Автор: Артамонова Анна Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа №212
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование басен И.А.Крылова в логопедической практике учителя-логопеда"
Раздел: начальное образование
Артамонова Анна Игоревна,
учитель-логопед ГБОУ школы № 212
Фрунзенского района
Использование басен И.А.Крылова
в логопедической практике учителя-логопеда
Логопедическая работа представляет собой комплекс различных
методов и приемов, направленных на коррекционное развитие и воспитание
обучающихся с нарушениями устной и письменной речи. Многообразие
речевого материала благотворно влияет на развитие речевой коммуникации,
освоение языковых единиц и воспитание личности в целом.
Сказки,
загадки,
басни
всегда
вызывали
особый
интерес
у
обучающихся-логопатов. Их живой русский язык всегда привлекал внимание
и детей, и даже взрослых. Сказки несут добро и поучают, загадки заставляют
думать, рассуждать, увлекаться, а басни высмеивают человеческие пороки и
имеют огромное воспитательное значение для школьников.
Для детей мы используем более понятные детскому возрасту басни, а
для
более
старших
–
можно
использовать
материалы
из
истории
возникновения басен.
Басня – один из наиболее древних литературных жанров. Басни Эзопа
были созданы V-VI
веках до нашей эры. Сборник древних индийских
сказаний и басен «Панчатантра» относится к третьему – четвёртому векам.
Переводы басен Эзопа появились в России с петровских времён.
Древнегреческий сочинитель Эзоп является родоначальником жанр
басни. Этот жанр возник в глубокой древности, тогда, когда человек задал
себе вопрос: «Как надо жить в этом мире?» Человек наблюдал, размышлял, а
выводы, к которым приходил, высказывал в небольших сочинениях –
пословицах, поговорках и баснях, - затем рассказывал их другим. Так
человечество размышляло над тем, как жить достойно.
Эзопов язык – речь, наполненная недомолвками, намёками. Поскольку
Эзоп был рабом, то говорить напрямую о порках современников было бы
неслыханной дерзостью. Именно поэтому, по преданию, он рассказывал о
пороках зверей, птиц, ну а люди, слушавшие его, уже сами догадывались о
скрытом содержании басен. В дальнейшем эзопов язык стал одним из
признаков сатирических произведений, в которых обличались людские
пороки.
Басня – короткий рассказ. Басня может быть написана в прозе и стихах.
Действующими лицами басни являются звери, птицы, предметы; это
сближает басню со сказкой. Реже действующими лицами басни бывают
люди. Но даже если рассказ идёт о животных, автор всё равно имеет в виду
людей. Такой приём называют иносказанием или аллегорией. Повествование
в басни идёт от лица автора. Герои представлены диалогами и монологам.
Это позволяет инсценировать басни, создавать на их основе маленькие
спектакли.
В начале или конце басни высказывается точка зрения автора. Эти слова
нравоучительного характера называются моралью. Однако не всегда мораль
высказана явно. Позиция автора проявляется и в том, как, с каким чувством
созданы героем басни.
Самым известным баснописцем является Иван Андреевич Крылов (1769
– 1844).
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с им не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались.
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти на веке оставались
Крылатые крыловские слова.
И.Исаковский
Цель басни – осмеять человеческие пороки, подметить неприятную
черту в характере человека, указать на недостатки общественной жизни.
Н.В.Гоголь назвал басни И.А.Крылова «книгой мудрости самого народа».
Басни Крылова – это художественная галерея ярких национальных
портретов. По словам Белинского, они, кроме поэзии, имеют и другое
достоинство – народность, что и делает Крылова великим русским поэтом.
Известно, что Крылов был весьма одарённым от природы человеком.
Его карандашные наброски имели поразительное сходство с оригиналом. Он
своеобразно
играл
на
скрипке.
При
чтении
своих
басен
он
легко
перевоплощался в её героев. Он много времени посвятил изучению
математики. А чтобы читать в подлиннике басни Эзопа, он овладел
древнегреческим языком. Но главным увлечением всей его жизни были
родной русский язык и литература.
С тринадцати лет он начал пробовать себя в
сочинении стихотворений, пьесок, переводах
басен. Далеко не сразу Крылов нашёл свой род
литературы.
Свою первую басню Крылов написал в
одиннадцать лет. Но возвратился, уже будучи
профессиональным литератором, к жанру басни
гораздо
позднее,
сначала
воздал
дань
драматургии,
занимался
книгоиздательской
деятельностью.
Первые из своих замечательных басен Крылов читал в дома Алексея
Николаевича Оленина, президента Академии Художеств. В 1809 году вышла
книга «Басни Ивана Крылова».
Но известным всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812
году по поводу Отечественной войны. Басню «Волк на псарне» Крылов
переслал еще в рукописи Кутузову. Фельдмаршал прочёл крыловскую басню
окружавшим его офицерам и солдатам.
Произнеся: «Ты сер, а я приятель сед», – Кутузов сдёрнул шапку со
своей седой головы, и громкое «ура» было ответом полководцу и
приветствием поэту.
В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу.
Крылов изображен сидящим в кресле, постамент памятника украшен
многочисленными фигурами героев его басен. До этого ни одном писателю
монументов не сооружалось. Средство собирал весь народ, а организаторы
устроили конкурс на лучших проектов памятника. В конкурсе победил барон
Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом
Брюлловым,
создавшим
портрет
Крылова,
и
художником
Агиным,
нарисовавшим герое басен.
Для этого Агин составил список зверей крыловских героев, а затем
собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было
столпотворение: зверюшки птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали,
кудахтали …
В работе логопеда всегда используются игры, викторины, инсценировки
для развития языковых процессов, для обучения монологу, диалогу. Изучая
басни, дети знакомятся с повадками животных, соотносят с людьми и их
поступками, рассуждают о смысле басни. Изучив много басен, дети-логопаты
свободно могут догадаться, из какой басни этот абзац или фраза.
Из каких басен взяты эти строки:
- А воз и ныне там.
- Голубушка, как хороша!
- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
- Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона!
- А Васька слушает да ест.
- А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!
- Слона – то я и не приметил.
- Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой.
Детям можно рассказать интересные факты о самом писателей, о его
странных повадках и причудах. Как-то Крылов, дома, съев восемь пирожков.
Был поражён их дурным вкусом. Открыв кастрюлю, увидел, что она вся
зленая от плесени. Но он решил, коли жив – можно доесть и оставшиеся еще
восемь пирожков в кастрюле.
Очень любил смотреть на пожары. Не пропускал ни одного пожара в
Петербурге.
Над диваном в доме у Крылова висела «на честном слове» здоровая
картина. Друзья просили его вбить еще пару гвоздей, чтобы она всё
рассчитал: картина будет падать по касательной и его не заденет.
Над диваном в доме у Крылова висела «на честном слове» здоровая
картина. Друзья просили его вбить еще пару гвоздей, чтобы она не упала и не
разбила ему голову. На это он отвечал, что всё рассчитал: картина будет
падать по касательной и его не заденет.
На званных обедах он, как правило, съедал блюд расстегаев, три-четыре
тарелки ухи, несколько отбивных, жареную индейку и кое-что по мелочи.
Приехав домой, заедал всё это миской кислой капусты и чёрным хлебом.
Более глубинная информация о биографии И.А.Крылова будет уже
интересна взрослым. В конце жизни Крылов был обласкан властью. Имел
чин статского советника, шеститысячный пансион. Крылов жил долго и
своим привычкам не изменял ни в чём. Полностью растворился в лени и
гурманстве Он, умный и не слишком добрый человек, в конце концов сжился
с ролью добродушного чудака, нелепого, ничем не смущающегося обжоры.
Придуманный м образ пришёлся ко двору.
Когда н умер – все считали от обжорства, а на самом деле от
двухстороннего воспаления лёгких. Похороны были пышными. Граф Орлов –
второй человек в государстве – отстранил одного из студентов и сам нёс гроб
до дороги.
Учитель-логопед всегда выбирает басни для детей с учетом их возраста
и их стартовых возможностей. Даже взрослую басню можно адаптировать к
пониманию маленькими детьми. Благодаря такому речевому материалу, как
басни, дети с радостью будут развивать свою устную и письменную речь,
поскольку
этот
материал
вызывает
особый
интерес
поучительный,
образовательный, юмористический.
Список литературы:
1.
Античная басня – М: «Художественная литератур, 1991 г
2.
Энциклопедический словарь юного литературоведа – М: Педагогика
Пресс, 1998 г.
3.
Ресурс интернета: энциклопедия «Википедия».