Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в условиях внедрения обновлённых ФГОС"


Автор: Белкина Ольга Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Куйбышев Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в условиях внедрения обновлённых ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Тарасюк Ольга Николаевна,

учитель музыки

МБОУ СОШ №6,

г. Куйбышева, НСО

«

Здоровьесберегающие технологии на

уроках музыки в условиях

»

внедрения ФГОС

«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и

развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся

в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа»,

ФГОС. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта

проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением

им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров

и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному

здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т. д.

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых:

физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

«Забота о здоровье ребёнка –

это не просто комплекс санитарно-гиенических норм и

правил…

Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех

физических и духовных сил, и венцом этой гармонии

является радость творчества»

В.А.Сухомлинский

К сожалению, на протяжении длительного времени наше образование не уделяло достаточного внимания развитию,

сохранению, укреплению здоровья, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей

направленности. Печален тот факт, что лишь малую часть выпускников школы можно назвать полностью здоровыми.

Актуальность проблемы здоровьесбережения учащихся в образовательном процессе обусловила выбор темы моего доклада.

Здоровьесбережение в образовательном процессе понимается как деятельность, направленная на сохранение и

укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Изучение источников, посвящённых различным аспектам

сохранения здоровья учащихся, позволяет выделить следующие условия для создания здоровьесберегающей среды на уроке:

Создание этих условий нужно рассматривать как комплексную систему, которая включает в себя оздоровительно-

образовательное, коррекционно-развивающее, образовательно-воспитательное и оздоровительно-физкультурное направления

работы.

Концепцию здоровьесберегающего обучения можно выстроить следующей логической цепочкой:

Здоровьесберегающее обучение направлено на

-обеспечение физического и психического здоровья учащихся.

Условия для создания здоровьесберегающей среды на уроке

Применение

педагогических

технологий,

учитывающих

психологические

особенности

ребенка, а также

разные учебно-

познавательные

возможности

детей

Здоровье-

сберегающая

организация

урока

Воспитание у

школьников

стремления к

здоровому

образу жизни,

развитие

здоровье-

сберегающих

компетенций

учеников

Формирование

на уроке

благоприятного

социально-

психологическо

го климата как

условие

сохранения

психического

здоровья ребёнка

Достигается через:

Приводит к:

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, применяю

некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Привожу оценку этих направлений:

Личностно-ориентированные,

где в центр образовательной системы

ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её

развития и реализации природных возможностей.

-учет особенностей класса (изучение и понимание человека);

-создание благоприятного психологического фона на уроке;

-использование приемов, способствующих появлению и

сохранению интереса к учебному материалу;

-создание условий для самовыражения учащихся;

-инициацию разнообразных видов деятельности;

-предупреждение гиподинамии.

-предотвращению усталости и утомляемости;

-повышению мотивации к учебной деятельности;

-прирост учебных достижений.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую

все условия реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и

педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов

учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и вера в них,

отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования,

терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации

отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственное

мнение

оказывают

благоприятное

воздействие

на

психику

учащихся

и

способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня

психологического здоровья.

Технология уровневой дифференциации обучения.

Свои уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей

учащегося.

Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором

стараюсь использовать всё своё умение по решению данной проблемы.

Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому

необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в

соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого

задания. Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная

работа,

работа с учебником, слушание, исполнение, творческие задания –

необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных

операций памяти и одновременно отдыху ребят.

,

С целью увлечь учащихся творчеством заинтересовать

использую

различные

виды нестандартных уроков

:

Урок - спектакль



Урок - игра

Урок – путешествие

Урок - викторина

Урок - праздник

Урок - экскурсия

Урок - суд

Видео урок

Таким образом, музыка в школе – это, с одной стороны, один из предметов эстетического направления, где происходит

воздействие на его духовный мир; с другой стороны, урок музыки, как никакой другой – реабилитирующий и

здоровьесберегающий.

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным

и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Желаю всем коллегам здоровья и творческих успехов!



В раздел образования