Автор: Бочкарева Наталья Павловна
Должность: преподаватель информатики и икт
Учебное заведение: ОГПОБУ "Политехнический техникум"
Населённый пункт: ЕАО, г. Биробиджан
Наименование материала: педагогическая концепция
Тема: "Студенты ждут от нас искренности"
Раздел: среднее профессиональное
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я,
Бочкарева
Наталья
Павловна,
работаю
преподавателем
в
Политехническом
техникуме
г.
Биробиджана,
веду
дисциплины
«Информатика» и «Индивидуальный проект». Мне хочется поделиться с вами
своими мыслями о проблемах гуманизации воспитания. Свою концепцию я
назвала так: «Студенты ждут от нас искренности».
Прежде чем изложить свои мысли, хочу Вам напомнить слова великого
французского
мыслителя,
просветителя
Жан
Жака
Руссо,
который
очень
точно определил задачи педагога: «Вы отличаете учителя от воспитателя? –
новая нелепость. Разве вы различаете ученика от воспитанника?»
Воспитательная работа техникума и воспитание действительностью –
эти два механизма действуют, почти не соприкасаясь. Ведь одним из них
управляют штатные педагоги, а другим – сама жизнь. На все случаи жизни нет
готовых рецептов, а решение принимать надо!
Каждый преподаватель знает, что нужна большая гибкость для того,
чтобы
организовать
учебно-воспитательный
процесс,
пусть
даже
в
небольшом классном коллективе студентов.
Работа со студентами – дело деликатное, в чем-то интимное. Оно требует
душевного соприкосновения и тепла. Думаю, что чем больше отдаешь, тем
больше приумножаешь в себе. Поэтому среди существующих стилей руководства
–
авторитарного,
демократического, свободного
–
выбираю
второй.
Прислушиваюсь
к
критическим
высказываниям студентов,
пользуюсь
косвенной формой побуждения к действию. А в отдельных ситуациях прибегаю к
безоговорочному приказу, но последнее для меня
нетипично.
И
на
первой
страничке
воспитательного
плана
работы
записала
слова
Антуана
Сент-Экзюпери:
«...
надо
давать
прежде,
чем
получать,
и
строить
прежде,
чем
поселять».
А чем может поделиться преподаватель? Своим опытом – жизненным,
духовным. Безусловно, педагогический такт подскажет, когда, в какой форме и
какие вопросы обсуждать со своими воспитанниками. Но этого порой не-
достаточно. Необходимо знать возрастные особенности, потребности детей и
учитывать условия, в которых они живут, чтобы результативно воздействовать
на их эмоциональную и духовную сферы.
Сегодня я работаю со студентами 2-х курсов. Психологи утверждают, что
студентам этого возраста более всего интересно собственное «Я», так как
способность и интерес к самооценке устойчивы более чем у половины из них.
Исходя из этого строю свой диалог с ребятами, в том числе с помощью бесед и
тестов: «Умеешь ли ты слушать?», «Для чего тебе нужен друг?», «Знаешь ли
ты свой характер; «Загляни в себя (об отношениях с окружающими)».
При работе с группой надо уметь вызывать чувство эмпатии и переводить
свою монологическую речь в диалог. При этом очень важно самой быть
искренней.
Работая с взрослеющими личностями нужно заслужить, чтобы ребята
допустили тебя к чему-то личному. И пути к этому прокладываются при помощи
взаимопонимания, доверия, и, конечно же, взаимоуважения.
Конечно, общение предполагает сходство, взаимную устремленность, но я
не позволяю себе переходить на молодежный сленг – стараюсь студентов
подтягивать
до
своего
уровня
общения.
В
воспитательной
работе
часто
приходится сталкиваться со сложными педагогическими ситуациями. Никогда
не
выношу
на
суд студенческой
общественности
поведение
отдельных
студентов. Ведь студенты – суровые судьи. Да и далеко не все вопросы могут
решаться большинством голосов
От
педагогов
можно
услышать,
что
в
работе
со
студентами
самое
трудное – работа с взрослыми. И это верно. Родители всегда останутся
главными воспитателями ребенка. Вот почему важно найти с ними общий
язык. Нередко родители испытывают робость перед техникумом. Видимо,
опасаются неприятных новостей о своих детях. Такое состояние необходимо
снять.
Никогда
не
говорю
на
родительском
собрании
ничего
плохого
о
трудных
ребятах,
не
сравниваю
их
с
другими,
стараюсь
найти
что-то
положительное в каждом студенте. Острые вопросы решаются с глазу на глаз.
Родители всегда признательны за это. Ведь взаимные упреки не помогут и
ничего не принесут, кроме досады и стыда. Родители ценят преподавателя в
первую очередь не как информатора, а как доброжелательного советчика,
человека, сведущего в вопросах обучения.
Михаил Пришвин написал замечательные слова: «Человек в обществе
должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным,
как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листке есть
нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и
образует мощь ствола и единство всего дерева».
И
педагог
обязан
взрастить
этот
росток,
дать
ему
пробиться,
раскрыться во всей духовной красоте, стать оригинальной, неподражаемой,
самобытной личностью.
И поэтому в своей работе с группой я стараюсь руководствоваться
тремя взаимо:
взаимопонимание;
взаимодействие;
взаимоуважение.
И хочу закончить свое выступление такими словами:
Увы, наш труд нелегок,
Мы с вами это знаем.
И сетуем порою,
Что очень устаем.
И на тетрадях школьных
Мы часто засыпаем,
И о работе думаем,
Когда домой идем.
А вот мы на уроке:
И силы вновь найдутся.
Ведь интерес к ученью
Должны мы пробудить,
Тогда ребячьи души
Навстречу распахнутся,
А это значит: стоило
Работать нам и жить!
Благодарю за внимание!