Автор: Третьякова Елена Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №24 с.Дубовка"
Населённый пункт: Ставропольский край, Шпаковский район, с.Дубовка
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Игрушки: плохие и хорошие?"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Игрушки: хорошие и плохие?»
Введение
В современном мире существует огромное количество игрушек,
которые одновременно вызывают восторг детей и ужас взрослых. Если вы
родитель, то вы точно слышали о Сиреноголовом, Мультяшном коте или
Хаги Ваги.
Не секрет, что игрушки должны помогать детям отличать добро от
зла, развивать и утешать их, но как на психику малышей влияют куклы
кричащих цветов, с безобразными лицами и непропорциональными
формами тела? В этом стоит разобраться.
Как возраст влияет на отношение ребенка к игрушке?
Игрушки являются самыми настоящими помощниками в воспитании
детей. И не важно кукла это будет или плюшевый медвежонок.
С 9 месяцев до года, когда ребенок уже правильно и уверенно
сидит, ползает или даже ходит, самое время для развивающих игр:
всевозможные конструкторы, головоломки, лошадки-качалки, прыгунки
положительно влияют на малыша, помогая развить его мышление и
опорно-двигательную систему.
В возрасте 2-3 лет ребенок уже иначе воспринимает окружающий
его мир: начинает понимать предназначение окружающих предметов,
проявляют интерес к обучающим настольным играм. В этом возрасте
можно смело приобретать малышу кукольные наборы мебели или
медицинского оборудования, а также различные коробочки, баночки,
которые окажут позитивное влияние на воображение малыша.
К 5 годам ребенку оказываются доступны многие виды игрушек.
Еще бы, ведь в этом возрасте он уже личность, которая понимает, что ему
нравится, а что не очень. В это время важно уделить внимание игрушкам,
при помощи которых ребенок сможет разыгрывать различные сюжеты
(машинки, солдатики, куклы), а также таким развивающим играм как
пазлы, домино или лото.
Одним из самых важных и самых сложных этапов в жизни ребенка
можно считать возраст от 4 до 7 лет. На этой стадии развития дети
начинают
чувствовать
время,
пространство,
иначе
реагируют
на
требования взрослых. В это время особое внимание следует уделять
физическому развитию детей, поскольку в возрасте 4-7 лет дети уже
интересуются новыми, более сложными видами игр и двигательной
деятельности, требующими ловкости и скорости.
Важно уделять
внимание играм, которые содержат в себе установленные правила,
требующие от ребенка играть определенные роли.
Игрушки: плохие и полезные
Игрушки – важный элемент в жизни детей, они позволяют
исследовать окружающий мир, формируют творческие способности, учат
правильно выражать эмоции.
Казалось бы, игрушка – это лишь товар, продукт чьего-то
воображения, который взрослый выбирает и покупает для своих детей.
Однако не все так просто. Выбор того, во что будут играть ваши дети –
дело ответственное. От решения этой проблемы зависит развитие ребенка.
Плохие игрушки
Говоря о том, какие игрушки не стоит покупать, в первую очередь
нужно отметить те, которые кажутся вам неприятными по цвету,
материалу, вызывают у вас вопросы с точки зрения безопасности игрушки
для малыша.
Так, отличительной особенностью современных игрушек являются
разнообразные яркие, почти кислотные цвета, которые действуют как
раздражающий фактор, пагубно влияя на сенсорику ребенка, делая его
агрессивным и рассеянным.
Замкнутым и недоверчивым ребенка сделают жуткие плюшевые
монстры. Если традиционно игрушки выполняют психотерапевтическую
функцию, то некоторые изделия игрушечной промышленности, наоборот,
только пугают, вызывая в детях нервозность, агрессию. Популярный
сегодня Хаги Ваги –
один из ярчайших представителей игрушек
подобного типа.
В целом, взрослый должен исходить из того, что вызывает страх
именно у его ребенка, и не покупать те игрушки, которые будут
поддерживать это чувство. При покупке важно ориентироваться на возраст
(он обычно указан на этикетке, но надо понимать, что эта информация в
первую очередь касается безопасности использования игрушки: например,
детям до трех лет опасно играть с мелкими деталями), на особенности
индивидуального развития, эмоционального реагирования, которое по
мере взросления меняется.
Полезные игрушки
Взрослым следует обращать внимание
на игрушки,
которые
соответствуют
возрасту
ребенка,
позволяют
расширить
круг
его
деятельности, обогащают игровые сюжеты. Ведь хорошая игрушка
оказывает огромное влияние на развитие способностей ребенка, его
познавательных процессов.
В процессе игры работают практически все элементы мышления
малыша: воображение, внимание, память, – поэтому выбор игрушек
должен работать на благо физического, умственного и нравственного
воспитания, поощрять любознательность, заботливое отношение к себе и
окружающим.
Так, например, куклы необходимы как для девочек, так и для
мальчиков.
Пропорции
куклы
должны
напоминать
ребенка,
а
не
сформированное тело взрослого человека, чтобы у девочек в будущем не
возникло комплексов по поводу их внешнего вида, а мальчики во время
игр с куклой-пупсом развивали в себе такие качества как мужественность,
ответственность.
Примерами таких “хороших” современных игрушек являются
игрушки-антистресс Мнушки, плюшевые уточки Лалафан, аква- и лайт-
борды (наборы для рисования водой и светом), куклы ЛОЛ (которые как
раз-таки представляют собой милых пупсов).
Заключение
Прежде
чем
покупать
игрушку,
тщательно
продумайте
ее
образовательную и психологическую ценность для ребенка. Чему она
научит и какие эмоции он вызовет?
Для игрушки недопустимо провоцировать в ребенке чувства
насилия, жестокости. Игрушки-монстры с устрашающим видом, скелеты,
покемоны не могут научить детей состраданию и любознательности, они
не обладают никакой педагогической ценностью.
Если вы родитель,
приложите усилия для того, чтобы ваш ребенок познавал мир при помощи
хороших, полезных игрушек.
Таким
образом,
родителям
следует
помнить,
что
игрушка
предназначена не только для развлечения. Ребенок на ней обязательно
чему-нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и не
покупать бесполезные, а также вредные для психики ребенка вещи.