Автор: Инна Юрьевна Фокина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ " Лодейнопольская ООШ №1"
Населённый пункт: город Лодейное Поле
Наименование материала: тренинг для педагогов
Тема: " Цветик семицветик" ( цветок психологической разгрузки)
Раздел: среднее образование
МКОУ « Лодейнопольская ООШ№1»
Тренинг с педагогами
« Цветик семи- цветик»)
( цветок психологической разгрузки)
Цель: Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие
коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе,
доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга,
педагоги
учатся
понимать
друг
друга.
Тренинг
мотивирует
педагогов
к
самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной
компетентности.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия
между ними
- развитие умения работать в команде
- сплочение группы
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе
- повысить коммуникативные навыки педагогов
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Дата:18.10.2022г
Участники: педагоги школы№1
Длительность тренинга: 30 - 35 мин
Материалы
и
оборудование: цветок
с
заданиями( лепестками),калоши( тапки),стихотворение “Свободный разговор”:, 2
черных пакета, камень , сковорода, очки, волшебная шкатулка, психологическая
зарядка для педагогов( по количеству педагогов).
Психолог: Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем
тренинге! Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное
принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны,
проведённой психологической работой. Я желаю нам успехов.
Эпиграфом к сегодняшней нашей встрече я выбрала стихотворение
“Свободный разговор” Маргариты Бузальской
Давай
Поговорим,
О разном и о прочем.
О том, что хорошо, и хорошо не очень.
Про что-то знаешь ты
О чем-то мне известно
Давай поговорим
Вдруг будет интересно.
Психолог: У меня в руках замечательный сказочный цветок, который исполняет
наши желания. Желания это наши психологические задания.
Начинаем наш тренинг с разминки
Цель: Разминка на координацию, на географию телесную, на развитие внимания,
памяти и т.д.
Повторяем за мной медленно, а затем все быстрее и быстрее.
Нос рот, голова
Уши, щеки , лоб, глаза
Плечи, плечи
Шея, грудь
Не забыть бы что-нибудь
Руки, бедра и живот,
А теперь наоборот.
Руки, бедра и живот
Плечи, плечи
Шея , грудь
Не забыть бы что-нибудь
Уши, щеки, лоб, глаза
Нос, рот, голова.
(Наоборот повторяем в быстром темпе)
1.Упражнение « Откровенно говоря»-
Цель: совместные решения проблем педагогов.
Инструкция:
Вам
нужно
вытянуть
любую
карточку
с
незаконченным
предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
« Откровенно говоря…моя работа приносит мне радость от общения с
педагогами детьми и родителями
Откровенно говоря когда я прихожу с работы я снова работаю.
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…..
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…..
Откровенно говоря, когда я прихожу с работы домой…..
Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…..
Откровенно говоря, когда я прихожу на урок…..
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…..
Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят родители…..
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…..
Откровенно говоря, когда мой рабочий день…..
Откровенно говоря, когда я провожу свой урок…..
Откровенно говоря, когда работа с детьми…..
Откровенно говоря, моя работа…..
Откровенно говоря, мое здоровье…..
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…..
Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…..
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…..
Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…..
Откровенно говоря, когда я выставляю оценки…..
Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…..
Откровенно говоря, когда я слышу звонок на урок…..
Откровенно говоря, люди с которыми я работаю…..
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…..
Откровенно говоря, когда неприятности на работе…..
Откровенно говоря, успехи на работе…..
Вывод: Упражнение помогает осознать проблемы педагога, понять, что проблемы
у всех педагогов похожи. Воспринимать и понимать свою проблему гораздо
проще, гораздо проще ее решать.
2. Упражнение
«Калоши счастья»- каждый из педагогов хочет быть
счастливым…
Ожидаемый результат:
Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную
ситуацию в позитивном ключе.
Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры
помогают, предлагая свои варианты.
Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Психолог:
Поднимите руку « Кто из вас хотел бы быть счастливым
человеком?» А,что для вас счастье?( ответы педагогов)
Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья».
У Андерсена есть сказка с таким же названием. В этой сказке Фее подарили на
день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали
счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым
человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время
или эпоху .
Инструкция: Встать в круг и под музыку передавать друг другу игрушку. Когда
музыка остановится, то тот у кого в руках игрушка одевает калоши счастья и
отвечает на предложенную ситуацию. Другими словами, посмотрите на ситуацию
глазами счастливого человека-оптимиста.( предлагаю карточки педагогам)
Итак, я предлагаю поиграть в эту игру.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре
«Калоши счастья»
Вывод: В каждой ситуации можно найти положительные моменты. Какая бы
ситуация не произошла в вашей жизни, помните: из любой, даже самой
неприятной, можно найти выход.
Вас дома забыли поздравить с днем рождения.
В класс посадили ребенка аутиста.
Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
На работе задержали зарплату.
(Можно сэкономить на чем-то. Можно теперь сесть на диету).
По дороге на работу вы сломали каблук.
(Хороший повод купить новые сапоги.)
Вы внезапно заболели.
(Хороший повод отдохнуть. Заняться наконец-то своим здоровьем.)
Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.
Вы опаздываете на работу, прибегаете на остановку, а автобус перед “вашим
носом” уезжает.
« Вы попали под сокращение»,
« Вы попали в больницу в Новогоднюю ночь»,
« Вы опоздали на поезд»,
3. «Моечная машина»- Цель: Игра позволяет глубже почувствовать другого
человека и понять себя.
Описание упражнения. Все участники становятся в две колонны, одна напротив
другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на
середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя вещью и
дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой, упражнение
расслабляющее.
Наши педагоги не умеют расслабляться, мы поможем снять мышечное
напряжение.
Задание: разбиться на пары ( 3 пары).
Встаем лицом друг к другу. Вы все большая моечная машина.
1человек встает в начале -это вещь, вещь кладут в машинку и начинается стирка.
Человек проходит, вы его гладите, делаете массаж, говорите комплименты. Как
только он дойдет до сушилки..
2человек- сушилка, в конце стирки сушит ,обнимает вещь, прижимает к себе.
Меняетесь местами вы сушилка, а вы вещь.
Вывод: Снятие мышечного напряжения
4. «Черный ящик» или «Черный пакет»( « Мозговой штурм»)
Цель: В этом упражнение вы тренируете свой мозг, развиваете межполушарное
взаимодействие.
Когда
вы
в
команде
мозг
работает
более
активно,
вы
эмоциональны, доброжелательны друг к другу.
В пакете находится предмет, вы его не достаете, обсуждаете.
Вам надо в течение 1минуты обсудить и придумать различные варианты
использования этого предмета, они могут быть необычные, нереальные это
неважно и через минуту мы с вами их назовем. Чем больше вы придумаете
вариантов, тем лучше.
Психолог: А пока педагоги обсуждают, мы с вами отдохнем. Все вы готовитесь к
отпуску. Многие из вас будут отдыхать на море., кто-то на реке Свирь, Оять и т.д.
Вот сейчас мы представим берег, теплый песок, крик чаек, теплое солнышко.
Закрыли глаза и на минуту представили.
Музыка «Отдых на море»-релаксация
Психолог: Пока вы отдыхали, команды завершили обсуждение:
Психолог: Покажите, что у вас в черном пакете?
Предмет: Сковорода. Камень
Психолог: каждая команда, поочереди, называет варианты использования данного
предмета.
Психолог: Вывод: Только вместе вы смогли придумать интересные варианты
использования предмета.
Упражнение 5. «Горящие очки»
Цель: способствовать позитивным взаимоотношениям между членами группы.
Материал: солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стёклами.
Один из педагогов надевает очки и поворачивается к соседу справа. Тот в свою
очередь произносит фразу:
«Наяву, а не во сне – что прекрасного во мне?» Педагог в очках должен от
имени волшебных очков сказать приятные, тёплые слова в адрес коллеги.
Упражнение 6. «Рецепт счастья»
Представьте, что счастье выдают людям по рецепту. Какой бы рецепт
счастья вы им выписали? Составьте такой рецепт. Укажите основные компоненты
счастья (качества, поступки, навыки и т. п.). Упражнение можно выполнять в
подгруппах. По окончании работы участники зачитывают рецепты, обсуждают в
общем круге.
После обсуждения психолог предлагает участникам еще один рецепт:
ПСИХОЛОГ:
Вывод: Я предлагаю свой рецепт
«Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте
две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте,
как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте, намажьте на кусок
отпущенной Вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем
пути».
Упражнение 7. «Волшебная шкатулка»
Цель: поднятие настроения.
Педагогам предлагает достать по одной записке из волшебной шкатулки
( мешочка), которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно
сделать в ближайшее время.
Варианты пожеланий:
Тебе сегодня особенно повезет!
- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!
- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!
- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!
- Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь!
- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!
- Сегодня твой день, успехов тебе!
- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!
- Верь в себя и все получится!
- Сегодня тебя будет преследовать удача!
- Пусть тебя обнимет счастье!
- Смело иди вперед, там тебя ждет только лучшее!
- Живи и радуйся, остальное приложится!
- Пусть в твоей душе воцарится гармония!
- Пусть твои глаза всегда сияют!
- Не удивляйтесь, если сегодня вдруг начну сбываться несбыточные мечты!
- Думайте о хорошем и все будет хорошо!
Пусть
сегодня
будет
все
ВЕЛИКОЛЕПНО,
а
в
остальные
дни
–
все
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
- Берегите себя – купайтесь в счастливых моментах!
- Все будет хорошо, а завтра еще лучше!
Себя надо любить и хвалить. Не поручать же такое ответственное дело чужим
людям!
Улыбнись, когда на небе тучи. Улыбнись, когда в душе ненастье. Улыбнись… и
сразу станет лучше. Улыбнись, ведь ты же чье-то СЧАСТЬЕ!
Главное – верить. Если веришь, то все обязательно будет хорошо – даже ЛУЧШЕ,
чем ты сам можешь устроить!
Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх,
свою лень и свою неуверенность.
Живи так – чтобы люди, столкнувшись с тобой, УЛЫБНУЛИСЬ, а общаясь с
тобой, стали чуточку СЧАСТЛИВЕЙ…
Чтобы жить и радоваться, нужно всего две вещи: во-первых – ЖИТЬ, а во-вторых –
РАДОВАТЬСЯ!
Не печальтесь из-за ерунды, ерунда же из-за вас не печалится.
Если дела идут не так, как ты хочешь – дай им пройти мимо! Это… не твои дела!
Даже после небольшой улыбки, в организме обязательно дохнет один маленький
микроб. Улыбайтесь чаще!
Никогда не сдавайтесь, и вы дойдете до своей цели!
Будет новый рассвет – будет море побед! И не верь никогда в то, что выхода нет!
Укрепляют организм - радость, юмор, оптимизм!
Разрешаю счастливым событиям выстраиваться в очередь, чтобы со мной
встретиться.
Психолог: В конце нашего тренинга я предлагаю вам памятку:
ПАМЯТКА
"Психологическая зарядка"
Упражнение
направлено
на
овладение
приемами
релаксации
и
концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала.
- Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом
повторить:
"Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
- Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять:
"Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
- Потирая ладонь о ладонь повторить:
"Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
- Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить:
"Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
- Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками:
"На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
- Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить:
"Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
- Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять:
"Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
- Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить:
"Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
- Сложив руки в замок, делая глубокий вдох:
"Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".
Спасибо за работу, я хочу подарить вам символические подарки. Это закладка с
одной стороны у неё линейка, а с другой таблица умножения. Линейка
символизирует профессиональный рост, а таблица умножения –
приумножение ваших профессиональных достижений.
Уважаемые педагоги!
Вы понимаете, что только совместная продуктивная деятельность каждого
участника образовательного процесса, может принести положительные результаты.
Спасибо за совместную работу.
Желаю всем удачи и хорошего настроения!
Анкета «Обратная связь»
1. Ваша степень включенности на тренинге (обведите): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых
удалось
что-то
лучше
понять
в
себе
_____________________________________________________________________
_______________________________________________
3.
Что
вам
не
понравилось?
Почему?
_____________________________________________________________________
______________________________________________
4.
Ваши
мысли
после
тренинга
_____________________________________________________________________
_________________________________________________
5. Ваши замечания и пожелания (по содержанию, по форме проведения и т.п.)
_____________________________________________________________________
_______________________________________________
Обратная связь
«Рюкзак, мясорубка, корзина» -записи ваших пожеланий, ожиданий, ваша критика
Рюкзак -
положить в
рюкзак, если вы
взяли из этого
тренинга для себя
что-то новое,
интересное,
полезное
Мясорубка -
если вам нужно
что-то
обдумать
Корзина- выкинуть
в корзину, если
считаете, что ничего
полезного вы не
получили