Напоминание

Использование речевых игр и упражнений в логопедической группе.


Автор: Людмила Алексеевна Аалто
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №121
Населённый пункт: Петрозаводск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Использование речевых игр и упражнений в логопедической группе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевые игры и упражнения в логопедической группе.

1.Игры на развитие силы голоса

Игры направлены на то, чтобы ребёнок учился менять громкость, тембр голоса и скорость

речи. Несколько вариантов игр:

«Мамы и малыши». Играть можно с изображениями животных или игрушками.

Взрослый показывает собачку со словами: «Как говорит собака? Она громко лает: гав-гав-

гав», гавкать нужно низким тембром, ребёнок повторяет также. Потом показываем щенка:

«А щенок лает тоненьким голоском: гав-гав-гав», соответственно, тембр голоса должен

быть выше, голос тоньше. Ребёнок старается повторить. Таким образом можно перебрать

разных зверушек, это же поможет повторить, кто лает, кто блеет, а кто ржёт.

«Вьюга». Ветер воет «у-у-у». Попросите ребёнка показать, как воет ветер. Теперь

произносите команды: «поднялась вьюга» – громкое «у-у-у», «вьюга кончается» – тихое

«у-у-у», «вьюга кончилась» – тишина. Важно, чтобы ребёнок снижал и увеличивал силу и

громкость голоса плавно, для этого можно «дирижировать» рукой: чем она выше, тем

сильнее вьюга.

«Быстро-медленно». Играть также можно с игрушками или картинками. Например,

берём барабан и рассказываем: «Барабанщик стучит по барабану бом-бом-бом (медленно).

Музыка стала быстрее, как стучит барабанщик? Бом-бом-бом (быстрее). Очень-очень

быстро звучит барабан: бом-бом-бом». Ребёнок должен повторять звучание предмета с

такой же скоростью. Таким же образом можно менять скорость капель дождя, прыжков

зайца, стука колёс поезда и так далее. Здорово, если при этом вы вместе с ребёнком будете

имитировать движения предметов руками.

«Позови друга». Расставьте игрушки на разном расстоянии от ребёнка. Его задача –

позвать всех к столу фразой «Зайчик (мишка, кукла), иди кушать». Чем дальше стоит

игрушка, тем громче нужно говорить, но при этом не переходить на крик.

«Испорченный телефончик». Классическая игра предполагает несколько участников, но

в упрощённый вариант можно играть и вдвоём с ребёнком. По очереди тихо говорите на

ухо слово или словосочетание, второй игрок должен произнести его громко. Можно

выбирать смешные словосочетания или задать тематику игры, например, «что ты любишь

на обед». И перечислять шёпотом варианты на ухо. Осторожно: игра может вызвать

хохот! Интонации хорошо развивает чтение книг по ролям и создание домашнего театра.

Конечно, читать ребёнок в 3 года ещё не умеет, но реплики зверушек из «Теремка» может

запомнить. А писк мышки-норушки сильно отличается от рёва медведя. Игры на развитие

связности речи Ребёнку часто бывает трудно перейти от произношения отдельно стоящих

слов к целым фразам и предложениям. Слова часто стоят не на своём месте или вовсе

забываются.

2.Игры на развитие речевого дыхания

«Листопад» (аналогично проводится игра «Сдуй перышко»)

Цель: Обучение плавному, свободному выдоху, активизации губных мышц.

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные,

оранжевые листочки, ведерко.

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.

- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев.

Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер – подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При

этом необходимо чтобы дети не переутомлялись.

- Все листики на земле… Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают

листочки. Затем игра повторяется снова.

Перышко, лети!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем

предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно,

направляя струю воздуха на перышко снизу -вверх.

Летят снежинки.

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра

повторяется снова.

«Бабочка, лети!»

Цель: Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой

привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от

друга.

Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица

стоящего ребенка.

Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые

бабочки: синие, жёлтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли

они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели! Попробуйте и вы подуть. У кого дальше

полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют

на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой

детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть

следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щёки не надувать, губы слегка

выдвинуть вперёд. Каждый ребёнок может дуть не более десяти секунд с паузами, в

противном случае у него может закружиться голова.



В раздел образования