Автор: Бобров Павел Александрович
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП № 10
Населённый пункт: город Кирово-Чепецк, Кировская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Мода славян"
Раздел: среднее образование
МКОУ Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных
предметов № 10 г. Кирово-Чепецка.
«Мода древних славян»
Выполнила:
Учитель истории
Бобров Павел Александрович
Г. Кирово-Чепецк.
Благодаря отечественному кинематографу, различной фантастической литературе,
картинок в интернете и быстро развивающейся моде на славян и их религию, у
людей не правильно формируется представление о внешнем виде славян на
территории Древней Руси IX-XI века. Причем образы данных источников резко
противоречат друг другу. От абсолютно грязных, ходящих в рванье, как древние
люди , жителей, до абсолютно чистых, стройных девушках и богатырски сложенных
мужчинах, ходящих в длинных и только в белых или красных рубахах и обязательно
в лаптях.
Ткань костюма
Использовать ткани из волокон растительного (лён, конопля) и животного
происхождения (овечья шерсть). Причем шерстяная ткань использовалась как
полотняного переплетения, так и саржевого.
полотняное (слева) и саржевое (справа) ткацкие переплетения
По поводу цвета одежды можно сказать, что использовались растительные
красители местного происхождения, такие как кора дуба (зеленый), крушина
(желтый, оранжевый), марены(красный) и даже цвет индиго (синий) растения из
тропической страны.
Мех
Шкурки меховых животных использовались в костюме не только для утепления, но
и для отделки. В меховом производстве известны меха «холодные» и «теплые».
Длинноворсные меха – такие как лиса – очень теплые и хороши для зимних вещей.
Белка, горностай, в какой-то мере куница и бобр – меха более коротковорсные и
«холодные». Такими мехами можно целиком подбивать одежду, благодаря
короткому ворсу они не слишком жаркие.
Универсальный образ женского костюма IX-XI века.
Как же все-таки выглядели женщины и девушки в раннем средневековье на
территории Руси? В первой части своей исследовательской работы хочется поведать
об универсальном образе женского костюма, потому что в зависимости от области
или народной культуры данный образ менялся.
1.
Рубаха
нижняя
(лен)
2. Рубаха верхняя (лен, шерсть в зависимости от погодных условий)
Рубаха не должна быть в обтяжку. Здесь нет приталенных вариантов. Образ тонкой
и хрупкой славянки придуман отечественными мультипликаторами. В подоле
должна быть ширина достаточной чтобы без проблем шагнуть ( от 180 см-200 см)
3. Понева (шерсть)
Понева – это старинная русская поясная одежда замужней женщины: юбка из трёх
(реже четырёх) полотнищ шерстяной или полушерстяной клетчатой или полосатой
ткани. По этнографическим данным, чаще всего, понева одевалась девушкой в
момент полового созревания, поэтому видеть славянок в одних рубахах лет эдак в
20-30 , ну право как то нелепо.
4. Головной убор (лен)
Простейший головной убор это льняное прямоугольное полотенце шириной 35-45
см
длиной
от
2
метров
5. Носки.
Шерстяные носки вязанные иглой методом Осло-Стич или Копенгаген
6. Обувь. Кожаные ботинки или кожаные поршни.
Источников на то, что славяне ходили в лаптях не найдено. За то, благодаря
археологии, найдено различные ботинки из кожи, состоящие из двух или трех
частей
мягкой,
но
толстой
кожи
сшитых
льняными
нитками.
Оптимально
добавить:
7.Плащ(шерсть).
8. Свита
Сделанная из толстой шерсти туникообразная, распашная или нераспашная.
9. Передник (лен).
10. Кушак
Тканый пояс из шерсти с узором.
В общем итоге универсальный женский образ на период раннего средневековья
такой
Различия по этноопределяющим признаком
Височные кольца являются этноопределяющим признаком. У каждой народности
свои. Так же как и цвет и вид поневы.
Ранние лучевые височные кольца, послужившие прототипами семилучевых и
семилопастных украшений радимичей и вятичей, имеют Дунайское происхождение.
К ним можно отнести кольца Зарайского клада IX в., среди которых есть и
пятилучевые с ложной зернью на щитке и тремя шариками на концах каждого луча,
и семилучевые с одним шариком на концах лучей. К этой же группе височных
украшений принадлежат семилучевые кольца Полтавского клада (IX в.). Близко к
зарайским и височное кольцо с семью острыми лучами, найденное на Новотроицком
городище (IX в.). Новотроицкие кольца отлитые, вероятно, на месте, копируют
украшения, привнесённые из Подунавья. Семилучевое височное кольцо городища
Хотомель в Припятском Полесье относится VIII–IX вв. Лучевые кольца того же
облика найдены также на городище роменской культуры Горналь, на
городище борщевской культуры Титчиха в Воронежском Подонье, в Кветуни под
Трубчевском, а также на поселениях в Гнездово под Смоленском и Супрутах в
Верхнем Поочье. В целом они датируются IX–X вв., гнездовская находка —
рубежом IX и X вв.
Тип
Этническое
соответствие
Описание
Регион
Пери
од
Семилучевые
Радимичи, северя
не
[8][9]
Курская область
[8]
VIII-XII
вв.
[9]
Браслетообраз
ные
Кривичи
Проволочные
кольца
диаметром от 5
до 10 см, в
нижней части
проволока
уплощена
ковкой, что
придает кольцу
серповидный
Витебская и Минская
область
[11]
Белоруссии, а
также Псковская, Калужская, Нижего
родская, Рязанская
[12]
и Смоленская
области России.
V-XII вв
Тип
Этническое
соответствие
Описание
Регион
Пери
од
или
браслетообраз
ный вид. Также
этот тип колец
характеризуют
завязанные
концы. В
немногих
случаях на
пластинчатых
частях колец
делались
небольшие
отверстия,
через которые
продевались
тонкие
проволочные
колечки с
трапециевидны
ми
пластинчатыми
привесками
[10]
.
Ромбощитковы
е
Ильменские
словене
Бронзовые
кольца, в
которых
имелись
робмовидные
утолщения
(щитки)
количеством от
2 до 5. Иногда
к кольцам
приделывались
трапециевидны
е подвески
[13]
Ленинградская (Гатчинский район)
[14]
и Новгородская области.
Семилопастны
е
Вятичи
Подмосковье
[15]
Спиральные
Северяне
Курская
[16]
и Полтавская области
[17]
,
Литва
[18]
Трехбусинные
Дреговичи
[19]
Смоленская область Гнездовские
курганы Россия, Киевская (за что
называется "киевским типом")
[20]
,Черниговская области Украины
[21]
Универсальный образ мужского костюма IX-XI века.
В образ костюма в основном входят ткани растительного производства: лен,
конопля.
В комплект костюма входят
1.
Рубаха нижняя – лен
2.
Рубаха верхняя – шерсть
3.
Порты – лен, использовалось как нижнее белье
4.
Шаровары – лен, или порты из шерсти
5.
Обмотки – шерсть
6.
Кожаный пояс
7.
Нож с ножнами (отличие свободного человека от холопа)
8.
Кожаные ботинки или поршни (кожа)
9.
Свита (Кафтан) – шерсть
10 . Головной убор: шапка из валяной шерсти (войлок) или шерстяная шапка
отороченная мехом
На поясе могли висеть кожаные кошельки или сумки (ташки)
Примерный костюм богатого мужчины на раннее средневековье выглядел так
Менее состоятельные выглядели так:
Славянский мужской
и женский костюм
жителей Киевской
Руси 9 – 11 века.
Благодаря
отечественному
кинематографу
,
различной
фантастической
литературе
,
картинок
в
интернете
и
быстро
развивающейся
моде
на
славян
и
их
религию
,
у
людей
не
правильно
формируется
представление
о
внешнем
виде
славян
на
территории
Древней
Руси
IX-XI
века
.
Причем
образы
данных
источников
резко
противоречат
друг
другу
.
От
абсолютно
грязных
,
ходящих
в
рванье
,
как
древние
люди
,
жителей
,
до
абсолютно
чистых
,
стройных
девушках
и
богатырски
сложенных
мужчинах
,
ходящих
в
длинных
и
только
в
белых
или
красных
рубахах
и
обязательно
в
лаптях
.
Женский костюм
1.
Льняной
платок
2.
Очелье
с
височными
кольцами
3.
Льняная
рубаха
4.
Кушак
(
плетеный
пояс
из крашенной
шерстяной
ткани
)
5.
Передник
6.
Понева
7.
Кожаные
ботинки
8.
Шерстяной платок
9.
Шерстяной плащ
10.
Шерстяная свита
1.
Шапка
с
меховой
оторочкой
2.
Льняная рубаха
3.
Разговоры
(декоративный
крашенный
шелковый
или
шерстяной шнурок,)
4.
Кожаный пояс
5.
Ташка
(маленькая
сумка или кошель)
6.
Обмотки
7.
Кожаные ботинки
8.
Свита
(шерстяной
кафтан)