Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе


Автор: Якимова Галина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Населённый пункт: города Екатеринбурга
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Аннотация.

В

статье

рассматриваются

особенности

злоровьесберегающих

технологий

в

учебном

процессе.

Приводятся

требования к здоровьесберегающему уроку в начальной школе.

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, учебный процесс,

оценка урока.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровье

детей

в

любом

обществе

и

при

любых

социально-

экономических ситуациях является предметом первоочередной важности, так

как оно определяет будущее страны, и потому здоровьесберегающее

образование рассматривается в качестве важнейшего приоритета общества.

В исследованиях специалистов (М.М. Безруких, С.К. Смирнов и др.)

подчеркивается, что состояние здоровья школьников не только результат

влияния

социально-экономических,

экологических

факторов,

но

и

существующей

образовательной

практики

школы.

По

данным

исследователей (М.И. Степановой, А.А. Баранова, В.Р. Кучмы и др.)

отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, перегрузок в

начальной школе составляет 12-15%. В результате ребенок приобретает

целый ряд болезней и школьных трудностей.

Внедрение в практику обучения здоровьесберегающих технологий

является одним из эффективных средств, с помощью которых можно

предотвратить ряд проблем в обеспечении уровня здоровья школьников.

Слово

«здоровьесберегающая»

относится

к

качественной

характеристике

любой

образовательной

технологии,

показывающей,

насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения

здоровья основных субъектов образовательного процесса. Это гарантия того,

что с учащихся не взимается «плата» за получаемое ими образование в

форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью.

Главный

отличительный

признак

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

использование

подходов

и

методов,

адресованных

личности

учащихся.

В

той

или

иной

степени,

все

здоровьесберегающие технологии, применяемые в системе образования,

являются образовательными (1).

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

начальной школы позволяет обучающимся более успешно пройти период

адаптации в новой школьной среде.

«Урок

главное

поле

реализации

здоровьесберегающих

образовательных технологий», ‒ замечает Н.К. Смирнов (2, с. 91).

Требования к здоровьесберегающему уроку в начальной школе

перечисляют Л.А. Акимова, Н.В. Сократов (1). К ним относятся следующие:

плотность урока (% времени, затраченного школьниками на собственно

учебную работу), должна быть в пределах 60-80%; нагрузка должна

увеличиваться постепенно и достигать максимума к середине урока; при

проведении занятий необходимо проводить микропаузы, физкульминутки.

На одном уроке следует использовать не более 6 видов учебной

деятельности, при этом каждый из видов деятельности должен меняться

через 7-10 минут.

В ходе урока учителю следует корректировать обстановку: изменить

темпо-ритм проведения урока, вовремя провести физкультурную паузу,

разрядить напряжение шуткой, сменить вид работы: дать творческое задание,

организовать работу с учебником или групповую работу; скорректировать

неправильную позу ученика. Для этого необходимо отслеживать изменения в

состоянии учащихся: заметить первые признаки утомления, неадекватные

состояния во время ответа, после него; реакция на оценку.

В начальной школе важен и сам подбор заданий по определенной

тематике, связанной с укреплением здоровья. Не менее важным является

создание психолого-педагогических условий здоровьесбережения на уроке.

Для оценки проведения урока с позиций здоровьесбережения может

быть использован следующий протокол, разработанный нами на основе

работ Н.К. Смирновым, Н.В. Третьяковой.

Протокол

оценки

проведения

учебного

занятия

с

позиций

здоровьесбережения

Ф. И. О. педагога_____________________________

Учебный предмет_____________________________

Класс______________________________________

Дата проведения______________________________

п/п

Показатели

Оценка в баллах

1

Низкий

уровень

2

Средний

уровень

3

Высокий

уровень

1

Обстановка

и

гигиенические

условия в классе:

1) тепловой режим;

2) свежесть воздуха;

3) рациональность освещения;

4) наличие звуковых раздражителей

2

Количество

видов

учебной

деятельности (норма: 4–7 видов за

урок)

и

их

средняя

продолжительность

(норма:

7-10

мин.).

3

Количество видов преподавания и

их чередование (норма: каждые 10–

15 мин).

4

Использование

методов

активизации

инициативы

и

творческого самовыражения:

1)

метод

свободного

выбора

(свободная беседа, выбор действия,

выбор

способа

взаимодействия,

свобода творчества);

2) активные методы (ученики в роли

учителя,

обучение

действием,

обсуждение в группах, ролевая игра,

дискуссия,

семинар,

ученик

как

исследователь);

3)

методы,

направленные

на

самопознание

и

развитие

(интеллекта,

эмоций,

общения,

воображения, самооценки и т.д.)

5

Место и длительность применения

ТСО

соответствии

с

гигиеническими нормами)

6

Наблюдение за посадкой учащихся

7

Использование

оздоровительных

моментов

на

уроке,

их

продолжительность (норма: на 15–

20 мин. урока по1 мин. из 3 легких

упражнений с 3–4 повторениями).

8

Наличие в содержательной части

урока

вопросов,

связанных

со

здоровьем

и

здоровым

образом

жизни

9

Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения между учителем

и учениками:

1) комфорт;

2) сотрудничество;

3) индивидуальные;

4) учет возрастных особенностей.

10

Психологический климат на уроке.

Взаимоотношения

между

учениками:

1) сотрудничество;

2) дружелюбие;

3) заинтересованность;

4) активность; …

11

Наличие на уроке эмоциональных

разрядок

12

Плотность

урока

(количество

времени,

затраченного

школьниками на учебную работу).

Норма: не менее 60% и не более75–

80%

13

Момент

наступления

утомления

учащихся

(определяется

по

возрастанию

двигательных

и

пассивных

отвлечений

у

детей.

Норма: не ранее 25–30 мин. в 1

классе, 35–40 мин. в начальной

школе)

14

Темп окончания урока:

1) быстрый, «скомканность»;

2) спокойное завершение урока;

3) задерживание учащихся в классе

после звонка

Всего баллов

Общий уровень проведения урока с позиций здоровьесбережения

определяется по сумме набранных баллов:

Низкий уровень: 21 балл и ниже.

Средний уровень: от 22 до 35 баллов.

Высокий уровень: 36 баллов и более.

Изучение урока с позиций здоровьесбережения позволяет вовремя

увидеть проблемы учителя и решить их.

Список литературы:

1. Акимова, Л.А. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в

образовательных организациях и деятельности педагога / Л.А. Акимова,

Н.В. Сократов, Н.Н. Апрелева. – Оренбург: ОГПУ, 2016. – 287 с.

2. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе. ‒ М.: АПК и ПРО, 2002. ‒ 121 с.

3. Смирнов, Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике.

Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: АРКТИ, 2008. – 288 с.



В раздел образования