Напоминание

"Музыкальное воспитание дошкольников"


Автор: Майорова Елена Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 29 "Рябинушка" комбинированного вида
Населённый пункт: Город Инта, Республика Коми
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Музыкальное воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 29 «Рябинушка»

комбинированного вида

______________ Н.В. Ананьина

Приказ № 44 от «27» августа 2020г.

Рабочая программа

по музыкальному воспитанию

(

для детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп)

Направленность:

художественно-эстетическая

( срок реализации программы 4 года )

Составитель:

Майорова Елена Александровна,

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 29

«Рябинушка» комбинированного вида»

г. Инта

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников

представляет внутренний нормативный документ и является основанием для

оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду.

Цель: создание условий для развития предпосылок ценностно-смыслового

восприятия и понимания произведений музыкального искусства, реализация

самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

- формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

- формирование ценностных ориентаций средствами музыкального

искусства;

- обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны

и укрепления здоровья детей.

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими

нормативными документами:

*

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

*

Приказ

1155

от

17.10.2013

«Об

утверждении

федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

*

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных

организациях»;

* Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля

1998 г. N 124-ФЗ);

*

Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка

организации и осуществления образовательной деятельности по основным

общеобразовательным

программам

-

образовательным

программам

дошкольного образования».

Рабочая программа по

музыкальному воспитанию и развитию

дошкольников составлена на основе Программы «От рождения до школы»,

Н.Е. Веракса (Москва, «Мозаика-синтез, 2019), парциальных программ:

«Гармония», К. В. Тарасова (Центр Гармония, 2000); «Ладушки», И. М.

Каплунова

(Санкт-Петербург,

2015).

Для

реализации

национально

регионального

компонента

использовалась программа «Парма»

под

редакцией С. С. Белых, С.Н. Штекляйн, Н.Б. Потолициной. (ООО «Анбур»,

2010г.);

Рабочая программа отвечает требованиям Государственного стандарта и

возрастным

особенностям

детей.

Программа

разработана

с

учетом

дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических

особенностей дошкольников и включает в себя следующие разделы:

- восприятие;

- пение;

- игра на детских музыкальных инструментах.

Рабочая программа состоит из 3 разделов, рассчитана на 4 года обучения:

1 год – младшая группа с 3 до 4 лет;

2 год – средняя группа с 4 до 5 лет;

3 год – старшая группа с 5 до 6 лет;

4 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет.

Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во

всех

видах

музыкальной

деятельности.

Музыкальный

репертуар,

сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из

различных программных сборников,

является вариативным компонентом

программы и

может изменяться, дополняться,

в связи с календарными

событиями

и

планом

реализации

коллективных

и

индивидуально

ориентированных

мероприятий,

обеспечивающих

удовлетворение

образовательных потребностей разных категорий детей.

Возрастные особенности детей

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

В

младшем

дошкольном

возрасте

дети

проявляют

эмоциональную

отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся

понимать

содержание

музыкального

произведения.

У

них

начинает

накапливаться,

хотя

и

небольшой,

музыкально-слушательский

опыт,

закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе

музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные

способности

(ладовое

чувство,

чувство

ритма),

продолжается

развитие

музыкально-сенсорных способностей: (дети различают контрастные звуки по

высоте,

динамике,

тембру,

длительности).

Накапливается

опыт

исполнительской деятельности ( дети постепенно овладевают навыками

исполнительства в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах), растет

и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с удовольствием

участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности ( в

самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

На пятом году жизни расширяются представления детей о музыке, как

искусстве. Они начинают понимать, что музыка может о чем-то рассказать. С

удовольствием слушают классическую музыку, народные песенные и плясовые

мелодии, современные детские песни. У них развивается музыкальная память,

дети

начинают

запоминатьи

узнавать

знакомые

музыкальные

произведения.Словарный запас у детей пока не велик, но они способны не

только внешне эмоционально реагировать на музыку, но и вербально давать

оценку ее звучанию,используя такие определения, как например, музыка

«веселая», «грустная», «тихая», «смешная» и др. Продолжается развитие

музыкально-сенсорных способностей, расширяются их певческие возможности:

увеличивается

диапазон

(ре-си

первой

октавы),

более

организованным

становится дыхание. У детей начинают развиваться творческие способности во

всех видах музыкальной деятельности, растет интерес к игре на дестких

музыкальных инструментах.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

У

детей

шестого

года

жизни

восприятие

музыки

носит

более

целенаправленный характер. Они способны не только заинтересованно слушать

музыку,

но

и

самостоятельно

оценивать

ее.

Музыкальная

культура

дошкольников формируется на основе знакомства с композиторами, с

вокальной

и

инструментальной

музыкой.

Дети

различают

простейшие

музыкальные жанры (песня, марш, танец), выделяют отдельные средства

музыкальной выразительности

(мелодия,ритмический рисунок,

динамика,

темп , регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального

произведения. Интенсивно развиваются музыкальные способности: ладовое

чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. У большинства

детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр.

За счет укрепления и развития голосовых связок и всего

голосовогои

дыхательного аппарата, расширения певческого диапазона (ре первой октавы –

до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции, дети

чувствуют себя в певческой деятельности более уверенно. По-прежнему

сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах (дети

играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре)

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

К концу пребывания в детском саду у дошкольников накапливается

достаточно большой запас музыкальных впечатлений и элементарных знаний о

музыке. Они различают музыкальные произведения разных жанров, стилей,

узнают и называют знакомые произведения отечественных и зарубежных

композиторов-классиков. Интерес к восприятию музыки становится достаточно

устойчивым.

Они

способны

сравнивать

музыкальные

произведения

и

анализировать их. В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое

чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных

(способности к исполнительским видам деятельности – певческой, игре на

инструментах,

творческой)

музыкальных

способностей.

Развиваются

и

совершенствуются

музыкально-сенсорные

способности.

Совершенствуется

голосовой и дыхательный аппарат. В связи с этим расширяются певческие

возможности детей. Певческий диапазон расширяется в пределах до первой

октавы – ре , ре-диез второй октавы. Исполнение песен приобретает большую

выразительность,

напевность.

В

игре

на

музыкальных

инструментах

продолжается

совершенствование

навыков

и

приемов

исполнения.

Расширяются знания и представления детей о различных группах инструментов

оркестра. Активно развиваются музыкально-творческие способности детей,

проявляющиеся во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии

музыки, благодаря более развитому воображению и накоплению музыкальных

и

жизненных

впечатлений;

дети

способны

творчески

воспринимать

программную музыку, по своему ее интерпретировать с помощью рисунков,

выразительных жестов, мимики, движений. Творчество проявляется и в игре на

музыкальных инструментах. Дети музицируют и самостоятельно, и в условиях

специальных творческих заданий, сочиняя свой ритм, свою мелодическую

интонацию.

Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную

и нерегламентированную формы обучения:

- различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические;

- самостоятельная досуговая деятельность (

нерегламентированная

деятельность)

Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить

рациональное

сочетание

и

смену

видов

музыкальной

деятельности,

предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном

занятии.

Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными

участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения

программного материала осуществляется внешним контролем со стороны

педагога-музыканта и нормативным способом.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с требованиями

СанПина.

Группа

Возраст

Длительность занятия

(минут)

Младшая

с 3 до 4 лет

15

Средняя

с 4 до 5 лет

20

Старшая

с 5 до 6 лет

25

Подготовительная к

школе

с 6 до 7 лет

30

Результатом

реализации

рабочей

программы

по

музыкальному

воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность

эмоциональной отзывчивости на музыку; умение передавать выразительные

музыкальные образы; воспринимать и передавать в пении, движении основные

средства выразительности музыкальных произведений; умение передавать

игровые образы, используя песенные, импровизации; проявление активности,

самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Эти навыки способствуют развитию предпосылок:

-

ценностно

смыслового

восприятия

и

понимания

произведений

музыкального искусства;

- становления эстетического отношения к окружающему миру;

- формированию элементарных представлений о видах музыкального

искусства;

- реализации самостоятельной творческой деятельности.

Эти

результаты

соответствуют

целевым

ориентирам

возможных

достижений

ребенка

в

образовательной

области

«

Художественно

эстетическое

развитие»,

направлении

«

Музыка»

(Федеральный

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ

№ 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)

В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей

дошкольного возраста:

- предметно – пространственная развивающая образовательная среда

(оборудованный музыкальный зал);

- условия для взаимодействия со взрослыми;

- условия для взаимодействия с другими детьми.

Модель взаимодействия музыкального

воспитательно-образовательного процесса.

1.

Взаимодействие с родителями (законными представителями).

2.

Взаимодействие с ПДО по хореографии.

3.

Взаимодействие с инструктором по физической культуре.

4.

Взаимодействие с ПДО по изобразительной деятельности.

5.

Взаимодействие с воспитателями и персоналом всех возрастных групп.

6.

Взаимодействие с МУК «Центр Народного Художественного Творчества

«Дворец Культуры и Техники».

I. Вариативный тематический план по видам музыкальной деятельности

Восприятие

Ценностно-целевые ориентиры: развитие эмоциональной отзывчивости и эстетического восприятия различных

музыкальных жанров. Формирование основ музыкальной культуры.

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе

группа

1.Ребенок проявляет интерес к

прослушиванию музыкальных

произведений, понимает

характер музыки; определяет 1 и

2 –частную форму произведения.

2..Ребенок может рассказать о

чем поется в песне, владеет

речью.

3. Ребенок различает звуки по

высоте, реагирует на динамику

(громко-тихо);

музыкальные инструменты:

молоточек, погремушка, бубен,

барабан.

4. Ребенок овладевает

культурными способами

деятельности.

1. Ребенок проявляет интерес к

слушанию музыки,

2. Ребенок эмоционально

откликается на знакомые

мелодии, узнает их, различает

динамику, темп музыки, высоту

звуков.

3.Ребенок хорошо владеет устной

музыкальной речью.

4.Ребенок может контролировать

свои движения под музыку,

способен к волевым усилиям.

1. Ребенок хорошо владеет

музыкальной речью, знает

названия песен, музыкальных

произведений.

2. Ребенок ритмично двигается

под музыку; узнает произведения

по фрагменту.

3.Ребенок следует социальным

нормам и правилам в

музыкальных играх и

постановках, контролирует свои

движения и управляет ими.

1.Ребенок обладает навыками

воображения. Сформирован

музыкальный вкус, развита речь,

словарный запас.

2.Ребенок знает элементарные

музыкальные понятия, имена и

фамилии композиторов и

музыкантов.

3. Ребенок обладает основными

культурными способами

деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность

в музыкальных движениях, играх

и постановках.

Младшая группа. Восприятие.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1 неделя

1 занятие.

Организационное.

1 занятие.

Формировать представления детей о

языке музыки: регистр, динамика, темп.

( Косенко «Дождик»)

Осеннее развлечение

1 занятие.

Продолжать знакомить детей с

народными песнями различного

характера. (коми-плясовая)

2 занятие.

Формировать представления детей о

понятии – регистр. (высокий)

Л. Лядов «Зайчик»

2 занятие.

Продолжать формировать

представления детей о языке музыки.

( Калинников «Грустная песенка»)

2 занятие.

Продолжать знакомить детей с

народными песнями различного

характера. (коми-хороводная)

2 неделя

1 занятие.

Формировать представления детей о

понятии – регистр (низкий)

Е. Тиличеева «Медведь»

1 занятие.

Развивать умение различать оттенки

настроения в произведениях с

похожими названиями.

( Гречанинов «Котик заболел», «Котик

выздоровел»)

1 занятие.

Рассказать детям о композиторе

Свиридове Г.В.

Познакомить с колыбельным

жанром (ласковый, спокойный)

(Свиридов «Колыбельная песенка»)

Подготовка к новогодним праздникам

2 занятие.

Закреплять представления детей о

понятии – регистр (высокий, низкий)

Л. Лядов «Зайчик»

Е. Тиличеева «Медведь»

2 занятие.

Развивать умение определять характер

контрастных музыкальных

произведений; связывать с ними

соответствующую по настроению

картинку. (Гречанинов «Котик

заболел», «Котик выздоровел»)

2 занятие.

Продолжать знакомство с

колыбельным жанром

(С. Разаренов Колыбельная»)

1 занятие.

«Музыка изображает зверей, птиц».

Знакомство с музыкальными

элементами звукоподражания.

( А. Руббах «Воробей»)

1 занятие.

Развивать умение различать

выразительные средства в музыке:

грустно-весело, быстро-медленно.

(Чайковский «Осенняя песня» из

цикла «Времена года»)

1 занятие.

Развивать умение детей

согласовывать движения с

характером музыки.

(М. Журбин «Марш»)

Активное восприятие и

воспроизведение музыки

(праздничный вариант)

3 неделя

2 занятие.

«Музыка изображает зверей, птиц».

Знакомство с музыкальными

элементами звукоподражания.

( К. Сен-Санс «Куры и петухи» из

цикла «Карнавал животных»)

2занятие.

Продолжать развивать умение детей

различать выразительные средства в

музыке.

(Глинка «Детская полька»)

2занятие.

Продолжать развивать умение детей

согласовывать движения с

характером музыки

(Глинка «Детская полька»)

4 неделя

1 занятие.

«Музыка изображает зверей, птиц»

Продолжать знакомить детей с

музыкальными элементами

звукоподражания.

(М. Мусоргский «Балет

невылупившихся птенцов» их цикла

«Картинки с выставки» )

Подготовка к осеннему развлечению

1 занятие.

Дать детям представление о

различном характере народных

песен (плясовая)

(Р.н.п. «Пойду ль я, выйду ль я»

Новогодний утренник

2 занятие.

Продолжать знакомить детей с

музыкальными элементами

звукоподражания.(Римский-Корсаков

«Белка» из оперы «Сказка о царе

Салтане»)

2 занятие.

Дать детям представление о

различном характере народных

песен (хороводная)

(Р.н.п.«Ходила младешенька»)

январь

февраль

март

апрель

май

1 неделя

Каникулы

1 занятие.

Слушаем песни о зиме.

(Александров а «Уж ты,

зимушка-зима»)

Праздник, посвященный Дню

8 Марта.

1 занятие.

Развивать умение детей

инсценировать музыкальные

произведения, используя

образные движения.

(Чайковский «Подснежник»

( из цикла «Времена года»)

1занятие.

Развивать умение детей

сравнивать разные по

характеру произведения

одного жанра.

(Д. Кабалевский «Вальс»)

2 занятие.

Слушаем произведения о

зиме.

(Чайковский «Вальс снежных

хлопьев» из балета

«Щелкунчик»)

2 занятие.

Продолжать развивать умение

детей инсценировать

музыкальные произведения,

используя образные

движения.

(Чайковский «Подснежник»)

2 занятие.

М. Качурбина «Мишка с

куклой пляшут полечку»)

2 неделя

2 занятие.

Рассказать детям о

композиторе П.И.Чайковском.

Вызывать эмоциональный

отклик на произведение

печального, грустного

характера; развивать умение

высказаться о содержании

музыки.

(Чайковский «Болезнь куклы»

из «Детского альбома»)

1 занятие.

Развивать умение различать

2-х частную форму

музыкальных произведений ;

(программный репертуар)

1 занятие.

Рассказать о том,что музыка

передает черты характера

человека.

(Чайковский «Мама» )

1 занятие.

Развивать умение детей

распознавать в музыке жанр.

(Р. Шуман «Солдатский

марш»)

1 занятие.

Закреплять знания детей о 2-х

частной форме музыкального

произведения; учить

передавать характер музыки в

движении.

2 занятие.

Развивать умение различать

форму произведений (2-х

частную); выражать

впечатления в слове.

(программный репертуар)

2 занятие.

( Гречанинов

«Бабушкин вальс»)

2 занятие.

Продолжать развивать умение

распознавать в музыке жанр.

(Ю. Чичков «Марш»)

2 занятие.

Закреплять знания детей о 2-х

частной форме произведения;

учить передавать характер в

движении.

3 неделя

1 занятие.

Продолжать знакомить детей с

творчеством

П.И.Чайковского.

(«Новая кукла» из «Детского

альбома»)

1 занятие.

Узнавать знакомое

произведение.

Закреплять знания детей о 2-х

частной форме музыкального

произведения. (программный

репертуар)

1 занятие.

Воспитывать у детей

эмоциональную отзывчивость

на музыку задорного,

шутливого характера .

(Свиридов «Попрыгунья»)

1 занятие.

Развивать умение детей

сравнивать разные по

характеру произведения

одного жанра.

(Р. Шуман «Солдатский

марш»; П. Чайковский «Марш

деревянных солдатиков»)

1 занятие

.

Развивать музыкальную

память детей, используя

знакомые программные

произведения.

2 занятие.

(Чайковский «Марш

деревянных солдатиков» из

«Детского альбома»)

2 занятие.

Развивать музыкальную

память детей, используя

знакомые произведения.

(программный репертуар)

2 занятие.

Рахманинов «Итальянская

полька»

2 занятие.

Рассказать детям о барабане;

познакомить с его звучанием.

2 занятие.

Развивать музыкальную

память детей, используя

знакомые программные

произведения.

4 неделя

1 занятие.

Музыкальная викторина по

произведениям

П.И.Чайковского

Подготовка к 8 Марта

1 занятие.

Познакомить детей с

куплетной формой

музыкального произведения.

1 занятие.

Рассказать детям о бубне;

познакомить с его звучанием.

Музыкальная викторина

2 занятие.

Развивать умение узнавать

песню по вступлению,

различать изобразительные

моменты, средства

музыкальной выразительности

(темп, динамика)

2 занятие.

Продолжать знакомство с

куплетной формой

музыкального произведения.

2 занятие.

Закреплять знания детей о

звучании музыкальных

инструментов (барабан,

бубен, )

Средняя группа: восприятие

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1 неделя

1 занятие.

Организационное.

1 занятие.

Развивать умение детей замечать

выразительные средства

музыкального произведения (тихо-

громко, медленно-быстро)

(А. Гречанинов «Котик заболел»)

Осенний праздник

Праздник «С Днем рождения, детский

сад!»

2 занятие.

Формировать навыки культуры

слушания музыки.

(А. Гречанинов «Колыбельная»)

2 занятие.

(А. Гречанинов «Котик выздоровел»)

2 неделя

1 занятие:

Развивать умение детей чувствовать

характер музыки, высказывать свои

впечатления о прослушанном.

(А.Гречанинов «Мамины ласки»

1 занятие.

Развивать умение детей различать

настроение в музыке.

(Д. Васильев-Буглай, А. Плещеев

«Осенняя песенка»)

1 занятие.

Познакомить детей с

разновидностями песенного жанра

( коми народные).

1 занятие.

Рассказать детям о композиторе

С.Прокофьеве.

(С. Прокофьев. Симфоническая сказка

«Петя и Волк»

2 занятие:

С. Рахманинов «Итальянская полька»

2 занятие.

Продолжать развивать умение детей

различать настроение в музыке

(К. Дебюсси « Кукольный кэк-уок» из

сюиты «Детский уголок»)

2 занятие.

Рассказать детям о народных

инструментах (баян, гармошка),

познакомить с их звучанием.

2 занятие.

С. Прокофьев. Симфоническая сказка

«Петя и волк» (продолжение)

3 неделя

1 занятие.

Продолжать развивать умение детей

чувствовать характер музыки,

высказывать свои впечатления о

музыке.

(Р. Шуман «Смелый наездник»)

1 занятие.

Познакомить детей с разновидностями

песенного жанра ( песни

композиторов)

1 занятие.

Рассказать детям о народных

инструментах ( балалайка);

познакомить со звучанием

.

Подготовка к новогоднему утреннику

2 занятие.

Развивать у детей умение слышать

изобразительность музыки,

передающей движения разных

персонажей; двигаться под музыку,

передавая характер персонажей.

(Григ.«Бабочка»)

2 занятие.

Познакомить детей с разновидностями

песенного жанра ( русские народные

песни)

«Пойду ль я выйду ль я»

2 занятие.

Закреплять знания детей о звучании

народных инструментов.

4 неделя

1 занятие.

Продолжать развивать у детей

умение слышать изобразительность

музыки, передающей движения

разных персонажей; двигаться под

музыку, передавая характер

персонажей.

(Ю.Матвеев, А. Блок «Зайчик»)

Подготовка к осеннему празднику.

Подготовка ко Дню рождения

детского сада.

Новогодний утренник.

2 занятие.

( Ж. Ибер « Маленький белый ослик»

январь

февраль

март

апрель

май

1 неделя

Каникулы

1 занятие.

Музыкальная викторина по

теме: «Основные жанры в

музыке».

Утренник ко Дню 8 Марта.

1занятие.

Дать детям представление о

разновидности песенного

жанра – русском романсе.

( М. Глинка «Жаворонок»)

1 занятие.

Закреплять знания детей о 3-х

частной форме музыкального

произведения.

2 занятие.

Развивать умение детей

различать и определять

словесно разные настроения в

музыке: ласково, весело,

грустно, печально и т.д.

(П. Чайковский, А. Майков

«Колыбельная песня»)

2 занятие.

Закреплять представление

детей о русском романсе.

2 занятие.

Развивать умение детей

оркестровать пьесы, выбирая

тембры инструментов.

(детский оркестр)

2 неделя

Каникулы

1 занятие.

П. Чайковский «Новая кукла»

1 занятие.

Продолжать знакомить детей

с творчеством

П.И.Чайковского.

(«Мама»)

1 занятие.

Слушаем современный

детский репертуар.

(Б.Савельев, М. Пляцковский

«Если добрый ты» из м/ф

«День рождения кота

Леопольда»)

1 занятие.

Развивать умение детей

оркестровать пьесы, выбирая

тембры инструментов.

(детский оркестр)

2 занятие.

Знакомить детей с основными

музыкальными жанрами

(марш, песня, марш)

(А. Шульгин «Марш»)

2 занятие.

П. Чайковский «Болезнь

куклы»

2 занятие.

Продолжать знакомить детей

с творчеством П.И.

Чайковского.

2 занятие.

В. Шаинский, Н. Носов

«Песенка про кузнечика»

2 занятие.

Продолжать развивать умение

детей оркестровать пьесы,

выбирая тембры

инструментов.

3 неделя

1 занятие.

Знакомить детей с основными

музыкальными жанрами.

( В. Шаинский, М.

Пляцковский «Улыбка»

1 занятие.

Познакомить детей с понятием

«инструментальная музыка»

(А. Вивальди «Времена года»,

«Зима»)

1 занятие.

Развивать умение детей

передавать в движении

разный характер музыки.

(Прокофьев «Марш»)

1 занятие.

Развивать умение детей

различать оттенки настроения

в музыкальных пьесах и

подбирать к ним

соответствующую картинку.

(Шульгин «Марш»)

1 занятие.

Закреплять умение детей

оркестровать музыку.

2занятие.

Знакомить детей с основными

музыкальными жанрами.

(П. Чайковский «Вальс

снежных хлопьев» из балета

«Щелкунчик»

2 занятие.

Познакомить детей с понятием

«вокальная музыка»

2 занятие.

(Гречанинов «Мамины

ласки»)

2 занятие.

(Гречанинов «Колыбельная»)

2 занятие.

Закреплять умение детей

оркестровать музыку.

4 неделя

1 занятие.

Знакомить детей с основными

музыкальными жанрами.

(Л. Боккерини «Менуэт»)

Подготовка к 8 Марта

Театральная неделя

1 занятие.

Познакомить детей с 3-х

частной формой

музыкального произведения;

развивать умение выделять

части в связи со сменой

настроения.

(Чайковский «Марш

деревянных солдатиков»)

1 занятие.

Играем в оркестре.

2 занятие.

Закреплять знания детей по

теме: «Основные

музыкальные жанры»

2 занятие.

(А. Гречанинов «Моя

лошадка»)

2 занятие.

Играем в оркестре.

Старшая группа: восприятие

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1 неделя

1 занятие.

Организационное.

1 занятие.

Развивать умение детей передавать в

движении характер музыки; находить

тембры музыкальных инструментов,

соответствующие характеру звучания

музыки.

(Шостакович .«Марш»)

Осенний праздник

Праздник «С Днем рождения, детский

сад!»

2 занятие.

Развивать умение детей различать

характер музыкальных произведений

одинаковых по названию.

(Л. Дакен. «Кукушка»

Ф. Куперен. «Кукушка»)

2 занятие.

Развивать умение детей передавать в

движении характер музыки.

(Д. Львов-Компанейц, З. Петрова

«Полька»)

2 неделя

1 занятие.

Развивать умение детей различать

оттенки радостного настроения.

(Р. Шуман.«Веселый крестьянин»)

1 занятие.

Познакомить детей с инструментами

русского народного оркестра, с их

звучанием, со звучанием оркестра, как

единого целого.

(Р.н.п. «Как у наших у ворот»)

1 занятие.

Развивать умение детей различать

характер музыки и средства

музыкальной выразительности.

(И.С. Бах.«Шутка»)

1 занятие.

Развивать музыкальное восприятие,

способность эмоциональной

отзывчивости намузыку.

(В. .Шаинского, А. Внукова

«Снежинки»)

2 занятие.

Развивать умение детей различать

оттенки грустного настроения.

(Н. Сидельников. «Осеннее

настроение»)

2 занятие.

Продолжать знакомить детей с

инструментами русского народного

оркестра, с его звучанием.

(Фантазия на тему рус. нар. песни

«Ходила младешенька»)

2 занятие.

(С. Майкапар «Мотылек»)

2 занятие.

Слушаем произведения о зиме.

(А. Вивальди.«Зима» из цикла

«Времена года»)

3 неделя

1 занятие.

Развивать умение детей различать

средства выразительности, создающие

образ.

(Г. Свиридов .«Парень с гармошкой»)

1 занятие.

Познакомить детей с коми

инструментами. (презентация)

1 занятие.

Развивать умение детей определять

черты жанра «Марш»

(П. Чайковский.«Марш» из балета

«Щелкунчик»).

Подготовка к новогоднему утреннику

2 занятие.

(С. Франк «Жалоба куклы»)

2 занятие.

Продолжать знакомство с коми

инструментами.

2 занятие.

(С. Прокофьев. «Марш» из оперы

«Любовь к трем апельсинам»)

4 неделя

1 занятие.

Развивать умение детей сравнивать

контрастные произведения близкие по

названиям.

(П. Чайковский.«Новая кукла»,

«Болезнь куклы»)

Подготовка к осеннему празднику.

Подготовка к празднику «С Днем

рождения, детский сад!

Новогодний утренник

2 занятие.

Развивать умение детей сравнивать

произведения близкие по названиям.

(П. Чайковский «Марш деревянных

солдатиков»;

В. Гаврилин «Шествие солдатиков»)

январь

февраль

март

апрель

май

1 неделя

каникулы

1 занятие.

Развивать умение детей

различать черты

танцевальности.

(И. Штраус «Трик-Трак»

(полька-галоп)

Утренник, посвященный 8

Марта.

1 занятие.

Развивать умение детей

сравнивать пьесы, передающие

разные настроения.

(С.Слонимский. «Ябедник»,

Д.Тюрк. «Добродушный»)

Праздничный концерт ко Дню

Победы.

2 занятие.

Развивать умение детей

различать черты

танцевальности.

(П. Чайковский «Вальс фа

диез минор)

2 занятие.

Закреплять представление

детей о контрастных пьесах.

2 неделя

1 занятие.

Расширять представление

детей о чувствах человека,

выраженных в музыке.

(Л.Бетховен.«Сурок»)

1 занятие.

Расширять представление

детей об оттенках настроений,

выраженных в музыке.

(В.Гаврилин. «Мальчик

гуляет, мальчик зевает»)

1 занятие.

Познакомить детей с ладами

«мажор», «минор».

(Е..Поплянова, Н. Пикулева

«Песенка про двух утят»)

1 занятие.

Формировать представление

об изобразительных

возможностях музыки.

( П. Чайковский .«Баба Яга»)

2 занятие.

Рассказать о композиторе

Д.Д. Кабалевском; закреплять

знания детей об основных

музыкальных жанрах.

2 занятие.

Продолжать расширять

представление детей о

чувствах человека,

выраженных в музыке.

(Ф. Шуберт.«Шарманщик»)

2 занятие

Развивать умение детей

различать оттенки

настроений, выраженные в

музыке.

(Г. Свиридов «Упрямец»)

2 занятие.

Закреплять знания детей о

ладах музыки.

2 занятие.

Формировать представление

детей об изобразительных

возможностях музыки.

(С.Слонимский.

«Дюймовочка»)

3 неделя

1 занятие.

Формировать музыкальную

культуру на основе

знакомства с классической

музыкой.

(М. Глинка «Ноктюрн Ми

бемоль мажор»

1 занятие.

Знакомить детей с народными

календарными песнями.

(«А мы масленицу дожидаем»

1 занятие.

Обогащать представление

детей о разных чувствах,

выраженных в музыке.

(Э.Вила-Лобос. «Пусть мама

баюкает»)

1 занятие.

Развивать умение детей

различать музыкальные

средства выразительности.

(А.Холминов. «Капризный

воробей»)

1 занятие.

Развивать умение детей

различать оттенки

настроений, выраженных в

музыке.

(Д. Шостакович. «Веселая

сказка», «Грустная сказка»)

2 занятие

Ф. Шопен «Прелюдия ля

мажор, соч.28, №7)

2 занятие

Знакомить детей с народными

календарными песнями.

(«Прощай, Масленица»)

2 занятие.

Продолжать обогащать

представление детей о разных

чувствах, выраженных в

музыке.

(Э. Вила-Лобос «Пусть мама

баюкает)

2 занятие.

Развивать умение детей

различать музыкальные

средства выразительности.

(М. Глинка «Жаворонок»)

2 занятие.

Развивать умение детей

передавать характер музыки в

игре на инструменте.

4 неделя

1 занятие.

Развивать у детей творческое

воображение, умение

выразить в слове характер

музыки.

(Д. Россини «Кошачий дуэт»).

Подготовка к 8 Марта

Театральная неделя

Подготовка ко Дню Победы

1 занятие.

Развивать умение детей

передавать характер музыки в

игре на инструменте

2 занятие.

Развивать творческое

воображение, умение

выразить в слове характер

музыки.

(Н.Римский-

Корсаков.«Пляска птиц»)

2 занятие.

Развивать умение детей

передавать характер музыки в

игре на инструменте.

Подготовительная к школе группа: восприятие.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1

1занятие.

Организационное

1 занятие.

Познакомить детей с гимном родного

города.

неделя

Осенний праздник

Праздник «С Днем рождения, детский

сад!»

2 занятие.

Развивать умение детей сравнивать

произведения с одноименными

названиями. (А.Вивальди. «Осень» из

цикла «Времена года»; «Осень»,

Александров, сл. Пожаров

2 занятие.

Слушаем Гимн РФ

2 неделя

1 занятие.

Слушаем песни о России; знакомимся

с творчеством Ю Чичкова.

Ю. Чичков «Ромашковая Русь»

1 занятие.

Формировать представление детей о

музыкальном жанре – сюита.

(К.Сен-Санс. «Королевский марш

льва» из сюиты «Карнавал

животных»).

1 занятие.

Развивать музыкальное восприятие,

способность эмоциональной

отзывчивости на музыку.

(Э.Григ. «В пещере горного короля»)

1 занятие.

Формировать представление детей о

старинной музыке: менуэт

(Л. Боккерини «Менуэт»)

2 занятие.

Ю. Чичков «Наша хохлома»

2 занятие.

Формировать представление детей о

музыкальном жанре – сюита.

(К. Сен-Санс «Лебедь» из сюиты

«Карнавал животных»)

2 занятие.

Развивать умение детей определять

средства музыкальной

выразительности.

(Э. Григ «В пещере горного короля»

2 занятие.

Продолжать знакомство со старинной

музыкой: гавот

(Д. Шостакович.«Гавот из «Танцев

кукол»)

3 неделя

1 занятие.

Ю. Чичков

«Свирель да рожок»

1 занятие.

Развивать умение детей сравнивать

музыкальный язык различных

народов и стран.

(Рус.нар. хоровод «Лебедушка»)

1 занятие.

Развивать музыкальное восприятие,

способность эмоциональной

отзывчивости на музыку.

(М. Мусоргский «Избушка на курьих

ножках»)

Подготовка к Новому году

2 занятие.

Ю. Чичков

«Незабудковая гжель»

2 занятие.

Развивать умение детей сравнивать

музыкальный язык различных

народов и стран.

(Д. Мийо «Бразилейра» из сюиты

«Скарамуш»)

2 занятие.

Развивать умение детей определять

средства музыкальной

выразительности.

(М. Мусоргский «Избушка на курьих

ножках»

4

1 занятие.

Ю. Чичков «Палех»

Подготовка к празднику «С Днем

Новогодний праздник

неделя

Подготовка к осеннему празднику

рождения, детский сад!»

2 занятие.

Познакомить детей с мелодией

Государственного гимна РФ.

январь

февраль

март

апрель

май

1 неделя

Каникулы

1 занятие.

Рассказать детям о

симфоническом оркестре,

инструментах

симфонического оркестра.

Утренник ко Дню 8 Марта.

1 занятие.

Познакомить детей с жанром

серенады.

(В. Моцарт.«Маленькая

ночная серенада»).

Праздничный концерт ко

Дню Победы.

2 занятие.

Познакомить с персонажами

сказки и изображающими их

инструментами.

(С. Прокофьев. «Петя и волк»)

2 занятие.

(Э. Григ. «Ноктюрн»)

2 неделя

1 занятие.

Формировать представление

детей о том, что музыка может

рассказать о раздумьях и

грезах человека.

(П. Чайковский «Сладкая

греза»)

1 занятие.

Закрепить знание детей об

инструментах

симфонического оркестра.

1 занятие.

Познакомить детей со

звучанием органа.

(И. Бах.«Органная токката

ре-минор»)

1 занятие.

Познакомить детей со

звучанием арфы.

(А. Лядов.«Музыкальная

табакерка»)

1 занятие.

Продолжать обогащать

музыкальные впечатления

детей, вызывать яркий

эмоциональный отклик.

А. Марчелло «Адажио»

2 занятие.

Продолжать формировать

представление детей о том, что

музыка может рассказать о

раздумьях и грезах человека.

(П. Чайковский. «Сладкая

греза»)

2 занятие.

Развивать умение детей

оркестровать музыку,

подбирая тембры

музыкальных

инструментов.

2 занятие.

Продолжать знакомство с

органной музыкой.

2 занятие.

Музыкальная викторина.

2 занятие.

Слушаем коми народную

музыку.

3 неделя

1 занятие.

Формировать представление

детей о том, что музыка может

передавать мир чувств и

настроений человека.

(С. Прокофьев.«Раскаяние»)

1 занятие.

Формировать представление

детей о музыкальном жанре –

балет. Познакомить с

музыкой и сюжетом балета

«Щелкунчик» П.И.

Чайковского.

(«Марш»)

1 занятие.

Слушаем произведения о

весне.

(А. Вивальди. «Весна» из

цикла «Времена года»)

Подготовка к выпускному

празднику.

1 занятие.

Слушаем детские эстрадные

песни.

2 занятие.

«Музыка наших чувств»

(Г. Свиридов. «Ласковая

просьба»)

2 занятие.

Продолжать знакомство с

музыкой балета

«Щелкунчик»

(«Вальс цветов»)

2 занятие.

Слушаем произведения о

весне.

(С. Рахманинов «Весенние

воды»)

2 занятие.

Слушаем детские эстрадные

песни.

4 неделя

1 занятие.

Расширять представление

детей о том, что музыка может

звуками рисовать

музыкальные пейзажи.

(Э. Григ.«Утро» из сюиты

«Пер Гюнт»)

Подготовка к 8 Марта

Театральная неделя.

Праздник «До свидания,

детский сад!»

1занятие.

Развиваем музыкальную

память детей

«Угадай мелодию»

2 занятие.

Музыкальные пейзажи».

(М. Мусоргский.«Рассвет на

Москве-реке»)

2 занятие.

Развиваем музыкальную

память детей.

«Угадай мелодию»

II. Детское исполнительство.

2.1. Пение.

Ценностно-целевые ориентиры: развитие репродуктивных компонентов музыкального слуха; развитие предпосылок

ценностно-смыслового восприятия детской вокальной культуры.

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

- способствовать развитию

певческих навыков: петь без

напряжения в диапазоне ре(ми)

– ля (си);

- учить петь в одном темпе со

всеми;

- чисто, ясно произносить слова;

- передавать характер песни

(весело, протяжно, ласково,

напевно).

Целевые ориентиры (по ФГОС)

- проявляет интерес к песням,

эмоционально откликается на них.

- обучать выразительному пению;

- формировать умение петь

протяжно (РЕ – СИ

1

);

- развивать умение брать дыхание;

- способствовать стремлению петь

мелодию чисто, смягчать концы

фраз, четко произносить слова,

петь выразительно;

- учить петь с инструментальным

сопровождением и акапельно (с

помощью взрослого).

Целевые ориентиры( по ФГОС)

- ребенок откликается на музыку

разных песен, проявляет интерес к

пению.

- формировать умение петь

легкими звуком в диапазоне ре

1

до

2

; брать дыхание перед

началом песни, эмоционально

передавать характер мелодии;

- соблюдать динамику в пении

(умеренно, громко, тихо);

- развивать сольное пение с

аккомпанементом и без него;

- содействовать проявлению

самостоятельности и

творческому исполнению песен

разного характера;

- развивать музыкальный вкус

(создавать фонд любимых песен).

Целевые ориентиры (по ФГОС)

- ребенок обладает элементарными

музыкальными представлениями.

- совершенствовать певческий

голос и вокально-слуховую

координацию;

- закреплять практические навыки

выразительного исполнения

песен;

- учить брать дыхание и

удерживать его до конца фразы;

- чисто артикулировать;

- закреплять умение петь

самостоятельно, индивидуально

и коллективно, с

аккомпанементом и без него.

Целевые ориентиры ( по ФГОС)

- у ребенка складываются

предпосылки музыкальной

грамотности.

Младшая группа: пение.

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре(ми)-ля(си), в одном темпе со

всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно)

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

«Ладушки»

(русская народная песня)

«Петушок»

(русская народная песня,

обработка М. Красева)

«Бобик»

(Т. Попатенко, Н. Найденова)

«Осенняя песенка»

(А. Александров, Н. Френкель)

«Осенью»

(украинская народная мелодия,

обработка Н. Метлова, И. Плакида)

«Прокати, лошадка, нас»

(В. Агафонников, К. Козырева)

«Машина»

(Т. Попатенко, Н. Найденова)

«Игра с лошадкой»

(И. Кишко, В. Кукловская)

«Зима»

(В. Карасева, Н. Френкель)

«Елочка»

(М. Красев, З.Александрова)

«Наша елочка»

(М. Красев, М. Клокова)

«Хоровод «Елочка»

(Ф. Финкельштейн)

январь

февраль

март

апрель

Май

«Зима»

(В. Карасева,

Н. Френкель)

«Птичка»

(М. Раухвергер, А. Барто)

«Зима прошла»

(Н. Метлов, М. Клокова)

«Пирожки»

(А. Филиппенко,

Н. Кукловская)

«Маме песенку пою»

(Т. Попатенко,

Н. Найденова)

«Грустная песня котят»

( В.Герчик, С. Михалков)

«Машина»

(Т. Попатенко,

Н. Найденова)

«Цыплята»

(А. Филиппенко,

Т. Волгина)

«Артистка»

(Д. Кабалевский,

В. Викторов)

«Веселый музыкант»

(А. Филиппенко,

Т. Волгина)

«Маме песенку пою»

(Т. Попатенко,

Н. Найденова)

«Веселая песня котят»

( В.Герчик, С. Михалков)

«Гуси»

(русская народная песня,

обработка Метлова)

«Мы умеем чисто мыться»

(М. Иорданский,

О. Высотская)

Средняя группа: пение.

Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно, выразительно ( в пределах ре-си первой октавы),

передавая характер музыки, четко произносить слова, петь с инструментальным сопровождением и без него ( с

помощью музыкального руководителя); развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами

сентябрь

октябрь

ноябрь

Декабрь

«Песенка про кузнечика»

(В. Шаинкий, Н Носов)

«Танец осенних листочков»

(А. Филиппенко, Е. Макшанцева)

«Осень»

(И. Кишко, И. Плакида)

«Осень»

(И. Кишко, И. Плакида)

«Дождик»

(М. Красев, Н. Френкель

«Осень»

(Ю.Чичков, И. Мазнин)

«Снежинки»

(польская народная песня)

«Новогодняя хороводная»

(А. Островский, Ю. Леднев)

«Как на тоненький ледок»

(обр. Т. Попатенко)

«Новогодняя хороводная»

(А. Островский, Ю. Леднев)

«Шел веселый Дед Мороз»

(Н. Веросокина))

«Сею-вею, посеваю»

(русская календарная песня)

январь

февраль

март

апрель

май

«Уж я сяду на порог»

(колядка)

«Зимняя игра»

( А. Мовсесян)

«Как на тоненький ледок»

(обработка Т. Попатенко)

«Будем в армии служить»

«Богатырская»

«Кто мне песенку споет?

(Е.Ботяров, Р. Сеф)

«Паровоз»

(З. Компанейц,

О. Высотская))

«Кошка за мышкой»

(М. Иорданский, А. Босев)

«Лошадки»

(Ф. Лещинская,

Н. Кучинская))

«Дождик»

(М. Красев, Н. Френкель)

«Про водичку»

(В.Жубинская,

Н. Михайлова)

«Как на тоненький ледок»

( обработка Т. Попатенко)

«Веснянка»

(укр. нар. песня)

«Капель»

«Эстонская детская

песенка»

(обработка Т. Попатенко)

«На зеленом лугу»

(Русская народная песня)

Старшая группа: пение

Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы;

брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, отчетливо произносить слова, эмоционально

передавать характер мелодии; способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без

него; содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

«

К нам гости пришли

»

(

А. Александров, М. Ивсен)

«Огородная-хороводная»

(Б. Можжевелов, Н. Пассова)

«По грибы»

( В. Оловников, Н. Алтухов)

«По грибы»

( В. Оловников, Н. Алтухов)

«Песня осеннего дождя»

(Н. Сушева, В. Гудимов)

«Журавли»

(А. Лившиц, М. Познанская)

«Осень»

(В. Иванников, М. Грюнер)

«Елка, елка»

(Коми народная песня)

«Тихая песенка»

(Е. Жарковский, М. Лаписова)

«Если снег идет»

(В. Семенов, Л. Дымова)

«Снежная баба»

(И. Кишко, Ф. Голубничий)

«Снежная баба»

(И. Кишко, Ф. Голубничий)

«Новогодняя хороводная»

(С. Шайдар)

«Новогодний хоровод»

(Т. Попатенко)

«К нам приходит Новый год»

(В. Герчик, З. Петрова)

Январь

февраль

март

апрель

май

Сею, вею, снежок»

(музыка и слова

Гольцовой)

«А мы Масленицу

дожидаем»

(календарная)

«Песенка про папу»

(И. Рыбкина)

«Весенняя песенка»»

(А. Филиппенко, Г Бойко)

«Мы сложили песенку»

«Мы сложили песенку»

(Е. Алева)

«Лучше друга не найти»

«Березка»

(Е. Тиличеева,

«Моя семья»

( Макарова)

«Тяв-тяв»

(В. Герчик,

Ю. Разумовский)

«Неприятность эту мы

переживем»

( Савельев, Гытин)

«Дети любят рисовать»

(В.Шаинский,

Э. Успенский)

«Песенка про папу»

(И. Рыбкина)

(Е. Асеева)

«Лучше друга не найти»

П. Воронько)

«Кукушка»

(Эстонская нар. песня)

«Мир нужен всем»

( Мурадели, Богомазов)

«А я по лугу»

(русская народная песня, обр.

Агафонник

Подготовительная к школе группа: пение

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую культуру. Закреплять практические навыки выразительного

исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы; развивать умение брать дыхание и

удерживать его до конца фразы, петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и

без него.

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

«Здравствуй, Родина моя»

(Ю. Чичков, К. Ибряев)

«Собрались красны девицы»

(Коми народная песня)

«Улетают журавли»

(В. Кикто)

«Листопад»

(Т. Попатенко, Е. Авдиенко)

«Осень золотистая»

(В. Иванников, С. Вигдоров)

«Осень милая, шурши»

(М. Еремеева, С. Еремеев)

«Осень милая, шурши»

«Песенка крокодила Гены»

(В. Шаинский, А. Тимофеевский)

«Зимняя песенка»

(М. Красев, С. Вышеславцева)

«К нам приходит Новый год»

(В. Герчик, З. Петрова)

«К нам приходит Новый год»

(В. Герчик, З. Петрова)

«Под Новый год»

(Е. Зарицкая)

«Зимний праздник»

(М. Старокадомский))

январь

февраль

март

апрель

май

«С нами друг!»

(Струве, Соловьева)

«А мы Масленицу

дожидаем»

«Песенка про папу»

( В. Шаинский, М. Танич)

«Мамин праздник»

( Ю. Гурьев, С. Вигдоров)

«Это мамин день»

(Ю. Тугаринов)

«Пришла весна»

(З. Левина, Л. Некрасова)

«Мы теперь ученики»

(Г. Струве)

«Я хочу учиться»

(А. Долуханян,

«Праздник Победы»

(М. Парцхаладзе)

«Кто придумал песенку»

(Д. Лев-Компанейц)

(календарная)

«Песенка про папу»

( В. Шаинский, М. Танич)

«Это мамин день»

(Ю. Тугаринов)

«Мы хотим вам сказать»

(М. Еремеева, С. Еремеев)

З. Петрова)

«До свидания, детский

сад»

(Ю. Слонов, В. Малков)

«Летние цветы»

(Е. Тиличеева,

Л. Некрасова)

2.2. Игра на детских музыкальных инструментах

Ценностно-целевые ориентиры: развитие исполнительского творчества; реализация самостоятельной творческой

деятельности.

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе

группа

- знакомить детей с дудочкой,

бубном, барабаном,

колокольчиком, с их

звучанием;

- способствовать приобретению

элементарных навыков для

подыгрывания на детских

музыкальных инструментах.

- формировать умения

подыгрывать простейшие

мелодии на деревянных

ложках;

- четко передавать простейший

ритмический рисунок.

- знакомить с инструментами

шумового оркестра: коробочка,

трещетка,

- учить исполнять на

музыкальных инструментах

простейшие песенки

индивидуально и в ансамбле;

- развивать творчество детей;

- побуждать детей к активным

самостоятельным действиям.

- знакомить с музыкальными

произведениями в исполнении

различных инструментов и в

оркестровой обработке;

- учить играть на металлофоне,

ударных инструментах (русских

народных);

- исполнять музыкальные

произведения в оркестре,

ансамбле.

Младшая группа: игра на детских музыкальных инструментах

Знакомить детей с музыкальными инструментами: погремушкой, бубном, барабаном, дудочкой, колокольчиком, а

также их звучанием. Развивать умение подыгрывать на детских ударных инструментах.

сентябрь

Знакомство с шумовым инструментом: погремушка ( её разновидности, приемы игры)

Исполнение в оркестре простых ритмических рисунков.

октябрь

Знакомство с ударным инструментом: бубен (приемы игры на бубне)

Исполнение в ансамбле простых ритмических рисунков.

ноябрь

Знакомство с ударным инструментом: барабан ( виды барабана (деревянный, металлический), приемы игры)

декабрь

Знакомство с ударным, звенящим музыкальным инструментом: колокольчик (его разновидности, приемы

игры); музыкально-дидактическая игра «Чей колокольчик?»

январь

Музыкально-дидактические игры: «Угадай на чем играю»( погремушка, бубен, барабан, колокольчик);

«Музыкальный домик»)

февраль

Знакомство с игрушками-инструментами, создающими звук только одной высоты: свистулька, дудочка

( их применение при создании игровых ситуаций)

март

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальный магазин»

апрель

Творческие задания с использованием бубна, барабана ,колокольчика.

май

Исполнение в оркестре простых мелодий

Средняя группа: игра на детских музыкальных инструментах

Знакомить детей с музыкальными инструментами: металлофон, треугольник, деревянные ложки, инструменты

«шумового» и «народного» оркестра. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных

ложках, металлофоне; воспроизводить равномерный ритм, «ритм суммирования» и другие элементарные ритмы.

сентябрь

Знакомство с металлофоном, видами металлофонов, приемами игры.

Индивидуальная игра простых ритмических рисунков на одном звуке.

октябрь

Подбор мелодических ходов – нисходящей терции («зов кукушки»), восходящей кварты («сигнал трубы») и

др. на металлофоне ( индивидуальная игра)

ноябрь

Знакомство с музыкальным треугольником, приемами игры.

декабрь

Знакомство с инструментами шумового оркестра (коробочка, трещетка и ее разновидности, колотушка)

Оркестровое исполнение русских народных мелодий.

январь

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные загадки»

февраль

Знакомство с деревянными ложками и простейшими приемами игры на ложках. («ладошки», «качели»,

«тарелочки»)

март

Выступление ансамбля ложкарей на празднике 8 Марта

апрель

Знакомство с понятием «Оркестр»; с инструментами, входящими в состав оркестра русских народных

инструментов (балалайка, домра, баян, гусли и т.д.)

май

Музыкально-дидактическая игра « Найди картинку»; «Определи инструмент»

Старшая группа: игра на детских музыкальных инструментах

Развивать умение детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; развивать творческую

активность, воображение и фантазию в импровизации на детских музыкальных инструментах; формировать у детей

«установку на творчество»; побуждать к активным самостоятельным действиям.

сентябрь

Закрепить понятие «народный оркестр», «шумовой оркестр» ( инструменты, входящие в состав оркестра).

Оркестровое исполнение русских народных мелодий

октябрь

Познакомить с клавишными инструментами: фортепиано, клавесин. Индивидуальная игра на металлофоне

«Андрей-воробей», «Мы идем с флажками».

ноябрь

Закрепить простейшие приемы игры на ложках («ладошки», «качели», «тарелочки»), познакомить с новыми

приемами игры ( «лошадка», «шофер»)

декабрь

Исполнение в ансамбле ложкарей русских народных мелодий.

январь

Индивидуальная игра на металлофоне («Месяц май», «Смелый пилот»)

февраль

Познакомить детей с понятием «духовой оркестр»; с инструментами, входящими в его состав; с их

звучанием. Слушание произведений в исполнении духового оркестра

март

Исполнение в оркестре знакомых произведений, используя инструменты шумового оркестра.

апрель

Индивидуальная игра на металлофоне. Подбор по слуху знакомых попевок.

май

Повторение пройденного материала. Исполнение оркестром знакомых произведений.

Подготовительная к школе группа: игра на детских музыкальных инструментах

Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке;

формировать умение подбирать по слуху; закреплять навыки совместной игры в ансамбле, оркестре.

сентябрь

Знакомство с клавишными инструментами: рояль, орган. Индивидуальная работа на металлофоне «Андрей-

воробей», «Мы идем с флажками»

октябрь

Знакомство с симфоническим оркестром. Группа струнных смычковых инструментов. Игра в шумовом

оркестре русских народных мелодий.

ноябрь

Знакомство с инструментами ударной группы симфонического оркестра. Игра в ансамбле ложкарей русских

народных мелодий.

декабрь

Знакомство с инструментами, входящими в состав духовой деревянной группы симфонического оркестра.

Оркестровка знакомых мелодий.

январь

Знакомство с медными духовыми инструментами. Симфоническая сказка «Петя и волк» (С. Прокофьев)

февраль

Дидактическая игра «Музыкальный магазин». Индивидуальная игра на металлофоне (подбор по слуху)

март

Знакомство с новыми приемами игры на ложках. Исполнение русских народных мелодий в ансамбле

ложкарей.

апрель

Игра на металлофоне. Подбираем по слуху знакомые мелодии

май

Повторение пройденного материала.

Нерегламентированная музыкально-игровая деятельность (самостоятельная)

Младшая группа: нерегламентированная деятельность

Вокально-двигательные

разминки

Артикуляционная

гимнастика

Дыхательная гимнастика

Музыкально-дидактические

игры

сентябрь

«Птица и птенчики»

( Звуковысотный слух)

«Балтушка», «Ириска»,

«Маляр»

Собачка «нюхает» воздух

справа, слева

«Птица и птенчики»

(Звуковысотный слух)

октябрь

«Петушок» - чисто

интонировать мелодию

«Заборчик», «Ириска»,

«Шинкуем морковь»

Собачка «нюхает» воздух

вверху, внизу

«Большой и маленький

петушок» (звуковысотность)

«Тихие и громкие звоночки»

(динамика)

ноябрь

«На чем играю?»

( Тембровый слух)

«Заборчик», «Ириска»,

«Болтушка»

Собачка радуется, высунув язык

«Трубы и барабан»

«Мышка и Мишка» (регистры)

декабрь

«Кукла шагает, бегает»

(Ритмический рисунок)

«Заборчик», «Ириска»

«Обезьянки»

«Лев рычит»

«Солнышко и тучка» (грустно –

весело)

Угадай-ка: ударные

январь

«Ноги – ножки»

( Ритмический рисунок))

«Заборчик», «Ириска»

«Шинкуем морковь», «Змея»

Счет до 10 «от шепота до крика»

«Где мои детки»

(звуковысотность)

Птичка большая и маленькая

февраль

«Тихие и громкие звоночки»

(Динамический слух)

«Заборчик», «Ириска»

«Обезьянки», «Змея»

«Подуй на пальцы»

«Мышка

принюхивается», ,Картушина

«Качели» (октава)

«Курочка и цыплята»

(звуковысотность)

март

«Колпачки»

(Тембровый слух)

«Заборчик», «Болтушка»,

«Обезьянки»

.«Аромат цветов», Картушина

Оркестр – «угадай-ка»: бубен,

погремушка, колокольчик

апрель

«Ступеньки»

(Звуковысотный слух)

«Заборчик», «Болтушка»

«Змея», «Обезьянки»

«Ветер», Картушина

«Чей домик» (звуковысотность)

«Кто идет?» - ритм

май

«Угадай колокольчик»

(Звуковысотный слух)

«Болтушка», «Ириска»

«Обезьянки»

Знакомые упражнения

«Курица и цыплята»

«Солнышко и тучка»

«Мишка и Мышка»

Средняя группа: нерегламентированная деятельность (самостоятельная)

Вокально-двигательные

разминки

Артикуляционная

гимнастика

Дыхательная гимнастика

Музыкально-дидактические

игры

сентябрь

«Угадай на чем играю?»

(шумовые)

«Птицы и птенчики» (октава)

«Заборчик», «Маляр»

«Шинкуем морковь»

Собачка «нюхает» воздух

справа, слева

«Громко – тихо» (динамика)

«Угадай-ка» (шумовые)

«Кто как идет» (ритм)

октябрь

«Качели» (РЕ

1

– ДО

2

)

«Курица» (квинта)

«Заборчик», «Ириска»

«Шинкуем морковь»

Собачка «нюхает» воздух

вверху, внизу

«Птицы и птенчики» (октава)

«Качели» (РЕ

1

– ДО

2

)

«Курица и птенчики»

ноябрь

«Громко – тихо мы поем»

«Ритмическое эхо»

«Заборчик», «Ириска»,

«Маляр»

Собачка радуется, высунув язык

«Солнышко и тучка» (М, Т)

«Ритмическое эхо»

декабрь

«Веселые дудочки»

«Угадай-ка» (ударные,

звенящие)

«Заборчик», «Ириска»,

«Обезьянки»

«Лев рычит»

«Угадай-ка» (звенящие)

«Веселые дудочки»

январь

«Птица и Птенчики» (октава)

«Кто как идет?»

«Заборчик», «Ириска»,

«Обезьянки»

Счет «от шепота до крика» от 1

до 10

«Кто в домике живет?»

(регистры)

«Угадай-ка» (шумовые)

февраль

«Качели» (септима)

«Эхо» (секста)

«Заборчик», «Ириска»,

«Шинкуем морковь»,

«Обезьянки», «Змея»

«Воздушный шарик»

«Курочка» (квинта)

«Труба и барабан»

март

«Ритмическое эхо»

«Кто как идет?»

«Заборчик», «Ириска»

«Обезьянки», «Змея»

«Подуй на пальцы»

«Мышка

принюхивается», ,Картушина

«Громко – тихо»

«Качели» (септима)

«Угадай-ка» (звенящие)

апрель

«Угадай-ка» (все виды

инструментов)

«Качели» (септима)

«Заборчик», «Ириска»

«Змея», «Болтушка»

.«Аромат цветов», Картушина

Эхо (секста)

«Мышка и Мишка»

«Кто как идет»

май

«Эхо» (секста)

«Громко – тихо»

«Болтушка», Ириска»,

«Шинкуем морковь»,

«Обезьянки», «Змея»

«Ветер», Картушина

«Птицы и птенчики»

«Ритмическое эхо»

Старшая группа: нерегламентированная деятельность (самостоятельная)

Вокально-двигательные

разминки

Артикуляционная

гимнастика

Дыхательная гимнастика

Музыкально-дидактические

игры

сентябрь

«Тик – так»

«Золотые ворота»

«Болтушка», «Ириска»,

«Шинкуем морковь»

Собачка «нюхает» воздух

справа, слева

«Петушок, цыплята»

«Солнышко и тучка»

«Качели» (звуковысотность)

октябрь

«Смелый пилот»,

«Лестница», «Ах, качи»,

«Болтушка», «Ириска»,

«Веселые обезьянки»

Собачка «нюхает» воздух

вверху, внизу

«Солнышко и тучка»

«Песня, танец, марш»

«Петух, курица, цыплята»

ноябрь

«Белка», «Лестница»,

«Петушок»

«Заборчик», «Болтушка»,

«Футбол», «Змея»

Собачка радуется, высунув язык

«Песня, танец, марш»

«Качели» (ми

1

– соль

1

)

«Узнай песенку по ритму»

декабрь

«Колыбельная»,

«Гармошка», «Бубенцы»,

«Заборчик», «Болтушка»,

«Змея»

«Лев рычит»

«Солнышко и тучка» (М, Т)

«Песня, танец, марш» (жанр)

«Узнай песню по ритму»

январь

«Бубенцы»,

«Зазвенел колокольчик»,

«Лестница»

«Шинкуем морковь»,

«Веселые обезьянки»,

«Футбол»

Счет «от шепота до крика» от 1

до 10

«Солнышко и тучка»

«Выбери инструмент»

«Узнай песню по ритму»

февраль

«Лебедушка»,

«Ходит зайка»,

«Ириска», «Змея»,

«Болтушка»

«Воздушный шарик»

«Три поросенка»

(звуковысотность)

«Угадай-ка»

«Ритмическое эхо»

март

«Кот и рыбка»,

«Лестница»

«Маляр», «Веселые обезьянки»,

«Змея»

«Подуй на пальцы»

«Мышка

принюхивается», ,Картушина

«Лесенка»

«Кто поет?»

«Карусель» (звуковысотность)

апрель

«Сел комарик на кусточек»,

«Пастушок», с.

«Заборчик», «Ириска»,

«Футбол»

.«Аромат цветов», Картушина

«Песня, танец, марш»

«Колокольчик» (большой и

маленький)

май

«Барабанщик»,

«Лестница», «Сенокос»

«Болтушка», «Шинкуем

морковь», «Змея»

Знакомые упражнения

«Птица и птенчики»

(звуковысотность)

«Угадай-ка» (все виды

музыкальных инструментов)

Подготовительная к школе группа: нерегламентированная деятельность (самостоятельная деятельность)

Вокально-двигательные

разминки

Артикуляционная

гимнастика, точечный массаж

Дыхательная гимнастика

Музыкально-дидактические

игры

сентябрь

«Дождик», «Лестница»

«Болтушка», «Ириска»,

«Шинкуем морковь»

Собачка «нюхает» воздух

справа, слева

«Бубенчики»

«Угадай-ка» (звенящие)

«Ритмическое эхо»

октябрь

«Сорока», «Белка»

«Болтушка», «Ириска»,

«Веселые обезьянки»

Собачка «нюхает» воздух

вверху, внизу

«Музыкальная лестница»

«Солнышко – тучка»

«Угадай песню по 5 звукам»

ноябрь

«Два кота»,

«Цирковые собачки»

«Заборчик», «Болтушка»,

«Змея»

Собачка радуется, высунув язык

«Угадай на чем играю»

«Найди ноту»

«Ритмическое эхо»

декабрь

«Лепешки», «Считалка»

«Футбол», «Маляр», «Змея»

«Лев рычит»

«Бубенчики»

«Кто саамы внимательный»

январь

«Барабанщик», «Путаница»,

«Шинкуем морковь»,

«Веселые обезьянки»,

«Футбол»

Счет «от шепота до крика» от 1

до 10

«Песня, танец, марш»

«Подбери картинку по

настроению»

«Угадай-ка» (ударные)

февраль

«Бубенцы», «Лестница»,

«Ириска», «Змея», «Маляр»

«Подуй на пальцы»

«Мышка

принюхивается», ,Картушина

«Кого встретил колобок?»

«Лесенка – чудесенка»

«Кто как идет»

март

«Лебедушка»,

«Кот и рыбка»

«Болтушка»,

«Веселые обезьянки»,

«Ириска»

.«Аромат цветов», Картушина

.

«Веселый поезд»

«Громко-тихо»

«Угадай-ка» (звенящие)

апрель

«Василек», «Сенокос»

«Заборчик», «Ириска»,

«Футбол»

«Ветер», Картушина

«Музыкальный магазин»

«Ритмическое эхо»

«Лесенка»

май

«Цирковые собачки»,

«Сорока»

«Болтушка»,

«Шинкуем морковь»,

«Змея»

Знакомые упражнения

«Музыкальная лестница»

«Подбери картинку по

настроению»

Целевые ориентиры художественно – эстетического воспитания и развития

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе

группа

- слушать музыкальные

произведения до конца, узнавать

знакомые песни;

- различать звуки по высоте

(октава);

- замечать динамические

изменения (громко-тихо);

- петь не отставая друг от друга;

- выполнять танцевальные

движения в парах;

- двигаться под музыку с

предметом.

Целевые ориентиры по ФГОС

ДО:

- слушать музыкальное

произведение, чувствовать его

характер;

- узнавать песни, мелодии;

- различать звуки по высоте

(секста-септима);

- петь протяжно, четко

поизносить слова;

- выполнять движения в

соответствии с характером

музыки»

- инсценировать (вместе с

педагогом) песни, хороводы;

- играть на металлофоне

- различать жанры в музыке (песня,

танец, марш);

- звучание музыкальных

инструментов (фортепиано,

скрипка);

- узнавать произведения по

фрагменту;

- петь без напряжения, легким

звуком, отчетливо произносить

слова, петь с аккомпанементом;

- ритмично двигаться в

соответствии с характером музыки;

- самостоятельно менять движения в

соответствии с 3-х частной формой

произведения;

- узнавать гимн РФ;

- определять музыкальный жанр

произведения;

- различать части произведения;

- определять настроение, характер

музыкального произведения;

слышать в музыке изобразительные

моменты;

- воспроизводить и чисто петь

несложные песни в удобном

диапазоне;

- сохранять правильное положение

корпуса при пении (певческая

посадка);

- выразительно двигаться в

ребенок эмоционально

вовлечен в музыкально –

образовательный процесс,

проявляет любознательность.

Целевые ориентиры по ФГОС

ДО:

ребенок проявляет

любознательность, владеет

основными понятиями,

контролирует свои движения,

обладает основными

музыкальными

представлениями.

- самостоятельно инсценировать

содержание песен, хороводов,

действовать не подражая друг

другу;

- играть мелодии на металлофоне по

одному и в группе.

Целевые ориентиры по ФГОС

ДО

Ребенок знаком с музыкальными

произведениями, обладает

элементарными музыкально –

художественными

представлениями.

соответствии с характером музыки,

образа;

- передавать несложный ритмический

рисунок;

- выполнять танцевальные движения

качественно;

- инсценировать игровые песни;

- исполнять сольно и в оркестре

простые песни и мелодии.

Целевые ориентиры по ФГОС ДО

ребенок опирается на свои знания и

умения в различных видах

музыкально – художественной

деятельности.

Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса

Вид музыкальной

деятельности

Учебно-методический комплекс

1. Восприятие:

1. Тарасова К.В. Программа «Гармония». (2000г.)

2. Тарасова К.В. Комплект из 4 CD – дисков.

4. Портреты русских и зарубежных композиторов

5. Наглядно - иллюстративный материал:

- сюжетные картины;

- пейзажи (времена года);

- комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»).

6. Музыкальный центр

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

2. Пение: музыкально-слуховые

представления

1. «Птица и птенчики»

2. «Мишка и мышка»

3. «Чудесный мешочек»

4. «Курица и цыплята»

5. «Петушок большой и маленький»

6. «Угадай-ка»

7. «Кто как идет?»

1. Музыкальное лото «До, ре, ми»

2. «Лестница»

3. «Угадай колокольчик»

4. «Три поросенка»

5. «На чем играю?»

6. «Громкая и тихая музыка»

7. «Узнай, какой инструмент»

- ладовое чувство

1. «Колпачки»

2. «Солнышко и тучка»

3. «Грустно-весело»

1. «Грустно-весело»

2. «Выполни задание»

3. «Слушаем внимательно»

- чувство ритма

1. «Прогулка»

2. «Что делают дети»

3. «Зайцы»

1. «Ритмическое эхо»

2. «Наше путешествие

3. «Определи по ритму»

3. Игра на детских музыкальных

инструментах

Детские музыкальные инструменты:

1. Неозвученные музыкальные инструменты

- бесструнная балалайка

- трехступенчатая лестница

2. Ударные инструменты:

- бубны

- барабаны

- деревянные ложки

- трещотки

- треугольники

- набор инструментов шумового оркестра

- колокольчики

- металлофоны

- маракасы

- ксилофоны

3. Духовые инструменты:

- свистулька

- дудочки

- губная гармошка

- саксафон

- труба

- кларнет

- гобой

Литература

1.

Веракса Н.Е. Программа «От рождения до школы», (Москва,

«Мозаика-синтез, 2019)

2.

Тарасова К.В. Программа «Гармония» ((Центр Гармония, 2000);

3.

Каплунова И.М. Программа «Ладушки», (Санкт-Петербург,

2015).

4.

С. С. Белых, С.Н. Штекляйн, Н.Б. Потолициной. Программа

«Парма» (ООО «Анбур», 2010г.);

5.

Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А.

Ветлугиной. – М., 1989.

6.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.

7.

«Учите детей петь»: песни и упражнения для развития голоса у

детей 3 – 5 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1986.

8.

«Учите детей петь»: песни и упражнения для развития голоса у

детей 5 – 6 лет / сост. Т.Н. Орлова, С.И. Бекина. – М., 1987.

9.

Кононова

Н.Г.

Обучение

дошкольников

игре

на

детских

музыкальных инструментах. – М., 1990.

10. Абелян Л.М. Забавное сольфеджо: Учебное пособие для детей

дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 2005.

11. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников.

– М., 1982.

12.

Каплунова

И.М. «Этот удивительный мир» (Санкт-Петербург,

2019)

13.

Кацер

О.

В.

«Игровая

методика

обучения

детей

пению»

(«Музыкальная палитра», 2005)



В раздел образования