Автор: Хроликова Ольга Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "Новоуральская школа №2"
Населённый пункт: город Новоуральск, Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Эффективные практики педагогического общения педагога и обучающегося
Раздел: начальное образование
Стили педагогического общения. Эффективные практики коммуникации
педагога и обучающегося в образовательном процессе в условиях реализации
новой программы воспитания.
На сегодняшний день в основе обучения лежит воспитание. А в основе
воспитания обучающихся в первую очередь отводится место общению
(коммуникациям).
Именно через общение учитель организует обучение,
поведение и деятельность учеников.
Найти общий язык с учениками — первоочередная задача любого
учителя. Но сегодня
роль учителя в жизни ученика
изменилась. Ученики
черпают знания о внешнем мире из игрового мира и интернета, а учитель
перестает
быть
единственным
источником
информации.
Построение
доверительных отношений может стать базой для плодотворного учебного
процесса, который будет комфортен как для учителя, так и для учеников.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит
организация продуктивного общения. Важную роль здесь играет его стиль.
Стиль
общения
—
это
индивидуально-типологические
особенности
взаимодействия педагога и
ученика.
Условно можно выделить три стиля
педагогического общения: авторитарный, либеральный (попустительский),
демократический (сотрудничество).
У учителей авторитарного стиля общения наблюдается характерная
тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Она выражается
в том, что учитель значительно чаще своих коллег прибегает к повышенному
тону, делает резкие замечания. Авторитарный учитель не только определяет
общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания. Такой стиль
руководства говорит о твердой воле учителя.
Либеральный
стиль
общения.
По сути дела этот стиль является самоустранением учителя из учебного
процесса, учитель снимает с себя ответственность за происходящее в классе.
Педагог не вмешивается в дела ребят без крайней необходимости, не проявляет
инициативы в организации тех или иных мероприятий. Этот стиль хотя и не
перегружает ребенка эмоционально, но не дает ему и позитивных условий для
развития личности.
И третий стиль педагогического общения – демократический. Данный
стиль предполагает, что учитель опирается на ученический коллектив,
поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят. Основными способами
взаимодействия являются просьба, совет, информация. Ученик рассматривается
как
равноправный партнер в общении. Демократический стиль наиболее
плодотворен. В нем требовательность гармонично сочетается с доверием, и нет
преобладания одного над другим.
Как стать для школьников другом, но не допустить панибратства?
Многие
психологи
рекомендуют
педагогам
использовать
некоторые
психологические
приемы
достижения
расположения
обучающихся.
Эмоциональный контакт с ребятами очень важен. Если ученик доверяет вашей
компетентности,
доброжелательности,
порядочности,
значит,
он
легко
воспримет
вашу
позицию.
К их числу способов такого воздействия относятся:
1. Прием «Имя собственное». При взаимодействии с тем или иным учащимся
не забывайте обращаться к нему по имени, так как звук собственного имени
вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это
необходимо делать не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе
учащихся «заранее», а не тогда, когда крайне необходимо уговорить учащегося
выполнить то или иное задание.
2. Прием «Зеркало отношений». Лицо — это «зеркало отношений», и люди с
доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе
участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что
педагог должен постоянно носить на своем лице улыбку.
3. Прием «Золотые слова» — слова, содержащие небольшое преувеличение
положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент —
комплимент на фоне антикомплимента себе.
4. Прием «Терпеливый слушатель» — всегда при общении с учащимся педагог
должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.
5.
Прием «Личная жизнь».
При общении с учащимися интересуйтесь их
внеучебными, их личными заботами и интересами и используйте эти знания в
интересах воспитания и обучения.
6. «Я-высказывание». И это лучший из придуманных воспитательных приемов.
Например, использование в речи «Я–высказываний» делает общение более
непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого
человека.
7. Кроме того, очень важно принимать детей такими, какие они есть. То есть
не сравнивать
с другими
учениками,
а говорить
с ними
только
об их собственных успехах и неудачах. Это помогает детям раскрыться, сделать
отношения учителя и ученика теплее и доверительнее.
8. Также стоит уделять отдельное внимание использованию современных
образовательных
технологий.
Использование
современных
технологий
поможет повысить авторитет учителя в глазах учеников.
9. Один из самых верных способов установить доверительный контакт — это
уделять время внеклассным активностям: ходить в галереи, организовывать
чаепития, проводить творческие вечера и заниматься другими знакомыми всем
учителям делами.
Таким образом, можно подвести итог. Учитель должен быть другом для
ученика при любых обстоятельствах. Он должен быть для детей не только
педагогом, но и партнёром. Ведь доверие появляется тогда, когда ребенок
не боится
приходить
в школу
и чувствует
себя
рядом
с классным
руководителем защищённым. Так формируется авторитет учителя. Отношения
должны строиться на добром отношении, взаимопонимании, доверии и любви.
В целом, для выстраивания хороших отношений между учителем и
учеником требуется время и усилия – причем с обеих сторон. Они того стоят:
ведь крепкие отношения могу творить чудеса в обучении и воспитании.