Автор: Ромашева Ольга Алексеевна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МБУДО ДООСПЦ А.И. Бороздина
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Конспект занятия и методические рекомендации
Тема: Первичная сенсорная алалия
Раздел: дополнительное образование
МБУДО ДООСПЦ А.И. Бороздина
ПДО Ромашева Ольга Алексеевна
Тема: «Первичная сенсорная алалия»
1.
Рекомендации для педагогов и родителей с детей с сенсорной
алалией по организации занятия и окружающего пространства.
2.
Конспект занятия для ребёнка с первичной сенсорной алалией «Мои
игрушки».
1.
Рекомендации для педагогов и родителей с детей с сенсорной
алалией по организации занятия и окружающего пространства.
Если у ребёнка первична сенсорная алалия, то есть вероятность
вторичного отставания умственного развития, следовательно, если
мы поможем ребёнку максимально, на сколько возможно,
справиться с алалией, то и уровень умственного развития
возрастёт. Это возможно благодаря пластичности структур
головного мозга, поэтому чем раньше начнутся занятия, тем лучше.
Занятия с детьми с сенсорной алалией имеют свои особенности:
1.
При занятиях с детьми не используется музыка, т.к. нам нужно
научить детей слышать отдельные слова и понимать их,
выделяя из общего звукового потока.
2.
Знакомство со звуками начинается с крупной дифференцации
постепенно, по мере освоения, переходя к более мелкой.
3.
Используется наглядно-действенный принцип, т.е. знакомство
со словами через предметы, картинки, действия.
4.
Дома желательно создавать информационный и звуковой
«голод», устраивать часы, дни тишины. Телевизор, музыку,
лишние звуки исключить. Необходимо вынуждать ребёнка и
дома, и на занятиях прислушиваться к звукам, словам,
коротким фразам, не меняя в них последовательность слов,
контролировать чёткое выполнение инструкций.
2.
Конспект занятия для ребёнка с первичной сенсорной алалией.
Тема: «Мои игрушки»
Дима, 6 лет, третий этап коррекционной работы.
Цель:
1.
формирование синтаксических моделей из двух главных
членов предложения (подлежащие и сказуемое) в речи
ребёнка;
2.
закрепление использования предложений из двух слов на
базе однословных ( глагол + сущ. в В. п. или П. п) в
разговорной речи ребёнка.
Задачи:
1.
Закреплять использование предложений из двух слов на
базе однословных в речи;
2.
Закрепить использование глаголов: ловить, кидать,
бросать, прятать, положить; предлогов: на, под, за, перед;
3.
Ввести в речь ребёнка новый глагол – подкинуть.
4.
Формировать умение использовать синтаксические модели
из двух главных членов предложения в речи ребёнка;
5.
Учить описывать изображение на картинке простым
предложением (Катя спит).
Оборудование:
1.
Карточки с изображением игрушек (мяч, машинка, кукла);
2.
Карточки с изображением действий (кукла спит, мальчик
катает машинку, девочка ловит мяч);
3.
коробка с игрушками, среди которых есть мяч, кукла и
машинка, игрушечная кроватка.
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
Ребёнок заходит в уже знакомый кабинет. На приветствие:
«Здравствуй, Дима!», он машет рукой и, затем садится за свой стол.
Педагог: Дима, у меня для тебя есть сюрприз. Хочешь посмотреть?
Ребёнок: Да!
Педагог: Хорошо! Но сначала давай поиграем в игру «Весёлые
зверята» (правила ребёнок знает: лягушка – губы раздвигаются в
широкой улыбке, слонёнок – губы вытягиваются напряжённой
трубочкой вперёд «хоботок», утёнок – губы складываются мягким
«клювиком», если не получается, то можно помогать руками.
Педагог в разброс называет животных, а ребёнок их изображает,
повторяется 5-6 раз). Молодец! А язычок-то твой загрустил. Он
тоже хочет поиграть! Выполняются упражнения «Качели», «Часы»,
«Лошадка», «Ветерок». Умница!
2.
Основная часть
Педагог: Это коробочка. В ней сюрприз. Открой коробочку (ребёнок
открывает коробочку, в ней лежат перевёрнутые карточки). На этих
карточках спрятались игрушки, давай их найдём. (Ребёнок по
одной, по-очереди достаёт 3 карточки, педагог спрашивает: «Что
это?», ребёнок называет изображённые игрушки – «Это мяч,
машинка, кукла».) Дима, как одним словом называются мяч, кукла
и машинка?
Ребёнок: Игрушки (если ребёнок затрудняется ответить, то задать
вопрос, указывая на карточку: «Это какая игрушка?», после того,
как он повторит их названия, снова задать предыдущий вопрос.)
Педагог: Молодец, доставай следующую карточку. Что делает
кукла? (Кукла спит.) Что делает мальчик? (Мальчик катает
машинку.) Что делает девочка? (Девочка ловит мяч.) (Если ответы у
ребёнка не получаются, то они проговариваются вместе с
педагогом). Очень хорошо! Покажи, где девочка ловит
мяч?....Какой ты умный!
Тогда давай играть. Встань со стула и возьми в коробке с
игрушками большой мяч. Кинь мне мяч! Лови мяч! Брось мне мяч!
Ты поймал мяч? (Я поймал.) Что ты сделал? (Я бросил мяч.) Игра
повторяется 10-15 раз и сопровождается диалогом.
Смотри, я подкинула мяч. Подкинь мяч ты! (ребёнок выполняет
действие). Ты подкинул мяч! Молодец! Что ты сделал? (Подкинул
мяч.) Кто подкинул мяч?(Я подкинул.) Подкинь мяч 5 раз. Отлично!
Положи мяч в коробку.
Возьми в коробке машинку и дай мне. Я буду её прятать, а ты
искать. Хорошо? Где машинка? (Под столом, на столе, перед
коробкой за коробкой.) Теперь ты спрячь, а я буду искать. (Игра
повторяется наоборот.) Положи машинку в коробку.
Возьми куклу и положи её спать. Накрой куклу. Что кукла делает?
(Кукла спит) Где спит кукла? (Спит в кроватке) Ты хочешь спать?
(если да, то ребёнок изображает, что спит, если нет, предлагаются
активные движения: попрыгать, потопать, похлопать).
3.
Итог
Пусть кукла спит, а ты сядь за стол, отдохни.
В какие игрушки мы сегодня играли? ( мяч, машинка, кукла) Как ты
играл с мячом? (бросал, кидал, ловил, подбрасывал) Как ты играл с
машинкой? (прятал, искал) Как играл с куклой? (положил в
кроватку, накрыл)
Какая игрушка тебе понравилась?