Автор: Надежда Викторовна Симакина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад №2 р.п. Новые Бурасы"
Населённый пункт: р.п.Новые Бурасы ,Саратовская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: Воспитание патриотизма у дошкольников как ключевая составляющая формирования личности ребенка
Раздел: дошкольное образование
Управление образования администрации
Новобурасского муниципального района Саратовской области
Воспитание патриотизма у дошкольников
как ключевая составляющая формирования личности ребёнка
выполнила: Симакина Надежда
Викторовна,
воспитатель МДОУ «Детский
сад № 2 р. п. Новые Бурасы »
р. п. Новые Бурасы 2022
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших
звеньев системы воспитательной работы.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с
воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное
приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в
которой он так нуждается.
Дошкольное детство – важнейший период, когда закладываются
нравственные основы гражданских качеств.
В последние годы идея воспитания патриотизма становится задачей
государственной важности.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый
садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться
о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». Эти
слова великого педагога В.А. Сухомлинского как нельзя лучше отражают
важность воспитания чувства патриотизма у маленьких граждан нашей
страны.
Но, согласитесь, что само понятие «патриотизм» для дошкольников
несколько сложно, поэтому целесообразнее заменять его на синонимичное
«любовь к Родине».
Для меня, как воспитателя, возник вопрос: «Как, с чего начинать
работу по патриотическому воспитанию?». Ежедневно наблюдая за своими
воспитанниками, я пришла к выводу, что начинать нужно с создания для
детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду
должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми
играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности
к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается
формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное
образование – чувство любви к своему Отечеству.
И поэтому в своей работе я поставила перед собой следующие задачи:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду, улице, поселку;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о городах России;
-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Основная идея патриотического воспитания- это Родина, Отечество… В
корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает
жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к
родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и
чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство
привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при
соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится
чувством любви и привязанности к своей стране.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность,
ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в
дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то,
быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком деле.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой
ребенок, что вызывает отклик в его душе…И хотя многие впечатления еще
не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они
играют огромную роль в становлении личности патриота.
Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает,
если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
Для более успешной работы по патриотическому воспитанию был
намечен и проведён ряд тематических мероприятий, среди которых:
Тематическая беседа «Край родной – навек любимый»
Беседа «За что я люблю свой край?»
Выпуск альбома «Ветеранам родного села посвящается»
Выставка рисунков «Любимый край»
Оформление стенда «Патриотический уголок»
Сбор материала о ветеранах Новобурасского района
Проведение экскурсии по материалам стенда
Викторина «Край родной, навек любимый»
Беседа: «Поселок в годы Великой Отечественной войны».
Целевая прогулка по близлежащим улицам, у
каждой улицы своё название, много домов, у домов свои номера.
Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.
Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».
В процессе реализации этих мероприятий, я пришла к выводу, что
работа стала приносить свои первые результаты: дети уже ждали новых НОД
по этой теме, научились понимать, каким должен быть результат, а главное –
стали более дружными, сплочёнными. Тогда я решила продолжить работу в
этом направлении, но уже с вовлечением в деятельность родителей
(законных представителей) воспитанников.
Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает
их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор.
Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.
В качестве нового вида деятельности был выбран метод проектов.
Проект – это игра всерьез; результаты ее значимы для детей и
взрослых.
В настоящий момент разработан и реализуется проект «Интервью с
березой», цель которого – способствование не только интеллектуальному,
нравственному,
патриотическому,
воспитанию,
но
и
развитие
коммуникативные навыки.
Моим
приоритетным
направлением
стало
знакомство
детей
дошкольного
возраста
с
национальным
и
региональным
культурным
наследием своей Малой Родины – Новых Бурас. Ведь любовь к своей стране
начинается именно с любви к своей Малой Родины.
Работу по патриотическому воспитанию я осуществляю комплексно,
как в повседневной жизни, так и на специальных занятиях по ознакомлению
с окружающим миром. Это позволяет дать более расширенные знания.
Начиная эту работу, я, прежде всего, задала себе вопрос: «А люблю ли
я свою Родину, свой посёлок? Достаточно ли я хорошо его знаю?». Ведь
невозможно привить ребенку чувство любви к посёлку, если я сама не
проникнусь этим чувством.
Проанализировав свои знания о Новобурасском крае, а так же
результаты бесед с детьми, я увидела важность нравственно-патриотического
воспитания с одной стороны и недостаточный уровень знаний детей о
родном крае с другой стороны. Тогда был разработан поэтапный план
реализации работы по патриотическому воспитанию.
Например, первые детские ощущения я стараюсь пополнить красотами
родной природы, видя белоствольную березку и трепетные осинки,
величественные дубы и мохнатые ели, дети понимают, что это наше, родное.
Ведь самые высокие нравственные качества человека проявляются через
любовь к природе. Все полученные знания и впечатления дети отображают в
творческой деятельности (рисование, конструирование, лепка).
Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и
длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и
вдохновения.
Эта
весьма
кропотливая
работа
должна
вестись
систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и
по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к
родному посёлку, к республике, к своей стране.
Наибольшую
трудность
вызывает
работа
по
ознакомлению
дошкольников с историей нашего поселка, его достопримечательностями.
Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво,
понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут
непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Необходимость
подключения
семьи
к
процессу
ознакомления
дошкольников
с
социальным
окружением,
объясняется
особыми
педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не
может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям,
эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а
не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные
условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей
работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на
помощников детского учреждения, а как на равноправных участников
формирования детской личности.
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных
направлений по
ряду
причин: особенности
дошкольного возраста
и
многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире.
При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и
оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком.
Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые,
высоконравственные люди.
В результате проделанной работы возникла идея о создании долгосрочного
проекта
по
нравственно-патриотическому
воспитанию
состоящей
из
нескольких блоков:
1 блок: «Моя большая дружная семья»
2 блок: «Моя малая Родина»
3 блок: «Родина моя Россия».
И я уверена, что проводимая мною работа поможет привить детям
любовь и привязанность к родному дому, семье, краю.
Дети – будущее нашей Родины. И то, какими они вырастут, зависит от
нас с вами. Мои дети уже ходят в школу, где работа по воспитанию
патриотизма стоит на одном их первых мест. И я с уверенностью могу
сказать, что заложенное в дошкольном возрасте чувство любви к своей
Малой Родине стало для них фундаментом для дальнейшего воспитания в
этом направлении. Именно поэтому мне хочется, что воспитанники нашего
детского сада стали достойными школьниками, любящими свою Малую
Родину – Новые Бурасы.