Напоминание

"Студенты ждут от нас искренности"


Автор: Бочкарева Наталья Павловна
Должность: преподаватель информатики и икт
Учебное заведение: ОГПОБУ "Политехнический техникум"
Населённый пункт: ЕАО, г. Биробиджан
Наименование материала: педагогическая концепция
Тема: "Студенты ждут от нас искренности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Добрый день, уважаемые коллеги!

Я,

Бочкарева

Наталья

Павловна,

работаю

преподавателем

в

Политехническом

техникуме

г.

Биробиджана,

веду

дисциплины

«Информатика» и «Индивидуальный проект». Мне хочется поделиться с вами

своими мыслями о проблемах гуманизации воспитания. Свою концепцию я

назвала так: «Студенты ждут от нас искренности».

Прежде чем изложить свои мысли, хочу Вам напомнить слова великого

французского

мыслителя,

просветителя

Жан

Жака

Руссо,

который

очень

точно определил задачи педагога: «Вы отличаете учителя от воспитателя? –

новая нелепость. Разве вы различаете ученика от воспитанника?»

Воспитательная работа техникума и воспитание действительностью –

эти два механизма действуют, почти не соприкасаясь. Ведь одним из них

управляют штатные педагоги, а другим – сама жизнь. На все случаи жизни нет

готовых рецептов, а решение принимать надо!

Каждый преподаватель знает, что нужна большая гибкость для того,

чтобы

организовать

учебно-воспитательный

процесс,

пусть

даже

в

небольшом классном коллективе студентов.

Работа со студентами – дело деликатное, в чем-то интимное. Оно требует

душевного соприкосновения и тепла. Думаю, что чем больше отдаешь, тем

больше приумножаешь в себе. Поэтому среди существующих стилей руководства

авторитарного,

демократического, свободного

выбираю

второй.

Прислушиваюсь

к

критическим

высказываниям студентов,

пользуюсь

косвенной формой побуждения к действию. А в отдельных ситуациях прибегаю к

безоговорочному приказу, но последнее для меня

нетипично.

И

на

первой

страничке

воспитательного

плана

работы

записала

слова

Антуана

Сент-Экзюпери:

«...

надо

давать

прежде,

чем

получать,

и

строить

прежде,

чем

поселять».

А чем может поделиться преподаватель? Своим опытом – жизненным,

духовным. Безусловно, педагогический такт подскажет, когда, в какой форме и

какие вопросы обсуждать со своими воспитанниками. Но этого порой не-

достаточно. Необходимо знать возрастные особенности, потребности детей и

учитывать условия, в которых они живут, чтобы результативно воздействовать

на их эмоциональную и духовную сферы.

Сегодня я работаю со студентами 2-х курсов. Психологи утверждают, что

студентам этого возраста более всего интересно собственное «Я», так как

способность и интерес к самооценке устойчивы более чем у половины из них.

Исходя из этого строю свой диалог с ребятами, в том числе с помощью бесед и

тестов: «Умеешь ли ты слушать?», «Для чего тебе нужен друг?», «Знаешь ли

ты свой характер; «Загляни в себя (об отношениях с окружающими)».

При работе с группой надо уметь вызывать чувство эмпатии и переводить

свою монологическую речь в диалог. При этом очень важно самой быть

искренней.

Работая с взрослеющими личностями нужно заслужить, чтобы ребята

допустили тебя к чему-то личному. И пути к этому прокладываются при помощи

взаимопонимания, доверия, и, конечно же, взаимоуважения.

Конечно, общение предполагает сходство, взаимную устремленность, но я

не позволяю себе переходить на молодежный сленг – стараюсь студентов

подтягивать

до

своего

уровня

общения.

В

воспитательной

работе

часто

приходится сталкиваться со сложными педагогическими ситуациями. Никогда

не

выношу

на

суд студенческой

общественности

поведение

отдельных

студентов. Ведь студенты – суровые судьи. Да и далеко не все вопросы могут

решаться большинством голосов

От

педагогов

можно

услышать,

что

в

работе

со

студентами

самое

трудное – работа с взрослыми. И это верно. Родители всегда останутся

главными воспитателями ребенка. Вот почему важно найти с ними общий

язык. Нередко родители испытывают робость перед техникумом. Видимо,

опасаются неприятных новостей о своих детях. Такое состояние необходимо

снять.

Никогда

не

говорю

на

родительском

собрании

ничего

плохого

о

трудных

ребятах,

не

сравниваю

их

с

другими,

стараюсь

найти

что-то

положительное в каждом студенте. Острые вопросы решаются с глазу на глаз.

Родители всегда признательны за это. Ведь взаимные упреки не помогут и

ничего не принесут, кроме досады и стыда. Родители ценят преподавателя в

первую очередь не как информатора, а как доброжелательного советчика,

человека, сведущего в вопросах обучения.

Михаил Пришвин написал замечательные слова: «Человек в обществе

должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным,

как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листке есть

нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и

образует мощь ствола и единство всего дерева».

И

педагог

обязан

взрастить

этот

росток,

дать

ему

пробиться,

раскрыться во всей духовной красоте, стать оригинальной, неподражаемой,

самобытной личностью.

И поэтому в своей работе с группой я стараюсь руководствоваться

тремя взаимо:

взаимопонимание;

взаимодействие;

взаимоуважение.

И хочу закончить свое выступление такими словами:

Увы, наш труд нелегок,

Мы с вами это знаем.

И сетуем порою,

Что очень устаем.

И на тетрадях школьных

Мы часто засыпаем,

И о работе думаем,

Когда домой идем.

А вот мы на уроке:

И силы вновь найдутся.

Ведь интерес к ученью

Должны мы пробудить,

Тогда ребячьи души

Навстречу распахнутся,

А это значит: стоило

Работать нам и жить!

Благодарю за внимание!



В раздел образования