Автор: Сукманова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Пыщуг, Костромская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимосвязь мелкой моторики и интеллектуального развития дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Взаимосвязь мелкой моторики и интеллектуального развития
дошкольника
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только
к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо
передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не
механически,
а
осмысленно.
Чтобы
помочь
детям
справиться
с
поставленными
задачами,
необходимо
своевременное
и
полноценное
формирование познавательных процессов.
Мелкая
моторика отвечает
не
только
за
речь,
но
также
позволяет развивать познавательные процессы, координацию в пространстве,
воображение, зрительную и двигательную память. Ученые давно пришли к
выводу
о
тесной
связи
руки
и
речи. Развитие движений
руки
способствует развитию речи. Это объясняется тем, что в двигательной
области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток
управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью.
Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью.
Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает
возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка
через тренировку тонких движений пальцев рук.
Мелкая
моторика
развивается естественным
образом,
начиная
с
младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится
хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку,
так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен
рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем
школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и
сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных
действий обеих рук.
Поэтому, развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка
две руки. Все упражнения необходимо дублировать: выполнять и правой, и
левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария
мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого
полушария. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, анализ,
изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество,
фантазию, восприятие искусства и музыки.
Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук
повышает
работоспособность
ребенка,
его
внимание
и
умственную
активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Так,
пальчиковая гимнастика помогает ребенку при рисовании, письме, лепке,
любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию
мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.
Учеными доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью,
что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений
пальцев
являются
мощным
средством
повышения
работоспособности
головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание,
связная речь.
Недостаточность
двигательных
средств,
несформированность психомоторики в целом, равно как и различные
нарушения речи, будут негативно сказываться на активности и характере
общения
и
двигательного
поведения
человека,
на
возможностях
осуществления многих видов деятельности, требующих определенного
уровня моторного и речевого развития.
Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться
задолго до поступления в школу. Педагоги, которые уделяют определенное
внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой
моторики и координации движений руки решают одновременно несколько
проблем:
- во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,
-во-вторых, улучшают развитие речи детей,
-в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.
Итак, формируя и совершенствуя мелкую моторику пальцев рук, мы
усложняем
строение
мозга, развиваем
психику
и
интеллект
ребенка.
Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы
и речевую функцию ребенка.
Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной,
целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной;
-работа
должна
соответствовать
уровню общемоторного,
психического развития ребенка;
-работа должна соответствовать возрастным требованиям;
-работа должна приносить ребенку радость.
Чтобы
содействовать развитию пальцев
рук
и
тем
же развивать
речь
ребенка, можно предложить детям следующие задания:
- Массаж — в классическом массаже используют четыре основных приёма:
поглаживание,
разминание,
растирание,
постукивание. Ежедневный
тщательный
массаж
кистей
рук:
мягкие
массирующие
движения
и
разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также
предплечья.
Очень
полезное
и
приятное
занятие,
великолепно
активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет
позитивное влияние на иммунитет.
- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
- Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики,
“ёжики”, “скалочки”, семена).
- Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки,
спички, мелкие игрушки).
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание,
плетение).
- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание
узоров).
- Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение
графических заданий, графический диктант).
- Игры в “сухом бассейне” ,наполненном мячиками разной величины или
цветными крышками:
* нахождение заданных предметов,
* угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
- Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):
сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
Таким образом, можно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с
такими
высшими
свойствами
сознания,
как
внимание,
мышление,
координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная
память, речь, способствуя интеллектуальному развитию ребенка.
В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное
отставание. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в
прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита
речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он
хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому-то в детских садах так
много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин,
лепке, аппликации и т. п.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая
жизнь
ребенка
потребует
использования
точных,
координированных
движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать
и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных
задач.