подъемную силу крыла, которая
П: объяснять
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования;
К: слушать ответы
друг друга, отвечать,
формулировать
собственные мысли,
высказывать свою
точку зрения.
удерживает птицу в полете.
Р: уметь
самостоятельно
контролировать своё
время и управлять
им
.
Синтез
Представьте, что вы
авиаконструктор.
Какие особенности
внешнего строения
птиц вы использовали
бы при
конструировании
летательных
аппаратов?
1.Крылья – несущие
плоскости самолёта.
Крылья идеально приспособлены
к полету по своей форме и создают
подъемную силу.
Полет возможен благодаря
подъемной силе, которую создает
крыло. Это связано с тем, что
давление воздуха под крылом
больше, чем давление воздуха,
проходящее над крылом. Эта
разница давлений и создает
подъемную силу крыла, которая
удерживает птицу в полете.
2. Обтекаемая форма тела.
Обтекаемый контур необходим
для того, чтобы рассекаемый
воздух не препятствовал
сопротивлению.
3. Легкий скелет (кости) -
Прочность, легкость,
компактность материала (сплавы
алюминия).
Важное условие для хорошего
полета – это малый вес.
Самолетным металлом является
алюминий, вернее его сплавы, они
очень легкие и прочные.
Значит скелет птиц, должен
состоять из легких и прочных
костей. Это достигается за счет
полых костей. Кости имеют тонкие
стенки, а внутри они полые или
образуют сеть тонких внутренних
перегородок. Такие кости легкие и
П: объяснять
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования;
К: слушать ответы
друг друга, отвечать,
формулировать
собственные мысли,
высказывать свою
точку зрения.
Р: уметь
самостоятельно
контролировать своё
время и управлять
им.
в то же время очень прочные.
4. Сильные мышцы.
Самолет взлетает за счет работы
двигателей. Двигателем,
обеспечивающим работу крыльев,
у птиц служат мощные
летательные мышцы, на долю
которых приходится до 25% веса
тела. Мышцы прикрепляются к
килю – особому вырасту на
грудине.
Оценка
Оцените возможности
пингвина к полёту
(текст №3).
Дают различные варианты
ответов.
П: объяснять
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования;
К: слушать ответы
друг друга, отвечать,
формулировать
собственные мысли,
высказывать свою
точку зрения.
Р: уметь
самостоятельно
контролировать своё
время и управлять
им.
Домашнее задание
Составить кроссворд
по многообразию
птиц. Подготовить
рефераты, доклады,
стихи, поговорки,
легенды о птицах.
Записывают в дневник.
Р: планировать пути
достижения целей;
устанавливать
целевые приоритеты;
уметь
самостоятельно
контролировать своё
время и управлять
им.
.
Итог
урока,
рефлексия
Что нового вы узнали
и чему научились на
уроке?
Что лично вам дала
такая работа?
Подводят итоги. Осознают, чему
научились, что узнали на уроке.
П: объяснять
явления, процессы,
связи и отношения,
выявляемые в ходе
исследования
Л: формирование
адекватной
позитивной
самооценки