Автор: Щеглова Нина Михайловна
Должность: Воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ"С(К)ОШ"Злагода"
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: Авторская статья
Тема: "Игра как средство воспитания"
Раздел: начальное образование
ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте
игра является ведущей деятельностью, необходимым условием
всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и
обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для
формирования, развития и совершенствования психических процессов
ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения,
наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально
обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-
воспитательные и образовательные задачи:
● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
● Развитие эмоционально- волевой сферы;
● Обогащение представлений об окружающем мире;
● Формирование коммуникативных навыков;
● Формирование культурного поведения;
● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в
макромире, для коррекции и развития личности.
Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное
время использую следующие игры:
а) – дидактические;
б) – сюжетные;
в) – ролевые;
г) – театрализованные;
д) – подвижные;
е) – конструктивные.
Каждый вид игры выполняет определённые функции.
1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности
школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают
наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают
эффективность обучения.
2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей
воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их
деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный
опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а
также моральные качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр,
однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе
которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога
режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.
4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений,
т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.
5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат
средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных
предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная
ориентация, а также мелкая моторика.
Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых
насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие
мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный
потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры
воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство
человеческой личности.
Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы
межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы,
товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт,
взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и
непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения,
проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой
творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка,
сферой неповторимой человеческой активности.
Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх
копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.
Наиболее важные функции игры:
1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи
воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого
программного материала и правил, которым должны следовать играющие.
Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания
детей.
2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции
того, что в ней заложено и проявлено.
3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные
особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в
характере своих воспитанников.
4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности
обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться
с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения,
проявлять речевую активность.
5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-
положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум
ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную
почву для установления эмоционального контакта между взрослым и
ребёнком.
6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих
способностей детей.
7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических
и духовных сил ребёнка.
Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её
включали в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт
по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей
человеческих проявлений.
Особенно актуальна она в школах VIII вида с ограниченными
возможностями здоровья т.к. коррекционная школа VIII вида осуществляет
обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной
деятельности не могут обучаться в массовой школе. Характеризуя
школьников с нарушениями развития, можно отметить их инертность,
рассеянность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.
Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо
пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание и
переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать их
деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные,
конструктивные и др.). Несмотря на такое разнообразие игр, практически
любая игра носит познавательный характер. Особое внимание хочется
обратить на вид игры, ориентированный на обучение.
В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного
возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры
детей старшего возраста – интеллектуальными.
Понятие «познавательные» распространяется практически на все типы
детских игр. Термин «дидактические» (от греч. «поучение») правомерен по
отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики
(теории и методики обучения). Такие
определения, как «обучающие», «учебные», «предметные» (имеются в виду
игры по учебным предметам – математические, исторические,
географические, биологические и другие), входят в понятие «дидактические»
.
Таким образом, учебно-познавательная игра позволяет заложить в
обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей
трудовой деятельности детей с ОВЗ. В играх данного типа моделируются
адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования
личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем. В
«контекстном» обучении достижение чисто дидактических целей сливается с
воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс
познания умственно отсталых школьников.
Имея большой опыт работы в специальной (коррекционной ) школе VIII
вида, хочу поделиться методикой проведения креативных (нестандартных)
внеклассных мероприятий и классных часов с использованием различных
игр.
Начиная игру, например, КВН нужно постараться сконцентрировать
внимание собравшихся с помощью интересных приёмов:
☻ - представление гостей, церемониала знакомства;
☻ - звуковых, световых, технических эффектов;
☻ - кинопролога, музыкальной увертюры, общей песни и т. д.
Организуя основную часть мероприятия, педагог должен попытаться
объединить слово, образ, показ, творческую деятельность. Не следует
забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции
(т.е. основной части), может быть собрана в один блок.
Сюда относятся: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и
аттракционы, танцы, концертные номера, сюрпризы, выступления гостей и
т.д.. Завершающая часть должна быть чёткой, яркой, краткой. Здесь
уместны награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие
решения, ритуал, общая песня и т.п. В конце игры обязательно подведение
итогов и анализ игры.
Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать
следующим требованиям:
1). Игра должна содействовать сплочению коллектива.
2). Иметь познавательное значение.
3). Активизировать общественную деятельность учащихся.
4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры.
5). Создавать условия для детского творчества.
6). Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно
больше действующих лиц».
При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна
исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую
здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила (если
это подвижные игры), выполнить которые нелегко.
Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и
атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы,
используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и
гигиеничны.
Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство
играющих. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила и
операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой
игровой роли.
Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её
выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и
кругозора.
Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или
ничья («Победила дружба»). Он должен быть ярким, эмоциональным,
содержательным.
Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных
очков, баллов или оценкой.
Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие
средства воздействия на ребят с отклонениями развития, например, труд и
другие предметы.
Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях
(болельщиках).
Чтобы привлечь внимание учащихся (на организационном этапе), можно
использовать следующие приёмы:
♥ - красочное объявление;
♥ - афишу;
♥ - плакаты;
♥ - рекламы, нестандартные по форме, с интригующим текстом;
♥ - пригласительный билет;
♥ - приглашение-письмо, открытку, визитку;
♥ - объявление по радио, телевидению и т.д.
Познавательная игра может быть посвящена любой теме. Но
целесообразно планировать и проводить игры, которые способствуют
получению и дополнительных знаний по учебным предметам (биология,
география). Исходя из возрастных особенностей детей и выбора темы, можно
приступать к сбору необходимого материала (загадок, стихов, литературных
произведений, исторических фактов, пословиц, поговорок, высказываний
известных людей, картин художников и т.д.), которое потом, компонуется в
блоки и одевается в «интересную форму».
Все задания в блоках должны быть расположены «от простого к
сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными
эффектами, а также использованием необходимого реквизита.
Отбирая игроков для участия в познавательной игре, необходимо
заранее сообщить ребятам тему программы, а также области знаний, о
которых пойдёт речь. Желательно указать список литературы, которой
можно воспользоваться при самоподготовке. Это могут быть словари,
справочники, энциклопедии. Их необязательно читать от корки до корки,
главное – найти ответ на нужный вопрос. При необходимости можно
воспользоваться аудио-, видео- и наглядными материалами, а также услугами
интернета.
Возможна и организация консультаций, где участники могут
индивидуально получить нужную информацию и задать интересующиеся их
вопросы.
Знания, полученные игроками, по достоинству оценит жюри, в которое могут
войти учителя-предметники, воспитатели и специалисты разных областей.
Желательно, чтоб их оценки были объективными, справедливыми и не
вызывали спорных вопросов.
Таким образом, какая бы не проводилась игра, мы должны помнить –
педагог всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной
области знаний.
Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлечённости,
пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно
произрастает древо познания.
Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка.
Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и
развиваются, потому что играют.
Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,
разум и творчество.
Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат –
развитие реализуемых в ней способностей.
Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их
деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.
Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта,
биологического фонда.
Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет
игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать
первостепенное место с первого класса.