Напоминание

"Интеллектуальное развитие ребёнка в условиях группы продлённого дня в свете ФГОС"


Автор: Мельникова Лариса Ивановна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №347 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Интеллектуальное развитие ребёнка в условиях группы продлённого дня в свете ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Интеллектуальное развитие ребёнка в условиях группы продлённого дня

в свете ФГОС.

Мельникова Лариса Ивановна,

воспитатель группы продлённого дня

ГБОУ СОШ № 347 с углублённым

изучением английского языка

Санкт-Петербурга

Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС - помочь

взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на

сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную

выработку идей.

Воспитание является одним из важных компонентов образования в

интересах человека, общества, государства – именно так сегодня расставлены

приоритеты в системе образования.

Современные учёные-генетики считают, что человек выделился из

животного мира и пошёл по своему пути развития благодаря двум факторам:

общению на вербальном уровне (речи) и понятийному мышлению (В. Левитин).

Ребёнок ещё в перинатальном периоде развития знакомится с речью и

пользуется ею всю свою жизнь. Даже дети, рождённые глухими, овладевают

речью в результате определённых занятий. Исключение составляют дети,

воспитанные вне человеческого общества, и дети, имеющие тяжёлую форму

поражения головного мозга в стадии идиотии.

Понятийное мышление формируется у детей к девяти-десяти годам.

В результате прогресса человеческое общество испытывает потребность в

развитии интеллектуальной сферы (наряду с физической и эмоциональной).

Современные ученики начальной школы отличаются от их сверстников

даже десятилетней давности (они более эрудированы). Но психологи и педагоги

отмечают, что с 2007 года уровень интеллекта поступающих в школу

первоклассников упал примерно на 30%. Поэтому перед школой ставится задача

развития интеллектуальных способностей учащихся. Это осуществляется как на

уроках, так и во внеурочной деятельности.

Воспитанием подрастающего поколения пронизана вся школьная жизнь.

Условно это можно разделить на несколько частей:

воспитание во время урочной деятельности;

воспитание во внеурочной (внеклассной) деятельности в классном

коллективе;

воспитание в группе продлённого дня;

воспитание на кружке, секции и т.п.

Роль воспитателя неоценима, особенно в группе продлённого дня в

начальной школе. Дети в этом возрасте чрезвычайно подражательны. «И это даёт

возможность в присутствии всего класса влиять на мнение, поведение отдельных

учащихся», - пишет Н.И. Дереклеева.

Основными формами воспитательной работы в группе продлённого дня

являются:

конкурсы, викторины, выставки творческих работ, экскурсии,

беседы, часы общения, праздники, КТД, презентации, практикумы,

физкультминутки, интеллектуальные игры, игры – путешествия,

игры на внимание и память, игры-конкурсы, игры-соревнования,

спортивные

соревнования,

диспуты,

встречи

с

интересными

людьми,

проектная

деятельность

учащихся,

индивидуальные

консультации.

Одной из главных форм воспитательной работы, направленной на

интеллектуальное развитие, является интеллектуальные игры.

Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики,

состоящее

из

способности

адаптироваться

к

новым

ситуациям,

способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению

абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления

окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей,

которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение,

восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Интеллектуальное

развитие

развитие

определённых

интеллектуальных способностей индивида через различное содержание

деятельности.

«Интеллектуальные игры у младших школьников направлены на то,

чтобы развивать их кругозор, способствовать развитию информационного поля,

развивать интересы и духовные потребности, стимулировать саморазвитие и

самовыражение» (Н.И. Дереклеева).

Таким образом, интеллектуальные игры должны стимулировать развитие

познавательных способностей младших школьников.

В начальной школе внеклассная работа по разным направлениям

разнообразна и насыщена. Поэтому нам представляется возможным (чтобы

избежать перегрузок учащихся) проводить интеллектуальные игры один раз в два

месяца (один раз в четверть).

Интеллектуальные игры требуют тщательной подготовки. Это относится к

выбору темы, заданий, возрастным особенностям детей, нарастанию от простого

к сложному и т.д. Поэтому мы посчитали необходимым в первом классе

проводить интеллектуальные игры в виде игр на внимание и память, конкурсов,

эстафет, что уже знакомо ребёнку с дошкольного возраста и что соответствует

характеру его внешкольной деятельности на данном этапе развития (играм).

Начиная со второго класса, уже вводятся интеллектуальные игры-тренинги – это

системы упражнений на развитие таких интеллектуальных составляющих как

внимание, память, мышление. С третьего класса уже добавляются задания,

нацеленные на выбор действий, обстоятельств, нахождение новых знаний в

разных источниках, умение задавать вопросы, оппонировать собеседнику и т.д.

Для успешности такой деятельности по развитию интеллектуальных

способностей

ребёнка,

нам

думается,

будет

привлечение

родителей

как

непосредственных участников этого процесса, как самых главных воспитателей

своего ребёнка. Чтобы родители понимали всю важность и необходимость

интеллектуального развития, мы полагаем, что возможно один раз в год

проводить родительское собрание по данной теме с воспитателем группы

продлённого дня, привлекать для этого психологов как школьных, так и из ПМС-

центра.

На данных родительских собраниях родителям кроме психологической

помощи

будет

предложена

система

заданий-тренингов

для

развития

определённой интеллектуальной функции ребёнка.

Ниже

приведена

мероприятий,

направленная

на

интеллектуальное

развитие

детей.

Итогом

такой

работы

по

развитию

интеллектуальных

способностей ребёнка будет сформированное к десяти годам понятийное

мышление.

Класс

Четверть

Мероприятие

1

1

Игра-викторина «Учись учиться».

2

Новогодняя интеллектуальная эстафета.

3

Интеллектуальная игра «А ну-ка, девочки! А ну-ка,

мальчики!»

4

Игра по станциям «Умники и умницы».

2

1

Тематический час «Как развить внимание».

2

Интеллектуальный новогодний марафон.

3

Турнир эрудитов.

4

Интеллектуальное лото.

3

1

Тематический час «Как развить память».

2

Новогодняя игра «Сочини сказку…».

3

Тематический час «Учимся задавать вопросы».

4

Игра-викторина «Самый умный».

4

1

Тематический час «Как развить мышление».

2

Литературная

игра

«Любимые

герои

в

новых

обстоятельствах».

3

Научная конференция «Мы на планете Земля».

4

Интеллектуальный КВН.

Литература.

1.

Азимов Г., Щукин А.И. Словарь методических терминов. – М., 2002.

2.

Гин С.И. Мир фантазии. – М., 2015.

3.

Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе. – М., 2005.

4.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М., 2012.

5.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М., 2018.

6.

Карманчиков А.И. Диагностика и технологии развития у детей мышления

различных типов. – М., 2008.

7.

Левитин В. Занимательная генетика. – М., 2014.

8.

Любимые детские игры (сост. Гришина Г.Н.). – М., 1997.

9.

Новиков С.Ю. Весёлые сценарии ко всем праздникам. – М., 2006.

10. Шмаков С.А. Досуг школьника. – Липецк, 1993.



В раздел образования