Напоминание

Огород на окне


Автор: Питалева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Родничок"
Населённый пункт: Россия, Смоленская область, город Рославль
Наименование материала: Проект
Тема: Огород на окне
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК»

Познавательно-исследовательский проект

«Огород на окне»

Воспитатель:

Питалева Н.Н.

Рославль,

2022г.

Цель проекта: создание условий для познавательного развития детей,

развития

экологической

культуры,

для

развития

речи

и

творческих

способностей в процессе разработки и реализации проекта.

Задачи: обогащение и расширение представлений детей о растениях. Как

можно вырастить лук, овес, пшеницу на окне?

Выяснить,

что

нужно

растениям

для

роста

и

развития?

Способы

выращивания. Учить сравнивать семена и всходы растений, находить

сходства и отличия.

Развивать интерес к развитию и росту растений.

Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок,

пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр.

Развивать связную речь через составление описательных рассказов о

растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода.

Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.

Воспитывать любознательность и наблюдательность.

Пословицы дня: «Что посеешь, то и пожнешь»

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

«Как потопаешь, так и полопаешь»

Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с

землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.

Участники проекта: дети, воспитатель.

Продолжительность проекта: для веток растений и лука – 14 дней.

«Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать»

В.А. Сухомлинский

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых

чувств, обязательных для каждого человека.

Перечень форм и методов реализации проекта

Игры – путешествия:

Экскурсии в природу:

«Красота и разнообразие зимних деревьев»

«Зеленые растения зимой в природе»

Занятия в игровой форме

Подвижные, дидактические, творческие игры

Рассматривание иллюстраций, картин

Беседы

Чтение художественной литературы

Загадки, пословицы и поговорки

Этапы реализации проекта

1. Ознакомительный (подготовительный)

2. Основной (решение задач)

3. Заключительный (презентация)

1. Ознакомительный этап.

Деятельность педагога.

1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях)

2. Составление плана работы над проектом.

3. Сбор материала необходимого для реализации проекта.

Деятельность детей.

1. Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

Примечание.

На этом этапе формируется проблема, цель и задачи проекта.

Тема: «Кто, где живет, где что растет»

Скороговорка дня: «Во саду ли в огороде, за забором, за плетнем»

Цель: актуализация и обобщение знаний о культурных растениях.

Нарисовать свое любимое растение.

Дидактические игры: «Что, где растет», «Найди такое же», «Что растет на

огороде?», «Назови растение», «Что лишнее?».

Подвижные игры: «Овощи в корзинку», «Догони».

Вывод: Царство растений окружает нас повсюду – леса, луга, поля, сады,

парки, цветники, огороды. Без растений жизнь на Земле невозможна.

2 этап проекта – решение задач.

Деятельность педагога.

1. Беседа с детьми познавательного характера.

2. Организация предметно – развивающей среды по теме.

Деятельность детей.

1. Игровая, двигательная деятельность.

2. Участие в практической деятельности.

3. Посадка семян в землю.

Тема: «Пашню пашут, руками не машут»

Поговорка дня: «Дело мастера боится»

«Сей овес в грязь, будет овес князь»

«Не начавши думай, начавши делай»

Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.

Загадки: Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей (береза)

Здесь у нас разбиты грядки,

А на грядках по порядку

Дружно овощи растут:

Тут – морковь, а редька – тут (огород)

Здесь растут морковь, капуста,

И картофель здесь растет.

А зимой здесь будет пусто –

Отдыхает…(огород)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а …(лук)

В огороде стоит, ничего не говорит,

Сам не берет и другим не дает (пугало)

3этап проекта - заключительный

Деятельность педагога.

1. Итоговая беседа (анализ проделанной работы).

Ресурсное обеспечение

1. Подборка художественной литературы и иллюстраций.

2. Экологические уголки.

3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии праздников

и развлечений, картотека дидактических игр и т.д.

4. Технические средства: компьютер, музыкальный центр и.т.д.

Ожидаемые результаты

Для детей

1. Сформированность представлений о растениях.

2. Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного

отношения к растительному миру.

3. Ответственное отношение к окружающей среде (от этого зависит твое

здоровье)

4. Вовлечение в творческую деятельность.

5. Развитие познавательного интереса к природе.

6. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и

сотрудничества.

Приложение №1

Посев лука, пшеницы, овса.

Проращивание лука, пшеницы, овса.

Вот что у нас получилось.

Приятного аппетита!

Приложение №2

План экспериментальной деятельности

Земля.

Название мероприятия: Экспериментально-опытное занятие «Какая земля».

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Материал, оборудование: Земля в контейнерах

Вода

Название мероприятия: Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками

(один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

Солнце

Название мероприятия: Солнце и растения

Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками

(один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

Человек

Название мероприятия: Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками ( один контейнер

дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не

поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Художественная литература:

Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская

сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Поговорки:

Огород – для семьи доход

«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не

ждут)».

Загадки:

Сад

Неразлучный круг подруг

Тянет к солнцу сотни рук.

А в руках душистый груз,

Разных бус На разный вкус.

Редис

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом

Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок -

Зелёненький лесок.

Репа

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

Чеснок

Маленький, горький

Луку брат.

Взрастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуёшь

Даже маленькую дольку -

Будет пахнуть очень долго.

Семя

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет.

Горох

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков..?

Стихи:

А. Максакова

Посадила в огороде;

Помидоры и картофель,

Чуть моркови, огурцов.

Для братишек сорванцов.

Помидор сорвал Алешка.

Вот и сыта стала кошка.

А Максим ест огурец.

Наш мальчишка молодец.

Он на грядке сидит ловко

Вот и вырвана морковка.

Ест морковку кошка, кот,

Кто зашел к нам в огород.

Всех мальчишки угощают.

Витамин есть заставляют.

Т. Казырина

А у нас в саду порядок

Мы вскопали десять грядок.

Как на первой горох,

Уродился, не плох!

На второй редиска,

Друг от друга близко.

А на третьей репка,

И сладка и крепка.

На четвертой огурцы

Поспевают, молодцы!

Пятая с морковкой,

Подрастает ловко.

На шестой зеленый лук,

Он и лекарь, он и друг.

На седьмой огромной грядке,

Ягодки играют в прятки.

На восьмой кабачки,

У них толстые бочки.

Ж. Дарк

Летом огород - что город!

В нём – сто тысяч горожан:

помидор, горох, капуста,

кабачок и баклажан.

А по осени там пусто!

Скоро в град придёт зима

Люд разъехался в корзинках

в погреба и закрома!

Приложение№7

Дидактические игры:

«Вершки и корешки»

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи

пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу

идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются

вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и

кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда.

(В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых

используются и вершки, и корешки ).

«Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных

событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками,

листьями, бутонами, цветами, плодами), яблоко

Ход игры

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?»

Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку

схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с

опорой на схемы.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать

словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква

Помидор кислый, а чеснок

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между

пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую

стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга

На базар ходили мы,

(мизинцы)

Много груш там и хурмы,

(безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины,

(средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины,

(указательные пальцы)

Но купили мы арбуз —

(большие пальцы)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Театр пальчиков и языка

(сопряженная гимнастика)

1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и

средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие

пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3. Яблоки кислые.

Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4. Яблоки соберем в корзины.

Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть

"чашечкой".

5. Дома сварим из яблок варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться

и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно

двигать широкий язык вперед-назад.

7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык

сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и

убрать назад.

8. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу

(крыша домика).

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают

сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру

(пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Пальчиковая игра "В сад идем мы погулять"

Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети

"ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый

ударный слог стиха делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В сад идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Физкультминутки

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под

углом(гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-

черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук

закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони

помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы

растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

2

Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети

делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

«Цветок распустился»

Используемая литература:

Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.

Мир растений.», М. 2005г.

Тимофеева Л.Л. «Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в

старшей группе».

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.



В раздел образования