Напоминание

Программа «Опытов и экспериментов» с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Гулина Любовь Егоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ № 23 "Лесная сказка"
Населённый пункт: РС(Я), п. Чульман
Наименование материала: Программа "Опытов и экспериментов"
Тема: Программа «Опытов и экспериментов» с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Программа

«Опытов и экспериментов»

с детьми старшего дошкольного возраста

Гулина Любовь Егоровна

МДОУ №23 «Лесная сказка»

п. Чульман РС (Якутия)

2022 год

Пояснительная записка

Одним из важнейших документов реализации концепции «устойчивого развития», направленной на

обеспечение благополучного существования человечества является экологическое образование

населения. Иначе, при быстром росте численности населения Земли и современной хозяйственной

деятельности, вызывающей загрязнение окружающей среды, вымирание видов, биосферу ожидает

всеобщая мировая экологическая катастрофа, ставящая под угрозу будущее всего человечества.

Экологическое образование, воспитание и просвещение населения является насущной потребностью

дальнейшего развития и процветания человечества. По мнению учёных, оно должно быть

непрерывным и всеобщим. В ряде работ в качестве первой ступени системы непрерывного

экологического образования рассматривается начальная школа. Но там оно не может заменить

дошкольную ступень. Они дополняют, но не взаимоисключают друг друга. Дошкольный возраст

отличается особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребёнку на данном

этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития

психологической структуры личности ребёнка, его знаний, мышления, совокупностью определённых

физиологических особенностей.

Дошкольное детство – начальный этап становления мировоззренческой позиции человека,

интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования определённого отношения ко

всему, что окружает ребёнка. Истоки подобной значимости, как считают специалисты, кроются в

психофизических особенностях детей дошкольного возраста – в их особой чувствительности,

эмоциональности, любознательности, целостном мировосприятии. Всё это создаёт базу для обучения

и воспитания дошкольников в духе экологической ответственности.

Используя в экологическом воспитании дошкольников программу «Хочу всё знать» И. В.

Малыхиной, программу «Детство» «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2

– 7 лет», конспекты занятий «Формирование экологической культуры дошкольников» Л. Г. Киреевой

и другие пособия, а также учитывая тематическое планирование программы «Воспитания и

обучения» Васильевой. Составила программу по экологическому воспитанию дошкольников. При

составлении опирались на специфику нашего дошкольного учреждения, а именно то, что у нас нет

воспитателя – эколога, и то, что дошкольники старшего и подготовительного к школе возраста

объединены в одну разновозрастную группу (от 5 до 7 лет). Всё это подтолкнуло меня к созданию

данного методического пособия.

Предпосылкой создания программы «Лаборатория опытов и экспериментов» стало отсутствие

чёткой, конкретной программы, которую мы смогли бы целиком применять на занятиях с

воспитанниками. Несмотря на большое множество всевозможных пособий, разработок, я не смогла

целиком и полностью применить какую-либо отдельную. Это обусловлено спецификой нашего

учреждения и организацией учебно-воспитательного процесса в нём. Многочисленные вопросы

детей об окружающем мире также подтолкнули к идее создания программы именно для меня и

наших воспитанников.

Огромное любопытство и интерес детей неиссякаем. Им интересно абсолютно всё, особенно то, что

касается природы и окружающего мира. Это естественные процессы развития личности и

игнорировать их – «педагогическое преступление». Но отвечать всем воспитанникам подробно на

каждый вопрос у нас нет возможности. Но в наших силах показать детям «инструмент» для познания

мира, где они через собственную исследовательскую опытно-экспериментальную деятельность

получат ответы на свои вопросы. А знания, добытые самостоятельно, да ещё сопровождаемые

сильными эмоциями в момент собственных открытий, всегда будут осознанными и наиболее

прочными.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена новыми веяниями современного дошкольного образования. А

именно осознанием и пониманием того, что уже в старшем дошкольном возрасте дети способны

ставить перед собой вопросы, находить на них с помощью педагога ответы, получать знания, делать

выводы,

строить

логические

взаимосвязи

природных

явлений,

понимать

и

осмысливать

закономерности окружающего мира. Занятия по данной программе доступно знакомят старших

дошкольников с элементарными естественнонаучными знаниями. Важно привлекать детей к

осмысленной деятельности, в результате которой они самостоятельно открывали бы для себя

свойства предметов и явлений, сравнивали бы, строили гипотезы и предположения, т. е. делали

каждый для себя открытия. Именно опыты и элементарные эксперименты вызывают у дошкольников

бурное проявление эмоций, а это значит, что они «пропускают» через себя информацию, которая

сохранится у них на очень длительное время и станет основой, фундаментом, для дальнейших, более

глубоких

знаний.

Исходя

из

вышеизложенного,

особое

значение

я

придаю

детскому

экспериментированию.

Цель:

Целью данной программы является формирование основных элементарных естественнонаучных

знаний, основ экологической культуры личности через развитие познавательной активности и

экспериментальной деятельности детей.

Задачи:

Для достижения поставленной цели сформулирован ряд задач:

1. Дать детям начальные знания по экологии, о природе, объектах и явлениях живой и неживой

природе, связях и взаимодействиях в ней.

2. Развить и поддерживать интерес у детей к получению знаний.

3. Сформировать нормы и правила нравственной культуры поведения в природе и городе,

заботливого отношения к растениям и животным.

4. Развить интеллектуальные и исследовательские способности детей, их фантазию.

5. Развить навыки и умения проводить простейшие опыты, работать с экспериментальным

инструментарием.

6. Воспитать эстетическое восприятие действительности.

7. Сформировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Материал

структурирован

согласно

тематическому

планированию

программы

«Детство»

«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей»

и учитывает возрастные

особенности детей старшего дошкольного возраста. Организация занятий предусматривает работу

воспитателя с детьми, как в групповом помещении, так и на участках, а также экскурсии в

окружающую среду.

Формы взаимодействия:

Используемые формы взаимодействия педагога и воспитанников:

• Беседы, рассказы, чтение

• Экологические экскурсии на групповые участки и парк

• Постановка и проведение опытов и экспериментов

• Игры, развлечения

• Экологические праздники

Ожидаемые результаты:

Познавательный: тренировать и осваивать разнообразные мыслительные процессы;

Природоведческий: знакомиться с явлениями окружающего мира и свойствами объектов, причинно-

следственными связями окружающего мира;

Лингвистический: давать описание увиденного, обсуждать итоги опыта;

Социальный: знакомиться с формами сотрудничества, общения;

Личностный: узнавать свои личные возможности, повышать самооценку, самостоятельность.

Умения и навыки, которыми дети овладевают в ходе реализации программы:

Выполняют несложные исследования;

Умеют пользоваться инструментарием для экспериментов: лупой, пинцетом, микроскопом и др.

Делают выводы из полученных результатов, устанавливают взаимосвязи между явлениями;

Помогают друг другу для достижения общей цели

Приучаются к самостоятельности и аккуратности: бережно относятся к инструментарию, убирают

рабочее место после работы.

В ходе разработки данной программы учитывался материал учебно-методических пособий:

«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет « Е.А. Мартынова,

И.М..Сучкова. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Анохина Е. В., Бондаренко Т. М., Суханова

А. С; «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждения» Горбатенко

О. Ф. А также опыт коллег в данном направлении Герасименко Т.Т. МДОУ центр развития ребенка

– детский сад №57 «Одуванчик» « Метод проектов в ознакомлении детей с природой» иИ. В.

Малыхиной «Хочу всё знать».

Оценка знаний воспитанников по экологическому воспитанию и эффективности данной программы

будет выполнена в ходе проведения ряда заданий для детей, к которым разработан балльный

критерий. Также в ходе реализации данной программы будут выполнены эксперименты для более

детального изучения достоинств и недостатков программы для последующей доработки.

Тематический план по организации

поисково-исследовательской деятельности детей

Старшая группа 2021– 2022 г

Тема

Задачи

Примерная тематика занятий.

Введение

дидактической

игрушки

Познакомить

детей

с

новым

устройством

уголка

экспериментирования, с новой

его

хозяйкой

-

Почемучкой.Развивать

умение

рассказывать

о

своих

впечатлениях, об увиденном

«Знакомство с Почемучкой»

Условия жизни растений и

животных

Выявить потребность растений в

воздухе, дыхании, подвести к

пониманию процесса дыхания

комнатных растений, процесса

всасывания

воды

и

необходимости рыхления почвы.

Продолжать

совершенствовать

умение

вести

схематическую

запись.

Демонстрационные опыты: «Может ли

растение дышать?»;

«Нужен ли корешкам воздух?»;

«Для чего корешки?»

«Земля – наша кормилица».

«есть ли у растений органы дыхания»

«Могут ли животные жить в земле».

Вода во всем.

Уточнить и расширить знания о

воде, её свойствах, роли в жизни

человека и живых организмов, о

формах

и

видах

воды,

знакомство с круговоротом воды

в природе; дать представление

об

источниках

загрязнения

воды,

его

последствиях,

развивать

экологическую

культуру.

Демонстрационные опыты:

«Фокус с водой»;

«Исчезающая вода»;

«Дышат ли рыбы»;

«С соленой водой»;

«Цветной сахар»;

«Круговорот воды в природе»;

«Вода не имеет формы».

«Помощница Вода»

Песок

и

глина

наши

помощники.

Дать представление о свойствах

песка

и

глины,

о

том,

как

человек использует их. Научить

лепить из глины элементарные

предметы.

Закреплять

умение

делать

простейшие

умозаключения,

доказывать

свою

правоту.

Формировать

понятия о том. Что песок и

глина

-

это

полезные

ископаемые.

«Песок, глина –

наши помощники»;

«Песчаный конус»;

«Буря в трёхлитровой банке».;

«Необычная картинка»;.

«Песочная графика»;

«Цветной песок»;

Поиск воздуха – Почувствуй

воздух.

Продолжать

формировать

представление о роли воздуха,

обнаружить

воздух.

Выявить

свойства воздуха; невидим, без

Демонстрационные опыты:

«Этот удивительный воздух»;

«Прыгающая монетка»;

«Воздух невидим»;

запаха, не имеет формы

«Сухой из воды»;

«Пламя загрязняет воздух»;

«Ветер – это движение воздуха»;

Взаимодействие воды и снега.

Познакомить

с

двумя

агрегатными состояниями воды

– жидким и твердым. Выявить

свойства

и

качества

воды;

превращение в лед

«Изготовление цветных льдинок»;

«Иней»

Измерение объема жидкостей

Подвести детей к пониманию

того, что жидкость принимает

форму

сосуда,

в

котором

находится

«Вкусный компот»;

«Где больше воды»;

Магнит

Помочь детям выявить свойства

магнита:

прохождение

магнитных сил через различные

материалы.

Определить

способность

металлических

предметов намагничиваться.

«Мы - фокусники»;

«Притягивается-не притягивается»;

«Магнитные силы»;

«Необычная скрепка».

Электричество

Подвести детей к установлению

причины

возникновения

электричества;

познакомить

с

проявлениями

статистического

электричества и возможностью

снять его с предметов; развивать

любознательность,

умение

выявлять

причинно-

следственные связи

Демонстрационные опыты:

«Волшебный шарик»;

«Как увидеть электричество»;

«Волшебники»;

«Чудо-прическа».

Звук

Помочь

понять,

как

распространяются

звуковые

волны. Подвести к пониманию

возникновения

эха,

выявить

причины

ослабления

звука.

Учить действовать по аналогии,

развивать логическое мышление

«Как распространяется звук»;

«Как появляется эхо»;

«Где живет эхо»;

«Почему не слышно».

Свет

Развивать

логическое

мышление,

речь,

умение

выдвигать

гипотезы

и

доказывать

свою

правоту.

Подвести

к

понятию,

что

источники

света

могут

принадлежать и к природному и

рукотворному

миру:

классификация

источников

света. Совершенствовать умение

вести схематическую запись.

«Свет вокруг нас»;

«Когда это бывает»;

«Солнечные зайчики».

Вес

Подвести детей к пониманию

того, что при изменении формы

предмета его вес не изменяется

«Чудо-пластилин».

Человек

Показать, как человек слышит

звук.

Познакомить

со

строением

глаза, функцией его частей.

Обобщить и конкретизировать

знания

детей

о

строении

и

значении дыхательной системы.

Помочь

определить,

зачем

человеку нужны глаза.

Помочь определить помощников

глаз

и

качество

зрения

при

использовании обеих глаз.

Показать взаимосвязь органов

вкуса и запаха.

Научить определять пищу на

вкус.

Посмотреть. Как зрачок глаза

меняет размер в зависимости от

освещенности.

Проверим слух»;

«Наши помощники-глаза»;

«Как

устроена

дыхательная

система

человека?»;

«Зачем человеку глаза?»;

«Есть ли у глаз помощники»;

«Что я вижу одним глазом»;

«Взаимосвязь органов вкуса и запаха»;

«Определение пищи на вкус»;

«Большой - маленький».

Экспериментирование

с

предметами

Познакомить

с

различными

видами

бумаги

(салфеточная,

писчая, обёрточная, чертёжная);

формировать умение сравнивать

качественные характеристики и

свойства бумаги.

Познакомить

с

различными

видами

тканей;

формировать

умение сравнивать качества и

свойства тканей; помочь понять,

что

свойства

материала

обуславливают

способ

его

употребления.

Помочь

определить

свойства

пластмассы

(гладкая,

шероховатая),

изделий

из

пластмассы.

«Мир бумаги»;

«Мир ткани»;

«Легкая пластмасса»;

«Путешествие в мир стеклянных вещей»;

«Термометр»;

Опыт с металлом и пластмассой»;

Тематический план по организации

поисково-исследовательской деятельности детей.

Подготовительная группа 2023 – 2024 г

Тема

Задачи

Примерная тематика занятий.

Знакомство продолжается.

Познакомить

детей

с

новым

оборудованием

уголка

экспериментирования, развивать

любознательность,

познавательную активность.

Игры с Почемучкой:

«Что изменилось»

«Прятки».

Время

Знакомство с частями суток, их

характеристика и отличия друг

от друга. Обучение счёту

времени

по

часам.

Изучение

календаря

Практическая часть: Опыты с солнечным

светом.

«Портрет сентября»

Выявление особых черт осени.

Знакомство

с

осенними

месяцами.

Сбор

гербария.

Наблюдение за изменениями в

природе.

Вода

Выявить

способность

воды

проходить

через

грунт,

определить

зависимость

быстроты протекания от вида

грунта.

Воспитывать

умение

договариваться друг с другом

для

решения

общей

задачи.

Актуализировать знания детей о

свойстве дерева (не тонет в

воде).

«Быстрые капельки»;

«Фильтрование воды»;

«Приключения Буратино»;

«Замерзание жидкостей».

Свойства различных веществ.

Выявить, что в продуктах есть

мельчайшие живые организмы.

Подбор условий для роста этих

организмов экспериментальным

путем

9развивать

исследовательский интерес).

Долговременные опыты:

«заплесневелый хлеб»;

«Растущие малютки»;

Новый год на планете Земля.

Изучение

зимних

месяцев.

Беседы

о

новогодних

праздниках.

Наблюдения

за

снегом и льдом. Игры со снегом

Опыт со снежинками;

«Изготовление цветных льдинок»;

«Взаимодействие воды и снега»;

Чистота и гигиена: «Уроки

Мойдодыра»

Понятие гигиены и чистоты.

Важность

гигиенических

навыков

Опыты с мылом и зубными щетками.

«Животные мира»

Животные Африки

Изучение животных: крокодил,

лев бегемот, жираф, зебра, слон.

Опыты

с

песком:

Создание

макета

саванны.

«Как выглядят песчинки?»;

«Опыт с мокрым песком»;

«Необычная картина»;

«Песочная графика»;

«Цветной песок»;

«Животные Севера»

Изучение

животных:

песец,

белый медведь.полярная сова,

тюлень, белая куропатка.

Опыты со льдом:

Создание макета айсберга и льдины

«Животные наших лесов»

Изучение животных: волк, лиса,

медведь, белка, заяц, ёж.

Наблюдение за домашними животными и

сравнение их с дикими животными.

«»Насекомые»

Изучение

насекомых:

жук,

Наблюдение за насекомыми в природе.

муравей,

гусеница,

бабочка,

стрекоза,

пчела,

муха.

Познавательный мультфильм :

наблюдения за насекомыми в

природе.

: «Портрет весны»

характеристика весны. Отличия

весенних месяцев. Пробуждение

природы.

Наблюдения

за

пробуждением природы.

Длительный эксперимент «Изменения в

природе».

«Царство растений»

знакомство с растениями нашей

местности. Изучение строения

растения.

Виды

растений.

Практическая

часть:

отличия

деревьев,

кустарников,

трав,

цветов.

«Космос»

«Солнечная

система»

Знакомство

со

строением

Солнечной системы. Изучение

планет. Создание макета нашей

галактики.

Опыт: «Шар – ракета»

«Планета Земля»

Изучение

уникальности

планеты. Знакомство с понятием

материков,

мирового

океана.

Изучение

модели

Земли

глобуса.

Познавательный

мультфильм о строении Земли.

Опыт «Вулкан»

«Камни, почва, минералы».

Рассказ о слоях земной коры.

Создание макета рельефа земной

поверхности.

Опыты с различными видами горных

пород,

полезными

ископаемыми,

минералами.

«Огонь»

Подвести детей к выявлению

способов

тушения

огня

различными материалами: вода,

песок, пена, толстое одеяло.

Выявить,что

при

горении

изменяется

состав

воздуха

(кислорода становится меньше).

Выявить

особенности

Опыты: «Свеча в банке»;

«Как задуть свечку из воронки»;

«Как потушить огонь».

взаимодействия

огня

и

воздушного вихря.

«Звук»

Подвести детей к выявлению

особенностей передачи звуков

на

расстоянии

(звук

распространяется через жидкие

и твердые тела).

Опыт:

«Звуки в воде».

«Свет»

Подвести детей к пониманию,

как

можно

многократно

отразить свет и изображение

предмета, то есть увидеть его

там, где его нет.

Познакомить

с

механизмом

возникновения цвета, развивать

наблюдательность,

умение

схематично вести запись.

Опыты:

«Передача Солнечного Зайчика».

«Разведчики».

«Радуга на свете».

Список средств обучения:

1

. Альбомы фотографий объектов живой и неживой природы;

2. Образцы почвы;

3. Природный материал (шишки, семена и пр.)

4. Измерительные приборы:

• Весы с гирями;

• Линейки;

• Транспортиры;

• Мерные стаканы;

• Пробирки, колбы;

5. Микроскоп;

6. Лупы;

7. Канцелярские принадлежности;

8. Глобус;

9. Атлас;

10. Макеты;

11. Наглядный и дидактический материал;

12. Аудио- и видеопрезентации;

13. Методическая литература;

14. Фотоаппарат;

15. Дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий.

Список используемой литературы:

1. Анохина Е. В., Бондаренко Т. М., Суханова А. С. Экологические занятия с детьми 5-

6 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004;

2. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-

экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997;

3. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших

дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7;

4. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М. : Просвещение, 2004;

5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002;

6.

Горбатенко

О.

Ф.

Система

экологического

воспитания

в

дошкольных

образовательных учреждениях. – Волгоград: Учитель, 2007;

7. Горькова Л. Г. Кочергина А. В. Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому

воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2007;

8. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников //

Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7;

9. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера,

2003;

10. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду:

Сценарии занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2004;

11. Кузнецов В. Н. Программы: Экология. - М. : Просвещение, 2006. – 176 с.

12. Левитман М. Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб. : СОЮЗ, 2006

13. Малыхина И. В. Хочу всё знать. - Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2007;

14. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя

детского сада. - М. : Просвещение, 2004;

15. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду.

- М. : Мозаика-Синтез, 2003;

16. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа». – М., 1998;



В раздел образования