Автор: Виолетта Владимировна Кравченко
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Психоневрологический интернат №3
Населённый пункт: Санкт-Петербург, город Петергоф
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Календарно-тематический план рабочей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа жизни»
Раздел: дополнительное образование
Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания
«Психоневрологический интернат №3»
ПРИНЯТА
педагогическим советом
СПб ГБСУСО
«Психоневрологический интернат №3»
Протокол №_______ от _____________
УТВЕРЖДЕНА
приказом № _______ от ___________________
Директор СПб ГБСУСО
«Психоневрологический интернат №3»
___________________________ / Т.В. Чеминава
Календарно-тематический план
рабочей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Школа жизни»
Возраст учащихся: от 18 лет и старше
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Кравченко Виолетта Владимировна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2022
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(Далее
–
Программа)
«Школа
жизни»
является
частью
комплексной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа жизни» предназначена для
реализации в СПб ГБСУСО «Психоневрологический интернат №3» (Далее – Учреждение).
Программа имеет социально-гуманитарную направленность
и является адаптированной.
Особенностью программы является то, что она комплексная по структуре и интегрированная по
содержанию. Программа объединяет две дисциплины: «Жизнь со вкусом» и «Культура жизни»,
которые являются обязательными для освоения обучающимися. При ее составлении учитывались
возрастные, психофизические и индивидуальные особенности и возможности обучающихся.
Программа предназначена для взрослых людей с разной степенью умственной отсталости
и различными сопутствующими соматическими заболеваниями, постоянно проживающих в
условиях Учреждения.
Актуальность данной программы заключается в формировании умений и навыков у
обучающихся к самообслуживанию и труду, воспитанию эстетического вкуса, приобретению
навыков финансовой грамотности, а также адаптации к жизни в обществе.
Новизна программы заключается в том, что она адаптирует особенности обучению
домоводству к реалиям жизни в Учреждении, учитывает особенности реабилитации и адаптации
обучающихся, необходимость получения навыков самообслуживания и умения грамотного
ведения
домашнего
хозяйства
для
проживающих
в
Учреждении.
Программа
будет
способствовать
приобретению
знаний
по
финансовой
грамотности.
Реализация
данной
Программы
способна
научить
преодолевать
трудности
самостоятельной
жизни,
дает
возможность на основе полученных знаний быть хорошим, грамотным, аккуратным хозяином
или хозяйкой. Программа направлена на освоение и применение техник и технологий ХХI века: в
дисциплинах «Жизнь со вкусом» и «Культура жизни».
Отличительной особенностью
Программы
является то, что она учитывает все
необходимые знания, умения, навыки и включает в себя те дисциплины, которые необходимы
для социальной адаптации и реабилитации обучающихся: «Жизнь со вкусом» и «Культура
жизни», которая включает в себя знания о личной гигиене, здоровому образу жизни, уходу за
одеждой и обувью, основам швейного дела, гигиеническим требованиям к жилому помещению,
финансовой грамотности, правил дорожного движения (Далее – ПДД), культуре поведения,
патриотизму, истории и достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Целесообразность программы заключается в том, что она, при условии её выполнения,
обеспечивает достижение поставленных целей и задач по формированию творчески развитой
личности, способной к самообслуживанию в бытовой среде Учреждения и владеющей знаниями
и навыками ведения домашнего хозяйства.
Учебный материал Программы способствует развитию творческого мышления, фантазии,
усидчивости.
Цель программы
–
создание условий для формирования у обучающихся знаний и
понятий о жизни в социуме через обучение жизненно необходимым
бытовым умениям и
навыкам.
Задачи:
Образовательные:
1.
Сформировать знания по использованию бытового оборудования, соблюдению
техники безопасности.
2.
Сформировать навыки работы с инструментами и бытовой техникой.
3.
Сформировать навыки и умения ведения домашнего хозяйства и быта.
4.
Сформировать навыки и умения ухода за собой.
Развивающие:
1.
Развивать внимание, память, образное и креативное мышление, фантазию.
2.
Развивать навыки самоконтроля и самооценки.
3.
Развивать мелкую моторику рук.
4.
Формировать коммуникативные качества личности и уверенность в себе.
5.
Развивать творческую активность через раскрытие индивидуальных способностей.
Воспитательные:
1.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к используемым
материалам.
2.
Воспитывать уверенность в своих творческих возможностях.
3.
Побуждать обучающихся к коллективной творческой деятельности.
4.
Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.
5.
Формировать любовь и уважение к национальным традициям.
6.
Формировать интерес к хозяйственно-бытовому труду.
Учебный
материал
Программы
адаптирован
к
индивидуальным
особенностям
обучающихся (возрастным, половым, психофизиологическим) и доступен к освоению.
Дисциплина «Жизнь со вкусом» включает в себя учебный материал по: гигиене питания,
правилам поведение за столом, материаловедению, технологии приготовления и подачи
кулинарных блюд.
Дисциплина «Культура жизни» включает в себя учебный материал по
личной гигиене,
здоровому образу жизни, уходу за одеждой и обувью, основам швейного дела, гигиеническим
требованиям к жилому помещению, финансовой грамотности, ПДД, культуре поведения,
патриотизму, истории и достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Условия реализации программы
Прием обучающихся в группы осуществляется по результатам входной диагностики,
собеседования с педагогом для определения исходного уровня знаний, умений и навыков,
необходимых для освоения Программы, а также на основании медицинского заключения врача о
допуске к занятиям. Комплектование групп осуществляется до 1 сентября учебного года.
Возможен дополнительный набор обучающихся в течение учебного года.
Дополнительный
приём обучающихся осуществляется по результатам входной диагностики, собеседования с
педагогом для определения уровня знаний, умений и навыков, необходимых для освоения
Программы.
Данная Программа рассчитана на 1 год обучения. Предназначена для освоения
обучающимися с различной степенью умственной отсталости и другими сопутствующими
заболеваниями в возрасте от 18 лет и старше.
Режим обучения:
Занятия с группой проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, всего 6 часов в неделю. Общее
количество – 216 часов в год. Занятия по дисциплине «Культура жизни» - 2 раза в неделю по 2
часа, всего 4 часа в неделю, 144 часа в год. Занятия по дисциплине «Жизнь со вкусом» - 1 раз в
неделю по 2 часа, всего 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Продолжительность занятия – 35 минут.
Наполняемость учебных групп – до 10 человек.
В период временных ограничений,
связанных с эпидемиологической ситуацией,
Программа может реализовываться с применением дистанционных образовательных технологий,
в том числе видео занятий, заданий и упражнений для самостоятельной работы с учётом
психофизических особенностей обучающихся и требований соблюдения техники безопасности, и
правил по предотвращению травматизма.
Ожидаемые результаты освоения Программы
По результатам освоения Программы, обучающиеся должны овладеть следующими
знаниями, умениями и навыками:
Дисциплина «ЖИЗНЬ СО ВКУСОМ».
Базовый уровень:
Должны знать
Должны уметь
-
технику
безопасности
при
работе
с
различными материалами, инструментами и
бытовой техникой;
-правильно организовать свое рабочее место;
-правильно использовать инструменты;
-осознанно соблюдать гигиену приготовления
- историю кулинарии
- материалы, инструменты и оборудование,
необходимые
для
ведения
домашнего
хозяйства;
- некоторые понятия и термины домоводства;
- условия хранения продуктов;
-
устройство
и
правила
пользования
холодильником;
- виды каш;
- происхождение какао;
- приемы украшения пасхальных яиц;
- технологии приготовления блюд, приемы
обработки и хранения продуктов;
- правила гигиены питания;
- процесс пищеварения и правила
рационального питания;
- правила сервировки стола;
- способы, приемы и правила обращения с
моющими, дезинфицирующими средствами;
- способы сохранения пищевой ценности при
тепловой обработке продуктов;
- безопасные приемы при работе с горячими
жидкостями.
пищи;
-осмысленно
реализовывать
безопасные
приемы работы режущим инструментом, при
пользовании электроприборами, чистящими и
моющими средствами;
-осуществлять
первичную
обработку
всех
видов продуктов;
- пользоваться холодильником;
-
выполнять
под
частичным
контролем
безопасные приемы работы с электроплитой,
горячими жидкостями;
- приготовить под частичным контролем салат
из свежих, отварных овощей;
-
приготовить
под
частичным
контролем
рассыпчатую и жидкую каши, макароны;
- приготовить под контролем какао;
- приготовить различные кулинарные блюда;
- сервировать стол.
Сниженный уровень:
Должны знать
Должны уметь
- технику безопасности при работе с
различными материалами, инструментами и
бытовой техникой;
- историю кулинарии;
- некоторые понятия и термины домоводства;
- правила гигиены питания;
- происхождение и виды продуктов;
- условия хранения различных продуктов;
- технологию приготовления простейших
- правильно организовать свое рабочее место;
-правильно использовать инструменты;
-осознанно соблюдать гигиену приготовления
пищи;
-осмысленно
реализовывать
безопасные
приемы работы режущим инструментом, при
пользовании электроприборами, чистящими и
моющими средствами;
-осуществлять
первичную
обработку
всех
кулинарных блюд;
- основные питательные вещества;
- правила пользования холодильником;
- названия и виды круп;
- виды супов, каш;
- продукты для приготовления теста
видов продуктов;
- приготовить простые кулинарные блюда;
- пользоваться холодильником;
- выполнять под контролем безопасные приемы
нарезки хлеба, сервировать стол к празднику;
-
выполнять
под
частичным
контролем
безопасные приемы работы с электроплитой,
горячими жидкостями;
- приготовить под частичным контролем салат
из свежих, отварных овощей;
-
приготовить
под
частичным
контролем
рассыпчатую и жидкую каши, макароны;
- приготовить под контролем какао;
- сервировать стол
Дисциплина «КУЛЬТУРА ЖИЗНИ».
Базовый уровень:
Должны знать
Должны уметь
- технику безопасности при работе с
различными материалами, инструментами и
бытовой техникой;
- гигиенические требования к жилому
помещению;
- материалы, инструменты и оборудование,
необходимые для ведения домашнего
хозяйства;
- некоторые понятия и термины домоводства;
-значение личной гигиены для здоровья и
жизни человека;
- предметы и средства личной гигиены,
содержание их в порядке;
- правила и приемы выполнения утреннего и
вечернего туалета;
-значение одежды и обуви для сохранения
здоровья человека;
-правильно организовать свое рабочее место;
-правильно использовать инструменты;
-осознанно соблюдать санитарно-
гигиенические требования;
-осмысленно реализовывать безопасные
приемы работы режущим инструментом, при
пользовании электроприборами, чистящими и
моющими средствами;
-правила личной гигиены;
- ремонтировать разорванные места одежды;
- вдевать нитку в иголку;
- работать с ножницами;
- определять оптимальную длину нитки для
выполнения ручных швейных работ;
- подбирать нитки по цвету и толщине;
- выполнять стежки и швы: «вперед иглу»,
тамбурный, стебельчатый шов;
-правила и приемы повседневного ухода за
одеждой и обувью;
-поддержание одежды в порядке, правила –
- выполнения мелкого ремонта;
- приемы работы ножницами;
- приемы вдевания нитки в иголку;
- понятие «волокно»;
- виды, назначение, свойства тканей;
- приемы пришивания пуговиц разных видов;
- виды отделочных стежков и швов;
-правила и приемы ручной стирки изделий из
хлопчатобумажных тканей;
-глажение простых изделий;
- способы, приемы и правила обращения с
моющими средствами;
-правила поведения покупателя;
- роль денег в жизни человека и общества;
- какие бывают у человека потребности;
- для чего нужны сбережения, формы
накопления денег;
- где можно приобрести товары и услуги;
- формы торговли: оптовая и розничная;
- знать основы здорового образа жизни;
- основные правила дорожного движения;
- знать символику Российской Федерации
(Гимн, герб, флаг);
- названия достопримечательностей Санкт-
Петербурга;
- знать основные события в истории Санкт-
Петербурга.
- вдевать резинку;
- стирать белье вручную;
-гладить одежду и белье;
-стирать и сушить изделия из шерстяных и
синтетических тканей;
-правильно убирать жилое помещение,
применяя моющие средства;
-совершать покупки в магазине;
- выбирать наиболее выгодный вариант
покупки;
- объяснять на примерах важность сбережений;
- повседневно соблюдать правила здорового
образа жизни;
- знать правила безопасного поведения на
дороге;
- различать символику РФ (гимн, герб, флаг);
- различать памятники, скульптуры и
исторические постройки.
Сниженный уровень:
Должны знать
Должны уметь
- технику безопасности при работе с
различными материалами, инструментами и
бытовой техникой;
-материалы, инструменты и оборудование,
необходимые для ведения домашнего
хозяйства;
- некоторые понятия и термины домоводства;
-значение личной гигиены для здоровья и
жизни человека;
- предметы и средства личной гигиены,
содержание их в порядке;
- правила и приемы выполнения утреннего и
вечернего туалета;
-значение одежды и обуви для сохранения
здоровья человека;
правила и приемы повседневного ухода за
одеждой и обувью;
-поддержание одежды в порядке, правила
выполнения мелкого ремонта;
-правила и приемы ручной стирки изделий из
хлопчатобумажных тканей;
-глажение простых изделий;
- способы, приемы и правила обращения с
моющими, дезинфицирующими средствами;
- где можно приобрести товары и услуги;
- роль денег в жизни человека и общества;
- правила поведения покупателя;
- основы культуры поведения в общественных
местах;
- знать основы здорового образа жизни;
- знать правила безопасного поведения на
дороге;
- знать символику Российской Федерации
(Гимн, герб, флаг);
- знать основные события в истории Санкт-
-правильно организовать свое рабочее место;
-уметь пользоваться электроприборами,
чистящими и моющими средствами;
- соблюдать правила личной гигиены;
- ремонтировать разорванные места одежды;
-правильно убирать жилое помещение,
применяя моющие средства.
-совершать покупки в магазине;
- выбирать наиболее выгодный вариант
покупки;
- уметь общаться со сверстниками и старшими
при встрече и расставании;
- соблюдать здоровый образ жизни;
- уметь безопасно переходить дорогу;
- различать символику РФ (гимн, герб, флаг);
- различать памятники, скульптуры и
исторические постройки.
Петербурга.
Базовый уровень.
Личностные результаты:
-проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные
качества личности, дисциплинированность, трудолюбие;
- в познавательной сфере – способность к познанию мира; умение применять полученные
знания в собственной деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных материалов и инструментов для
работы в разных технологиях.
Метапредметные результаты (сформированность регулярных, коммуникативных и
познавательных универсальных действий, что является наиболее сложным в обучении лиц
данной категории и зависит от уровня интеллектуального снижения и других сопутствующих
заболеваний):
Познавательные действия –развитие творческой инициативы обучающихся; развитие
технологического мышления и интереса обучающихся к труду.
Регулятивные действия – сформировать умение обучающихся определять цель своей
работы, в том числе учебной, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и
инструментарий,
осуществлять
поэтапный
контроль
своих
действий,
уметь
адекватно
поставленной цели оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные
действия
–
сформировать
способность
обучающегося
к
сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы и интересы взаимодействующих с ним
людей, умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение
отстаивать свою позицию без подавления прав окружающих, умение уважать чужое мнение,
принимать право другого быть иным, умение вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся
в действии ситуацию общения и т. д. Важнейшей социальной функцией домоводства является то,
что на занятиях происходит развитие коммуникативного потенциала обучающихся.
В качестве метапредметных результатов обучения следует также назвать:
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-
творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих
проектов;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных задач;
- умение рационально строить самостоятельную деятельность, организовать место
занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных результатов;
- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы.
Сниженный уровень.
Личностные результаты:
-проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявлять положительные
качества личности, дисциплинированность, трудолюбие.
- в познавательной сфере – способность к познанию мира; умение применять полученные
знания в собственной деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных материалов и инструментов для
работы в разных технологиях.
Метапредметные результаты:
Познавательные действия –развитие творческой инициативы учащихся; развитие
технологического мышления и интереса учащихся к труду.
Регулятивные действия – совместно с педагогом осуществлять этапы работы, совместно
с педагогом уметь ставить цели, делать анализ и видеть результат своей деятельности.
Коммуникативные действия – развивать умения сотрудничать с педагогом и другими
обучающимися во время образовательного процесса, понимать свою роль в общей работе.
Формы
подведения
итогов
реализации
Программы
и
оценка
деятельности
обучающихся.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются
в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
Способы определения результативности:
- входной контроль: входная диагностика, собеседование;
- текущий контроль: опрос, наблюдение;
- промежуточный контроль: диагностика результативности освоения Программы за I
полугодие.
- итоговый контроль: диагностика результативности освоения Программы за учебный год.
Формы контроля:
- наблюдение;
- анализ на занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и
приобретённых навыков общения (устный опрос, викторина, игра и пр.).
Формы подведения итогов реализации Программы:
- участие в отчетных мероприятиях;
- оформление лучшими работами выставок-продаж и ярмарок.
ДИСЦИПЛИНА «ЖИЗНЬ СО ВКУСОМ»
Цель: знакомство с видами труда через обучение основам ведения домашнего хозяйства и
приобретение начальных знаний и навыков по приготовлению наиболее простых кулинарных
блюд, социальная адаптация обучающихся через занятия по кулинарному профилю.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать установки на труд и получение знаний о значении кулинарии, физиологии
питания и гигиене приготовления пищи.
- Прививать правила внутреннего распорядка.
- Познакомить с продуктами растительного и животного происхождения.
- Познакомить с историей кулинарии, с лечебными свойствами некоторых продуктов,
историей национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки
продуктов.
- Познакомить с организацией труда при приготовлении пищи.
- Обогатить словарный запас на основе использования соответствующей терминологии.
- Формировать навыки основных безопасных приемов работы с инструментами при
обработке различных продуктов, с бытовой техникой.
- Приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности.
- Ознакомить с санитарно-гигиеническими правилами и нормами, техникой безопасности
при выполнении кулинарных и бытовых работ в ходе выполнения домашних обязанностей.
- Формировать начальные навыки сервировки стола.
- Формировать начальные навыки первичной и тепловой обработки продуктов первой
необходимости и приготовления наиболее простых кулинарных блюд.
- Формировать интерес к занятиям по кулинарному профилю.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Прививать навыки работы в группе.
- Формировать культуру общения и поведения.
- Формировать любовь и уважение к национальным традициям.
Развивающие:
-Пробудить интерес обучающихся к кулинарии.
-Развивать творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей
каждого обучающегося.
-Развивать эстетическое восприятие и творческое воображение.
-Формировать устойчивое внимание.
-Развивать мелкую моторику рук.
Календарно-тематический план
по направлению «Жизнь со вкусом»
N п/
п
Дата
проведения
занятий по
плану
Дата
проведения
занятий по
факту
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Форма контроля
Всего
часов
Теория
Прак
тика
1.
Вводное занятие
2
2
-
Устный опрос
2.
Гигиена питания
4
2
2
2.1.
Пища и ее
предназначение в
жизни человека.
Культура
питания как
составляющая
здорового образа
жизни.
Гигиена питания.
2
1
1
Устный опрос
2.2.
Кухня.
Оборудование
кухни. Посуда и
инструменты.
2
1
1
Устный опрос.
3.
Правила
поведения за
столом
2
1
1
Устный опрос.
6
Итоговое занятие
2
1
1
Викторина.
4.
Материаловедени
е
4
2
2
4.1.
Продукты
растительного и
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
животного
происхождения
4.2.
Условия хранения
продуктов питания
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.
Технология
приготовления и
подачи
кулинарных блюд
52
26
26
5.1.
Первичная
обработка овощей
и фруктов.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.2.
Приготовление
салатов. Салат
«Оливье»
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.3
Приготовление
салата из
белокочанной
капусты.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.4
Приготовление
салата из свеклы.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.5
Приготовление
салата из моркови.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.6
Приготовление
салата «Винегрета»
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
6
Итоговое занятие
2
1
1
Викторина.
5.7.
Приготовление
картофельного
пюре.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.8
Приготовление
жаренного
картофеля с
грибами
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.9
Приготовление
печеного
картофеля
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
6
Итоговое занятие
за полугодие
2
1
1
Устный опрос.
Викторина.
5.10
Приготовление
супов. Рассольник
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.11
Приготовление
борща
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.12
Приготовление
рыбного супа с
консервы
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.13
Приготовление щей
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.14
Овощные гарниры.
2
1
1
Устный опрос.
Приготовление
овощного рагу.
Наблюдение.
5.15
Приготовление
горячих напитков.
Приготовление
какао.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.16
Приготовление
киселя.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.17
Сервировка стола
2
1
1
Игра.
Устный опрос.
Наблюдение.
5.18
Приготовление
блюд из круп и
макаронных
изделий.
Приготовление
манной каши.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.19
Приготовление
гречневой каши.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.20
Приготовление
рисовой каши.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.21
Приготовление
макарон
по-флотски.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
6
Итоговое занятие
2
1
1
Викторина
5.22
Способы обработки
пищевых
продуктов.
Приготовление
печеных яблок.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.23
Изделия из теста.
Дрожжевое тесто.
Приготовление
пирожков с
картофелем.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.24
Приготовление
пиццы.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.25
Приготовление
песочного теста.
Приготовление
печенья.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
5.26
Приготовление
бисквита.
2
1
1
Устный опрос.
Наблюдение.
6
Итоговые занятия
8
4
4
Устный опрос.
Итоговая
диагностика.
Общее количество часов
72
37
35
ДИСЦИПЛИНА «КУЛЬТУРА ЖИЗНИ»
Цель
развитие
личности,
формирование
общей
культуры,
соответствующей
общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для
самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков,
позволяющих достичь обучающему максимально возможной самостоятельности в выполнении
хозяйственно-бытовой деятельности.
Соблюдение принципов научности, конкретности, современности при обучении по
направлению «Культура жизни», а именно, создание необходимых условий для личностного
развития обучающихся, использование последних разработок в области ведения домашнего
хозяйства (уборки, декорирования одежды, ухода за собой, ухода за одеждой). Применение
новых технологий, использование современных моющих, чистящих средств, средств в
косметологии, здоровому образу жизни, основам швейного дела, финансовой грамотности, ПДД,
культуре поведения, патриотизму, истории и достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с историей домашнего ведения хозяйства.
- Обогатить словарный запас на основе использования соответствующей терминологии.
- Сформировать навыки работы с инструментами и бытовой техникой.
- Приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности.
- Ознакомить с санитарно-гигиеническими правилам и нормам, техникой безопасности
при выполнении бытовых работ в ведении домашних обязанностей.
Развивающие:
- Развивать мотивацию у обучающихся к образовательной, трудовой деятельности.
- Формировать у обучающихся эстетическое отношение к труду.
- Формировать у обучающихся социальный опыт и поведение.
Воспитательные:
- Воспитывать у обучающихся привычку к чистоте, сознательному выполнению
санитарно-гигиенических правил в быту.
- Воспитывать у обучающихся чувство ответственности за качество и своевременность
выполняемой работы, а также трудовую дисциплину.
- Воспитывать положительные качества личности (трудолюбия, настойчивости, умения
работать в коллективе и т.д.).
Календарно-тематический план
по направлению «Культура жизни»
N п/п
Дата
проведения
Дата
проведени
Название темы
Количество часов.
Формы
контроля
занятий по
плану
я занятий
по факту
Всего
часов
Теори
я
Прак
тика
1.
Вводное занятие
2
2
-
Входная
диагностика.
Устный опрос.
2.
Личная гигиена
14
7
7
2.1
Предметы и средства
личной гигиены.
Уход за зубами.
2
1
1
Устный опрос,
наблюдение.
2.2
Уход за телом.
Уход за кожей рук.
Уход за лицом.
2
1
1
Собеседование.
Наблюдение.
Текущий
контроль.
2.3
Уход за телом.
Уход за кожей рук.
Уход за лицом
2
1
1
Собеседование.
Наблюдение.
Текущий
контроль.
2.4
Уход за волосами
2
1
1
Собеседование.
Наблюдение.
Текущий
контроль.
2.5
Уход за ногами
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
2.6
Режим дня.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
2.7
Гигиена зрения.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
12.
Итоговое занятие
2
1
1
Устный опрос.
3.
Здоровый образ
жизни
22
11
11
3.1
Основы здорового
образа
жизни
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
3.2
Движение – это
жизнь.
Физкультура – залог
здоровья.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
3.3
Вредные привычки.
Практические
рекомендации по
отказу от вредных
привычек.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
3.4
Экология и здоровье.
Отдых и прогулки на
свежем воздухе.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
3.5
Экология и здоровье.
Отдых и прогулки на
свежем воздухе.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
3.6
Экология и здоровье.
Отдых и прогулки на
свежем воздухе.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
3.7
Профилактика
заболеваний.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
3.8
Активный образ
жизни,
досуг.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
3.8
Активный образ
жизни,
досуг.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
3.9
Активный образ
жизни,
досуг.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
3.10
Домашняя аптечка,
первая медицинская
2
1
1
Собеседование,
анализ
помощь.
практической
работы.
Текущий
контроль.
12.
Итоговое занятие
2
1
1
Устный опрос.
4.
Уход за одеждой и
обувью
18
9
9
4.1
Повседневный уход
за
одеждой.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
4.2
Мелкий ремонт
одежды.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
4.3
Пришивание
пуговиц
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
4.4
Ремонт одежды–
наложение заплат.
Ремонт одежды –
штопка
разорванного места.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
4.5
Ремонт одежды–
наложение заплат.
Ремонт одежды –
штопка
разорванного места.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
4.6
Ремонт одежды–
наложение заплат.
Ремонт одежды –
штопка
разорванного места.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
4.7
Ручная стирка
личных вещей.
Сушка выстиранных
вещей и
складывание в шкаф.
Утюг. Утюжка
простых швейных
изделий.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
4.8
Ручная стирка
2
1
1
Собеседование,
личных вещей.
Сушка выстиранных
вещей и
складывание в шкаф.
Утюг. Утюжка
простых швейных
изделий.
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
4.9
Повседневный уход
за обувью.
Подготовка обуви к
сезонному
хранению.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
12.
Итоговое занятие
2
1
1
Устный опрос.
5.
Основы швейного
дела.
6
3
3
5.1
Понятие о тканях,
нитках, фурнитуре,
инструментов для
шитья.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
5.2
Основные виды
ручных
стежков и швов.
Декорирование
одежды.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
5.3
Изготовление
игрушек из ткани.
2
1
1
Собеседование,
анализ
практической
работы.
Текущий
контроль.
12.
Итоговое занятие
за полугодие
2
1
1
Устный опрос.
6
Гигиенические
требования к
жилому
помещению.
4
2
2
6.1
Ежедневная уборка
комнаты.
Последовательность
уборки комнаты.
Раскладывание
вещей по своим
местам, подметание
пола, вытирание
пыли, мытье полов.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
Практические
работы.
6.2
Еженедельная
уборка комнаты.
Уборка ванной,
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
санузла.
Практические
работы.
7.
Финансовая
грамотность.
8
4
4
7.1
Экономика
домашнего
хозяйства (бюджет,
кредит, заработная
плата, вклады).
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
7.2
Торговля и ее формы
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
7.3
Правила поведения в
торговых местах
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
7.4
Экскурсия в
магазин.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос
Практические
работы.
12.
Итоговое занятие
2
1
1
Устный опрос.
8.
Культура
поведения.
8
4
4
8.1
Поведение на улице,
в кино, в театре,
музее, на выставке, в
гостях.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
8.2
Обращение к
сверстникам при
встрече и
расставании.
Обращение к
старшим при встрече
и расставании.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
8.3
Выбор подарка.
Правила вручения и
приема подарка.
Внешний вид
(одежда, косметика,
парфюмерия) с
учетом
местонахождения.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
8.4
Учимся правильно
говорить.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
12.
Итоговое занятие
2
1
1
Устный опрос.
9.
Безопасная дорога.
8
4
4
9.1
Правила дорожного
движения.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
9.2
Правила дорожного
движения.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
9.3
Правила поведения
на
дорогах и
транспорте.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
9.4
Ответственность за
нарушения ПДД.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
10.
Я - гражданин
России.
12
6
6
10.1
История
государства.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
10.2
История
государства.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
10.3
Гимн, герб, флаг.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
10.4
Традиции и
праздники в России.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
10.5
Традиции и
праздники в России.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
10.6
Традиции и
праздники в России.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
12.
Итоговое занятие
2
1
1
Устный опрос.
11.
Я живу в Санкт-
Петербурге.
26
13
13
11.1
История Санкт-
Петербурга.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
11.2
История Санкт-
Петербурга
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
11.3
История Санкт-
Петербурга
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
11.4
Значимость Санкт-
Петербурга в нашей
стране.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
11.5
Достопримечательно
сти Санкт-
Петербурга.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
11.6
Достопримечательно
сти Санкт
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
11.7
Достопримечательно
сти Санкт
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
11.8
Санкт-Петербург –
город рек и каналов.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
11.9
Санкт-Петербург –
город рек и каналов.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
11.10
Санкт-Петербург –
город рек и каналов.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
11.11
Музеи Санкт-
Петербурга.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
11.12
Музеи Санкт-
Петербурга.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
11.13
Музеи Санкт-
Петербурга.
2
1
1
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
12.
Итоговое занятие
2
1
1
Устный опрос.
12 .
Итоговые занятия
16
8
8
Собеседование,
наблюдение.
Устный опрос.
Общее количество часов
144
73
71