Напоминание

Формирование универсальных учебных действий учащихся на занятиях по физической культуре


Автор: Посохова Татьяна Ивановна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ "Валуйская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: Город Валуйки, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий учащихся на занятиях по физической культуре
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование универсальных учебных действий

учащихся на занятиях по физической культуре

Посохова Т.И.,

учитель физической культуры

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная

школа-интрнат»

В последние годы проблема состояния здоровья детей школьного

возраста

приобрела

особую

актуальность.

С

каждым

годом

по

статистическим данным медицинских исследований идет снижение уровня

физической подготовленности, физического развития и ухудшение в целом

состояния здоровья детей и подростков.

Сегодня

универсальным

учебным

действиям

(УУД)

придается

огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося,

которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых

знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Требования

к

результатам

обучения

сформулированы

в

виде

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов,

освоивших

основную образовательную программу начального общего образования:

Личностные – включающие готовность и способность обучающихся к

саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию,

ценностно-смысловые

установки

обучающихся,

отражающие

их

индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные

качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные

включающие

освоенные

обучающимися

универсальные

учебные

действия

(познавательные,

регулятивные

и

коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,

составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные

– включающие освоенный обучающимися

в ходе

изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной

области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и

применению, а также систему основополагающих элементов научного

знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Результатом использования УУД на уроках физической культуры,

повышение сформированности общеучебных умений и навыков, которые

дают

толчок

для

развития

самостоятельности

учащихся

в

учебной

деятельности и, тем самым, повышают качество знаний обучающихся по

предмету.

Характеристика универсальных учебных действий

по физической культуре:

- личностные;

-регулятивные;

-познавательные;

-коммуникативные.

Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре

являются:

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и

использовать средства для достижения её цели;

-

умения

активно

включаться

в

коллективную

деятельность,

взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой

форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми

людьми.

Личностные результаты освоения учащимися содержания программы

по физической культуре:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на

принципах

уважения

и

доброжелательности,

взаимопомощи

и

сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими

эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-

проявлять

дисциплинированность,

трудолюбие

и

упорство

в

достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с

ними общий язык и общие интересы.

Регулятивные

действия

обеспечивают

возможность

управления

деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля,

коррекции своих действий, оценки успешности усвоения:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных

целей

с

учётом

конечного

результата;

составление

плана

и

последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения

знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с

заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план

и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его

результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем,

товарищами;

- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено

и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка

результатов работы;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к

волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и

преодолению препятствий.

Познавательные

действия

включают:

общеучебные,

логические

учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение

рабочих задач с использованием общедоступных школе инструментов ИКТ и

источников информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в

устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости

от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости

от

цели;

извлечение

необходимой

информации

из

прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации; свободная

ориентация

и

восприятие

текстов

художественного,

научного,

публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная

оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание

алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в

модель,

где

выделены

существенные

характеристики

объекта

(пространственно-графическая или знаково-символическая);

-

преобразование

модели

с

целью

выявления

общих

законов,

определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-

выбор

оснований

и

критериев

для

сравнения,

сериации,

классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек

объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности

утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и

поискового характера.

Коммуникативные

действия

обеспечивают

социальную

компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или

деятельности;

умение

слушать

и

вступать

в

диалог;

участвовать

в

коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников

и

строить

продуктивное

взаимодействие

и

сотрудничество

со

сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и

сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы,

поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие

решения и его реализация;

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его

действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии

с

задачами

и

условиями

коммуникации;

владение

монологической

и

диалогической

формами

речи

в

соответствии

с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных

средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную

систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного

действия определяется его отношением с другими видами учебных действий

и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают

развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности,

познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе,

отношений к себе.

УУД

представляют

собой

целостную

систему,

в

которой

происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его

отношением с другими видами учебных действий и общей логикой

возрастного развития.



В раздел образования