Автор: Мозго Анатолий Игоревич
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Средняя общеобразовательная школа № 1"
Населённый пункт: г. Шарыпово
Наименование материала: Методические разработки
Тема: "Дидактические игры и пособия"
Раздел: начальное образование
Сборник
психологических игр
для детей 7-10 лет
Психологические игры для детей 7
лет
Веселая сороконожка
Цель – Развитие координации, внимания, наблюдательности.
Описание: в этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество
игроков только приветствуется.
Все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего
впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и ведущим. Ребята
должны наблюдать за ведущим и идти строго по его следам. С помощью музыки можно
ускорять и замедлять движение. Если ребята справляются с этим заданием, его можно
усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие- то
замысловатые движения. Например, прыжки на одной ноге, передвижение в ритме
ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь манипуляции руками и т. д. Те
участники, которые не справились с заданием, выбывают из цепочки.
«Ладошки»
Це
ль:
-
повышение
самооценки.
Описание: Детям предлагается бумага и фломастер. Нужно положить свою ладошку на
лист бумаги, раздвинуть пальцы и аккуратно обвести ее по контуру. Затем взрослый
просит на каждом, получившемся на бумаге, пальце написать или нарисовать что-нибудь
хорошее о себе. После этого ведущий собирает «ладошки», читаем их или показывает
группе, а дети угадывают где, чья ладошка.
«Цветик-семицветик»
Цель: игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.
Описание: взрослый заранее заготавливает из картона цветы. На каждом из 7 лепестков
нарисованы лица, выражающие эмоции. Ребенок, смотрит на лепестки, называет эмоцию
и говорит, когда он находился в том или ином состоянии. В течение года можно провести
подобные занятия многократно, а в конце года обсудить с ребенком, изменились ли его
взгляды на окружающих и на себя. Например, если ребенок в начале года говорил, что он
счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2-3 месяца заявил, что чаще всего он бывает
счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить об этом и
спросить, почему у него изменились представления.
«Котик»
Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного
эмоционального настроя в группе.
Описание: дети находятся на ковре. Под спокойную музыку придумывают сказку про
котика, который:
Нежится на солнышке (лежит на ковре);
Потягивается;
Умывается;
Царапает лапками с коготками коврик и т.д.
« Я радуюсь когда . . .»
Цель: расширение
представлений
детей
об
эмоции
«радость»;
формирование
положительных эмоций; расширение представление детей о поступках, которые приносят
радость.
Описание: педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит:
« (Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Петя ловит мячик и
говорит: «Я радуюсь, когда …» Затем Петя бросает мячик следующему участнику и,
назвав его по имени, в свою очередь просит: «(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты
радуешься?»
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопрос.
Психологические игры для детей 10 лет
Дрессированный медведь
Цели: В этой игре дети должны за короткое время сформулировать множество различных
идей, никак не оценивая их. Здесь детская фантазия может бить ключом.
Описание: Ты умеешь быстро думать? Возьми бумагу и карандаш и поразмышляй — для
чего бы тебе мог понадобиться дрессированный медведь? Может быть, для того, чтобы
носить твой портфель? Или охранять квартиру? Хотел бы ты, чтобы он был твоим личным
охранником? У тебя есть три минуты, чтобы придумать и записать как можно больше
идей. Не надо выбирать между "хорошими" и "плохими" идеями. Если у тебя появится
десять идей — это будет превосходно. Если ты
напишешь пятнадцать идей — это будет
невероятно! (3 минуты.)
Теперь разбейтесь на четверки. Покажите друг
другу свои листы. Что твои друзья думают о
том, что ты написал? Попытайтесь придумать
еще пять идей вместе.
Дальше эти рабочие группы Вы можете
использовать для мозгового штурма. Дети
могут выбрать какой-нибудь другой объект,
чтобы вместе за три минуты сформулировать
как можно больше идей. Наверняка они на
придумывают много — до десяти идей, а может и больше. По окончании пусть группы
сами выберут еще один объект. И здесь кто-то один из группы должен будет вести
протокол. Главное правило мозгового штурма — не оценивать!
Связывающая нить
Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплочённости группы.
Описание: участники становятся в круг. Один из ребят , держа в руках клубок, называет
своё имя и качество на первую букву имени и передаёт клубок соседу, оставляя ниточку у
себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны»
одной нитью. « Слегка натяните ниточку и почувствуйте, что мы - единое целое в этом
мире...».
«Войди в круг — выйди из круга»
Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения.
Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь
друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий
остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает,
толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все
его поздравляют, а пропустивший становится водящим.
«Следопыт»
Цель: расширение жизненного пространства участников за счет в их внесения в их жизнь
новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.
Формирование общего эмоционально-благоприятного фона.
Описание: команда получает письмо с вопросами, на которые всем классом необходимо
ответить. Игра проводится на переменах.
Примерные вопросы:
№
Вопрос
Ответ
1
Сколько ступенек у школьной лестницы? (на улице, центральный вход)
2
Сколько столов в школьной столовой?
3
В каком классе больше всего учеников?
4
Сколько завучей работает в школе?
5
В каком году Алексей Иванович стал директором школы?
6
Любимое блюдо у зав.производством?
7
Какое хобби у секретаря?
8
Какой породы собака у классного руководителя 3 а класс?
9
У кого в школе одинаковые имя и отчество? (необходимо указать
фамилии педагогов)
10
Любимая книга школьного библиотекаря?
11
Какие любимые цветы у классного руководителя 4 б класса?
12
Какое имя, отчество у врача школы?
13
Сколько компьютеров в компьютерных классах?
14
Что (или кто) изображен(-о) на календаре в кабинете психолога №78?
16
Кого в начальной школе больше: мальчиков или девочек?
17
Сколько ступенек у лестницы начальной школе? (с 1 по 3 этаж)
18
Среди учителей начальной школы есть двойные тезки. Кто эти люди?
(Напишите их ФИО)
19
Какой любимый мультфильм у классного руководителя 4 г класса?
20
Каким видом спорта занимается учитель физкультуры?
21
Сколько кабинетов в начальной школе имеют жалюзи на окнах?
22
Сколько классов в начальной школе?
23
Сколько стульев в каб. 63?
24
Сколько цветочных горшков в каб. 50?
25
Какой предмет был самым любимым у классного руководителя 1 а
класса), когда она училась в школе?
Игра «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
Описание: - Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет.
Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные
карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок
настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –
хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не
слишком плохое;
серый – скучное настроение –
не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение –
я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение –
мне грустно, я расстроен.