Напоминание

классный час " Вежливость и невежество"


Автор: Жедик Галина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 121"
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: классный час " Вежливость и невежество"
Раздел: начальное образование





Назад




ВЕЖЛИВОСТЬ И НЕВЕЖЕСТВО

Цели:

познакомить детей с общепринятыми нормами нравственности; воспитывать

культуру общения, взаимоуважение.

Ход занятия

!. Введение в тему.

Беседа «Вежливость».

- Ребята, вы часто слышите слова от взрослых: «Будь вежлив». А что такое вежливость?

(Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим вокруг было приятно с тобой

общаться.)

- Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно вести себя, чтобы избежать упрека в

свой адрес: «Какой он невежа!».

!!. Основная часть.

1. З н а к о м с т в о со словами вежливости

- Какие «вежливые» слова вы знаете?

- Назовите первые слова, которыми мы начинаем день? (Доброе утро).

У ч и т е л ь. Произнося слова «доброе утро», мы желаем нашим домашним, близким,

знакомым, друзьям хорошего здоровья, приятного настроения, хоти, чтобы день у них был

радостным, светлым – добрым. Вот как хорошо об этом сказано в стихотворении В.

Коркина «Я и солнышко».

Ученики, заранее подготовленные, читают поочередно стихотворение.

1-й чтец. Солнышко ясное встало.

- Доброе утро! –

Сказало.

- Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим…

2-й чтец. Но если проснешься,

И дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все равно…

Придумано мудро:

- Доброе утро!

- А вот стихи Эммы Мошковской.

3-й чтец. КИСЛЫЕ СТИХИ

Встало солнце кислое.

Смотрит – небо кислое,

В кислом небе

Кислое облако повисло.

И спешат несчастные

Кислые прохожие.

И едят ужасное

Кислое мороженое.

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

- Почему у всех было кислое настроение? (Потому что им никто не сказал «доброе

утро».)

- Так делают только невежи. Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязь, но стоит

сказать: «доброе утро» - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произносить эти

слова? Можно ли говорить «доброе утро» нахмурясь, недовольным голосом? (Надо

говорить весело, радостно, от души.)

- А какие слова мы говорим днем, вечером? (Добрый день, добрый вечер.)

1-й чтец. ДОБРЫЕ СЛОВА

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» - так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

2-й чтец. Дядя Саша огорчен,

Рассказал он вот о чем:

«Видел Настю – дошколенка

Я на улице сейчас.

Настя – славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но … давно уже от Настеньки

Я не слышу слова … Здравствуйте!»

- Когда мы произносим это слово? (Это слово мы говорим при встрече.)

- Слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то люди,

произнося это слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими,

могучими, как дерево, дуб например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем

человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Все эти слова хороши тогда, когда человеку действительно желают добра, здоровья.

2. Беседа «Просьба и отказ»

- Как скажет вежливый человек, а как невежа?

Сказали Волу:

- Уважаемый вол!

Отвезите, пожалуйста,

В школу стол.

Ответы:

а) Ну вот ещё, б) Рад бы помочь,

Охота была! Но ехать невмочь.

Найдите Мне отдавили копыта,

Какого-нибудь Фирма сейчас закрыта.

Осла! Извините, я занят сейчас,

Сделаю в следующий раз.

- Как вы поступите:

а) если вы сидите в трамвае, а зашла старушка;

б) если вы видите, что кто-то не уступает место больному;

в) если вы нечаянно наступили кому-то на ногу;

г) если вам кто-то наступил на ногу;

д) если вы видите, как старушка несет сумку тяжелую;

е) если вас пригласили в гости, а вы опоздали;

ж) если вы идете на улицу гулять?

- Выберите варианты наиболее вежливого выражения просьбы:

а) Уступите, пожалуйста место.

б) Извините, не уступите ли вы место?

в) Уступите место. Вы что не видите, что еле на ногах стою?

г) Извините, пожалуйста, я вас очень прошу, будьте добры, уступите мне место.

3. И н с ц е н и р о в а н и е с т и х о т в о р е н и я.

АННА-ВАННА-БРИГАДИР

- Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят!

Мы их не обидим:

Поглядим и выйдем.

- Уходите со двора,

Лучше не просите!

Поросят купать пора,

После приходите.

-Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят

И потрогать спинки –

Много ли щетинки?

- Уходите со двора,

Лучше не просите!

Поросят кормить пора,

После приходите.

-Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят!

Рыльца – пятачками?

Хвостики – крючками?

- Уходите со двора,

Лучше не просите!

Поросятам спать пора,

После приходите.

-Анна-Ванна, наш отряд

Хочет видеть поросят!

- Уходите со двора,

Лучше не просите!

Мы уже фонарь зажгли –

Поросята спать легли.

- Сколько раз отказывала Анна-Ванна-бригадир?

- Как можно было бы упросить строгую Анну-Ванну? Может быть, надо было бы

поговорить более вежливо, пообещать помочь?

Дети отвечают.

4. И г р а в рифмы.

- А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили вежливые слова, поиграем в рифмы:

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … (Спасибо.)

У ч е н и к и. А слово-то какое!

Очень дорогое!

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (Добрый день.)

У ч е н и к и. А слово-то какое!

Очень дорогое!

- Мальчик вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)

У ч е н и к и. А слово-то какое!

Очень дорогое!

- Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (Простите, пожалуйста.)

У ч е н и к и. А слово-то какое!

Очень дорогое!

- Встретил Витю я – соседа…

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!

Но – представьте! – зря от Вити

Ждал я слова … (Извините.)

У ч е н и к и. А слово-то какое!

Очень дорогое!

- И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят … (До свидания.)

У ч е н и к и. А слово-то какое!

Очень дорогое!

- Игру заканчивать пора.

Мы все надеемся, что с ней

Ты стал добрее и умнее!

!!!. Итог занятия.

Р е ф л е к с и я.

- Что такое вежливость?

- Чем запомнилось вам?

- Что вы для себя уяснили?



В раздел образования