Напоминание

Первичная сенсорная алалия


Автор: Ромашева Ольга Алексеевна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МБУДО ДООСПЦ А.И. Бороздина
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Конспект занятия и методические рекомендации
Тема: Первичная сенсорная алалия
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУДО ДООСПЦ А.И. Бороздина

ПДО Ромашева Ольга Алексеевна

Тема: «Первичная сенсорная алалия»

1.

Рекомендации для педагогов и родителей с детей с сенсорной

алалией по организации занятия и окружающего пространства.

2.

Конспект занятия для ребёнка с первичной сенсорной алалией «Мои

игрушки».

1.

Рекомендации для педагогов и родителей с детей с сенсорной

алалией по организации занятия и окружающего пространства.

Если у ребёнка первична сенсорная алалия, то есть вероятность

вторичного отставания умственного развития, следовательно, если

мы поможем ребёнку максимально, на сколько возможно,

справиться с алалией, то и уровень умственного развития

возрастёт. Это возможно благодаря пластичности структур

головного мозга, поэтому чем раньше начнутся занятия, тем лучше.

Занятия с детьми с сенсорной алалией имеют свои особенности:

1.

При занятиях с детьми не используется музыка, т.к. нам нужно

научить детей слышать отдельные слова и понимать их,

выделяя из общего звукового потока.

2.

Знакомство со звуками начинается с крупной дифференцации

постепенно, по мере освоения, переходя к более мелкой.

3.

Используется наглядно-действенный принцип, т.е. знакомство

со словами через предметы, картинки, действия.

4.

Дома желательно создавать информационный и звуковой

«голод», устраивать часы, дни тишины. Телевизор, музыку,

лишние звуки исключить. Необходимо вынуждать ребёнка и

дома, и на занятиях прислушиваться к звукам, словам,

коротким фразам, не меняя в них последовательность слов,

контролировать чёткое выполнение инструкций.

2.

Конспект занятия для ребёнка с первичной сенсорной алалией.

Тема: «Мои игрушки»

Дима, 6 лет, третий этап коррекционной работы.

Цель:

1.

формирование синтаксических моделей из двух главных

членов предложения (подлежащие и сказуемое) в речи

ребёнка;

2.

закрепление использования предложений из двух слов на

базе однословных ( глагол + сущ. в В. п. или П. п) в

разговорной речи ребёнка.

Задачи:

1.

Закреплять использование предложений из двух слов на

базе однословных в речи;

2.

Закрепить использование глаголов: ловить, кидать,

бросать, прятать, положить; предлогов: на, под, за, перед;

3.

Ввести в речь ребёнка новый глагол – подкинуть.

4.

Формировать умение использовать синтаксические модели

из двух главных членов предложения в речи ребёнка;

5.

Учить описывать изображение на картинке простым

предложением (Катя спит).

Оборудование:

1.

Карточки с изображением игрушек (мяч, машинка, кукла);

2.

Карточки с изображением действий (кукла спит, мальчик

катает машинку, девочка ловит мяч);

3.

коробка с игрушками, среди которых есть мяч, кукла и

машинка, игрушечная кроватка.

Ход занятия:

1.

Организационный момент.

Ребёнок заходит в уже знакомый кабинет. На приветствие:

«Здравствуй, Дима!», он машет рукой и, затем садится за свой стол.

Педагог: Дима, у меня для тебя есть сюрприз. Хочешь посмотреть?

Ребёнок: Да!

Педагог: Хорошо! Но сначала давай поиграем в игру «Весёлые

зверята» (правила ребёнок знает: лягушка – губы раздвигаются в

широкой улыбке, слонёнок – губы вытягиваются напряжённой

трубочкой вперёд «хоботок», утёнок – губы складываются мягким

«клювиком», если не получается, то можно помогать руками.

Педагог в разброс называет животных, а ребёнок их изображает,

повторяется 5-6 раз). Молодец! А язычок-то твой загрустил. Он

тоже хочет поиграть! Выполняются упражнения «Качели», «Часы»,

«Лошадка», «Ветерок». Умница!

2.

Основная часть

Педагог: Это коробочка. В ней сюрприз. Открой коробочку (ребёнок

открывает коробочку, в ней лежат перевёрнутые карточки). На этих

карточках спрятались игрушки, давай их найдём. (Ребёнок по

одной, по-очереди достаёт 3 карточки, педагог спрашивает: «Что

это?», ребёнок называет изображённые игрушки – «Это мяч,

машинка, кукла».) Дима, как одним словом называются мяч, кукла

и машинка?

Ребёнок: Игрушки (если ребёнок затрудняется ответить, то задать

вопрос, указывая на карточку: «Это какая игрушка?», после того,

как он повторит их названия, снова задать предыдущий вопрос.)

Педагог: Молодец, доставай следующую карточку. Что делает

кукла? (Кукла спит.) Что делает мальчик? (Мальчик катает

машинку.) Что делает девочка? (Девочка ловит мяч.) (Если ответы у

ребёнка не получаются, то они проговариваются вместе с

педагогом). Очень хорошо! Покажи, где девочка ловит

мяч?....Какой ты умный!

Тогда давай играть. Встань со стула и возьми в коробке с

игрушками большой мяч. Кинь мне мяч! Лови мяч! Брось мне мяч!

Ты поймал мяч? (Я поймал.) Что ты сделал? (Я бросил мяч.) Игра

повторяется 10-15 раз и сопровождается диалогом.

Смотри, я подкинула мяч. Подкинь мяч ты! (ребёнок выполняет

действие). Ты подкинул мяч! Молодец! Что ты сделал? (Подкинул

мяч.) Кто подкинул мяч?(Я подкинул.) Подкинь мяч 5 раз. Отлично!

Положи мяч в коробку.

Возьми в коробке машинку и дай мне. Я буду её прятать, а ты

искать. Хорошо? Где машинка? (Под столом, на столе, перед

коробкой за коробкой.) Теперь ты спрячь, а я буду искать. (Игра

повторяется наоборот.) Положи машинку в коробку.

Возьми куклу и положи её спать. Накрой куклу. Что кукла делает?

(Кукла спит) Где спит кукла? (Спит в кроватке) Ты хочешь спать?

(если да, то ребёнок изображает, что спит, если нет, предлагаются

активные движения: попрыгать, потопать, похлопать).

3.

Итог

Пусть кукла спит, а ты сядь за стол, отдохни.

В какие игрушки мы сегодня играли? ( мяч, машинка, кукла) Как ты

играл с мячом? (бросал, кидал, ловил, подбрасывал) Как ты играл с

машинкой? (прятал, искал) Как играл с куклой? (положил в

кроватку, накрыл)

Какая игрушка тебе понравилась?



В раздел образования