Напоминание

Графики и свойства функций y=cosx, y=sinx


Автор: Самойлова Людмила Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: РССК РГРТУ имени В.Ф.Уткина
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: методическая разработка открытого занятия
Тема: Графики и свойства функций y=cosx, y=sinx
Раздел: среднее профессиональное





Назад




1

Самойлова Л.В.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ В.Ф. УТКИНА»

Рязанский станкостроительный колледж РГРТУ

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ:

Свойства и графики тригонометрических

функций y=sin x, y=cos x

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

Для специальности 09.02.07

Информационные технологии (квалификация

- программист)

Выполнил: преподаватель РССК

«РГРТУ имени В.Ф.Уткина»

Л.В. Самойлова

РЯЗАНЬ 2022

Г.

2

Самойлова Л.В.

(Слайд № 1) - тема занятия

Цитата:

(Слайд №2)

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука –

Это математика!

Тип урока: урок изучения новой темы.

Цели:

(Слайд №3)

Обучающие:

повторить и закрепить уровень знаний учащихся по темам “Тригонометрические функции

числового аргумента” , “Формулы приведения. Вычисление значений тригонометрических

выражений” ;

познакомить со свойствами функций y=sin x, y=cos x;

научится строить графики функций y=sin x, y=cos x и выполнять преобразования с ними;

закрепить изученный новый материал на практике.

Развивающие:

развитие культуры математической речи;

развитие познавательного интереса к математике у учащихся, повышение творческой

активности.

Воспитательные:

воспитание математической культуры учащихся и развитие интереса к обучению;

формирование навыков внимательности, аккуратности и самостоятельности;

прививать стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к

своему труду.

Оборудование: компьютерные технологии, цветные карандаши или ручки, линейки, презентация по

теме.

3

Самойлова Л.В.

План урока:

(Слайд №4)

Этап занятия

Цель этапа

Время

1

Организационный

момент

Сообщение темы занятия, постановка цели

занятия, сообщение этапов занятия,

проверить готовность класса к уроку.

5 мин

2

Повторение изученного

материала и проверка

домашнего задания.

Повторить теоретические сведения, проверить

домашнее задание с предыдущего занятия.

25мин

3

Изучение нового

материала

Познакомить со свойствами функций y=sin x,

y=cos x; построить графики функций y=sin x,

y=cos x ; выполнить преобразования с ними

на конкретных заданиях.

35мин

4

Закрепление изученного

материала

Первичное закрепление полученных знаний

20мин

5

Итог занятия. Домашнее

задание

Систематизация знаний, полученных на

занятии. Инструктаж по домашнему заданию

5 мин

4

Самойлова Л.В.

ХОД УРОКА

1.

Организационный момент.

1) Проверить готовность класса к уроку.

2) Сообщить тему, цели и ход урока.

2. Повторение изученного материала и проверка домашнего задания.

1 студент – с тетрадью у доски воспроизводит домашнее задание с прошлого урока;

2 студент – на магнитной доске выкладывает математическое домино в виде прямоугольника

(раздаточный материал)

2

2

sin 45

0

3

tg 60

0

3

2

t

g

9

0

0

c

o

s

3

0

0

н

е

с

у

щ

е

с

т

в

.

-

1

c

o

s

(

-

6

0

)

0

s

i

n

2

7

0

0

-

1

2

1

t

g

3

0

0

s

i

n

9

0

0

1

3

sin 30

0

1

2

cos 90

0

0

5

Самойлова Л.В.

4-ре студента выполняют задания на карточках:

(раздаточный материал)

Вариант №1

1)

Найдите числовое значение

выражения:

cos

2

90

0

+ sin 30

0

– cos 180

0

2)

Определите знак выражения:

sin 205

0

∙ cos 275

0

𝑡𝑔

200

0

𝑐𝑡𝑔

105

0

3)

Упростите выражение:

sin

(

+ 𝛼

П

)

∙ cos

(

− 𝛼

П

)

𝑐𝑡𝑔

(

3

П

2

𝛼

)

Вариант №2

1)

Найдите числовое значение

выражения:

cos

2

П

4

+ cos

П

3

- sin

П

2

2)

Определите знак выражения:

cos 175

0

∙ ctg 300

0

𝑠𝑖𝑛

279

0

𝑡𝑔

135

0

3)

Упростите выражение:

sin(

3

П

2

𝛼

) ∙ cos(

П

2

+

)

𝛼

𝑡𝑔

(

− 𝛼

П

)

Вариант №3

1)

Найдите числовое значение

выражения:

cos 180

0

- sin 270

0

+ sin

2

45

0

2)

Определите знак выражения:

sin 310

0

∙ cos

2

170

0

𝑡𝑔

190

0

𝑐𝑡𝑔

92

0

3)

Упростите выражение:

tg (

3

П

2

𝛼

)

𝑡𝑔

(

+ 𝛼

П

)

𝑐𝑜𝑠

2

(

− 𝛼)

П

Вариант №4

1)

Найдите числовое значение

выражения:

sin

2

П

4

+ sin

П

6

- cos

П

2

2)

Определите знак выражения:

sin 235

0

∙ ctg 215

0

𝑡𝑔

2

95

0

𝑐𝑜𝑠

2

265

0

3)

Упростите выражение:

sin

(

− 𝛼

П

)

∙ cos (

П

2

+

)

𝛼

𝑐𝑜𝑠

2

(

2

− 𝛼

П

)

Остальные студенты вместе с преподавателем повторяют изученный материал с помощью

кроссворда:

(Слайд №5)

Кроссворд

1.

Обратная функция к тангенсу.

2. От него зависит значение тригонометрической функции.

3. Мера измерения угла.

4. Какой функции недостает: sin x, cos x, ctg x….

6

Самойлова Л.В.

5. Значение тригонометрических функций повторяется через.

6. Cos x - тригонометрическая…..

7. Как называется график функции sin x?

8. (0;+∞) - что это?

9. Название тригонометрических формул.

10. Предложение, требующее доказательства.

11. Мера измерения угла.

12. Название тригонометрической функции, соответствующей оси ординат.

13. Sin x - нечетная функция, а cos x -......

Ответы:

3. Объяснение нового материала.

(Слайд №6)

План исследования тригонометрических функций:

1.

Область определения функции- D(y);

2.

Область значений функции – E(y);

3.

Четность / нечетность функции;

4.

Наименьший положительный период;

5.

Координаты точек пересечения графика функций с осями: OX, OY;

6.

Промежутки, на которых функция принимает положительные и отрицательные значения;

7.

Промежутки монотонности(возрастания и убывания) функции;

8.

Экстремумы: максимумы и минимумы функции.

1

к

о

т

а

н

г

е

н

с

2

а

р

г

у

м

е

н

т

3

р

а

д

и

а

н

4

т

а

н

г

е

н

с

5

п

е

р

и

о

д

6

ф

у

н

к

ц

и

я

7

с

и

н

у

с

о

и

д

а

8

п

р

о

м

е

ж

у

т

о

к

9

п

р

и

в

е

д

е

н

и

я

10

т

е

о

р

е

м

а

11

г

р

а

д

у

с

12

с

и

н

у

с

13

ч

ё

т

н

а

я

7

Самойлова Л.В.

(Слайд №7)

1. Свойства и график функции y = sin x

График называется – синусоида.

Функция y = sin x определена на всей числовой прямой, является нечетной и периодической с

наименьшим положительным периодом 2

.

Сначала построим график этой функции, а затем опишем её свойства по графику.

Весь график функции y = sin x можно построить с помощью части графика, построенного на отрезке

0

x

.

Итак, составим таблицу значений функции y = sin x для нескольких значений x на отрезке [0;

]

x

0

/6

/4

/3

/2

2

/3

3

/4

5

/6

y = sin x

0

2

1

71

,

0

2

2

87

,

0

2

3

1

87

,

0

2

3

71

,

0

2

2

2

1

0

И построим часть графика функции y=sin x

Учитывая, что функция y = sin x непрерывная, нечетная и периодическая с периодом 2

, построим её

график на всей числовой прямой.

рис. 14

1

0

2

2

3

2

3

y

x

1

0

2

x

y

рис. 13

8

Самойлова Л.В.

Теперь можно описывать свойства функции y = sin x:

1.

область определения – множество всех действительных чисел;

2.

множество значений: -1

y

1;

3.

функция нечетная, т. к. область определения симметрична относительно начала координат и

выполняется равенство sin(–x) = – sin x

4.

функция периодическая, наименьший положительный период Т

0

=2

, а общий период 2

n, где

n

Z, поэтому sin(x+2

n)=sin x;

5.

Пересечение с осями: OX (0+Пn;0)

OY (0;0)

1.

Для определения всех промежутков, на которых функция возрастает, поступим следующим

образом: выделим на графике один интервал ближе всего расположенный к оси ОY.

рис. 15

Это будет интервал:

2

2

x

Все промежутки возрастания с учетом периодичности функции sin x имеют вид:

Z

n

,

n

2

2

x

n

2

2

.

функция sin x возрастает при

Z

n

,

n

2

2

x

n

2

2

.

Аналогично определяются промежутки убывания функции:

функция sin x убывает при

Z

n

,

n

2

2

3

x

n

2

2

.

Продолжим описание свойств функции.

Аналогично определяются промежутки знакопостоянства функции.

7.

а) sin x > 0 при 0 + 2

n < x <

+ 2

n, n

Z

б) sin x < 0 при -

+ 2

n < x < 0 + 2

n, n

Z

8.

наибольшие и наименьшие значения функции

1

0

2

2

2

3

2

y

x

9

Самойлова Л.В.

а) max: y = 1 при

Z

n

,

n

2

2

x

.

б)

min: y = –1 при

Z

n

,

n

2

2

x

.

(Слайд №8)

2. Свойства и график функции y = cos x

Свойства:

1.

D(y) = R

2.

E(y) = [ -1; 1]

3.

Четная функция: cos( - x)=cos x; график – косинусоида, симметричен относительно оси

ординат(OY)

4.

Периодичная функция: cos(x± 2Пn) = cos x , T=2П

5.

Пересечение с осями:

OX (П/2+Пn;0)

OY (0;1)

6. Промежутки знакопостоянства:

cos x >0 при x є ( - П/2+2Пn; П/2+2Пn)

cos x <0 при x є ( П/2+2Пn; 3П/2+2Пn)

7. Промежутки монотонности:

cos x ↑ при x є [ -П+2Пn; 0+2Пn]

cos x ↓ при x є [ 0+2Пn; П+2Пn]

8. Экстремумы:

max: x= 0+2Пn y=1

min: x= П+2Пn y=-1

10

Самойлова Л.В.

4.

Закрепление нового материала.

(Слайд №9)

Задание №1:

Построить на одной координатной плоскости следующие графики:

1.

y= sin x

2.

y= sin x + 1 – параллельный перенос графика y=sin x вдоль оси Y на 1 ед. вверх

3.

y= 2 sin x – растяжение графика y=sin x вдоль оси Y в 2 раза

Задание №2:

(Слайд № 10)

Построить на одной координатной плоскости следующие графики:

1.

y= cos x

2.

y= cos 2x – сжатие графика y= cos x вдоль оси Х в 2 раза

3.

y= cos

𝑥

2

-

растяжение графика y= cos x вдоль оси Х в 2 раза

11

Самойлова Л.В.

5.Подведение итогов урока и домашнее задание:

(Слайд № 11)

Построить на одной координатной плоскости следующие графики:

1.

y= cos x

2.

y= cos x - 1

3.

y=

1

2

cos x

12

Самойлова Л.В.

Используемая литература:

Основные источники:

1.

Дадаян А.А. Математика: Учебник для среднего профессионального

образования – издательство «Форум», 2019 г.

2.

Дадаян А.А. Сборник задач по математике: Учебное пособие - издательство

«Форум», 2019 г.

3.

Богомолов Н.В. Практические занятия по математике – Москва « Высшая

школа», 2020 г.

4.

Пехлецкий И.Д. Математика: Учебник для среднего профессионального

образования – издательство центр «Академия», 2020г.

Дополнительные источники:

1.

Богомолов Н.В., Сергиенко Л.Ю. Сборник дидактических заданий по

математике: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений.

Издательство Дрофа, Москва, 2019 г.

2.

Балаян Э.Н. Математика. Учебное пособие. Издательство « Феникс», 2020 г.

3.

Филимонова Е.В. Математика. Учебное пособие для средних специальных

учебных заведений. Издательство « Феникс», 2020г.



В раздел образования