Автор: Белкина Ольга Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Куйбышев Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в условиях внедрения обновлённых ФГОС"
Раздел: среднее образование
Тарасюк Ольга Николаевна,
учитель музыки
МБОУ СОШ №6,
г. Куйбышева, НСО
«
Здоровьесберегающие технологии на
уроках музыки в условиях
»
внедрения ФГОС
«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и
развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся
в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа»,
ФГОС. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта
проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением
им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров
и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному
здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т. д.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:
физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
«Забота о здоровье ребёнка –
это не просто комплекс санитарно-гиенических норм и
правил…
Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех
физических и духовных сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
К сожалению, на протяжении длительного времени наше образование не уделяло достаточного внимания развитию,
сохранению, укреплению здоровья, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей
направленности. Печален тот факт, что лишь малую часть выпускников школы можно назвать полностью здоровыми.
Актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся в образовательном процессе обусловила выбор темы моего доклада.
Здоровьесбережение в образовательном процессе понимается как деятельность, направленная на сохранение и
укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Изучение источников, посвящённых различным аспектам
сохранения здоровья учащихся, позволяет выделить следующие условия для создания здоровьесберегающей среды на уроке:
Создание этих условий нужно рассматривать как комплексную систему, которая включает в себя оздоровительно-
образовательное, коррекционно-развивающее, образовательно-воспитательное и оздоровительно-физкультурное направления
работы.
Концепцию здоровьесберегающего обучения можно выстроить следующей логической цепочкой:
Здоровьесберегающее обучение направлено на
-обеспечение физического и психического здоровья учащихся.
Условия для создания здоровьесберегающей среды на уроке
Применение
педагогических
технологий,
учитывающих
психологические
особенности
ребенка, а также
разные учебно-
познавательные
возможности
детей
Здоровье-
сберегающая
организация
урока
Воспитание у
школьников
стремления к
здоровому
образу жизни,
развитие
здоровье-
сберегающих
компетенций
учеников
Формирование
на уроке
благоприятного
социально-
психологическо
го климата как
условие
сохранения
психического
здоровья ребёнка
Достигается через:
Приводит к:
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, применяю
некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Привожу оценку этих направлений:
Личностно-ориентированные,
где в центр образовательной системы
ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её
развития и реализации природных возможностей.
-учет особенностей класса (изучение и понимание человека);
-создание благоприятного психологического фона на уроке;
-использование приемов, способствующих появлению и
сохранению интереса к учебному материалу;
-создание условий для самовыражения учащихся;
-инициацию разнообразных видов деятельности;
-предупреждение гиподинамии.
-предотвращению усталости и утомляемости;
-повышению мотивации к учебной деятельности;
-прирост учебных достижений.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую
все условия реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и
педагогов.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов
учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и вера в них,
отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования,
терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации
отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственное
мнение
–
оказывают
благоприятное
воздействие
на
психику
учащихся
и
способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня
психологического здоровья.
Технология уровневой дифференциации обучения.
Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей
учащегося.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором
стараюсь использовать всё своё умение по решению данной проблемы.
Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому
необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в
соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого
задания. Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная
работа,
работа с учебником, слушание, исполнение, творческие задания –
необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных
операций памяти и одновременно отдыху ребят.
,
С целью увлечь учащихся творчеством заинтересовать
использую
различные
виды нестандартных уроков
:
Урок - спектакль
Урок - игра
Урок – путешествие
Урок - викторина
Урок - праздник
Урок - экскурсия
Урок - суд
Видео урок
Таким образом, музыка в школе – это, с одной стороны, один из предметов эстетического направления, где происходит
воздействие на его духовный мир; с другой стороны, урок музыки, как никакой другой – реабилитирующий и
здоровьесберегающий.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным
и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Желаю всем коллегам здоровья и творческих успехов!