Напоминание

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»


Автор: Аксенова Наталья Валерьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа №5"
Населённый пункт: город Кимры
Наименование материала: статья
Тема: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»
Раздел: среднее образование





Назад




«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего

образования

второго

поколения

новый

шаг

в

образовании.

Отличительной

особенностью

нового

стандарта

является

его

системно-деятельностный

характер,

ставящий

главной

целью

развитие

личности

учащегося.

Система

образования

отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний,

умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности,

которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно -

деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно -

практической деятельности.

«Технология» -

основная

практико

-

ориентированная

область

знаний

в

общеобразовательной

школе,

знакомящая

с

различными

сферами

общественного

производства и в наибольшей степени способствующая нравственно - трудовому

становлению и воспитанию подрастающего поколения.

В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий, осуществляется

профориентация школьников.

В соответствии с ФГОС базовой образовательной технологией является формирование

универсальных учебных действий на предметном материале каждой из школьных

дисциплин, в том числе и технологии.

Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны благодаря

практической проработке большей части материала, а значит, и более усваиваются

учениками.

К сожалению, материально - техническая база для полноценного преподавания

технологии во многих школах, и в нашей в частности, не позволяет обеспечить все

потребности учащихся, приходится постоянно корректировать работу.

Задачей

учителя

технологии на

современном

этапе

обучения

становится

индивидуализация обучения, понимание того, что работать придётся не со всеми, а с

каждым. Теперь учитель мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы,

корректирует их действия, участвует в обсуждении, ищет способы включения в работу

каждого, учитывает личные особенности ученика, а затем направляет не на заучивание, а

на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности.

Учитель и ученик должны стать союзниками. В этой связи вспоминаются слова

великого Л. Толстого: «Учитель всегда стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя

удобный способ преподавания» и «Только тот образ преподавания верен, которым

довольны ученики».

Важен и кардинальный пересмотр системы оценивания. Накапливаются не оценки, а

работы - продукты. Сегодня ФГОС ООО рекомендует несколько видов оценивания:

самооценку, направленную на рефлексию, формирующую оценку для того, чтобы

проанализировать, чего ребёнок не достиг и как преодолеть этот операционный пробел.

Актуальной становится и накопительная оценка.

Уроки технологией – площадка для успеха и созидания, ведь они призваны пробудить

мысль, взволновать душу ребёнка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды

на успех.

Создавая

собственными

руками

вещь,

ребёнок

делается

добрее,

гуманнее,

бережливее, адаптируется в современном социуме. Качества, которые должны быть

у ребёнка на выходе из школы для его успешности в современной жизни, позволяет

реализовать предмет «Технология»:

- умение ставить цель и добиваться её;

- умение адаптироваться в ситуации;

- умение ориентироваться в мире;

- самостоятельно добывать и применять знания;

- уметь заботиться о других, быть нравственным человеком;

- сохранить здоровье.

В школе всё начинается с урока, и «учитель - это не тот, кто наполняет некий сосуд, а тот,

кто разжигает факел». Устаревшая система «вбей в ученика больше знаний» слабо

отвечает современным требованиям. Ныне должны использовать систему «научи, как

учиться». Поэтому меняется и типология современного урока технологии:

- урок открытия нового;

- урок общеметодологической направленности;

- урок развивающего контроля;

- урок рефлексии.

Предмет «Технология» может опорный предмет для формирования системы УУД.

Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной

деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической

проработки, технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости

от реальной

материально - технической базы по предмету, учитывая

склонности,

способности, потребности учащихся; видеть и анализировать те изменения, которые

происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и

ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс

обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие

УУД, такие как:

1. Системно-деятельностный (проблемное обучение)

2. Метапредметный (интегрированный)

3. Компетентностно-ориентированный

Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает:

деятельность,

нацеленную

на

результат;

обратную

связь

(коррекция,

обратная

ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей

развития

личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию

учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в

максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование

разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных

практических ситуациях, решать жизненные проблемы.

Хотелось бы отметить и то, что любая деятельность состоит из двух составляющих:

психологическая и физическая. В отличие от других предметов, уроки технологии

базируются именно на второй составляющей – умение делать что-то своими руками.

Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования,

целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося:

креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к

саморазвитию. Для достижения этой цели следует применять такие формы организации

процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали бы

необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм организации процесса

обучения целесообразно использовать бинарные,межпредметные уроки, уроки-семинары,

уроки-тренинги,урок

-

деловая

игра;

урок-соревнование,

урок-аукцион,

урок-

экскурсия,урок-семинар, урок-консультация т.д. Данные формы учебных занятий,

имеющие

нетрадиционную

(неустановленную)

структуру,

содержание

и

формы,

вызывают интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют

оптимальному развитию и воспитанию.Для них характерны: максимальная насыщенность

разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения,

осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников. Такие

уроки направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего,

на повышение воспитывающей роли урока. Следует только оптимально отбирать

содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на

уроках с использованием активных методов обучения, исполнением учениками разных

видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Процесс обучения предмету «Технология» целесообразно основывать на следующих

принципах:

1. Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).

2. Принцип доступности (ориентация на имеющиеся знания и умения учащихся).

3. Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал

должен быть необходим для решения задач последовательного развития учащихся).

Эффективность преподавания технологии возрастает при учете следующих факторов:

- психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе

обучения через сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие

ученика в рамках предмета с учетом его психолого-возрастных особенностей);

- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «Технология»

в школе с современным состоянием производства);

- социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному

выбору профессии).

Условиями эффективной реализации преподавания технологии являются:

-

субъект-субъектное

взаимодействие

педагога

и

учащихся,

которое

определяет

положение ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности;

-сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;

- стимулирование познавательной активности учащихся;

- осуществление мониторинга.

Кроме того, реализация процесса обучения предмету «Технология» должна удовлетворять

следующим требованиям:

- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями

нормативной и учебно-методической документации);

- функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);

- действенность (процесс обучения должен быть технологичен, проблемные места

идентифицированы и постоянно контролируемы, а также осуществление мер по

улучшению организации процесса);

- эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению

результатов с установленными или ожидаемыми свойствами) [

Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности.

Для реализации ФГОС

по предмету

технология нет необходимости в коренных

изменениях образовательного процесса, поэтому первым шагом в методическом решении

данной проблемы является поэтапное введение основных элементов системного-

деятельностного

подхода.

Технологическое

образование

по

своей

сущности

действительно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает

формирование

разнообразных

метапредметных

знаний

и

умений,

способности

действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а

именно на это ориентирован стандарт

Заявленное в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: «Школа должна ребёнка

«научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и

зарабатывать» возможно, если мы будем создавать ситуации на уроке, когда ученик

учится управлять универсальными операциями:

решать проблемы разной сложности (личностные, регулятивные, познавательные);

позитивно общаться (коммуникативные);

управлять потоками информации (регулятивные);

управлять проектами, исследованиями, экспериментами (регулятивные);

изобретать (познавательные действия).

И

здесь

освоение

учителем

инновационных

образовательных

технологий

будет

необходимым условием развития его профессиональных компетенций.

Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе.

Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае,

он

заменен

информационными

технологиями.

Безусловно,

изменения

в

сфере

образования, в связи с

введением новых стандартов, современных

приоритетов

социального развития общества смещают акценты трудового обучения. Но независимо от

типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека,

важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому

предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.



В раздел образования