Автор: Аксенова Наталья Валерьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №5"
Населённый пункт: город Кимры
Наименование материала: статья
Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»
Раздел: среднее образование
«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего
образования
второго
поколения
–
новый
шаг
в
образовании.
Отличительной
особенностью
нового
стандарта
является
его
системно-деятельностный
характер,
ставящий
главной
целью
развитие
личности
учащегося.
Система
образования
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,
умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности,
которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно -
деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно -
практической деятельности.
«Технология» -
основная
практико
-
ориентированная
область
знаний
в
общеобразовательной
школе,
знакомящая
с
различными
сферами
общественного
производства и в наибольшей степени способствующая нравственно - трудовому
становлению и воспитанию подрастающего поколения.
В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий, осуществляется
профориентация школьников.
В соответствии с ФГОС базовой образовательной технологией является формирование
универсальных учебных действий на предметном материале каждой из школьных
дисциплин, в том числе и технологии.
Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны благодаря
практической проработке большей части материала, а значит, и более усваиваются
учениками.
К сожалению, материально - техническая база для полноценного преподавания
технологии во многих школах, и в нашей в частности, не позволяет обеспечить все
потребности учащихся, приходится постоянно корректировать работу.
Задачей
учителя
технологии на
современном
этапе
обучения
становится
индивидуализация обучения, понимание того, что работать придётся не со всеми, а с
каждым. Теперь учитель мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы,
корректирует их действия, участвует в обсуждении, ищет способы включения в работу
каждого, учитывает личные особенности ученика, а затем направляет не на заучивание, а
на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности.
Учитель и ученик должны стать союзниками. В этой связи вспоминаются слова
великого Л. Толстого: «Учитель всегда стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя
удобный способ преподавания» и «Только тот образ преподавания верен, которым
довольны ученики».
Важен и кардинальный пересмотр системы оценивания. Накапливаются не оценки, а
работы - продукты. Сегодня ФГОС ООО рекомендует несколько видов оценивания:
самооценку, направленную на рефлексию, формирующую оценку для того, чтобы
проанализировать, чего ребёнок не достиг и как преодолеть этот операционный пробел.
Актуальной становится и накопительная оценка.
Уроки технологией – площадка для успеха и созидания, ведь они призваны пробудить
мысль, взволновать душу ребёнка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды
на успех.
Создавая
собственными
руками
вещь,
ребёнок
делается
добрее,
гуманнее,
бережливее, адаптируется в современном социуме. Качества, которые должны быть
у ребёнка на выходе из школы для его успешности в современной жизни, позволяет
реализовать предмет «Технология»:
- умение ставить цель и добиваться её;
- умение адаптироваться в ситуации;
- умение ориентироваться в мире;
- самостоятельно добывать и применять знания;
- уметь заботиться о других, быть нравственным человеком;
- сохранить здоровье.
В школе всё начинается с урока, и «учитель - это не тот, кто наполняет некий сосуд, а тот,
кто разжигает факел». Устаревшая система «вбей в ученика больше знаний» слабо
отвечает современным требованиям. Ныне должны использовать систему «научи, как
учиться». Поэтому меняется и типология современного урока технологии:
- урок открытия нового;
- урок общеметодологической направленности;
- урок развивающего контроля;
- урок рефлексии.
Предмет «Технология» может опорный предмет для формирования системы УУД.
Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной
деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической
проработки, технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости
от реальной
материально - технической базы по предмету, учитывая
склонности,
способности, потребности учащихся; видеть и анализировать те изменения, которые
происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и
ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс
обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие
УУД, такие как:
1. Системно-деятельностный (проблемное обучение)
2. Метапредметный (интегрированный)
3. Компетентностно-ориентированный
Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает:
деятельность,
нацеленную
на
результат;
обратную
связь
(коррекция,
обратная
ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей
развития
личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию
учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника.
Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование
разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных
практических ситуациях, решать жизненные проблемы.
Хотелось бы отметить и то, что любая деятельность состоит из двух составляющих:
психологическая и физическая. В отличие от других предметов, уроки технологии
базируются именно на второй составляющей – умение делать что-то своими руками.
Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования,
целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося:
креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к
саморазвитию. Для достижения этой цели следует применять такие формы организации
процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали бы
необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм организации процесса
обучения целесообразно использовать бинарные,межпредметные уроки, уроки-семинары,
уроки-тренинги,урок
-
деловая
игра;
урок-соревнование,
урок-аукцион,
урок-
экскурсия,урок-семинар, урок-консультация т.д. Данные формы учебных занятий,
имеющие
нетрадиционную
(неустановленную)
структуру,
содержание
и
формы,
вызывают интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют
оптимальному развитию и воспитанию.Для них характерны: максимальная насыщенность
разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения,
осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников. Такие
уроки направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего,
на повышение воспитывающей роли урока. Следует только оптимально отбирать
содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на
уроках с использованием активных методов обучения, исполнением учениками разных
видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.
Процесс обучения предмету «Технология» целесообразно основывать на следующих
принципах:
1. Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).
2. Принцип доступности (ориентация на имеющиеся знания и умения учащихся).
3. Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал
должен быть необходим для решения задач последовательного развития учащихся).
Эффективность преподавания технологии возрастает при учете следующих факторов:
- психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе
обучения через сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие
ученика в рамках предмета с учетом его психолого-возрастных особенностей);
- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «Технология»
в школе с современным состоянием производства);
- социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному
выбору профессии).
Условиями эффективной реализации преподавания технологии являются:
-
субъект-субъектное
взаимодействие
педагога
и
учащихся,
которое
определяет
положение ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности;
-сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- осуществление мониторинга.
Кроме того, реализация процесса обучения предмету «Технология» должна удовлетворять
следующим требованиям:
- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями
нормативной и учебно-методической документации);
- функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);
- действенность (процесс обучения должен быть технологичен, проблемные места
идентифицированы и постоянно контролируемы, а также осуществление мер по
улучшению организации процесса);
- эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению
результатов с установленными или ожидаемыми свойствами) [
Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности.
Для реализации ФГОС
по предмету
технология нет необходимости в коренных
изменениях образовательного процесса, поэтому первым шагом в методическом решении
данной проблемы является поэтапное введение основных элементов системного-
деятельностного
подхода.
Технологическое
образование
по
своей
сущности
действительно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает
формирование
разнообразных
метапредметных
знаний
и
умений,
способности
действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а
именно на это ориентирован стандарт
Заявленное в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: «Школа должна ребёнка
«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и
зарабатывать» возможно, если мы будем создавать ситуации на уроке, когда ученик
учится управлять универсальными операциями:
решать проблемы разной сложности (личностные, регулятивные, познавательные);
позитивно общаться (коммуникативные);
управлять потоками информации (регулятивные);
управлять проектами, исследованиями, экспериментами (регулятивные);
изобретать (познавательные действия).
И
здесь
освоение
учителем
инновационных
образовательных
технологий
будет
необходимым условием развития его профессиональных компетенций.
Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе.
Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае,
он
заменен
информационными
технологиями.
Безусловно,
изменения
в
сфере
образования, в связи с
введением новых стандартов, современных
приоритетов
социального развития общества смещают акценты трудового обучения. Но независимо от
типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека,
важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому
предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.