Напоминание

«Партнерство семьи и ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры»


Авторы: Андрюхова Татьяна Владимировна, Козлова Марина Александровна
Должность: старший воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №122
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Партнерство семьи и ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Партнерство семьи и ДОУ по воспитанию у детей экологической культуры»

Андрюхова Татьяна Владимировна

старший воспитатель МКДОУ д/с № 122, г. Новосибирск

Козлова Марина Александровна,

воспитатель МКДОУ д/с №122. г. Новосибирск

“Каждый из нас, педагогов и родителей, несёт свою долю ответственности за

сокровище по имени «Детство»… ”

Е. П. Арнаутова

Наш общий дом, наша планета в опасности! Природа беззащитна и ранима.

Остановить угрозу, уберечь нашу планету от экологической трагедии, может только

человек. Наша цель – это вырастить и воспитать такого защитника, научить быть

милосердным, бережно распоряжаться природными богатствами.

Мы считаем, что педагог не только воспитывает детей, но и является партнёром

родителей в образовательно-воспитательном процессе. Только коллективными усилиями,

вместе с семьёй мы можем решить первостепенную нашу задачу - воспитать человека с

большой буквы, человека экологически грамотного.

Работа в ДОУ основывается на педагогике сотрудничества и имеет два

направления: педагог - родитель; педагог - ребенок - родитель. Поэтому мы ставим перед

собой цель: взаимодействие ДОУ с семьей по экологическому воспитанию дошкольников.

Чтобы реализовать эту цель проводим анкетирование семей по вопросам: Что такое

природа? И от кого ее надо беречь? Нужно ли экологическое образование в ДОУ? Как вы

проводите это направление в семье? Анкетирование показало, что только 50 % смогли

полно ответить на вопрос о том, что такое экология, что она изучает, чем занимается.

Только 30 % поддерживают проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию

дошкольников дома в семье. Знакомят детей с правилами поведения в природе только 42

%. Всем родителям нужна помощь детского сада по данной проблеме.

В своей работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы применяем

разные

формы

сотрудничества:

мастерим

поделки

из

природного

материала,

изготавливаем пособия, дидактические игры, привлекаем родителей к совместным

праздникам, развлечениям, на которых родители являются не просто зрителями, но и

участниками.

Для формирования чёткого представления о живой и неживой природе детей

проводим непродолжительные и длительные наблюдения, результатом которых является

зарисовка объекта или явления, составление рассказа о нем, изготовление книжек –

малышек. При этом решаются как экологические, так и речевые задачи.

Разрабатываем консультации для родителей по следующим темам: «Наблюдение с

детьми в природе», «Экологическое воспитание дошкольников», «Досуг с ребенком на

природе» и многие др.

Очень

интересная

деятельность

«Коллекционирование

в

семье».

Почему

коллекционирование? Во-первых, в детях всегда заложена страсть к собирательству, к

поиску, во-вторых, коллекционирование расширяет кругозор детей, в-третьих, занимаясь

общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой.

Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному

творчеству, активизируют имеющиеся знания.

В своей работе используем наглядно-информационные методы.

К ним относятся: фотоальбомы: «Огород на окне», «Трудовой десант», «Мой любимый

питомец» и т.д.; выставки детских работ; стенды, ширмы, папки-передвижки, буклеты,

листовки, в которых, например, можно лаконично описать правила поведения в природе.

Еще одна из форм работы, которую часто используем - это экологические газеты.

Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях

природы.

Участвуем в экологических конкурсах. Несколько лет подряд в проекте «Разделяй

и сохраняй», в акциях «Птичья столовая», «Елочка – зеленая иголочка», «Подари вторую

жизнь пластиковой бутылке».

В группе были разработаны и внедрены детско - родительские проекты:

«Правильное питание - залог здоровья», «Зимушка - зима», «Перелётные и зимующие

птицы» др.

Очень интересным и запоминающим был творческий проект «Самый

красивый участок». Продолжительность проекта 1 месяц. Цель проекта: «Благоустройство

и озеленение территории детского сада».

Работая над этим проектом, дети решили

украсить участок, на котором летом проводят большую часть времени. Работа закипела:

мастерили животных, птиц, насекомых из подручного материала, домики для птиц из

конструктора – выглядели необычно. С помощью родителей вырезали фигурки сказочных

персонажей из фанеры, ребята раскрасили их. Участок превратился в Зоопарк, в котором

Машенька продает билеты.

На территории детского сада был создан музей деревянного зодчества. Совместно с

родителями мастерили из пеньков, веточек животных, птиц и многое другое.

Оборудовали на территории детского сада метеорологическую площадку. Работа

на метеостанции позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой.

Дошкольники наблюдают за небом и облачностью, с помощью ветряного рукава

определяют силу ветра, а с помощью флюгера стороны света и направление ветра.

Измеряют количество осадков, используя дождемер. Определяют температуру воздуха с

помощью термометра и влажность воздуха с помощью гигрометра.

Был разработан и внедрён педагогический проект «Домашние питомцы». Цель

проекта: «Формирование культуры и бережного отношения к домашним животным».

Данный проект открыл детям и родителям удивительный мир домашних животных. Он

способствовал размышлению о взаимоотношениях людей и животных, помог ответить на

вопросы «Какое место в нашей жизни занимают домашние питомцы?», «Что они приносят

в нашу жизнь?», «Что мы можем им дать?». Проект пополнил знания детей об

особенностях домашних питомцев, их роли в жизни человека, подчеркнул необходимость

гуманного отношения к животным.

Применение разнообразных форм и методов работы с семьями, превращает

сотрудничество педагогов и родителей в нашем детском саду в увлекательный,

творческий процесс.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути

сотрудничества с родителями, ведь у нас одна цель – воспитать будущих созидателей

жизни.



В раздел образования