Автор: Посохова Татьяна Ивановна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ "Валуйская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Город Валуйки, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий учащихся на занятиях по физической культуре
Раздел: среднее образование
Формирование универсальных учебных действий
учащихся на занятиях по физической культуре
Посохова Т.И.,
учитель физической культуры
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная
школа-интрнат»
В последние годы проблема состояния здоровья детей школьного
возраста
приобрела
особую
актуальность.
С
каждым
годом
по
статистическим данным медицинских исследований идет снижение уровня
физической подготовленности, физического развития и ухудшение в целом
состояния здоровья детей и подростков.
Сегодня
универсальным
учебным
действиям
(УУД)
придается
огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося,
которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых
знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.
Требования
к
результатам
обучения
сформулированы
в
виде
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов,
освоивших
основную образовательную программу начального общего образования:
Личностные – включающие готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловые
установки
обучающихся,
отражающие
их
индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные
качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметные
–
включающие
освоенные
обучающимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметные
– включающие освоенный обучающимися
в ходе
изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной
области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также систему основополагающих элементов научного
знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Результатом использования УУД на уроках физической культуры,
повышение сформированности общеучебных умений и навыков, которые
дают
толчок
для
развития
самостоятельности
учащихся
в
учебной
деятельности и, тем самым, повышают качество знаний обучающихся по
предмету.
Характеристика универсальных учебных действий
по физической культуре:
- личностные;
-регулятивные;
-познавательные;
-коммуникативные.
Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре
являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и
использовать средства для достижения её цели;
-
умения
активно
включаться
в
коллективную
деятельность,
взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой
форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
Личностные результаты освоения учащимися содержания программы
по физической культуре:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах
уважения
и
доброжелательности,
взаимопомощи
и
сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-
проявлять
дисциплинированность,
трудолюбие
и
упорство
в
достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с
ними общий язык и общие интересы.
Регулятивные
действия
обеспечивают
возможность
управления
деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля,
коррекции своих действий, оценки успешности усвоения:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных
целей
с
учётом
конечного
результата;
составление
плана
и
последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения
знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план
и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем,
товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено
и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка
результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и
преодолению препятствий.
Познавательные
действия
включают:
общеучебные,
логические
учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение
рабочих задач с использованием общедоступных школе инструментов ИКТ и
источников информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости
от
цели;
извлечение
необходимой
информации
из
прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации; свободная
ориентация
и
восприятие
текстов
художественного,
научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная
оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в
модель,
где
выделены
существенные
характеристики
объекта
(пространственно-графическая или знаково-символическая);
-
преобразование
модели
с
целью
выявления
общих
законов,
определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-
выбор
оснований
и
критериев
для
сравнения,
сериации,
классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек
объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности
утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные
действия
обеспечивают
социальную
компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или
деятельности;
умение
слушать
и
вступать
в
диалог;
участвовать
в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников
и
строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его
действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии
с
задачами
и
условиями
коммуникации;
владение
монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных
средств коммуникации.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную
систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного
действия определяется его отношением с другими видами учебных действий
и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают
развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности,
познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе,
отношений к себе.
УУД
представляют
собой
целостную
систему,
в
которой
происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его
отношением с другими видами учебных действий и общей логикой
возрастного развития.