Напоминание

"Использование басен И.А.Крылова в логопедической практике учителя-логопеда"


Автор: Артамонова Анна Игоревна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа №212
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование басен И.А.Крылова в логопедической практике учителя-логопеда"
Раздел: начальное образование





Назад




Артамонова Анна Игоревна,

учитель-логопед ГБОУ школы № 212

Фрунзенского района

Использование басен И.А.Крылова

в логопедической практике учителя-логопеда

Логопедическая работа представляет собой комплекс различных

методов и приемов, направленных на коррекционное развитие и воспитание

обучающихся с нарушениями устной и письменной речи. Многообразие

речевого материала благотворно влияет на развитие речевой коммуникации,

освоение языковых единиц и воспитание личности в целом.

Сказки,

загадки,

басни

всегда

вызывали

особый

интерес

у

обучающихся-логопатов. Их живой русский язык всегда привлекал внимание

и детей, и даже взрослых. Сказки несут добро и поучают, загадки заставляют

думать, рассуждать, увлекаться, а басни высмеивают человеческие пороки и

имеют огромное воспитательное значение для школьников.

Для детей мы используем более понятные детскому возрасту басни, а

для

более

старших

можно

использовать

материалы

из

истории

возникновения басен.

Басня – один из наиболее древних литературных жанров. Басни Эзопа

были созданы V-VI

веках до нашей эры. Сборник древних индийских

сказаний и басен «Панчатантра» относится к третьему – четвёртому векам.

Переводы басен Эзопа появились в России с петровских времён.

Древнегреческий сочинитель Эзоп является родоначальником жанр

басни. Этот жанр возник в глубокой древности, тогда, когда человек задал

себе вопрос: «Как надо жить в этом мире?» Человек наблюдал, размышлял, а

выводы, к которым приходил, высказывал в небольших сочинениях –

пословицах, поговорках и баснях, - затем рассказывал их другим. Так

человечество размышляло над тем, как жить достойно.

Эзопов язык – речь, наполненная недомолвками, намёками. Поскольку

Эзоп был рабом, то говорить напрямую о порках современников было бы

неслыханной дерзостью. Именно поэтому, по преданию, он рассказывал о

пороках зверей, птиц, ну а люди, слушавшие его, уже сами догадывались о

скрытом содержании басен. В дальнейшем эзопов язык стал одним из

признаков сатирических произведений, в которых обличались людские

пороки.

Басня – короткий рассказ. Басня может быть написана в прозе и стихах.

Действующими лицами басни являются звери, птицы, предметы; это

сближает басню со сказкой. Реже действующими лицами басни бывают

люди. Но даже если рассказ идёт о животных, автор всё равно имеет в виду

людей. Такой приём называют иносказанием или аллегорией. Повествование

в басни идёт от лица автора. Герои представлены диалогами и монологам.

Это позволяет инсценировать басни, создавать на их основе маленькие

спектакли.

В начале или конце басни высказывается точка зрения автора. Эти слова

нравоучительного характера называются моралью. Однако не всегда мораль

высказана явно. Позиция автора проявляется и в том, как, с каким чувством

созданы героем басни.

Самым известным баснописцем является Иван Андреевич Крылов (1769

– 1844).

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с им не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались.

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти на веке оставались

Крылатые крыловские слова.

И.Исаковский

Цель басни – осмеять человеческие пороки, подметить неприятную

черту в характере человека, указать на недостатки общественной жизни.

Н.В.Гоголь назвал басни И.А.Крылова «книгой мудрости самого народа».

Басни Крылова – это художественная галерея ярких национальных

портретов. По словам Белинского, они, кроме поэзии, имеют и другое

достоинство – народность, что и делает Крылова великим русским поэтом.

Известно, что Крылов был весьма одарённым от природы человеком.

Его карандашные наброски имели поразительное сходство с оригиналом. Он

своеобразно

играл

на

скрипке.

При

чтении

своих

басен

он

легко

перевоплощался в её героев. Он много времени посвятил изучению

математики. А чтобы читать в подлиннике басни Эзопа, он овладел

древнегреческим языком. Но главным увлечением всей его жизни были

родной русский язык и литература.

С тринадцати лет он начал пробовать себя в

сочинении стихотворений, пьесок, переводах

басен. Далеко не сразу Крылов нашёл свой род

литературы.

Свою первую басню Крылов написал в

одиннадцать лет. Но возвратился, уже будучи

профессиональным литератором, к жанру басни

гораздо

позднее,

сначала

воздал

дань

драматургии,

занимался

книгоиздательской

деятельностью.

Первые из своих замечательных басен Крылов читал в дома Алексея

Николаевича Оленина, президента Академии Художеств. В 1809 году вышла

книга «Басни Ивана Крылова».

Но известным всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812

году по поводу Отечественной войны. Басню «Волк на псарне» Крылов

переслал еще в рукописи Кутузову. Фельдмаршал прочёл крыловскую басню

окружавшим его офицерам и солдатам.

Произнеся: «Ты сер, а я приятель сед», – Кутузов сдёрнул шапку со

своей седой головы, и громкое «ура» было ответом полководцу и

приветствием поэту.

В Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу.

Крылов изображен сидящим в кресле, постамент памятника украшен

многочисленными фигурами героев его басен. До этого ни одном писателю

монументов не сооружалось. Средство собирал весь народ, а организаторы

устроили конкурс на лучших проектов памятника. В конкурсе победил барон

Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом

Брюлловым,

создавшим

портрет

Крылова,

и

художником

Агиным,

нарисовавшим герое басен.

Для этого Агин составил список зверей крыловских героев, а затем

собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было

столпотворение: зверюшки птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали,

кудахтали …

В работе логопеда всегда используются игры, викторины, инсценировки

для развития языковых процессов, для обучения монологу, диалогу. Изучая

басни, дети знакомятся с повадками животных, соотносят с людьми и их

поступками, рассуждают о смысле басни. Изучив много басен, дети-логопаты

свободно могут догадаться, из какой басни этот абзац или фраза.

Из каких басен взяты эти строки:

- А воз и ныне там.

- Голубушка, как хороша!

- Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

- Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона!

- А Васька слушает да ест.

- А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!

- Слона – то я и не приметил.

- Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой.

Детям можно рассказать интересные факты о самом писателей, о его

странных повадках и причудах. Как-то Крылов, дома, съев восемь пирожков.

Был поражён их дурным вкусом. Открыв кастрюлю, увидел, что она вся

зленая от плесени. Но он решил, коли жив – можно доесть и оставшиеся еще

восемь пирожков в кастрюле.

Очень любил смотреть на пожары. Не пропускал ни одного пожара в

Петербурге.

Над диваном в доме у Крылова висела «на честном слове» здоровая

картина. Друзья просили его вбить еще пару гвоздей, чтобы она всё

рассчитал: картина будет падать по касательной и его не заденет.

Над диваном в доме у Крылова висела «на честном слове» здоровая

картина. Друзья просили его вбить еще пару гвоздей, чтобы она не упала и не

разбила ему голову. На это он отвечал, что всё рассчитал: картина будет

падать по касательной и его не заденет.

На званных обедах он, как правило, съедал блюд расстегаев, три-четыре

тарелки ухи, несколько отбивных, жареную индейку и кое-что по мелочи.

Приехав домой, заедал всё это миской кислой капусты и чёрным хлебом.

Более глубинная информация о биографии И.А.Крылова будет уже

интересна взрослым. В конце жизни Крылов был обласкан властью. Имел

чин статского советника, шеститысячный пансион. Крылов жил долго и

своим привычкам не изменял ни в чём. Полностью растворился в лени и

гурманстве Он, умный и не слишком добрый человек, в конце концов сжился

с ролью добродушного чудака, нелепого, ничем не смущающегося обжоры.

Придуманный м образ пришёлся ко двору.

Когда н умер – все считали от обжорства, а на самом деле от

двухстороннего воспаления лёгких. Похороны были пышными. Граф Орлов –

второй человек в государстве – отстранил одного из студентов и сам нёс гроб

до дороги.

Учитель-логопед всегда выбирает басни для детей с учетом их возраста

и их стартовых возможностей. Даже взрослую басню можно адаптировать к

пониманию маленькими детьми. Благодаря такому речевому материалу, как

басни, дети с радостью будут развивать свою устную и письменную речь,

поскольку

этот

материал

вызывает

особый

интерес

поучительный,

образовательный, юмористический.

Список литературы:

1.

Античная басня – М: «Художественная литератур, 1991 г

2.

Энциклопедический словарь юного литературоведа – М: Педагогика

Пресс, 1998 г.

3.

Ресурс интернета: энциклопедия «Википедия».



В раздел образования