Автор: Гасанова Гюнай Вагиф Кызы
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СШ №4 г.Котельниково Волгоградской области
Населённый пункт: город Котельниково
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира"
Раздел: начальное образование
Отчёт по самообразованию
Тема: «Развитие исследовательских умений младших школьников»
Чтобы сделать что-нибудь, требуется
не так уж много сил, но решить, что
именно надо сделать, - вот, что требует
огромной затраты сил.
Фрэнк Хаббард
Слайд №2
Целью исследовательской деятельности является уяснения сущности
явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их
экспериментальную и теоретическую проверку.
Почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы
заниматься
творческой
исследовательской
деятельностью,
что
у
них
нет
достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось
из-за того, что с младшими школьниками исследовательской деятельностью
достаточно сложно для самих педагогов. Для учащихся начальных классов
начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически,
ребенок
рождается
исследователем.
Жажда
новых
впечатлений,
любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать
являются
важнейшими
чертами
детского
поведения.
Стремление
к
исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для
того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как
процесс саморазвития.
Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения
ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике
есть специальный термин — «исследовательское обучение». Так именуется
подход
к
обучению,
построенный
на
основе
естественного
стремления
ребенка
к
самостоятельному
изучению
окружающего.
Главная
цель
исследовательского
обучения
—
формирование
у
учащегося
способности
самостоятельно,
творчески
осваивать
и
перестраивать
новые
способы
деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Слайд 3
Учебный процесс
Один
из
компонентов
исследовательской
деятельности
–
исследовательские
умения,
которые
определяются
как
система
интеллектуальных,
практических
умений
и
навыков
учебного
труда,
необходимого для самостоятельного исследования или его части. Для их
формирования
можно
решать
учебно-исследовательские
задачи
(задачи,
процесс
решения
которых
требует
выполнения
одного
или
нескольких
исследовательских
умений),
используя
традиционные
технологии
в
сочетании с информационными, уделяя последним больше внимания, когда
они имеют преимущества.
Можно выделить три уровня реализации "исследовательского обучения".
1. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее
решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
2. Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет
самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
3.
Постановка
проблемы,
поиск
методов
ее
исследования
и
разработка решения осуществляется детьми самостоятельно (Дж.
Шваб, П. Брандвей, А. Леви и др.).
Первый шаг в этом деле, как и во многих других часто представляется
самым трудным. Потому и педагоги чаще всего спрашивают, с чего и как
начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.
Большие
возможности
в
этом
плане
имеют
практически
предметы
традиционных
учебных
занятий.
Следует
помнить
только,
что
на
самостоятельность
младшего
школьника
при
проведении
учебных
исследований рассчитывать не стоит. Ведь учебное исследование отличается
от спонтанно проявляющейся поисковой активности ребенка.
Слайд 4
Учебное исследование школьника, так же как и исследование,
неизбежно
включает следующие основные этапы.
o Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
o Поиск и предложение возможных вариантов решения.
o Обобщение полученных данных.
.
Слайд 5
Маленькому
исследователю
для
решения
исследовательских
задач
необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого
мышления:
Видеть проблемы.
Увидеть проблему часто
бывает
сложнее,
чем
решить
её.
Умение
видеть
проблемы — интегративное свойство, характеризующее мышление человека.
Развивается
оно
в
течение
длительного
времени
в
разных
видах
деятельности.
9. Выдвигать гипотезы.
Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. Поэтому одним из
главных,
базовых
умений
исследователя
является
умение
выдвигать
гипотезы,
строить
предположения.
Гипотеза,
в
отличие
от
простого
предположения,
должна
быть
обоснованной,
указывающей
путь
исследовательского поиска. Но для детских исследований, направленных на
развитие
творческих
способностей
ребенка,
важно
умение
вырабатывать
гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше», поэтому годятся любые,
самые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи. Уже сама по
себе гипотеза может стать важным фактором, мотивирующим творческий
исследовательский поиск ребенка.
Задавать вопросы
Для того чтобы вырабатывать гипотезы, надо учиться, размышляя, задавать
вопросы. Педагог, желающий помочь ребенку приобрести этот важный для
любого
исследователя
навык,
должен
знать,
что
вопрос
обычно
рассматривается как форма выражения проблемы, и делится условно на две
части — базисная (исходная информация) и указание на ее недостаточность.
Базисом вопроса являются исходные знания, которые в явной или в неявной
форме могут быть отражены в вопросе. Неполноту, неопределенность этих
базовых знаний требуется устранить. На это обычно и указывают слова
«кто»,
«что»,
«когда»,
«почему»
и
другие
аналогичные
им,
они
обычно
называются операторами вопроса. .
Давать определения понятиям
Для
решения
исследовательских
задач
важным
является
умение
давать определение
понятиям. Понятие—
одна
из
форм
логического
мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их
существенных и общих признаках. Определить понятие — значит указать,
что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. С точки
зрения исследовательской деятельности, важно, чтобы дети овладели такими
понятиями,
как:явление,
причина,
следствие,
событие,
обусловленность,
зависимость,
различие,
сходство,
общность,
совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др. Без овладения этими
понятиями нет и не может быть абстрактного мышления. Надо учить ребенка
переходить от конкретного предмета и отдельного факта к абстрактному
обобщению.
Слайд 6
Важным
средством
развития
умений
давать
определения
понятиям
у
младших школьников являются обычные загадки, если смотреть на них не
просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание.
Отгадка загадки — это ее определяемая часть, а формулировка — это вторая
половина определения, его определяющая часть.
Приведу несколько примеров загадок-определений:
Сперва блеск,
за блеском треск,
за треском плеск.
(Молния, гром, дождь)
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки-дробинки.
(Горох)
Литературы,
посвященной
загадкам,
много.
Практически
все
загадки
представляют собой попытку дать определение тому или иному понятию и
являются важным средством развития этого умения у детей.
Слайд 7
Педагогу, помогающему детям учиться определять понятия, следует помнить
несколько правил определения:
1) определение должно быть соразмерным. Объем определяемого
понятия должен быть равен объему определяющего понятия;
2) определение не должно содержать «порочного» круга. Нельзя
определять понятие через само себя или определять его через такое
другое понятие, которое само, в свою очередь, определяется через
него,
—
то
есть
когда
понятия
определяются
друг
через
друга
(«жизнь есть жизнь»);
3) определение должно быть ясным и четким. Это означает, что
смысл и объем понятий, входящих в определение, должны быть
ясными и определенными;
4)
определения
понятий
должны
быть
свободны
о т
двусмысленности, недопустима подмена определений метафорами и
сравнениями.
Также
маленькому
исследователю
необходимо
ум е н и е
классифицировать.
Слайд 8
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному
основанию на непересекающиеся классы. Не всякое перечисление классов
определенного множества можно считать классификацией. Один из главных
признаков классификации — указание на принцип (основание) деления.
Классификация может быть простой, а может быть и многоступенчатой,
разветвленной.
Например,
поделим
все
звуки
на
группы:
речевые
и
неречевые. В свою очередь, речевые звуки можно поделить на гласные и
согласные, а согласные – на твердые и мягкие и т.д.
А.И.Савенков обращает особое внимание на то, что при классифицировании
предметов
и
явлений
внешнего
мира
и
обучении
этому
детей,
следует
постоянно помнить, что иногда нельзя установить резкие разграничительные
линии. Каждая классификация относительна.
Также ребенок должен уметь наблюдать
Наблюдение, пожалуй, — самый популярный и самый доступный метод
исследования,
применяемый
в
большинстве
наук
и
часто
используемый
обычным человеком в повседневной жизни. Наблюдением обычно называют
вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, что и отличает
наблюдение
от
простого
созерцания.Для
того
чтобы
ребенок
научился
пользоваться
этим
методом
исследования,
у
него
необходимо
развивать
внимание и наблюдательность.
бывают и мысленные, то есть такие, которые можно делать только в уме.
Так же ребенок должен уметь высказывать суждение
Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между
собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением
называют
высказывание
о
предметах
или
явлениях,
состоящее
из
утверждения
или
отрицания
чего-либо.
Мыслить
—
значит
высказывать
суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие.
Делать выводы и умозаключения
Важным
средством
мышления
является
вывод,
или умозаключение.
Умозаключением
называется
форма
мышления,
посредством
которой
на
основе имеющегося у людей знания и опыта выводится новое знание.
Каждый
ребенок
по
своей
натуре
исследователь.
Ежедневно
ему
приходиться сталкиваться с новыми явлениями и предметами. Научить
ребенка находить объект исследования, источники информации, способы
познания
–
одна
из
целей
обучения.
Организация
исследовательской
деятельности на уроках вызвана необходимостью выполнения требований
действительности и стандартов обучения.
Использование
исследовательского
метода
в
практике
преподавания
и
организации
процесса
познания
имеет
большое
значение,
так
как
позволяет обеспечить
* поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие
личности;
*накопление
достоверных
представлений
об
окружающем
мире,
фактических знаний;
* формирования следующих взглядов на мир:
1. окружающий мир существует и познается человеком
Слайд 9 2. объекты и явления природы взаимосвязаны
3. природа представляет собой единое целое
4. окружающий мир изменяется во времени и пространстве
Организация
методики
внедрения
исследовательской
деятельности
в
процессе познания требует использования приемов и методов, которые
применяются в науках естественного цикла – это наблюдения, опыты,
знакомство с литературными источниками.
Однако методика их применения в школе должна быть реализована с
учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. Для этого
необходимо четкое определение содержания исследовательской работы на
каждом
конкретном
этапе
работы.
Мы
проанализировали
учебный
материал курса окружающего мира начальной школы и составили таблицу.
В таблице представлены содержание учебной деятельности и учебный
материал,
который
позволяет
реализовать
исследовательскую
деятельность на уроке.
Слайд 10
Содержание исследовательской деятельности
Класс
Содержание исследовательской деятельности Учебный материал
В 1-м
классе
1. Познакомить детей с многообразием
естественных наук; дать общее
представление о науке, понятиях «ученый»,
«исследование», «эксперимент».
2. Научить детей слушать учителя, выделять
главное, вести наблюдение, работать с
детскими энциклопедиями, выступать с
короткими сообщениями
3. Пользоваться выражениями «на мой
взгляд…», «я думаю…», «я считаю…», «я
согласен с мнением…».
Наблюдение за
объектами живой и
неживой природы.
Наблюдения за
сезонными
изменениями в
природе
Опыт «Свойства
снега»
Во 2-м
классе
1.Проводить простейшие наблюдения над
явлениями и процессами природы с
помощью органов чувств (зрения, слуха,
осязания) и способами фиксации результатов
этих наблюдений.
2. Работать с дополнительной научной,
справочной и энциклопедической
литературой (биографии учёных, истории
открытий и т.д.).
3. Делать устные доклады и публичные
сообщения.
4. Сформировать умение пользоваться
простейшими приборами: часами, бытовыми
весами, термометром, барометром.
Наблюдение за
свойствами
различных тел.
Опыты «Свойства
воздуха», «Свойства
воды»
Практическая
работа «Термометр»
В 3-ем
классе
1.Расширить представления о важнейших
категориях научного познания.
2.Научиться планировать и проводить
наблюдения и эксперименты с
использованием приборов и оборудования.
3. Фиксировать полученные данные,
систематизировать их в виде таблиц,
графиков, диаграмм.
4.Делать теоретические выводы и
умозаключения.
5.Понимать, что экспериментальные факты и
их истолкование являются основой для
выдвижения гипотез, построения моделей
Исследование
свойств почвы
процессов и объектов природы.
В 4-ом
классе
1.Наблюдать и сравнивать природные
явления.
2. Планировать и проводить наблюдения,
находить в явлениях закономерные связи,
делать обобщения по результатам
наблюдений, пользоваться измерительными
приборами.
3. Представлять результаты в виде схем,
таблиц, графиков.
4. Объяснять, используя научную
терминологию, результаты наблюдений и
экспериментов.
5.Делать заключения и выводы по
результатам экспериментов.
6. Под руководством учителя выполнять
экспериментальные исследования для
проверки выдвинутых гипотез.
Опыт
«Чувствительность
различных участков
руки»
Опыт «Свойства
воды».
Опыт «Свойства
воздуха»
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
помогает
Открывает новое знание
Редактирует источники получения
информации
Экспериментирует
Раскрывает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию
результата
Активен
Создает условия для активности
школьника
Субъект обучения
Партнер ученика
Несет ответственность за свою
деятельность
Помогает оценить полученный
результат, выявить недостатки