Автор: Еремчева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №20"
Населённый пункт: г. Иваново, Ивановская область
Наименование материала: конспект урока в 3 классе по окружающему миру
Тема: "Семейный бюджет"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 «А»
Тема урока: «Семейный бюджет»
Цели урока:
- познакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента;
- воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоить понятия «семейный бюджет», «гонорар», «рента».
Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по окружающему миру;
понимать причины успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализе и самоконтроле результата.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Школа России. «Просвещение» 2014,
презентация.
Этап урока
Методы и приёмы
Хроно-
метраж
Содержание урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
I. Этап
самоопределения к
деятельности
Словесный: беседа
1 мин
- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок окружающего мира. Давайте
проверим готовность к уроку.
- Сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому.
Приветствовать
учителя, проверять
готовность к уроку
Р.: принимать и
сохранять учебную
задачу.
II. Актуализация
знаний и мотивация
Словесный:
фронтальный опрос
Практический:
отгадывание
кроссворда
3 мин
Выполнение кроссворда.
- На прошлом уроке вы изучали тему «Государственный бюджет».
Давайте проверим, что вы запомнили.
- Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов
государства)
- Что означает выражение "денежная сумка"? (Бюджет)
- Как называются деньги, которые в неё кладут? (Доходы)
- Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета?
(Расходы)
- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны
вносить в бюджет государства? (Налоги)
- Для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока я предлагаю вам
отгадать кроссворд.
1. Деньги, которые тратят на те или иные нужды. 2. Стоимость одной
вещи. 3. Правила, законы ведения хозяйства - это... 4. Особый товар,
который можно обменять на другой товар или иные услуги. 5. Слово
бюджет с английского языка обозначает ..... сумка.
Ответы: 1. Расходы. 2. Цена. 3. Экономика. 4. Деньги. 5. Денежная
- Какое слово открылось в нашем кроссворде? (Семья)
- Как вы думаете, какая тема будет у нас сегодня на уроке? (Семейный
бюджет)
- Какую цель мы поставим?
Отвечать на вопросы по
материалам прошлых
уроков
Отгадывать кроссворд
Формулировать тему и
цель урока
К: участвовать в
учебном диалоге;
формулировать ответы
и выводы;
обмениваться
мнениями; строить
речевые высказывания.
Р.: постановка учебной
задачи в
сотрудничестве с
учителем.
III. Открытие нового
знания
Словесный:
фронтальный опрос,
обсуждение темы
15 мин
- Ребята, скажите, а что такое семья?
- Как вы думаете, есть ли бюджет у каждой семьи?
- Чтобы правильно вести семейное хозяйство, надо составить план
доходов и расходов, что и называется семейным бюджетом.
- Кто из взрослых в вашей семье зарабатывает деньги и каким образом?
- Как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?
- Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?
- Давайте прочитаем на стр. 76 какие бывают доходы и расходы семьи.
- Но доходы могут быть не только в виде зарплаты. Какие ещё доходы
семьи бывают прочитаем на стр. 77.
Отвечать на вопросы;
Читать информацию из
учебника
К:участвовать в
учебном диалоге;
формулировать ответы
и выводы; строить
речевые высказывания.
Л: формировать
учебно-
познавательный
интерес к новому
Практический:
решение
экономической задачи
- А теперь послушайте.
- Экстренное сообщение! В “Центр Экономики” обратилась семья
Максимовых. Их семейный бюджет несёт катастрофические потери.
Доход их семьи составляет 15 тысяч рублей. Но расходы у них
превышают эту сумму. Что им делать?
- Давайте вместе с вами попробуем разобраться, с этой ситуацией:
почему же так получилось?
(Семья Максимовых делала незапланированные покупки, не берегла
вещи, не экономила, поэтому их доходы превысили расходы)
- Какие советы по экономии вы можете порекомендовать семье
Максимовых?
– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того,
чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? (Нужно
много трудиться)
– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.
(Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит)
Решать экономическую
задачу
Давать советы
учебному материалу.
Р:
Осмыслять учебный
материал; действовать
с учётом выделенных
учителем ориентиров;
адекватно
воспринимать оценку
учителя.
К: формулировать
ответы.
Физкультминутка
1 мин
Видеофрагмент
Выполнять
упражнения
IV.Первичное
закрепление во
внешней речи
Практический: работа
с экономическими
понятиями
Практический:
рассуждение
экономических дел
15 мин
- Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и
расходы в семье?
(Доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше
расходов)
- Правильно. А какая формула будет лучшей? (Та, в которой доходы
больше, чем расходы)
- Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался
дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдёте на карточках-
подсказках.
Тексты карточек:
дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;
экономия – бережливое ведение хозяйства;
жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться
тем, что имеет;
экономный – бережливо расходующий что-либо.
– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался
дефицит или экономия?
(Если дефицит – нужно на чём-то экономить, если экономия – можно
делать сбережения)
– На чём можно сэкономить?
(Сладости и излишества в еде; коммунальные услуги (экономия
электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок
службы)
Отвечать на вопросы
Составлять формулу
Читать карточки с
понятиями
Предполагать и делать
выводы
К: формулировать
ответы.
Р:
Осмыслять учебный
материал; действовать
с учётом выделенных
учителем ориентиров;
адекватно
воспринимать оценку
учителя.
Практический:
решение
экономической задачи
– Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?
– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение
семейного хозяйства
Решение экономических задач
А) Предприниматель платит в месяц налог государству 2 тысячи
рублей. Сколько он заплатит за 4 месяца?
Решать экономическую
задачу
V.Самостоятельная
работа с
самопроверкой
Практический: работа
в печатной тетради
4 мин
- Откройте рабочие тетради на стр. 48 и выполните №1.
- А теперь выполните №2.
- И последний номер, это №5.
1. Из чего складывается семейный бюджет?
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы
3. Авторское вознаграждение – это…
б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…
е) больше расходов;
и) равны расходам;
а) меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…
т) доходов;
п) расходов;
к) гонорара
Самостоятельно
работать в тетрадях
Решать тест
П.: искать и извлекать
информацию.
Р.:
Применять освоенные
способы действия.
VI. Рефлексия
деятельности (по
продукту)
Словесный: беседа
2 мин
- Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке?
- Какую цель перед собой поставили?
- Что было сложное в работе? С чем справились легко? Что
получилось? Не получилось? Что вам понравилось?
Домашнее задание: Р.т стр.48 №3
Отвечать на вопросы.
Оценивать свою работу
на уроке
Л.: самооценка на
основе критерия
успешности.