Напоминание

"Примерные задачи ученика-пианиста при исполнении партии аккомпанемента в сборнике произведений Г. Фрида "Десять очень легких пьес"


Автор: Щербакова Ольга Федоровна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 4 г. Владивостока"
Населённый пункт: город Владивосток
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Примерные задачи ученика-пианиста при исполнении партии аккомпанемента в сборнике произведений Г. Фрида "Десять очень легких пьес"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 4 г. Владивостока»

Методическая разработка

«Примерные задачи ученика-пианиста при исполнении партии

аккомпанемента в сборнике произведений Г. Фрида

«Десять очень лёгких пьес»

Преподаватель: Щербакова Ольга Фёдоровна

Владивосток 2022г.

2

Содержание

стр.

1.

Введение ..………………………………………………………….

2.

«Примерные задачи ученика-пианиста при исполнении партии

аккомпанемента в сборнике произведений Г. Фрида «Десять

очень лёгких пьес»…………………………………………………

2.1.

«Песенка»…………………………………………………….

2.2.

«Утром в саду»……………………………………………...

2.3.

«Вальс»……………………………………………………….

2.4.

«Негритянская мелодия»……………………………………

2.5.

«Марш»……………………………………………………….

2.6.

«В горах»……………………………………………………..

2.7.

«Небо хмурится»…………………………………………….

2.8.

«Цветы»………………………………………………………

2.9.

«Серая уточка»……………………………………………….

2.10.

«Весёлая прогулка»………………………………………...

3.

Заключение……………………………………………………….

4.

Список используемой литературы……………………………...

5.

Приложение: Гр. Фрид «Десять очень лёгких пьес для скрипки

в сопровождении фортепиано»…………………………………..

3

3

5

6

6

7

7

8

9

9

10

10

11

11

13

3

1.

Введение

Концертмейстер

-

самая

востребованная

профессия

среди

пианистов.

В

искусстве

аккомпанемента

фортепиано

принадлежит

огромная роль в создании вокального или инструментального ансамбля.

Без

концертмейстера

не

обойдутся

образовательные

учреждения

общеобразовательные

школы

и

детские

сады,

эстетические

центры,

музыкальные школы и студии, музыкальные училища и ВУЗы. В детской

школе искусств роль концертмейстера трудно переоценить. Это работа в

инструментальных

классах,

хоровых

коллективах,

общеразвивающих

группах.

Данная

методическая

разработка

посвящена

вопросу

выбора

исполнительских методов и приёмов на уроке по концертмейстерскому

классу в зависимости от звуковых задач, как план работы над каждой

пьесой. Работа предназначается для преподавателей, избравших пьесы Г.

Фрида в качестве пособия для чтения с листа в концертмейстерском классе

предпрофессиональной программы «Фортепиано».

2.

Примерные задачи ученика-пианиста при исполнении партии

аккомпанемента в сборнике произведений Г. Фрида

«Десять очень лёгких пьес»

Умение играть с одним или несколькими партнерами – очень важная

сторона профессионального мастерства музыканта – исполнителя. Сольное

выступление артиста (без аккомпанемента, без партнеров) возможно лишь

в очень ограниченных сферах инструментальной деятельности, например:

концерты

пианистов,

органистов.

Симфоническая,

оперная,

камерная

музыка,

выступление

солистов-струнников

и

т.д.

требует

для

своего

воплощения творческого объединения исполнителей. Изучение искусства

совместной игры в школе искусств начинается с фортепианного ансамбля.

4

Задача

педагога

в

концертмейстерском

классе

научить

специфике

совместной игры в дуэте с инструменталистом или вокалистом.

Выбирая

программу

для

ученика,

преподаватель

выбирает

совершенно

любые

произведения

из

того

репертуара,

который

может

исполнить иллюстратор (ученик инструменталист или преподаватель). Для

публичного

выступления

учащегося

подготавливаются,

как

правило,

достаточно

большие

произведения,

а

в

классном

порядке

ученику

необходимо знакомиться

с

короткими, небольшими пьесами,

с

лёгкой

музыкальной

фактурой,

для

того,

чтобы,

не

отвлекаясь

на

сложные

технические проблемы, научиться справляться с тембровыми и звуковыми

задачами.

Сборник

«Десять

очень

лёгких

пьес»

Г.

Фрида

для

скрипки

в

сопровождении фортепиано представляет собой цикл разнохарактерных

зарисовок, разнообразных по образному и жанровому содержанию. Так как

мелодическая

линия

в

скрипичной

партии

проста

и

незатейлива

основном это игра на открытых струнах, простые длительности и лёгкий

ритмический рисунок), основная выразительная и образная роль ложится

на партию фортепиано. Поэтому от пианиста требуется эмоциональная,

яркая

игра,

умение

не

оставить

без

внимания

ни

одной

ноты.

Для

выразительного

исполнения

и

детальной

работы

над

образами,

произведения

должны

быть

выучены

без

метрических

и

ритмических

ошибок.

Григорий

Самуилович

Фрид

композитор,

художник,

в

творчестве

которого

музыка

для

детей

занимала

одно

из

главных

направлений. Его мать была пианисткой, учительницей музыки, отец –

журналистом, скрипачом любителем. В своих воспоминаниях композитор

пишет, что благодарен родителям за то, что какой бы тяжелой ни была их

жизнь, в доме всегда звучала музыка, стихи. Родился Г. С. Фрид в 1915

году,

в

совсем

непростое

время

для

России.

После

окончания

музыкального училища, а затем и Московской консерватории, в 1939 году,

5

служил в армии и до окончания Великой Отечественной войны был на

фронте. После войны он снова сочиняет музыку и много пишет для детей.

Это музыка к радиоспектаклям «Хозяйка Медной горы», «Братья Лю»,

«Королевство

кривых

зеркал»,

«Пляшущие

человечки»,

музыка

к

спектаклям

театра

кукол

«Царевна

Лягушка»,

«Волшебные

калоши»,

музыка к кинофильмам. Григорий Самуилович написал много пьес для

фортепиано, скрипки, виолончели.

«Самым светлым временем моей жизни было детство, но и сейчас,

чем дольше я живу – тем больше радуюсь жизни… и музыка помогает нам

услышать все прекрасное, чем наполнена жизнь.» В 2012 году композитора

не

стало,

но

мы

до

сих

пор

любим

его

музыку

и

с

каждым

годом

открываем в ней новые образы и гармонии.

2.1.

«Песенка»

Пьеса лирического характера, написана в форме периода. В партии

фортепиано - песенная мелодия в правой руке и простое, аккордовое

сопровождение

в

левой.

Первая

фраза

состоит

из

двух

одинаковых

мотивов. Второй мотив следует сыграть ярче, так как он подводит к

кульминации первого предложения – мелодия у фортепиано стремится

вверх, к «ля» второй октавы, тогда как у скрипки наоборот, движется вниз

от «ми» второй октавы к «ля» первой. Здесь пианист и скрипач должны

сделать небольшое «crescendo», а затем опять вернуться к «mp» – основной

звучности пьесы. После четвертого такта следует сделать цезуру. Второе

предложение

начинается

так

же,

как

и

первое,

но

«crescendo»

в

кульминации

более

интенсивное,

в

обеих

партиях.

Ученику-пианисту

нужно

внимательно

слушать

солиста,

чтобы

не

заглушить

его.

Наибольшую

трудность

для

учащегося

представляет

в

пьесе

«poco

ritenuto»

в

конце

пьесы

и

педализация.

Нельзя

пытаться

заменить

6

пальцевое legato использованием сплошной педали, утяжеляя звучание, так

как пьеса получится грубой и громоздкой.

2.2.

«Утром в саду»

Пьеса

изобразительного

плана.

Основную

смысловую

нагрузку

несёт партия фортепиано. Спокойное, размеренное покачивание восьмых в

среднем голосе создаёт сходство с колыбельной. В мелодии здесь дуэт

верхнего

голоса

фортепиано

и

скрипки.

Начинается

произведение

одновременно - скрипка «forte detache», а фортепиано «legato portamente»,

постепенное

«crescendo»

к

кульминации

нужно

сделать

вместе

со

скрипачом.

После

кульминации

следует

большое

«diminuendo»

к

«pianissimo»

-

растворение,

затухание

звучности,

«сад

укрывается

утренней

дымкой».

Мелодия

фортепиано

как

бы

накладывается

на

последние

звуки

скрипки.

Наибольшая

трудность

для

пианиста

в

дифференциации голосов. Здесь полезно как бы «поручить» голоса разным

инструментам: бас - контрабасу, средний голос - виолончели, а верхний -

скрипке. Сложность будет и в метро-ритмическом плане – не допустить

ускорения

темпа

и

не

торопить

солиста,

так

как

неровно,

поспешно

сыгранные скрипачом четверти будут слишком выделяться. Педаль в пьесе

в основном запаздывающая, в конце на «pianissimo» можно применить

полупедаль или левую педаль. Последний аккорд нужно сыграть на левой

педали, очень мягко и аккуратно, услышать его слияние с последней нотой

у скрипки.

2.3.

«Вальс»

Довольно

незатейливая

мелодия

у

солиста

и

гармонический,

вальсовый аккомпанемент в партии сопровождения. В этом произведении

главную смысловую нагрузку несёт скрипка. Фортепианная партия - это

гармоническая опора, поэтому так важна линия баса в левой руке. Чтобы

7

аккомпанемент

не

казался

слишком

назойливым

и

грубым,

следует

обязательно играть намного тише мелодии (у скрипки динамика «mf», а у

фортепиано – «p»). Во втором предложении пианисту нужно обратить

внимание

на

выдержанную доминанту в

среднем

голосе.

Необходимо

отрепетировать

взятие

интервала

в

левой

руке

так,

чтобы

звук

«ре»

дослушивался

и

звучал

до

конца,

все

четыре

такта.

Определенную

трудность

для

ученика

представляют

последние

два

такта.

Здесь,

контролируя

вес

руки,

следует

выстроить

аккорд

на

«diminuendo»

и

«ritenuto».

2.4.

«Негритянская мелодия»

Пьеса в жанре колыбельной. Партия фортепиано выполняет роль

гармонического сопровождения. Длинные, залигованные аккорды, мягкие

басы

в

левой

руке.

При

работе

с

такой

фактурой

важно

научиться

выстраивать каждый аккорд по вертикали отдельно, после чего объединить

гармонию по горизонтали, чтобы выдержать общий динамический план.

Во

втором

предложении

мелодия

у

скрипки

перемещается

в

верхний

регистр, а заполнить пространство на звучащей скрипичной ноте должен

пианист,

сыграв

три

проходящих

звука

своей

мелодии

не

как

конец

первого предложения, а как вступление ко второму. В этом произведении

ученик познакомится с «люфтпаузой», которую композитор поставил в

обеих партиях перед последним проведением темы колыбельной. Нужно

отрепетировать

синхронность

снятия

аккорда

перед

«люфтпаузой»

и

одновременное вступление после неё. Педаль запаздывающая, на смену

гармонии.

2.5.

«Марш»

Железный ритм, ясное «staccato», точное соблюдение пауз – вот

главные задачи ученика - пианиста в этом произведении, но как сложно

8

выполнить их неукоснительно! Во-первых – ритм. Все восьмые ноты в

аккомпанементе и в партии солиста идут синхронно, поэтому важно с

самого начала первых же нот взять единый темп, который будет сохранён

до

конца

произведения.

Ноты

на

«staccato»

у

фортепиано

и

скрипки

должны

быть

одинаковые

по

штриху

(одинаковая

длина

нот).

Это

необходимо для передачи чёткой маршевой поступи. Причем «staccato» у

пианиста в средних голосах и в басу звучит на фоне выдержанной тоники в

верхнем голосе, а мелодию длинных верхних нот «ре» - «ля» (позывные

трубы) нужно сыграть ясно и отчетливо. Для этого первый аккорд можно

взять глубоко, с опорой, а «staccato» затем уже играть только пальцами.

Динамика в пьесе не сложная, кульминация ближе к концу произведения.

В сочинении есть реприза, перед которой стоит «люфтпауза» только у

скрипача,

а

пианисту

нужно

успеть

перестроиться

на

прежнее

прикосновение, на первоначальный характер.

2.6.

«В горах»

Пьеса изобразительного плана. На фоне выдержанных квинт на

открытых струнах у скрипки - неторопливая, тихая мелодия у фортепиано.

Ученику важно найти правильное звуковое соотношение левой и правой

руки, так как мелодия проходит в унисон, но с интервалом в две октавы.

Скрипке

в

ансамбле

поручается

роль

фона.

У

фортепиано

партия

изобразительного характера

и

музыканту следует

найти

такие

краски,

чтобы суметь передать высоту и величие, недоступность и спокойствие

природы в горах. Эту мелодию нельзя играть чересчур «espressivo», иначе

она превратится не в пейзажную зарисовку, а в песню-жалобу. Во второй

части

пьесы,

где

меняются

роли

у

скрипки

и

фортепиано,

начало

основного

мотива

звучит

у

солиста,

а

продолжение

у

рояля.

Ученик

должен обязательно мысленно со скрипкой пропеть мелодию, чтобы затем

самому сыграть окончание более естественно. Звучность всей пьесы не

9

выходит за пределы «mp» у фортепиано, но всё зависит от начального

«piano» скрипача.

2.7.

«Небо хмурится»

Пьеса

зарисовка.

Выразительная,

напряжённая,

неторопливая

мелодия у скрипки на фоне мягких, глубоких аккордов фортепиано создаёт

ощущение

надвигающегося

ненастья.

Важно

не

утяжелять

и

не

передерживать

аккорды,

всё

время

«идти

вперёд»,

быть

поддержкой

скрипачу, не тормозить движение мелодии. Следует выстроить аккорды по

вертикали с опорой на бас и ясным произнесением верхнего звука, а затем

поработать над выстраиванием горизонтали. Повторение одного и того

же мотива в мелодии могло бы показаться скучным, если бы не красочное

изменение гармонии. Яркий эпизод пьесы – переход мотива из верхнего

регистра скрипки в нижний регистр фортепиано. Тембровое изменение

мелодии создает картину надвигающейся непогоды, появляющихся туч.

Интонационно пианисту следует выделить главный мотив, особенно его

второе проведение, чтобы подчеркнуть смену лада (уже в мажоре, тогда

как мелодия скрипки так и остается в натуральном миноре). Педаль в пьесе

запаздывающая.

2.8.

«Цветы»

Пьеса

картинка.

Яркие

гармонические

краски

в

аккордовом

сопровождении

и

ясная,

спокойная,

светлая

мелодия

у

скрипки.

Для

пианиста техническую сложность представляет «legato» в правой руке, всё

должно быть сыграно мягко, динамика «piano». Хотя в партии фортепиано

над каждым мотивом стоит своя лига, «legato» нужно сыграть всю фразу.

Начальный мотив пьесы, который три раза проводит скрипач в среднем

регистре, последний, четвёртый раз звучит у фортепиано в малой октаве

несколько печально, что завершает образ – картинку ярких живых цветов и

10

быстротечности их жизни. Педаль сложная для учащихся, так как нужно

использовать

полупедаль,

запаздывающую

педаль.

Нужно

быть

очень

внимательным

и

чутким

аккомпаниатором.

Чтобы

сохранить

ясность

голосоведения, не «затушевать» и не «смазать» ее педализацией.

2.9.

«Серая уточка»

Довольно подвижный

темп, танцевальная мелодия у скрипки и

поддерживающая ее динамическая линия у фортепиано с непрерывной

пульсацией на тоническом органном пункте в басу, создают впечатление

движения,

тревожности

и

взволнованности.

Эта

пьеса

не

просто

музыкальная характеристика уточки, а маленький музыкальный сюжет.

Произведение довольно непростое в ансамблевом плане, но простое по

форме – написано в двухчастной форме. Для ученика сложность, прежде

всего, в исполнении ровных восьмых в органном пункте левой руки, тем

более что восьмые ноты у фортепиано звучат синхронно с восьмыми у

скрипки.

Смена

размера,

увеличившая

продолжительность

такта

при

переходе ко второй части требует ритмической чёткости исполнения. Тема

«уточки»

у

фортепиано

буквально

повторяет

мелодию

первой

части,

исполненную скрипкой, поэтому

ее

следует сыграть

точно так же

по

штрихам и динамике, как её играет скрипач.

2.10.

«Весёлая прогулка»

В

сборнике

это

самая

большая

и

сложная

для

пианиста

аккомпаниатора пьеса. Довольно подвижный темп в характере польки,

создаёт определенные трудности технического плана в аккомпанементе

левой

руки.

Лёгкое

стаккато

сыграть

сложно

из-за

больших

скачков,

причём все ноты должны быть одинаковыми по долготе звучания. Нельзя

лиговать

слабую

и

сильную

доли,

утяжелять

отдельные

звуки,

иначе

потеряется та легкость и непринуждённость звучания, которая необходима

11

в исполнении этой задорной пьесы. Интонационно ярко и разнообразно

нужно провести тему в разных голосах. Очень важно при этом сохранять

темп. Не ускорять и не замедлять шестнадцатые ноты. Пьеса исполняется

на «едином дыхании», размеренный шаг «detache» четвертными нотами у

скрипки – это метр, пульс, на который следует ориентироваться ученику.

3.

Заключение

Аккомпанемент часто выполняет новые выразительные функции -

подчеркивает и углубляет психологическое и драматическое содержание

музыки. Пианист – аккомпаниатор – основа целого, всей воссоздаваемой

музыки произведения. Пианист - солист привык слушать себя и только

себя.

Всё,

находящееся

за

пределами

создаваемого

им

звучания,

он

сознательно

выключает

из

зоны

своего

внимания,

как

отвлекающий,

ненужный

шум.

Совсем

по-другому

должен

слушать

пианист-

аккомпаниатор. Звучание произведения зависит не только от него, но и

прежде

всего,

от

другого

участника

ансамбля

вокалиста

или

инструменталиста. Научить самому необходимому при игре в ансамбле –

умению слушать ансамбль в целом, быть опорой и поддержкой своему

солисту, видеть партитуру целиком - вот основная задача преподавателя в

классе аккомпанемента.

4.

Список используемой литературы

1.

Благой Д.Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-

педагогический процесс…

Педагогика

и

исполнительство/Под

ред.

К.Х. Аджемова - М.: Музыка, 1979.

2.

Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники - М.: Музыка, 1971-92с.

3.

Люблинский

А.А.

Теория

и

практика

аккомпанемента:

методологические основы. – Л.: Музыка, 1972.

4.

Фрид Г.С. Дорогой ранней памяти: Воспоминания - М.: Музиздат,

2009-335с.

12

5.

Фрид Г.С. Музыка! Музыка? Музыка и молодежь. - М.: Советский

композитор,1991-213с.

6.

Фрид

Г.С.

Музыка.

Общение.

Судьбы.

-

М.:

Советский

композитор,1987- 237с.

7.

Шендерович Е.М. Об искусстве аккомпанемента//Советская музыка -

1969.-№4-С.92-95

13

Приложение

ДЕСЯТЬ ОЧЕНЬ ЛЁГКИХ ПЬЕС

14

15

16

17

18

19

20

21



В раздел образования