Напоминание

"Игра как средство воспитания"


Автор: Щеглова Нина Михайловна
Должность: Воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ"С(К)ОШ"Злагода"
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: Авторская статья
Тема: "Игра как средство воспитания"
Раздел: начальное образование





Назад




ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте

игра является ведущей деятельностью, необходимым условием

всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и

обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для

формирования, развития и совершенствования психических процессов

ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения,

наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально

обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-

воспитательные и образовательные задачи:

● Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;

● Развитие эмоционально- волевой сферы;

● Обогащение представлений об окружающем мире;

● Формирование коммуникативных навыков;

● Формирование культурного поведения;

● Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

● Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Цель – создание условий для успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в

макромире, для коррекции и развития личности.

Для решения поставленных целей и задач на уроках и во внеурочное

время использую следующие игры:

а) – дидактические;

б) – сюжетные;

в) – ролевые;

г) – театрализованные;

д) – подвижные;

е) – конструктивные.

Каждый вид игры выполняет определённые функции.

1. Дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности

школьника с нарушением интеллекта. Дидактические игры развивают

наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают

эффективность обучения.

2. В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей

воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их

деятельность. В ходе игры ученик познаёт мир и усваивает общественный

опыт. Воспитывается стремление к учению, умение и желание трудиться, а

также моральные качества, обогащается речевой запас.

3. Театрализованные игры – это разновидность сюжетно-ролевых игр,

однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе

которого – содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога

режиссирования, а от ребёнка – проговаривания реплик.

4. Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений,

т.к. большинство таких детей имеют двигательные нарушения.

5. Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат

средством развития восприятия формы, объёма, размеров различных

предметов. В ходе конструктивных игр ребят развивается пространственная

ориентация, а также мелкая моторика.

Игра – понятие многогранное. Игра сейчас встаёт в строй самых

насущных потребностей человека. Без неё невозможно нормальное развитие

мозга и тела. Понять природу игры, её поразительный воспитательный

потенциал – это понять природу счастливого детства. Детские игры

воспитывают и развивают в ребёнке всё, что составляет богатство

человеческой личности.

Игра – главная сфера общения детей; в ней расширяются проблемы

межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы,

товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт,

взаимоотношения людей. Игра социальна по своей природе и

непосредственному насыщению, являясь отражённой моделью поведения,

проявления и развития сложных самоорганизующих систем, и практикой

творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка,

сферой неповторимой человеческой активности.

Поскольку детская игра – явление универсальное и дети в играх

копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны.

Наиболее важные функции игры:

1 – Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи

воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого

программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания

детей.

2 – Развивающая функция заключается в развитии ребёнка, коррекции

того, что в ней заложено и проявлено.

3 – Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные

особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в

характере своих воспитанников.

4 – Коммуникативная функция состоит в развитии потребности

обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться

с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения,

проявлять речевую активность.

5 – Развлекательная функция способствует повышению эмоционально-

положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум

ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную

почву для установления эмоционального контакта между взрослым и

ребёнком.

6 – Психологическая функция состоит в развитии творческих

способностей детей.

7 – Релаксационная функция заключается в восстановлении физических

и духовных сил ребёнка.

Имея такое разнообразие функций, игра заслуживает того, чтобы её

включали в учебный и во вне учебный процессы, ибо она хранит и передаёт

по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей

человеческих проявлений.

Особенно актуальна она в школах VIII вида с ограниченными

возможностями здоровья т.к. коррекционная школа VIII вида осуществляет

обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной

деятельности не могут обучаться в массовой школе. Характеризуя

школьников с нарушениями развития, можно отметить их инертность,

рассеянность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.

Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо

пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание и

переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать их

деятельность через игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные,

конструктивные и др.). Несмотря на такое разнообразие игр, практически

любая игра носит познавательный характер. Особое внимание хочется

обратить на вид игры, ориентированный на обучение.

В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного

возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры

детей старшего возраста – интеллектуальными.

Понятие «познавательные» распространяется практически на все типы

детских игр. Термин «дидактические» (от греч. «поучение») правомерен по

отношению к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики

(теории и методики обучения). Такие

определения, как «обучающие», «учебные», «предметные» (имеются в виду

игры по учебным предметам – математические, исторические,

географические, биологические и другие), входят в понятие «дидактические»

.

Таким образом, учебно-познавательная игра позволяет заложить в

обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей

трудовой деятельности детей с ОВЗ. В играх данного типа моделируются

адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования

личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем. В

«контекстном» обучении достижение чисто дидактических целей сливается с

воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс

познания умственно отсталых школьников.

Имея большой опыт работы в специальной (коррекционной ) школе VIII

вида, хочу поделиться методикой проведения креативных (нестандартных)

внеклассных мероприятий и классных часов с использованием различных

игр.

Начиная игру, например, КВН нужно постараться сконцентрировать

внимание собравшихся с помощью интересных приёмов:

☻ - представление гостей, церемониала знакомства;

☻ - звуковых, световых, технических эффектов;

☻ - кинопролога, музыкальной увертюры, общей песни и т. д.

Организуя основную часть мероприятия, педагог должен попытаться

объединить слово, образ, показ, творческую деятельность. Не следует

забывать и о занимательности. Она может быть рассыпана по композиции

(т.е. основной части), может быть собрана в один блок.

Сюда относятся: общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и

аттракционы, танцы, концертные номера, сюрпризы, выступления гостей и

т.д.. Завершающая часть должна быть чёткой, яркой, краткой. Здесь

уместны награждения, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие

решения, ритуал, общая песня и т.п. В конце игры обязательно подведение

итогов и анализ игры.

Какие бы формы игры не были избраны, они должны отвечать

следующим требованиям:

1). Игра должна содействовать сплочению коллектива.

2). Иметь познавательное значение.

3). Активизировать общественную деятельность учащихся.

4). Обеспечивать мыслительную активность участников игры.

5). Создавать условия для детского творчества.

6). Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно

больше действующих лиц».

При проведении игры педагогу необходимо помнить, что игра должна

исключить даже малейшую возможность риска, угрожающую

здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из неё трудные правила (если

это подвижные игры), выполнить которые нелегко.

Некоторые игры требуют наличия инвентаря, различных предметов и

атрибутов. Необходимо следить за их пригодностью. Вещи и предметы,

используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и

гигиеничны.

Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство

играющих. Ребята должны понимать смысл и содержание игры, её правила и

операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой

игровой роли.

Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её

выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и

кругозора.

Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или

ничья («Победила дружба»). Он должен быть ярким, эмоциональным,

содержательным.

Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных

очков, баллов или оценкой.

Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие

средства воздействия на ребят с отклонениями развития, например, труд и

другие предметы.

Организуя познавательную игру, не стоит забывать и о зрителях

(болельщиках).

Чтобы привлечь внимание учащихся (на организационном этапе), можно

использовать следующие приёмы:

♥ - красочное объявление;

♥ - афишу;

♥ - плакаты;

♥ - рекламы, нестандартные по форме, с интригующим текстом;

♥ - пригласительный билет;

♥ - приглашение-письмо, открытку, визитку;

♥ - объявление по радио, телевидению и т.д.

Познавательная игра может быть посвящена любой теме. Но

целесообразно планировать и проводить игры, которые способствуют

получению и дополнительных знаний по учебным предметам (биология,

география). Исходя из возрастных особенностей детей и выбора темы, можно

приступать к сбору необходимого материала (загадок, стихов, литературных

произведений, исторических фактов, пословиц, поговорок, высказываний

известных людей, картин художников и т.д.), которое потом, компонуется в

блоки и одевается в «интересную форму».

Все задания в блоках должны быть расположены «от простого к

сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными

эффектами, а также использованием необходимого реквизита.

Отбирая игроков для участия в познавательной игре, необходимо

заранее сообщить ребятам тему программы, а также области знаний, о

которых пойдёт речь. Желательно указать список литературы, которой

можно воспользоваться при самоподготовке. Это могут быть словари,

справочники, энциклопедии. Их необязательно читать от корки до корки,

главное – найти ответ на нужный вопрос. При необходимости можно

воспользоваться аудио-, видео- и наглядными материалами, а также услугами

интернета.

Возможна и организация консультаций, где участники могут

индивидуально получить нужную информацию и задать интересующиеся их

вопросы.

Знания, полученные игроками, по достоинству оценит жюри, в которое могут

войти учителя-предметники, воспитатели и специалисты разных областей.

Желательно, чтоб их оценки были объективными, справедливыми и не

вызывали спорных вопросов.

Таким образом, какая бы не проводилась игра, мы должны помнить –

педагог всегда должен стремиться зажечь искорку интереса к той или иной

области знаний.

Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлечённости,

пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно

произрастает древо познания.

Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребёнка.

Игра есть практика развития. Дети играют – потому что развиваются, и

развиваются, потому что играют.

Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание,

разум и творчество.

Продукт игры – наслаждение её процессом, конечный результат –

развитие реализуемых в ней способностей.

Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их

деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир.

Игра есть потребность растущего ребёнка: его психики, интеллекта,

биологического фонда.

Итак, важную роль в обучении, воспитании и развитии личности имеет

игровая деятельность, которая в жизни ребёнка продолжает занимать

первостепенное место с первого класса.



В раздел образования