Напоминание

Воспитание патриотизма у дошкольников как ключевая составляющая формирования личности ребенка


Автор: Надежда Викторовна Симакина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы"
Населённый пункт: р.п.Новые Бурасы ,Саратовская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: Воспитание патриотизма у дошкольников как ключевая составляющая формирования личности ребенка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования администрации

Новобурасского муниципального района Саратовской области

Воспитание патриотизма у дошкольников

как ключевая составляющая формирования личности ребёнка

выполнила: Симакина Надежда

Викторовна,

воспитатель МДОУ «Детский

сад № 2 р. п. Новые Бурасы »

р. п. Новые Бурасы 2022

Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших

звеньев системы воспитательной работы.

Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с

воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное

приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в

которой он так нуждается.

Дошкольное детство – важнейший период, когда закладываются

нравственные основы гражданских качеств.

В последние годы идея воспитания патриотизма становится задачей

государственной важности.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый

садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться

о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». Эти

слова великого педагога В.А. Сухомлинского как нельзя лучше отражают

важность воспитания чувства патриотизма у маленьких граждан нашей

страны.

Но, согласитесь, что само понятие «патриотизм» для дошкольников

несколько сложно, поэтому целесообразнее заменять его на синонимичное

«любовь к Родине».

Для меня, как воспитателя, возник вопрос: «Как, с чего начинать

работу по патриотическому воспитанию?». Ежедневно наблюдая за своими

воспитанниками, я пришла к выводу, что начинать нужно с создания для

детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду

должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми

играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности

к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается

формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное

образование – чувство любви к своему Отечеству.

И поэтому в своей работе я поставила перед собой следующие задачи:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, поселку;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

-развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о городах России;

-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Основная идея патриотического воспитания- это Родина, Отечество… В

корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает

жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к

родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и

чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство

привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при

соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится

чувством любви и привязанности к своей стране.

Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность,

ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в

дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то,

быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком деле.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

ребенок, что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще

не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они

играют огромную роль в становлении личности патриота.

Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает,

если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

Для более успешной работы по патриотическому воспитанию был

намечен и проведён ряд тематических мероприятий, среди которых:

Тематическая беседа «Край родной – навек любимый»

Беседа «За что я люблю свой край?»

Выпуск альбома «Ветеранам родного села посвящается»

Выставка рисунков «Любимый край»

Оформление стенда «Патриотический уголок»

Сбор материала о ветеранах Новобурасского района

Проведение экскурсии по материалам стенда

Викторина «Край родной, навек любимый»

Беседа: «Поселок в годы Великой Отечественной войны».

Целевая прогулка по близлежащим улицам, у

каждой улицы своё название, много домов, у домов свои номера.

Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.

Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».

В процессе реализации этих мероприятий, я пришла к выводу, что

работа стала приносить свои первые результаты: дети уже ждали новых НОД

по этой теме, научились понимать, каким должен быть результат, а главное –

стали более дружными, сплочёнными. Тогда я решила продолжить работу в

этом направлении, но уже с вовлечением в деятельность родителей

(законных представителей) воспитанников.

Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает

их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор.

Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.

В качестве нового вида деятельности был выбран метод проектов.

Проект – это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и

взрослых.

В настоящий момент разработан и реализуется проект «Интервью с

березой», цель которого – способствование не только интеллектуальному,

нравственному,

патриотическому,

воспитанию,

но

и

развитие

коммуникативные навыки.

Моим

приоритетным

направлением

стало

знакомство

детей

дошкольного

возраста

с

национальным

и

региональным

культурным

наследием своей Малой Родины – Новых Бурас. Ведь любовь к своей стране

начинается именно с любви к своей Малой Родины.

Работу по патриотическому воспитанию я осуществляю комплексно,

как в повседневной жизни, так и на специальных занятиях по ознакомлению

с окружающим миром. Это позволяет дать более расширенные знания.

Начиная эту работу, я, прежде всего, задала себе вопрос: «А люблю ли

я свою Родину, свой посёлок? Достаточно ли я хорошо его знаю?». Ведь

невозможно привить ребенку чувство любви к посёлку, если я сама не

проникнусь этим чувством.

Проанализировав свои знания о Новобурасском крае, а так же

результаты бесед с детьми, я увидела важность нравственно-патриотического

воспитания с одной стороны и недостаточный уровень знаний детей о

родном крае с другой стороны. Тогда был разработан поэтапный план

реализации работы по патриотическому воспитанию.

Например, первые детские ощущения я стараюсь пополнить красотами

родной природы, видя белоствольную березку и трепетные осинки,

величественные дубы и мохнатые ели, дети понимают, что это наше, родное.

Ведь самые высокие нравственные качества человека проявляются через

любовь к природе. Все полученные знания и впечатления дети отображают в

творческой деятельности (рисование, конструирование, лепка).

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и

длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и

вдохновения.

Эта

весьма

кропотливая

работа

должна

вестись

систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и

по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к

родному посёлку, к республике, к своей стране.

Наибольшую

трудность

вызывает

работа

по

ознакомлению

дошкольников с историей нашего поселка, его достопримечательностями.

Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво,

понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут

непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Необходимость

подключения

семьи

к

процессу

ознакомления

дошкольников

с

социальным

окружением,

объясняется

особыми

педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не

может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям,

эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а

не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные

условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей

работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на

помощников детского учреждения, а как на равноправных участников

формирования детской личности.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных

направлений по

ряду

причин: особенности

дошкольного возраста

и

многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире.

При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и

оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком.

Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые,

высоконравственные люди.

В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного

проекта

по

нравственно-патриотическому

воспитанию

состоящей

из

нескольких блоков:

1 блок: «Моя большая дружная семья»

2 блок: «Моя малая Родина»

3 блок: «Родина моя Россия».

И я уверена, что проводимая мною работа поможет привить детям

любовь и привязанность к родному дому, семье, краю.

Дети – будущее нашей Родины. И то, какими они вырастут, зависит от

нас с вами. Мои дети уже ходят в школу, где работа по воспитанию

патриотизма стоит на одном их первых мест. И я с уверенностью могу

сказать, что заложенное в дошкольном возрасте чувство любви к своей

Малой Родине стало для них фундаментом для дальнейшего воспитания в

этом направлении. Именно поэтому мне хочется, что воспитанники нашего

детского сада стали достойными школьниками, любящими свою Малую

Родину – Новые Бурасы.



В раздел образования