Напоминание

"Взаимосвязь мелкой моторики и интеллектуального развития дошкольника"


Автор: Сукманова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Пыщуг, Костромская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимосвязь мелкой моторики и интеллектуального развития дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимосвязь мелкой моторики и интеллектуального развития

дошкольника

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только

к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо

передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не

механически,

а

осмысленно.

Чтобы

помочь

детям

справиться

с

поставленными

задачами,

необходимо

своевременное

и

полноценное

формирование познавательных процессов.

Мелкая

моторика отвечает

не

только

за

речь,

но

также

позволяет развивать познавательные процессы, координацию в пространстве,

воображение, зрительную и двигательную память. Ученые давно пришли к

выводу

о

тесной

связи

руки

и

речи. Развитие движений

руки

способствует развитию речи. Это объясняется тем, что в двигательной

области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток

управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью.

Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью.

Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает

возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка

через тренировку тонких движений пальцев рук.

Мелкая

моторика

развивается естественным

образом,

начиная

с

младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится

хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку,

так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен

рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем

школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и

сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных

действий обеих рук.

Поэтому, развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка

две руки. Все упражнения необходимо дублировать: выполнять и правой, и

левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария

мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого

полушария. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, анализ,

изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество,

фантазию, восприятие искусства и музыки.

Сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук

повышает

работоспособность

ребенка,

его

внимание

и

умственную

активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Так,

пальчиковая гимнастика помогает ребенку при рисовании, письме, лепке,

любой игровой и бытовой деятельности. Вот почему работа по развитию

мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка.

Учеными доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью,

что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений

пальцев

являются

мощным

средством

повышения

работоспособности

головного мозга.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,

умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание,

связная речь.

Недостаточность

двигательных

средств,

несформированность психомоторики в целом, равно как и различные

нарушения речи, будут негативно сказываться на активности и характере

общения

и

двигательного

поведения

человека,

на

возможностях

осуществления многих видов деятельности, требующих определенного

уровня моторного и речевого развития.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться

задолго до поступления в школу. Педагоги, которые уделяют определенное

внимание упражнениям, играм, разнообразным заданиям на развитие мелкой

моторики и координации движений руки решают одновременно несколько

проблем:

- во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка,

-во-вторых, улучшают развитие речи детей,

-в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

Итак, формируя и совершенствуя мелкую моторику пальцев рук, мы

усложняем

строение

мозга, развиваем

психику

и

интеллект

ребенка.

Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы

и речевую функцию ребенка.

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной,

целенаправленной, необходимо следовать ряду требований:

-работа должна быть систематичной и постоянной;

-работа

должна

соответствовать

уровню общемоторного,

психического развития ребенка;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребенку радость.

Чтобы

содействовать развитию пальцев

рук

и

тем

же развивать

речь

ребенка, можно предложить детям следующие задания:

- Массаж — в классическом массаже используют четыре основных приёма:

поглаживание,

разминание,

растирание,

постукивание. Ежедневный

тщательный

массаж

кистей

рук:

мягкие

массирующие

движения

и

разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также

предплечья.

Очень

полезное

и

приятное

занятие,

великолепно

активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет

позитивное влияние на иммунитет.

- Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

- Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики,

“ёжики”, “скалочки”, семена).

- Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки,

спички, мелкие игрушки).

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

- Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание,

плетение).

- Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание

узоров).

- Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение

графических заданий, графический диктант).

- Игры в “сухом бассейне” ,наполненном мячиками разной величины или

цветными крышками:

* нахождение заданных предметов,

* угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

- Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):

сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.

Таким образом, можно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с

такими

высшими

свойствами

сознания,

как

внимание,

мышление,

координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная

память, речь, способствуя интеллектуальному развитию ребенка.

В настоящее время у большинства детей отмечается общее моторное

отставание. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в

прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита

речь. Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что он

хорошо управляется со своими руками. Вот поэтому-то в детских садах так

много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин,

лепке, аппликации и т. п.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая

жизнь

ребенка

потребует

использования

точных,

координированных

движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать

и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных

задач.



В раздел образования