Автор: Мельникова Лариса Ивановна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №347 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Интеллектуальное развитие ребёнка в условиях группы продлённого дня в свете ФГОС"
Раздел: начальное образование
Интеллектуальное развитие ребёнка в условиях группы продлённого дня
в свете ФГОС.
Мельникова Лариса Ивановна,
воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ СОШ № 347 с углублённым
изучением английского языка
Санкт-Петербурга
Цель воспитательной работы современной школы по ФГОС - помочь
взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на
сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную
выработку идей.
Воспитание является одним из важных компонентов образования в
интересах человека, общества, государства – именно так сегодня расставлены
приоритеты в системе образования.
Современные учёные-генетики считают, что человек выделился из
животного мира и пошёл по своему пути развития благодаря двум факторам:
общению на вербальном уровне (речи) и понятийному мышлению (В. Левитин).
Ребёнок ещё в перинатальном периоде развития знакомится с речью и
пользуется ею всю свою жизнь. Даже дети, рождённые глухими, овладевают
речью в результате определённых занятий. Исключение составляют дети,
воспитанные вне человеческого общества, и дети, имеющие тяжёлую форму
поражения головного мозга в стадии идиотии.
Понятийное мышление формируется у детей к девяти-десяти годам.
В результате прогресса человеческое общество испытывает потребность в
развитии интеллектуальной сферы (наряду с физической и эмоциональной).
Современные ученики начальной школы отличаются от их сверстников
даже десятилетней давности (они более эрудированы). Но психологи и педагоги
отмечают, что с 2007 года уровень интеллекта поступающих в школу
первоклассников упал примерно на 30%. Поэтому перед школой ставится задача
развития интеллектуальных способностей учащихся. Это осуществляется как на
уроках, так и во внеурочной деятельности.
Воспитанием подрастающего поколения пронизана вся школьная жизнь.
Условно это можно разделить на несколько частей:
воспитание во время урочной деятельности;
воспитание во внеурочной (внеклассной) деятельности в классном
коллективе;
воспитание в группе продлённого дня;
воспитание на кружке, секции и т.п.
Роль воспитателя неоценима, особенно в группе продлённого дня в
начальной школе. Дети в этом возрасте чрезвычайно подражательны. «И это даёт
возможность в присутствии всего класса влиять на мнение, поведение отдельных
учащихся», - пишет Н.И. Дереклеева.
Основными формами воспитательной работы в группе продлённого дня
являются:
конкурсы, викторины, выставки творческих работ, экскурсии,
беседы, часы общения, праздники, КТД, презентации, практикумы,
физкультминутки, интеллектуальные игры, игры – путешествия,
игры на внимание и память, игры-конкурсы, игры-соревнования,
спортивные
соревнования,
диспуты,
встречи
с
интересными
людьми,
проектная
деятельность
учащихся,
индивидуальные
консультации.
Одной из главных форм воспитательной работы, направленной на
интеллектуальное развитие, является интеллектуальные игры.
Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики,
состоящее
из
способности
адаптироваться
к
новым
ситуациям,
способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению
абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления
окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей,
которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение,
восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Интеллектуальное
развитие
–
развитие
определённых
интеллектуальных способностей индивида через различное содержание
деятельности.
«Интеллектуальные игры у младших школьников направлены на то,
чтобы развивать их кругозор, способствовать развитию информационного поля,
развивать интересы и духовные потребности, стимулировать саморазвитие и
самовыражение» (Н.И. Дереклеева).
Таким образом, интеллектуальные игры должны стимулировать развитие
познавательных способностей младших школьников.
В начальной школе внеклассная работа по разным направлениям
разнообразна и насыщена. Поэтому нам представляется возможным (чтобы
избежать перегрузок учащихся) проводить интеллектуальные игры один раз в два
месяца (один раз в четверть).
Интеллектуальные игры требуют тщательной подготовки. Это относится к
выбору темы, заданий, возрастным особенностям детей, нарастанию от простого
к сложному и т.д. Поэтому мы посчитали необходимым в первом классе
проводить интеллектуальные игры в виде игр на внимание и память, конкурсов,
эстафет, что уже знакомо ребёнку с дошкольного возраста и что соответствует
характеру его внешкольной деятельности на данном этапе развития (играм).
Начиная со второго класса, уже вводятся интеллектуальные игры-тренинги – это
системы упражнений на развитие таких интеллектуальных составляющих как
внимание, память, мышление. С третьего класса уже добавляются задания,
нацеленные на выбор действий, обстоятельств, нахождение новых знаний в
разных источниках, умение задавать вопросы, оппонировать собеседнику и т.д.
Для успешности такой деятельности по развитию интеллектуальных
способностей
ребёнка,
нам
думается,
будет
привлечение
родителей
как
непосредственных участников этого процесса, как самых главных воспитателей
своего ребёнка. Чтобы родители понимали всю важность и необходимость
интеллектуального развития, мы полагаем, что возможно один раз в год
проводить родительское собрание по данной теме с воспитателем группы
продлённого дня, привлекать для этого психологов как школьных, так и из ПМС-
центра.
На данных родительских собраниях родителям кроме психологической
помощи
будет
предложена
система
заданий-тренингов
для
развития
определённой интеллектуальной функции ребёнка.
Ниже
приведена
мероприятий,
направленная
на
интеллектуальное
развитие
детей.
Итогом
такой
работы
по
развитию
интеллектуальных
способностей ребёнка будет сформированное к десяти годам понятийное
мышление.
Класс
Четверть
Мероприятие
1
1
Игра-викторина «Учись учиться».
2
Новогодняя интеллектуальная эстафета.
3
Интеллектуальная игра «А ну-ка, девочки! А ну-ка,
мальчики!»
4
Игра по станциям «Умники и умницы».
2
1
Тематический час «Как развить внимание».
2
Интеллектуальный новогодний марафон.
3
Турнир эрудитов.
4
Интеллектуальное лото.
3
1
Тематический час «Как развить память».
2
Новогодняя игра «Сочини сказку…».
3
Тематический час «Учимся задавать вопросы».
4
Игра-викторина «Самый умный».
4
1
Тематический час «Как развить мышление».
2
Литературная
игра
«Любимые
герои
в
новых
обстоятельствах».
3
Научная конференция «Мы на планете Земля».
4
Интеллектуальный КВН.
Литература.
1.
Азимов Г., Щукин А.И. Словарь методических терминов. – М., 2002.
2.
Гин С.И. Мир фантазии. – М., 2015.
3.
Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе. – М., 2005.
4.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М., 2012.
5.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. – М., 2018.
6.
Карманчиков А.И. Диагностика и технологии развития у детей мышления
различных типов. – М., 2008.
7.
Левитин В. Занимательная генетика. – М., 2014.
8.
Любимые детские игры (сост. Гришина Г.Н.). – М., 1997.
9.
Новиков С.Ю. Весёлые сценарии ко всем праздникам. – М., 2006.
10. Шмаков С.А. Досуг школьника. – Липецк, 1993.