Автор: Якимова Галина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Населённый пункт: города Екатеринбурга
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Аннотация.
В
статье
рассматриваются
особенности
злоровьесберегающих
технологий
в
учебном
процессе.
Приводятся
требования к здоровьесберегающему уроку в начальной школе.
Ключевые слова: здоровьесберегающая технология, учебный процесс,
оценка урока.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровье
детей
в
любом
обществе
и
при
любых
социально-
экономических ситуациях является предметом первоочередной важности, так
как оно определяет будущее страны, и потому здоровьесберегающее
образование рассматривается в качестве важнейшего приоритета общества.
В исследованиях специалистов (М.М. Безруких, С.К. Смирнов и др.)
подчеркивается, что состояние здоровья школьников не только результат
влияния
социально-экономических,
экологических
факторов,
но
и
существующей
образовательной
практики
школы.
По
данным
исследователей (М.И. Степановой, А.А. Баранова, В.Р. Кучмы и др.)
отрицательное влияние внутришкольной среды и, прежде всего, перегрузок в
начальной школе составляет 12-15%. В результате ребенок приобретает
целый ряд болезней и школьных трудностей.
Внедрение в практику обучения здоровьесберегающих технологий
является одним из эффективных средств, с помощью которых можно
предотвратить ряд проблем в обеспечении уровня здоровья школьников.
Слово
«здоровьесберегающая»
относится
к
качественной
характеристике
любой
образовательной
технологии,
показывающей,
насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения
здоровья основных субъектов образовательного процесса. Это гарантия того,
что с учащихся не взимается «плата» за получаемое ими образование в
форме непреднамеренного нанесения ущерба их здоровью.
Главный
отличительный
признак
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
–
использование
подходов
и
методов,
адресованных
личности
учащихся.
В
той
или
иной
степени,
все
здоровьесберегающие технологии, применяемые в системе образования,
являются образовательными (1).
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
начальной школы позволяет обучающимся более успешно пройти период
адаптации в новой школьной среде.
«Урок
–
главное
поле
реализации
здоровьесберегающих
образовательных технологий», ‒ замечает Н.К. Смирнов (2, с. 91).
Требования к здоровьесберегающему уроку в начальной школе
перечисляют Л.А. Акимова, Н.В. Сократов (1). К ним относятся следующие:
плотность урока (% времени, затраченного школьниками на собственно
учебную работу), должна быть в пределах 60-80%; нагрузка должна
увеличиваться постепенно и достигать максимума к середине урока; при
проведении занятий необходимо проводить микропаузы, физкульминутки.
На одном уроке следует использовать не более 6 видов учебной
деятельности, при этом каждый из видов деятельности должен меняться
через 7-10 минут.
В ходе урока учителю следует корректировать обстановку: изменить
темпо-ритм проведения урока, вовремя провести физкультурную паузу,
разрядить напряжение шуткой, сменить вид работы: дать творческое задание,
организовать работу с учебником или групповую работу; скорректировать
неправильную позу ученика. Для этого необходимо отслеживать изменения в
состоянии учащихся: заметить первые признаки утомления, неадекватные
состояния во время ответа, после него; реакция на оценку.
В начальной школе важен и сам подбор заданий по определенной
тематике, связанной с укреплением здоровья. Не менее важным является
создание психолого-педагогических условий здоровьесбережения на уроке.
Для оценки проведения урока с позиций здоровьесбережения может
быть использован следующий протокол, разработанный нами на основе
работ Н.К. Смирновым, Н.В. Третьяковой.
Протокол
оценки
проведения
учебного
занятия
с
позиций
здоровьесбережения
Ф. И. О. педагога_____________________________
Учебный предмет_____________________________
Класс______________________________________
Дата проведения______________________________
№
п/п
Показатели
Оценка в баллах
1
Низкий
уровень
2
Средний
уровень
3
Высокий
уровень
1
Обстановка
и
гигиенические
условия в классе:
1) тепловой режим;
2) свежесть воздуха;
3) рациональность освещения;
4) наличие звуковых раздражителей
2
Количество
видов
учебной
деятельности (норма: 4–7 видов за
урок)
и
их
средняя
продолжительность
(норма:
7-10
мин.).
3
Количество видов преподавания и
их чередование (норма: каждые 10–
15 мин).
4
Использование
методов
активизации
инициативы
и
творческого самовыражения:
1)
метод
свободного
выбора
(свободная беседа, выбор действия,
выбор
способа
взаимодействия,
свобода творчества);
2) активные методы (ученики в роли
учителя,
обучение
действием,
обсуждение в группах, ролевая игра,
дискуссия,
семинар,
ученик
как
исследователь);
3)
методы,
направленные
на
самопознание
и
развитие
(интеллекта,
эмоций,
общения,
воображения, самооценки и т.д.)
5
Место и длительность применения
ТСО
(в
соответствии
с
гигиеническими нормами)
6
Наблюдение за посадкой учащихся
7
Использование
оздоровительных
моментов
на
уроке,
их
продолжительность (норма: на 15–
20 мин. урока по1 мин. из 3 легких
упражнений с 3–4 повторениями).
8
Наличие в содержательной части
урока
вопросов,
связанных
со
здоровьем
и
здоровым
образом
жизни
9
Психологический климат на уроке.
Взаимоотношения между учителем
и учениками:
1) комфорт;
2) сотрудничество;
3) индивидуальные;
4) учет возрастных особенностей.
10
Психологический климат на уроке.
Взаимоотношения
между
учениками:
1) сотрудничество;
2) дружелюбие;
3) заинтересованность;
4) активность; …
11
Наличие на уроке эмоциональных
разрядок
12
Плотность
урока
(количество
времени,
затраченного
школьниками на учебную работу).
Норма: не менее 60% и не более75–
80%
13
Момент
наступления
утомления
учащихся
(определяется
по
возрастанию
двигательных
и
пассивных
отвлечений
у
детей.
Норма: не ранее 25–30 мин. в 1
классе, 35–40 мин. в начальной
школе)
14
Темп окончания урока:
1) быстрый, «скомканность»;
2) спокойное завершение урока;
3) задерживание учащихся в классе
после звонка
Всего баллов
Общий уровень проведения урока с позиций здоровьесбережения
определяется по сумме набранных баллов:
Низкий уровень: 21 балл и ниже.
Средний уровень: от 22 до 35 баллов.
Высокий уровень: 36 баллов и более.
Изучение урока с позиций здоровьесбережения позволяет вовремя
увидеть проблемы учителя и решить их.
Список литературы:
1. Акимова, Л.А. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в
образовательных организациях и деятельности педагога / Л.А. Акимова,
Н.В. Сократов, Н.Н. Апрелева. – Оренбург: ОГПУ, 2016. – 287 с.
2. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в
современной школе. ‒ М.: АПК и ПРО, 2002. ‒ 121 с.
3. Смирнов, Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике.
Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: АРКТИ, 2008. – 288 с.