Напоминание

Использование форм малого фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста


Автор: Некрасова Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Карпогорская СШ №118" СП "Детский сад "Морошка""
Населённый пункт: с.Карпогоры
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Использование форм малого фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование форм малого фольклора в речевом развитии

детей дошкольного возраста.

Фольклор - с перевода с англ.- народная мудрость. Это одно из действенных

средств, которое таит в себе огромные дидактические возможности.

Взрослые на протяжении многих поколений создавали для детей свой особый

фольклор, кот. включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки,

прибаутки, песенки, сказки.

Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию

речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, наполняет

положительными эмоциями. В них отражена сущность раннего детства-

видеть мир таким, каким он предстаёт перед взором маленького ребёнка-

удивительное ожидание радости, добра. Потешки, дразнилки обеспечивают

эффективное пополнение словаря и активацию речи детей. Произведения

фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности

каждого человека, освоении ими культурных богатств, предшествующих

поколений. Они необходимы для выражения в художественной форме своего

видения мира. Незатейливые по форме и простые по содержанию они таят в

себе немалые богатства- речевые, смысловые, звуковые.

Первоначальное знакомство с художественной литературой начинается с

колыбельных песенок (материнской поэзией, где центром является дитя)

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки.

Они стали ворковать,

Мою деточку качать.

Затем дети увлечённо слушают сказки, потешки, отгадывают загадки, играют

в хороводные игры.

Загадки полезны для малышей, они позволяют мыслить образно, направляют

на предметы и явления, повышают мыслительные способности, воображение.

В работе с детьми дошкольного возраста следует большое внимание уделять

прибауткам, потешкам, кот. помогают налаживать эмоциональный контакт с

детьми.

Чики-чики-чикалочки.

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке

Щёлкает орешки.

Три-та-та! Три-та-та!

Вышла кошка за кота,

За Кота Котовича

За Иван Петровича.

Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением.

Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи

способствуют снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз,

нормализует темп.

Еду, еду к бабе, деду

На лошадке в красной шапке…

Поехали, поехали

С орехами с орехами…

Дети также увлечённо слушают сказки. Сказка вводит ребёнка в некоторые

воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие

чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко

выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен. Всё

это возбуждает творческую активность. Заставляет делать выводы. Это

позволяет вовлечь детей в речевую работу при пересказе сказки или её

обыгрывании.

Также на занятиях можно использовать пальчиковые игры. Можно

здороваться пальчиками, топать ножками, хлопать в ладоши, имитировать

стук дождя под чтение потешек.

Кулачки сложили,

Кулачками били

Тук да тук, тук да тук.

Пальчик-мальчик, где ты был?

Очень нравится детям особый вид фольклора-докучные сказки.

Хочешь сказку про лису?

- Она в лесу.

Жили-были два гуся-

Вот и сказка вся!

Вот двор, во дворе кол, на колу мочало

Не начать ли сказку сначала?

Для развития речи детей следует шире использовать фольклор во всех его

формах. К сожалению, в последние годы происходит падение интереса к

фольклору.

Педагог Н. Г. Виноградов писал: «Едва ли можно найти материал более

близкий, затрагивающий интерес и потребности детского возраста»

Несмотря на то, что многие исследователи отмечают важную роль устного

народного творчества в воспитании и развитии ребёнка, его потенциал в

практике дошкольных учреждений используется недостаточно.



В раздел образования