Автор: Горгоцкая Светлана Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Азаровская СОШ"
Населённый пункт: Село Азаровка Стародубский муниципальный округ Брянская область
Наименование материала: разработка урока
Тема: Развитие фунциональной грамотности на уроке технологии
Раздел: среднее образование
Конспект урок по технологии «Изонить»
Цели
:
Познакомить
учащихся с новым видом вышивания
.
Научить
прошивать окружность
,
работать с
трафаретом
,
циркулем
,
подбирать цвет к фону
.
Владение
шилом
,
иглой
,
ножницами
.
Закрепить
прием нового вида художественной
деятельности
,
полученные ранее знания о геометрических
фигурах
,
счете
.
Развивать
умение подбирать контрастные цвета
,
оттеняющие
друг – друга
.
Абстрактное мышление
,
обучить плоскостному
моделированию
.
Мелкой моторики пальцев рук
.
Сенсорное
восприятие
,
глазомер
,
логическое
мышление
,
воображение
.
Художественные
способности
,
эстетический вкус
.
Воспитывать
усидчивость
,
терпение
,
внимательность
,
старательн
ость
.
Оборудование
:
образцы рисунков
,
выполненных приемом изонить
с заполненными окружностями
.
Швейные иглы с широким
ушком
;
ножницы
;
шило или большая
игла
;
линейка
;
карандаш
;
циркуль
.
Цветные нитки
(
обычные
швейные нитки
,
лучше №
20-40,
мулине или ирис
);
набор цветного
картона
;
бархатная бумага
;
кусок пенопласта
.
Схемы прошивания
углов
,
окружностей
.
Компьютер
,
проектор
,
экран
.
Ход урока
1
Организационный момент
.
(
Проверка наличия учащихся
,
готовности к уроку
)
Все виды декоративного – прикладного искусства хороши
.
Это занятие для рук умелых и для души
.
Вышивание требует особого терпения
,
Навыков и способов его овладения
:
Как место рабочее организовать
,
Рисунок как правильно копировать
,
Как эстетично цвет ниток подобрать
,
Как в изделии гармонию создать
.
Итак
,
искусству вышивания будем учиться
,
Мы помним
:
в нашей жизни все пригодится
.
2
Сообщение темы и цели урока
.
Уч
.
Сегодня мы на уроке познакомимся и научимся еще одному
виду вышивания «Изонить» или нитяная графика
Что такое
"
ИЗОНИТЬ
"?
Вы б у нас спросили
.
Как нитью по картону шить
,
Мы б Вам объяснили
.
Нужно большое желание
,
Бурная фантазия
.
Старание
,
терпение
И хорошее настроение
!
И тогда
!..
Ромашка расцветёт
,
И Жар
-
птица оживёт
.
Ангел крыльями взмахнёт
,
И кораблик поплывёт
!
3
Изучение нового материала
.
Из истории «Изонить»
Изонить – оригинальный вид декоративно
-
прикладного
искусства
,
уходит корнями к народным промыслам
Англии
.
Английские ткачи придумали особый способ
переплетения ниток
.
Они вбивали в дощечки гвозди и в
определенной последовательности натягивали нити
,
получались
ажурные изделия
,
которыми украшали жилища
.
Со временем
технология несколько усовершенствовалась и распространилась
на картон
,
в котором предварительно прокалывают
дырочки
.
Тут
,
с моей точки зрения
,
начинается самое интересное
.
В этом замысловатом переплетении нитей есть что
-
то
завораживающе красивое и загадочное
.
Эти картины стоят
очень дорого
,
так как они уникальны
Изонить – это умение использовать нить с целью создания картин
на дереве
,
картоне
,
ткани и др
.
материалах
.
С помощью этой технологии можно создавать великолепные
открытки
,
обложки
,
закладки
,
декоративные
панно
,
орнаменты
.
«Умные руки» всегда помогали голове
думать
.
Так считали многие
великие
:
Менделеев
,
Ньютон
,
Максвелл
,
Эйнштейн
.
Для работы с изонитью потребуются следующие материалы
:
основа,
на которой
,
собственно
,
предполагается
вышивать
(
бархатная бумага
,
чаще картон
);
то,
чем будем прокалывать дырочки в основе
(
шило или
английская булавка с бусиной на конце
);
швейные нити (
мулине
,
ирис
);
скотч или клей (
для закрепления концов нитей с изнаночной
стороны
);
иголка;
тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.
Начнем с основы
,
она же фон
.
Для изонити наиболее часто
используют картон или плотную бумагу
.
Менее плотная бумага
мягкая и в процессе вышивки может легко помяться
.
Кроме
того
,
она напитывает влагу с пальцев и сильнее деформируется
.
Чаще всего используют картон для детского творчества
,
с одной
стороны цветной
.
Цвет фона выбирают исходя из замысла картинки
.
Помимо
однотонного фона это может быть фон
,
распечатанный на
принтере
.
Используют в качестве фона обои
,
наклеенные на
картон
.
Правильно подобранные нитки являются основой восприятия
картины
.
Вышивать можно любыми не очень толстыми
нитками
.
Работы выглядят лучше
,
если вышиты блестящими
нитками
,
а не матовыми
.
Лучше вышивать кручеными нитями
,
чем
в несколько рассыпающихся нитей
.
При первом знакомстве с техникой «изонить» переплетение
кажется очень сложным
.
Для освоения техники изонити достаточно знать два основных
приёма
:
«Заполнение угла»
и
«Заполнение окружности»
.
Приём «Заполнение угла»
Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6
(
всего
12)
равных частей
(
можно через
5
мм
).
Пронумеровать полученные точки,
начиная от вершины
.
Вершину
угла обозначить точкой «
0
»
.
Сделать иглой большей толщины или шилом,
подложив пенопласт
под картон
,
проколы во всех точках
,
кроме вершины
(
«
0
»
).
Вдеть нить в более тонкую иглу.
Заполнить угол по схеме,
начиная с изнанки
.
Учитель
.
Какие меры предосторожности надо предпринять
?
Дети
.
Надо подложить пенопласт и проколоть дырочки шилом или
иголкой
,
соблюдая технику безопасности
.
Учитель
.
На что надо обратить внимание
?
Дети
.
Нумерация точек на верхней стороне – от края к
вершине
,
на нижней стороне – от вершины угла к краю
.
Приём «Заполнение окружности»
Начертить окружность (
сначала небольшого радиуса
30-50
мм
).
Разделить окружность на 12
равных частей
.
После освоения
приема
,
ребята делят окружность «на глаз»
,
прокалывая картон
через равные промежутки
(
чем меньше расстояние между
проколами
,
тем ажурнее и интереснее получается
работа
).
Важно
,
чтобы точек было четное количество
.
Сделать проколы в полученных точках.
Вдеть нить в иглу.
Заполнить окружность по схеме.
Упражнение для глаз
.
Прошивание окружности хордами разной длины
.
Учитель
.
Одну и ту окружность можно прошить стежками разной
длины
.
Чем длиннее стежок
,
тем более заполненной получается
окружность
.
Сейчас вы вместе с соседом по парте разметите два одинаковых
круга
.
Заполнять их будете разными хордами
.
Дети различают один круг по первому способу
,
второй – по
второму
.
Учитель
.
У первого круга иголку с ниткой из точки
1
будете
вкалывать по лицевой стороне в точку
4,
то есть через две
дырочки
(
стежок
1
–
4)
и так далее
.
У второго круга стежок будет
1
–
7,
то есть будете прокалывать
через шесть дырочек
.
Как изменился рисунок заполнения в зависимости от длины
хорды или нашего стежка при остальных одинаковых условиях
?
Дети
.
Чем длиннее хорда
,
тем меньше незаполненное отверстие
в середине круга
.
Учитель
.
А если хорда равна диаметру
?
Дети
.
Тогда внутри круга не будет пустого
,
незаполненного места
.
Окружности
,
так же как и углы
,
можно прошивать нитками одного
цвета
,
а можно его менять
.
Для составления композиции недостаточно только углов и
окружностей
,
поэтому нужно научиться прошивать другие
фигуры
,
которые наиболее часто встречаются в работе
.
Овалы
,
спирали
,
завитки и дуги прошиваются по тем же
правилам
,
что и окружности
.
4.
Закрепление изученного материала
.
Практическая работа №
26
Перед началом практической работы напомнить учащимся
правила техники безопасности
.
Вариант
1.
Голова кошки прошивается как окружность
.
Длина
стежка указана на схеме линией
.
Усы прошиваются стежками
.
Все
остальные элементы – как углы
.
После прошивания вырезаем из
цветной бумаги глаза кошки и наклеиваем прямо на нитки
.
Можно
глаза вырезать из белой бумаги и затем подрисовать
фломастерами
.
Рис
. 3
Вариант
2.
Уши и нижняя часть хвоста прошиваются как углы
.
Все
остальные элементы – туловище
,
голова
,
кончик хвоста –
прошиваются как окружность
.
Попробуйте выполнить кошку с
переходом цвета ниток
:
первые
2-3
стежка на ушках сделайте
белыми нитками
,
а закончите черными
.
При прошивании
туловища стежки в том месте
,
где оно соединяется с
головой
,
сделайте белыми нитками
,
все остальное прошейте
черными
.
Получится черная кошка с белой грудкой
.
Рис
. 4
Целевой обход учителя
.
Обходя рабочие места учащихся
,
учитель контролирует
правильность выполнения приемов
,
соблюдение техники
безопасности
.
5.
Анализ и оценка урока
.
Учитель анализирует урок
,
отмечает типичные
ошибки
,
определяет пути их исправления
,
выставляет оценки
учащимся за урок
.
VI.
Итог урока
.
Учитель
.
Посмотрите на свои работы и скажите
,
какую из них вы
считаете самой красивой
.
Чем занимались сегодня
?
Дети
.
Продолжили вышивать нитками по картону
Учитель
.
В чем отличие сегодняшней работы от прошлой
?
Дети
.
На прошлом занятии заполняли углы
,
а сегодня заполняли
круг вышитыми стежками
,
так как изонить – особым образом
выполненная вышивка по картону
.
Очень интересно
наблюдать
,
как появляется ажурное изображение углов
.
Учитель
.
Чем выполняется изонить
?
Дети
.
Цветными толстыми нитками – ирисом
,
швейными
нитками
,
мулине
.
Учитель просит повторить план разметки круга
.
Учитель
.
Как выбирается длина хорды при заполнении круга
?
Дети
.
В зависимости от того
,
как надо заполнить круг
,
выбирается
длина хорды
,
которая соответствует размеру лицевого стежка
.
Домашнее задание
:
Доделать практическую работу