Автор: Халиуллина Любовь Васильевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Кусекеево
Населённый пункт: с. Кусекеево
Наименование материала: доклад
Тема: Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка
Раздел: среднее образование
Халиуллина Л.В.
Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка.
Учить детей языку - значит учить их жизни. Но в качестве учителя жизни
русский язык совсем не так уж прост, как это кажется на первый взгляд. А если
ещё вспомнить, что о нём говорили не только «великий, могучий, правдивый,
свободный», но и «мой верный друг, мой друг коварный, мой раб, мой царь,
родной язык», то станет понятно, как нелегко раскрыть перед учениками его
чудные и трудные законы.
Понятно, что собственно содержание курса «Русский язык» не всегда
увлекательно для ребёнка. Значит, остаётся форма. И в ней, вероятно, таится
возможность открыть дверцу, за которой притаилось желание изучать русский
язык. Итак, нужно увлечь способом подачи учебного материала. Как? Лучший
метод для уроков - это творчество для ума и музыка для души. То есть в
программе курса «Русский язык» есть свои периоды царствования
Существительного, Прилагательного, Глагола. Есть главные и подчинённые
слова и предложения. Законы грамматики чем-то напоминают законы общества.
И всё это нужно донести до учеников, а для этого нужно искать новые
эффективные приёмы и средства обучения с тем, чтобы повысить грамотность
учащихся, повысить интерес к изучению предмета.
Как сделать каждый урок радостным и интересным? Как активизировать
деятельность учеников? Как не только передать ребятам определённую сумму
знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытия, воспитать
потребность узнавать всё больше и больше? Эти задачи ставит перед собой
учитель, готовясь к каждому уроку русского языка и литературы. И результат
своей работы видит в том, чтобы каждый ученик овладел русским языком как
средством устного и письменного общения. А для этого необходимы два
главных условия, два слагаемых: творческий подход к делу со стороны учителя
и интерес к изучаемому предмету у учащихся. Этому помогает использование
различных форм контроля и самоконтроля учащихся. Вот некоторые приёмы
контроля, учёта и оценки знаний:
- уплотнённый опрос по карточкам;
- диктанты «По следам ошибок», «Проверяю себя»;
- работа с использованием сигнальных карточек;
- взаимоопрос по теоретическому материалу и др.
На своих уроках стараюсь реализовать принцип проблемного обучения,
единства обучения и воспитания. Пристально слежу за развитием
орфографических навыков учащихся. Для повышения грамотности использую
достаточно простую систему упражнений. В 5-6 классах предварительно
провожу диагностический словарный диктант. ПО результатам его анализа
выбираю наиболее трудные для класса орфограммы. По каждой из выбранных
орфограмм провожу работу в течение трёх дней, занимая на уроке русского
языка всего несколько минут. В первый день ученики пишут в рабочих тетрадях
словарный диктант из 10-12 слов, содержащих выбранную орфограмму.
Диктант проверяется сразу же: слова записываются на классной доске, и
учитель поясняет их правописание; учащиеся исправляют в тетрадях
допущенные ими ошибки. Домашнее задание: составить рассказ из 4-5
предложений с использованием нескольких слов из словарного диктанта. На
второй день ученики обмениваются тетрадями (взаимопроверка) для чтения
составленных рассказов.
Оценку ставят на полях, одна - две работы оцениваются учителем.
Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту, для чего записать
ещё 10-15 слов с выбранной орфограммой. На третий день проводится
контрольный диктант из двадцати слов с той же орфограммой. Такая работа
достаточно эффективна, количество ошибок уменьшается значительно.
В русле поиска современных подходов к обучению, на мой взгляд,
заслуживает внимания построение урока, выдержанное в технологии встречных
усилий учителя и ученика. Ученик изначально поставлен в такие условия, что
он должен прикладывать определённые усилия в процессе образования.
Педагог, со своей стороны, тоже должен не только замечать эти усилия, но и
поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего
продвижения вперёд, каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься на
новую ступеньку в своём методическом опыте, умении строить отношения со
своими учениками. В этом случае можно говорить о технологии встречных
усилий (ТВУ) педагога и ученика.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет
реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить
объём самостоятельной работы учащихся. Учащиеся охотно идут на занятия с
использованием компьютера, у них вырабатывается довольно устойчивый
интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует
обратная связь компьютера с обучаемым. Детям нравится само общение с
компьютером, одобрение электронного помощника учителя, нравится работать
группами: за одним компьютером - два, три ученика, как правило, разных по
уровню подготовки; если один затрудняется ответить, на помощь приходит
другой, вместе думают, вместе решают и приходят к правильному ответу.
В настоящее время становится очевидной необходимость того, чтобы из школы
выходили творческие личности. Чтобы сформировалась такая творческая
личность, необходимо создать благоприятную атмосферу для развития детского
творческого мышления. При составлении плана урока исхожу из того, что урок
должен быть не как набор различных видов и приёмов работы, а урок-
композиция, где все разнородные виды работы связаны единой сюжетной
линией и мотивированы, исходя из организующей труд установки на
воображение: «Представьте себе…». Использую игровую форму работы. Но
игра не только как развлечение и психологическая разрядка, а как способ
познания окружающего мира и образа жизни на уроке. Уроки русского языка
содержат в себе очень много возможностей для игры. Игровая форма на уроке
нужна ребёнку для правильного развития его сил, для той детской среды, в
которой они рождаются и в которой общаются. Игровая форма на уроке
особенно хорошо «работает» на слабых учеников, поскольку система игровых
форм деятельности предполагает для них механизм защиты. Игровая методика,
в отличие от традиционной, позволяет выбрать свои темы и форму работы для
каждого ребёнка, «включить» всех в работу и выявить творческие способности
у детей.
Игровые моменты на уроке могут возникать практически на каждом этапе: во
время лексической работы, разбора слов, объяснения нового материала, опроса
и т.д. В среднем звене урок начинаю с разминки, в которую входят загадки,
задачи. Разминка преследует две цели:1) мотивировать предстоящую
деятельность, заинтересовать класс проблематикой урока и 2) «встряхнуть»
учащихся, активизировать мыслительную деятельность. Например, какое
правило зашифровано в стихотворной строчке:
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
Словарную работу провожу в форме словарного диктанта с элементами игры
или же с сигнальными карточками. Например, словарный диктант с помощью
игры «Зоркий глаз». Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдёт в
тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм? Сигнальные
ракетки можно использовать при изучении чередующихся гласных в корнях
слов, при изучении падежных окончаний существительных и т.д. Поворачивая
ракетку, показывая нужную букву, каждый ребёнок работает, в первую очередь,
самостоятельно. При опросе, когда учащийся излагает содержание заданного
материала, класс остаётся пассивным. Отвечающий же считает, что он
рассказывает всё именно учителю. Можно несколько изменить ситуацию.
Учитель садится за последнюю парту, чтобы контролировать класс и
отвечающего. Ученик у доски не просто излагает содержание заданного
материала, а ещё раз в роли «учителя» объясняет классу изученную тему. Во
время такого ответа-объяснения ученик может спросить любого из класса.
Класс, в свою очередь, также может задать любой вопрос отвечающему у доски.
Возникает взаимоконтроль.
При объяснении нового материала использую приём, который подсказывают
любимые ребятами сюжеты мультипликационных фильмов. Часто использую
фрагменты мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». При обобщающем
повторении уместны уроки без ручки и тетради. Такие уроки позволяют
выполнить работу большого объёма, добиться высокой активности всего
класса, быстро определить качество усвоения отдельных правил.
Провожу нестандартные уроки: урок- сказка, урок- путешествие, урок-
исследование. На уроке- путешествии ученикам изначально даётся установка:
«Представьте себе, что наш класс- это…». Орфограммы и пунктограммы
превращаются в пристани, станции, где учеников ждут необычные встречи-
задания. Во всех этих заданиях обязательно присутствуют слова «помочь»,
«спасти». Помогая и спасая посредством своих знаний, умений и навыков по
русскому языку, учащиеся в то же время без каких- либо искусственных
воспитательных моментов и высокопарных фраз впитывают в себя потребность
в добре и милосердии, учатся творить добро своими руками.
Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к
сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Русский язык они
часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных
правил. Поэтому задача воспитания интереса к языку очень важна. В основе
работы по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к
изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам,
которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и
красивых языков мира. Так, изучая в 5 классе согласные звуки, учащиеся
читают вслух высказывания писателей о языке. «Русский язык… красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А. И. Куприн). Ученики
объясняют значение слов послушен, ловок, вместителен. Далее, в процессе
беседы, они узнают, что напевность, благозвучие русского языка обусловлены
соотношением в нём гласных и согласных звуков. Раскрывая выразительные
возможности фонетического строя русской речи, прибегаю к поэтическим
текстам, ибо поэзия- искусство звучащего слова, она во многом сродни музыке.
Истинная любовь к родному языку - в бережном отношении к его ресурсам,
в заботе о точности, образности и выразительности своей речи, в стремлении к
гармоническому единству смысла и формы в своих высказываниях, что главным
образом достигается умелым отбором языковых средств. Обо всём этом
говорим на уроках, изучая разделы «Лексика» и «Словообразование».
Эпиграфом к уроку «Однозначные и многозначные слова» берётся
высказывание Н.В.Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни
звук, то подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье
ещё драгоценней самой вещи». В ходе обсуждения учащиеся приходят к
выводу: богатство языка - это богатство мыслей. Чем лучше человек знает язык,
тем глубже и точнее будут выражены его мысли.
Есть целый ряд условий, способствующих возникновению
заинтересованного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Сюда
относится, прежде всего, мотивация изучения предмета, активные действия
школьника в процессе самостоятельного «открытия» новых знаний,
разнообразие информации и способов действий в процессе учебного труда,
достаточная трудность обучения (при его посильности). Наконец, нужно чаще
вспоминать слова Л.Н.Толстого: «Хочешь наукой воспитать ученика - люби
свою науку и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».
Библиография
1. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. - М.,
1974.
2. Бондаренко С.М. Методика преподавания русского языка в школе. – М., 1979.
3.Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
4. Граник Г.Г. Русский язык в школе. – М., 1972.
5. Граник Г.Г, Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Семинар по русскому языку. –
М., 1988.
6.Караваев А. Игровые уроки в старших классах. // Учитель. 2013, № 1, с. 3-6.
7. Климкина Ю.Е. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. //
Русский язык в школе. 2010, № 4, с. 27-29.
8. Котельникова С.А. Творческие работы нетрадиционных жанров. // Русский
язык в школе. 2015 № 1, с. 25-26.
9. Крупенникова М.И. Эффективные методы и приемы организации урока. //
Русский язык в школе. 2005, № 4; с. 9-13.