Автор: Мельникова Лариса Ивановна
Должность: воспитатель ГПД
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №347 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие по толерантности в группе ГПД "Зоопарк (навыки понижения значимости различий)"
Раздел: начальное образование
Занятие по толерантности в группе продлённого дня.
Мельникова Лариса Ивановна,
воспитатель группы продлённого дня
ГБОУ СОШ № 347 с углублённым
изучением английского языка
Санкт-Петербурга
Зоопарк (навыки понижения значимости различий).
Цель.
Развитие навыков понимания значимости различий за счёт
тренировки их оперативной взаимозаменяемости.
Ход занятия.
Сегодня у нас очень интересное занятие. Мы побываем там, где любят
бывать и дети, и взрослые. Как вы думаете, где?
Правильно, в зоопарке.
Но побываем мы там в очень непривычной для нас роли.
Недаром я заговорила о роли.
Каждый из вас, хотя бы в душе, хотел когда-нибудь выйти на сцену. И
сегодня вам представится такой шанс.
Сейчас мы попробуем поиграть в одну очень интересную поучительную
игру.
Давайте мысленно перенесёмся в зоопарк и представим себя какой-нибудь
зверюшкой.
Имейте в виду, что все зверюшки очень разные: маленькие и большие,
толстенькие и худенькие, смешные и не очень, весёлые и серьёзные,
суетливые и спокойные.
Выберите свою. Запишите крупно её название и вставьте листок в бейджик.
А теперь мы встанем в круг, а одна зверюшка будет стоять в центре круга.
Мы возьмём мячик и будем кидать его зверюшке, которая в центре, со
словами: ты плохая, потому что…(и будем говорить что-то такое, что мог бы
сказать этой зверюшке недоброжелательный мальчик или злобная девочка).
Зверюшка ловит мячик и быстро-быстро отвечает: нет-нет, я хорошая,
потому что…(и называет что-то такое, что мог бы сказать ей очень
доброжелательный мальчик или добрая девочка).
После 3-х бросков в центр круга становится другая зверюшка.
Подумайте и ответьте, вам понравилось говорить гадости? А оправдываться,
отвечая на них?
В этом все люди похожи: никто не любит, когда ему говорят неприятные
вещи, никто не любит говорить гадости.
Но иногда бывают случаи, когда ситуация выходит из-под контроля.
Послушайте
стихотворение
Олега
Григорьева
«Былина»,
которое
подготовили мальчики.
Олег Григорьев «Былина».
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».
Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лобищу Славищу.
Славище взял скамеещу
Да как треснет Борище в шеищу.
Плачет Славочка под забориком.
Под скамеечкой плачет Боренька.
Вопрос: к чему обзывалки привели мальчиков Борю и Славу?
Как сделать так, чтобы дети поменьше обзывались, а потом и вовсе
перестали это делать?
Конечно, не всегда обзывание заканчивается дракой. И чтобы такого не
случилось с вами, необходимо уметь защищаться не кулаками, а иначе. Надо
научиться сглаживать ситуацию словами.
У кого из вас в жизни бывало такое, что вам говорили что-то плохое, причём
совершенно не заслуженно, и у вас от этого очень портилось настроение?
Давайте попробуем помочь не только зверюшкам, но и самим себе.
Сейчас мы сядем по командам, чтобы в каждой были похожие животные:
звери наших лесов, птицы, животные, живущие в жарких странах, животные
– морские жители и т.д.
Каждая команда получит задание: обсудите, выберите самые достойные
суждения и напишите ответы тем, кто вдруг вам скажет так:
- ты грязнуля…
-ты плохой товарищ…
- ты двоечник…
- ты ничего не понимаешь…
- у тебя дырявые башмаки…
- тебя родители никогда не возили в Америку…
- ты не умеешь петь…
- ты у нас в классе новенький…
- я с тобой не хочу сидеть за одной партой…
- с тобой никто не дружит…
- у тебя нет книжек про динозавров…
- ты никогда не был в детском театре…
- ты не русский…
- ты не умеешь драться…
- над тобой все смеются…
- ты длинный, как жираф…
- ты очкарик…
- ты малявка…
- тебя учительница всегда ругает…
- твои родители безработные…
- у тебя всегда сопли…
Каждая
команда
получает
по
2-3
суждения.
Быстро
заполняет.
Проводится обсуждение.
А сейчас девочки прочитают ещё одно стихотворение.
Ирина Токмакова «Обижалки».
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки.
Вот придёт обидный срок,
А у нас готово впрок:
Я скажу ей – ты ворона,
А она мне – ты глухарь.
Я скажу ей – макарона,
А она мне – ты сухарь.
Я ей – мышь!
Она мне – крыс!
Стой-ка!
Чем мы занялись?
Для чего нам обижалки?
Мы стоим соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!
Вопрос:
Признайтесь честно, кто из вас хотя бы раз придумывал обижалки?
А почему герои стихотворения от придуманных ими обижалок отказались?
И дети, и взрослые очень разные, у них всегда можно выявить и плохие, и
хорошие качества.
Но какие качества приятнее выявлять? Правильно, хорошие.
В жизни гораздо приятнее человеку не оправдываться, а слышать от друзей и
окружающих хорошие слова. А почему?
Окрыляет, даёт силы, чтобы стать лучше.
Сейчас мы снова встанем в круг и постараемся сказать друг другу добрые
слова.
И в конце нашего занятия я предлагаю спеть песню «Вместе весело
шагать…»
Дома попробуйте придумать ответы (раздаю группам листочки с другими
фразами).