Напоминание

Развитие фунциональной грамотности на уроке технологии


Автор: Горгоцкая Светлана Николаевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Азаровская СОШ"
Населённый пункт: Село Азаровка Стародубский муниципальный округ Брянская область
Наименование материала: разработка урока
Тема: Развитие фунциональной грамотности на уроке технологии
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урок по технологии «Изонить»

Цели

:

Познакомить

учащихся с новым видом вышивания

.

Научить

прошивать окружность

,

работать с

трафаретом

,

циркулем

,

подбирать цвет к фону

.

Владение

шилом

,

иглой

,

ножницами

.

Закрепить

прием нового вида художественной

деятельности

,

полученные ранее знания о геометрических

фигурах

,

счете

.

Развивать

умение подбирать контрастные цвета

,

оттеняющие

друг – друга

.

Абстрактное мышление

,

обучить плоскостному

моделированию

.

Мелкой моторики пальцев рук

.

Сенсорное

восприятие

,

глазомер

,

логическое

мышление

,

воображение

.

Художественные

способности

,

эстетический вкус

.

Воспитывать

усидчивость

,

терпение

,

внимательность

,

старательн

ость

.

Оборудование

:

образцы рисунков

,

выполненных приемом изонить

с заполненными окружностями

.

Швейные иглы с широким

ушком

;

ножницы

;

шило или большая

игла

;

линейка

;

карандаш

;

циркуль

.

Цветные нитки

(

обычные

швейные нитки

,

лучше №

20-40,

мулине или ирис

);

набор цветного

картона

;

бархатная бумага

;

кусок пенопласта

.

Схемы прошивания

углов

,

окружностей

.

Компьютер

,

проектор

,

экран

.

Ход урока

1

Организационный момент

.

(

Проверка наличия учащихся

,

готовности к уроку

)

Все виды декоративного – прикладного искусства хороши

.

Это занятие для рук умелых и для души

.

Вышивание требует особого терпения

,

Навыков и способов его овладения

:

Как место рабочее организовать

,

Рисунок как правильно копировать

,

Как эстетично цвет ниток подобрать

,

Как в изделии гармонию создать

.

Итак

,

искусству вышивания будем учиться

,

Мы помним

:

в нашей жизни все пригодится

.

2

Сообщение темы и цели урока

.

Уч

.

Сегодня мы на уроке познакомимся и научимся еще одному

виду вышивания «Изонить» или нитяная графика

Что такое

"

ИЗОНИТЬ

"?

Вы б у нас спросили

.

Как нитью по картону шить

,

Мы б Вам объяснили

.

Нужно большое желание

,

Бурная фантазия

.

Старание

,

терпение

И хорошее настроение

!

И тогда

!..

Ромашка расцветёт

,

И Жар

-

птица оживёт

.

Ангел крыльями взмахнёт

,

И кораблик поплывёт

!

3

Изучение нового материала

.

Из истории «Изонить»

Изонить – оригинальный вид декоративно

-

прикладного

искусства

,

уходит корнями к народным промыслам

Англии

.

Английские ткачи придумали особый способ

переплетения ниток

.

Они вбивали в дощечки гвозди и в

определенной последовательности натягивали нити

,

получались

ажурные изделия

,

которыми украшали жилища

.

Со временем

технология несколько усовершенствовалась и распространилась

на картон

,

в котором предварительно прокалывают

дырочки

.

Тут

,

с моей точки зрения

,

начинается самое интересное

.

В этом замысловатом переплетении нитей есть что

-

то

завораживающе красивое и загадочное

.

Эти картины стоят

очень дорого

,

так как они уникальны

Изонить – это умение использовать нить с целью создания картин

на дереве

,

картоне

,

ткани и др

.

материалах

.

С помощью этой технологии можно создавать великолепные

открытки

,

обложки

,

закладки

,

декоративные

панно

,

орнаменты

.

«Умные руки» всегда помогали голове

думать

.

Так считали многие

великие

:

Менделеев

,

Ньютон

,

Максвелл

,

Эйнштейн

.

Для работы с изонитью потребуются следующие материалы

:

основа,

на которой

,

собственно

,

предполагается

вышивать

(

бархатная бумага

,

чаще картон

);

то,

чем будем прокалывать дырочки в основе

(

шило или

английская булавка с бусиной на конце

);

швейные нити (

мулине

,

ирис

);

скотч или клей (

для закрепления концов нитей с изнаночной

стороны

);

иголка;

тонкий пенопласт – подложка при прокалывании картона.

Начнем с основы

,

она же фон

.

Для изонити наиболее часто

используют картон или плотную бумагу

.

Менее плотная бумага

мягкая и в процессе вышивки может легко помяться

.

Кроме

того

,

она напитывает влагу с пальцев и сильнее деформируется

.

Чаще всего используют картон для детского творчества

,

с одной

стороны цветной

.

Цвет фона выбирают исходя из замысла картинки

.

Помимо

однотонного фона это может быть фон

,

распечатанный на

принтере

.

Используют в качестве фона обои

,

наклеенные на

картон

.

Правильно подобранные нитки являются основой восприятия

картины

.

Вышивать можно любыми не очень толстыми

нитками

.

Работы выглядят лучше

,

если вышиты блестящими

нитками

,

а не матовыми

.

Лучше вышивать кручеными нитями

,

чем

в несколько рассыпающихся нитей

.

При первом знакомстве с техникой «изонить» переплетение

кажется очень сложным

.

Для освоения техники изонити достаточно знать два основных

приёма

:

«Заполнение угла»

и

«Заполнение окружности»

.

Приём «Заполнение угла»

Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.

Разделить каждую сторону угла с помощью линейки на 6

(

всего

12)

равных частей

(

можно через

5

мм

).

Пронумеровать полученные точки,

начиная от вершины

.

Вершину

угла обозначить точкой «

0

»

.

Сделать иглой большей толщины или шилом,

подложив пенопласт

под картон

,

проколы во всех точках

,

кроме вершины

(

«

0

»

).

Вдеть нить в более тонкую иглу.

Заполнить угол по схеме,

начиная с изнанки

.

Учитель

.

Какие меры предосторожности надо предпринять

?

Дети

.

Надо подложить пенопласт и проколоть дырочки шилом или

иголкой

,

соблюдая технику безопасности

.

Учитель

.

На что надо обратить внимание

?

Дети

.

Нумерация точек на верхней стороне – от края к

вершине

,

на нижней стороне – от вершины угла к краю

.

Приём «Заполнение окружности»

Начертить окружность (

сначала небольшого радиуса

30-50

мм

).

Разделить окружность на 12

равных частей

.

После освоения

приема

,

ребята делят окружность «на глаз»

,

прокалывая картон

через равные промежутки

(

чем меньше расстояние между

проколами

,

тем ажурнее и интереснее получается

работа

).

Важно

,

чтобы точек было четное количество

.

Сделать проколы в полученных точках.

Вдеть нить в иглу.

Заполнить окружность по схеме.

Упражнение для глаз

.

Прошивание окружности хордами разной длины

.

Учитель

.

Одну и ту окружность можно прошить стежками разной

длины

.

Чем длиннее стежок

,

тем более заполненной получается

окружность

.

Сейчас вы вместе с соседом по парте разметите два одинаковых

круга

.

Заполнять их будете разными хордами

.

Дети различают один круг по первому способу

,

второй – по

второму

.

Учитель

.

У первого круга иголку с ниткой из точки

1

будете

вкалывать по лицевой стороне в точку

4,

то есть через две

дырочки

(

стежок

1

4)

и так далее

.

У второго круга стежок будет

1

7,

то есть будете прокалывать

через шесть дырочек

.

Как изменился рисунок заполнения в зависимости от длины

хорды или нашего стежка при остальных одинаковых условиях

?

Дети

.

Чем длиннее хорда

,

тем меньше незаполненное отверстие

в середине круга

.

Учитель

.

А если хорда равна диаметру

?

Дети

.

Тогда внутри круга не будет пустого

,

незаполненного места

.

Окружности

,

так же как и углы

,

можно прошивать нитками одного

цвета

,

а можно его менять

.

Для составления композиции недостаточно только углов и

окружностей

,

поэтому нужно научиться прошивать другие

фигуры

,

которые наиболее часто встречаются в работе

.

Овалы

,

спирали

,

завитки и дуги прошиваются по тем же

правилам

,

что и окружности

.

4.

Закрепление изученного материала

.

Практическая работа №

26

Перед началом практической работы напомнить учащимся

правила техники безопасности

.

Вариант

1.

Голова кошки прошивается как окружность

.

Длина

стежка указана на схеме линией

.

Усы прошиваются стежками

.

Все

остальные элементы – как углы

.

После прошивания вырезаем из

цветной бумаги глаза кошки и наклеиваем прямо на нитки

.

Можно

глаза вырезать из белой бумаги и затем подрисовать

фломастерами

.

Рис

. 3

Вариант

2.

Уши и нижняя часть хвоста прошиваются как углы

.

Все

остальные элементы – туловище

,

голова

,

кончик хвоста –

прошиваются как окружность

.

Попробуйте выполнить кошку с

переходом цвета ниток

:

первые

2-3

стежка на ушках сделайте

белыми нитками

,

а закончите черными

.

При прошивании

туловища стежки в том месте

,

где оно соединяется с

головой

,

сделайте белыми нитками

,

все остальное прошейте

черными

.

Получится черная кошка с белой грудкой

.

Рис

. 4

Целевой обход учителя

.

Обходя рабочие места учащихся

,

учитель контролирует

правильность выполнения приемов

,

соблюдение техники

безопасности

.

5.

Анализ и оценка урока

.

Учитель анализирует урок

,

отмечает типичные

ошибки

,

определяет пути их исправления

,

выставляет оценки

учащимся за урок

.

VI.

Итог урока

.

Учитель

.

Посмотрите на свои работы и скажите

,

какую из них вы

считаете самой красивой

.

Чем занимались сегодня

?

Дети

.

Продолжили вышивать нитками по картону

Учитель

.

В чем отличие сегодняшней работы от прошлой

?

Дети

.

На прошлом занятии заполняли углы

,

а сегодня заполняли

круг вышитыми стежками

,

так как изонить – особым образом

выполненная вышивка по картону

.

Очень интересно

наблюдать

,

как появляется ажурное изображение углов

.

Учитель

.

Чем выполняется изонить

?

Дети

.

Цветными толстыми нитками – ирисом

,

швейными

нитками

,

мулине

.

Учитель просит повторить план разметки круга

.

Учитель

.

Как выбирается длина хорды при заполнении круга

?

Дети

.

В зависимости от того

,

как надо заполнить круг

,

выбирается

длина хорды

,

которая соответствует размеру лицевого стежка

.

Домашнее задание

:

Доделать практическую работу



В раздел образования