Напоминание

Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень»


Автор: Шалухина Светлана Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «Кривошеинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.М. Зинченко»
Населённый пункт: С.Кривошеино Томской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень»
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока

Автор Шалухина Светлана Витальевна

Образовательное учреждение МБОУ «Кривошеинская средняя общеобразовательная

школа имени Героя Советского Союза Ф.М. Зинченко»

Кривошеинского района Томской области

Предмет Русский язык

Класс 5

Тема Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень»

Задачи

Познавательная:

Помочь учащимся понять образный язык искусства, формировать умение

анализировать картину как произведение искусства.

Учить создавать собственное речевое произведение, используя образно-

выразительные средства русского языка.

Развивающая:

Стимулировать творческое воображение учащихся.

Развивать художественную речь, помочь учащимся выразить чувства в устном

и письменном высказывании.

Воспитательная:

Формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к

русскому искусству, к родной природе.

Ход урока

Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа: художественное описание

сирени, которую нарисовал художник П.П.Кончаловский.

Что-то таинственное кроется в этом необычном поэтическом цветке. Обилие сирени

цветущей с давних пор вдохновляет многих писателей, поэтов, художников,

композиторов на создание прекрасных творений, воспевающих глубокую радость вешних

дней, красоту русской природы.

Послушайте, как пишет о сирени Александр Куприн в рассказе «В зелёном домике

отца» (Читает подготовленный ученик)

«Цветы сирени… фиолетовые, белые, розовые. Весело в старом Гатчинском парке. В

воде плескаются утки, гуси, теряя свои белые перья, зеленеет трава, благоухают

тополи…»

«…Цветут сирени. В старом парке из них целые аллеи. Сирень пахнет. Медленно и

ласково раскачивают свои грозди цветы. Тихо спит неподвижная вода озера, и тёмно-

синие морщинки едва-едва расползаются по ней…»

«…благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и

думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве.»

Через всю жизнь русский композитор Сергей Рахманинов пронёс любовь к прекрасному

ароматному растению. По словам композитора, скромная ветка сирени была «царицей»

его души. Судьба Рахманинова сложилась так, что ему долгое время пришлось жить в

разлуке с Родиной. И вот после каждого концерта он получал в дар букет белоснежной

сирени. Какой-то неизвестный поклонник, зная о любимых цветах композитора, передавал

ему нежный привет – частицу российского пейзажа.

Я предлагаю вам послушать музыкальную пьесу С. Рахманинова «Сирень» и

посмотреть слайды.

Давайте представим себе, ранним майским утром мы выбежали в сад, наполненный

ароматом сирени. Мы осторожно пробираемся между кустами, ещё влажными от ночной

росы, отводим тяжёлые ветки… Вот одна из них качнулась – и целый ливень

обрушивается на нас… Нам становится весело от этой шутки. Но вот последняя преграда,

и мы в самом сердце сиреневого моря.

Прекрасная музыка, не правда ли? Какие чувства она у вас вызвала?

Расскажите о том, что вы услышали в сиреневом саду.

Какой воздух в этом саду? Опишите запахи сада.

Какой вы представили сирень в «музыкальном» саду?

Музыка, если её внимательно слушать, помогает вспомнить, как выглядит живая сирень,

увидеть бушующий сад и гордые ветви сирени. И невольно на память приходят стихи

Всеволода Рождественского

«Сирень»

Прогремела гроза, прошумела,

Затухая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли…

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжёлые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад, -

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и тёмно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождём лепестковым

Осыпается мокрая гроздь,

В лёгкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

Об одном явлении - цветах сирени – можно рассказать по-разному: писатель пользуется

для этого выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение

человека, его восхищение красотой и ароматом сиреневого сада звуками.

А легко ли выразить свои чувства, ощущения на холсте, изобразить на

картине?

Что для этого необходимо художнику?

Оказывается, кроме наблюдательности, умения видеть красоту в простых вещах, нужно

быть прежде всего мыслящим человеком.

Таким художником и был Пётр Петрович Кончаловский (1876 -1956г.) Он очень любил

изображать цветы. А любимые его цветы – сирень. Ей он посвятил множество своих

полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад.

Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть

красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: « Я пишу цветы, как музыкант играет

гаммы».

Взгляните на репродукцию картины П.П.Кончаловского «Сирень».

Давайте ещё раз вместе с художником и композитором «войдём» в просыпающийся

сиреневый сад и вернёмся оттуда с прекрасным букетом, возможно, таким, какой

изображён на картине.

(Ученики рассматривают картину и повторно слушают музыку)

О чём подумали вы, глядя на полотно? Не правда ли пахнуло весной?

Созвучно ли настроение музыки и картины?

Картина словно пронизана лучами ласкового солнца. Мы слышим шелест проснувшихся

ветвей, видим, как склоняют головы душистые тяжёлые гроздья, ещё мокрые от ночной

росы. Мы чувствуем свежесть и лёгкую прохладу солнечного утра и дышим, не можем

надышаться медвяным запахом сирени. В этой картине всё цветёт, живёт, радует.

Как вы думаете, можно ли в этой картине что-либо изменить? Передвинуть

банку с цветами на край стола? Или вместо сирени поставить гвоздику?

Что изменится?

Связаны ли предметы между собой? В чём это выражено?

Пышная воздушная сирень заполняет всё пространство. Она царит. Это душистое

море…

Она просто кружит голову. Её много. Когда смотришь на эту картину, кажется, что

от букета во все стороны идёт запах весны. Букет сирени большой, поэтому его

поставили в широкую банку с водой.

На каком фоне изображён букет роскошной сирени?

Сирень стоит на столе у распахнутого окна, выходящего в сад. Чувствуется свежесть и

лёгкая прохлада солнечного утра. Сад почти весь освещён солнцем. Но чем дальше

тропинка уходит вглубь, тем темнее становятся краски. Букет сирени хорошо

вписывается в изумрудно-зелёный цвет сада.

В букете обилие красок и оттенков. Опишите ветки сирени, расположенные в

центре букета.

Какого цвета сирень в нижней части букета?

Можно ли разглядеть отдельные цветочки?

( Нет. Их очень много. Они плотно прижаты друг к другу, цветочки-звёздочки,

цветочки-гвоздики, крестики. Для художника важен целостный образ букета)

Подготовительные упражнения

Подберите эпитеты к словам:

Ветви сирени – (гордые, мощные, резные, кружевные, парящие в воздухе, тянущиеся к

солнцу)

Гроздья – (крупные, свежие тяжёлые, влажные, мокрые от росы и дождя)

Букет – (пышный, воздушный, нарядный)

Аромат сирени – (удивительный, чарующий, нежный, упоительный, таинственный).

Перед вами слова, которыми можно описать сирень. Прочитайте, объясните

выделенные орфограммы

Нежно-розовая,

превосходная,

чудесная,

серебристая,

бордовые,

таинственно-голубоватые,

великолепная,

роскошные,

фиолетовые,

восхитительная,

бледно-сиреневые,

белоснежные,

чарующая.

Выпишите сначала слова, которые обозначают краски, оттенки цветов, затем

слова, которые несут эмоциональную окраску, т.е. прилагательные, при

помощи которых мы выражаем своё отношение к изображаемому. (16 слайд)

Так очаровательна дивная сирень, что о ней можно говорить только

образным, поэтическим языком.

Найдите в предложениях средства художественной выразительности.

Распахнутое окно зовёт в утренний, благоухающий сад.

Слышится ласковый шепот, негромкий разговор ветвей.

Блестит на солнце молодая, свежая ажурная листва.

«В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела»

(А.Фет)

«Вернулся я, вернулся

Домой издалека

И сразу окунулся

В сирень, как в облака»

(Август Ярковец)

«Растворил я окно, - стало грустно невмочь,-

Опустился пред ним на колени,

И в лицо мне пахнула весенняя ночь

Благозвучным дыханьем сирени»

( К. Романов)

Я предлагаю вашему вниманию ряд микротем.

МИКРОТЕМЫ:

1. «Воздух в саду» Я ощущаю…

2. «Звуки сада» Я слышу…

3. «Сирень на окне» Я вижу…

4. «Аромат сирени» Я чувствую…

Составьте и запишите два-три предложения, раскрывая каждую микротему.

Например, тему «Воздух в саду» начните фразой «Я ощущаю…»

Я думаю, что под влиянием полученных впечатлений вы словно окажетесь в сиреневом

саду, станете участниками происходящего и сумеете выразить свои чувства и ощущения.

Обратите внимание на возможную конструкцию сочинения

Каковы же ваши впечатления от данной картины?

Эта картина помогает ощутить мимолётные счастливые моменты жизни. Это

большая радость – встречать чудные тёплые дни, слышать, как звенит воздух,

видеть, как расцветают, благоухают великолепные цветы. Художник передаёт

весеннее настроение человека, его восхищение красотой и ароматом сиреневого сада.

Дома вы закончите работу над сочинением. Я думаю у вас получатся великолепные

работы.

Список литературы:

Е.Н.Колокольцев «Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин)

5-7 классы». Учебно-наглядное пособие.

Г.П.Лазаренко «Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки».

Публикации статей журнала «Русский язык в школе».



В раздел образования