Авторы: Андрюхова Татьяна Владимировна, Козлова Марина Александровна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №122
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Партнерство семьи и ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры»
Раздел: дошкольное образование
«Партнерство семьи и ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры»
Андрюхова Татьяна Владимировна
старший воспитатель МКДОУ д/с № 122, г. Новосибирск
Козлова Марина Александровна,
воспитатель МКДОУ д/с №122. г. Новосибирск
“Каждый из нас, педагогов и родителей, несёт свою долю ответственности за
сокровище по имени «Детство»… ”
Е. П. Арнаутова
Наш общий дом, наша планета в опасности! Природа беззащитна и ранима.
Остановить угрозу, уберечь нашу планету от экологической трагедии, может только
человек. Наша цель – это вырастить и воспитать такого защитника, научить быть
милосердным, бережно распоряжаться природными богатствами.
Мы считаем, что педагог не только воспитывает детей, но и является партнёром
родителей в образовательно-воспитательном процессе. Только коллективными усилиями,
вместе с семьёй мы можем решить первостепенную нашу задачу - воспитать человека с
большой буквы, человека экологически грамотного.
Работа в ДОУ основывается на педагогике сотрудничества и имеет два
направления: педагог - родитель; педагог - ребенок - родитель. Поэтому мы ставим перед
собой цель: взаимодействие ДОУ с семьей по экологическому воспитанию дошкольников.
Чтобы реализовать эту цель проводим анкетирование семей по вопросам: Что такое
природа? И от кого ее надо беречь? Нужно ли экологическое образование в ДОУ? Как вы
проводите это направление в семье? Анкетирование показало, что только 50 % смогли
полно ответить на вопрос о том, что такое экология, что она изучает, чем занимается.
Только 30 % поддерживают проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию
дошкольников дома в семье. Знакомят детей с правилами поведения в природе только 42
%. Всем родителям нужна помощь детского сада по данной проблеме.
В своей работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы применяем
разные
формы
сотрудничества:
мастерим
поделки
из
природного
материала,
изготавливаем пособия, дидактические игры, привлекаем родителей к совместным
праздникам, развлечениям, на которых родители являются не просто зрителями, но и
участниками.
Для формирования чёткого представления о живой и неживой природе детей
проводим непродолжительные и длительные наблюдения, результатом которых является
зарисовка объекта или явления, составление рассказа о нем, изготовление книжек –
малышек. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи.
Разрабатываем консультации для родителей по следующим темам: «Наблюдение с
детьми в природе», «Экологическое воспитание дошкольников», «Досуг с ребенком на
природе» и многие др.
Очень
интересная
деятельность
«Коллекционирование
в
семье».
Почему
коллекционирование? Во-первых, в детях всегда заложена страсть к собирательству, к
поиску, во-вторых, коллекционирование расширяет кругозор детей, в-третьих, занимаясь
общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой.
Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному
творчеству, активизируют имеющиеся знания.
В своей работе используем наглядно-информационные методы.
К ним относятся: фотоальбомы: «Огород на окне», «Трудовой десант», «Мой любимый
питомец» и т.д.; выставки детских работ; стенды, ширмы, папки-передвижки, буклеты,
листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе.
Еще одна из форм работы, которую часто используем - это экологические газеты.
Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях
природы.
Участвуем в экологических конкурсах. Несколько лет подряд в проекте «Разделяй
и сохраняй», в акциях «Птичья столовая», «Елочка – зеленая иголочка», «Подари вторую
жизнь пластиковой бутылке».
В группе были разработаны и внедрены детско - родительские проекты:
«Правильное питание - залог здоровья», «Зимушка - зима», «Перелётные и зимующие
птицы» др.
Очень интересным и запоминающим был творческий проект «Самый
красивый участок». Продолжительность проекта 1 месяц. Цель проекта: «Благоустройство
и озеленение территории детского сада».
Работая над этим проектом, дети решили
украсить участок, на котором летом проводят большую часть времени. Работа закипела:
мастерили животных, птиц, насекомых из подручного материала, домики для птиц из
конструктора – выглядели необычно. С помощью родителей вырезали фигурки сказочных
персонажей из фанеры, ребята раскрасили их. Участок превратился в Зоопарк, в котором
Машенька продает билеты.
На территории детского сада был создан музей деревянного зодчества. Совместно с
родителями мастерили из пеньков, веточек животных, птиц и многое другое.
Оборудовали на территории детского сада метеорологическую площадку. Работа
на метеостанции позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой.
Дошкольники наблюдают за небом и облачностью, с помощью ветряного рукава
определяют силу ветра, а с помощью флюгера стороны света и направление ветра.
Измеряют количество осадков, используя дождемер. Определяют температуру воздуха с
помощью термометра и влажность воздуха с помощью гигрометра.
Был разработан и внедрён педагогический проект «Домашние питомцы». Цель
проекта: «Формирование культуры и бережного отношения к домашним животным».
Данный проект открыл детям и родителям удивительный мир домашних животных. Он
способствовал размышлению о взаимоотношениях людей и животных, помог ответить на
вопросы «Какое место в нашей жизни занимают домашние питомцы?», «Что они приносят
в нашу жизнь?», «Что мы можем им дать?». Проект пополнил знания детей об
особенностях домашних питомцев, их роли в жизни человека, подчеркнул необходимость
гуманного отношения к животным.
Применение разнообразных форм и методов работы с семьями, превращает
сотрудничество педагогов и родителей в нашем детском саду в увлекательный,
творческий процесс.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути
сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитать будущих созидателей
жизни.