Напоминание

Эффективные практики педагогического общения педагога и обучающегося


Автор: Хроликова Ольга Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Новоуральская школа №2"
Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Эффективные практики педагогического общения педагога и обучающегося
Раздел: начальное образование





Назад




Стили педагогического общения. Эффективные практики коммуникации

педагога и обучающегося в образовательном процессе в условиях реализации

новой программы воспитания.

На сегодняшний день в основе обучения лежит воспитание. А в основе

воспитания обучающихся в первую очередь отводится место общению

(коммуникациям).

Именно через общение учитель организует обучение,

поведение и деятельность учеников.

Найти общий язык с учениками — первоочередная задача любого

учителя. Но сегодня

роль учителя в жизни ученика

изменилась. Ученики

черпают знания о внешнем мире из игрового мира и интернета, а учитель

перестает

быть

единственным

источником

информации.

Построение

доверительных отношений может стать базой для плодотворного учебного

процесса, который будет комфортен как для учителя, так и для учеников.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит

организация продуктивного общения. Важную роль здесь играет его стиль.

Стиль

общения

это

индивидуально-типологические

особенности

взаимодействия педагога и

ученика.

Условно можно выделить три стиля

педагогического общения: авторитарный, либеральный (попустительский),

демократический (сотрудничество).

У учителей авторитарного стиля общения наблюдается характерная

тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Она выражается

в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к повышенному

тону, делает резкие замечания. Авторитарный учитель не только определяет

общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания. Такой стиль

руководства говорит о твердой воле учителя.

Либеральный

стиль

общения.

По сути дела этот стиль является самоустранением учителя из учебного

процесса, учитель снимает с себя ответственность за происходящее в классе.

Педагог не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет

инициативы в организации тех или иных мероприятий. Этот стиль хотя и не

перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для

развития личности.

И третий стиль педагогического общения – демократический. Данный

стиль предполагает, что учитель опирается на ученический коллектив,

поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят. Основными способами

взаимодействия являются просьба, совет, информация. Ученик рассматривается

как

равноправный партнер в общении. Демократический стиль наиболее

плодотворен. В нем требовательность гармонично сочетается с доверием, и нет

преобладания одного над другим.

Как стать для школьников другом, но не допустить панибратства?

Многие

психологи

рекомендуют

педагогам

использовать

некоторые

психологические

приемы

достижения

расположения

обучающихся.

Эмоциональный контакт с ребятами очень важен. Если ученик доверяет вашей

компетентности,

доброжелательности,

порядочности,

значит,

он

легко

воспримет

вашу

позицию.

К их числу способов такого воздействия относятся:

1. Прием «Имя собственное». При взаимодействии с тем или иным учащимся

не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени

вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это

необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе

учащихся «заранее», а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося

выполнить то или иное задание.

2. Прием «Зеркало отношений». Лицо — это «зеркало отношений», и люди с

доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе

участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что

педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.

3. Прием «Золотые слова» — слова, содержащие небольшое преувеличение

положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент —

комплимент на фоне антикомплимента себе.

4. Прием «Терпеливый слушатель» — всегда при общении с учащимся педагог

должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.

5.

Прием «Личная жизнь».

При общении с учащимися интересуйтесь их

внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в

интересах воспитания и обучения.

6. «Я-высказывание». И это лучший из придуманных воспитательных приемов.

Например, использование в речи «Я–высказываний» делает общение более

непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого

человека.

7. Кроме того, очень важно принимать детей такими, какие они есть. То есть

не сравнивать

с другими

учениками,

а говорить

с ними

только

об их собственных успехах и неудачах. Это помогает детям раскрыться, сделать

отношения учителя и ученика теплее и доверительнее.

8. Также стоит уделять отдельное внимание использованию современных

образовательных

технологий.

Использование

современных

технологий

поможет повысить авторитет учителя в глазах учеников.

9. Один из самых верных способов установить доверительный контакт — это

уделять время внеклассным активностям: ходить в галереи, организовывать

чаепития, проводить творческие вечера и заниматься другими знакомыми всем

учителям делами.

Таким образом, можно подвести итог. Учитель должен быть другом для

ученика при любых обстоятельствах. Он должен быть для детей не только

педагогом, но и партнёром. Ведь доверие появляется тогда, когда ребенок

не боится

приходить

в школу

и чувствует

себя

рядом

с классным

руководителем защищённым. Так формируется авторитет учителя. Отношения

должны строиться на добром отношении, взаимопонимании, доверии и любви.

В целом, для выстраивания хороших отношений между учителем и

учеником требуется время и усилия – причем с обеих сторон. Они того стоят:

ведь крепкие отношения могу творить чудеса в обучении и воспитании.



В раздел образования