Автор: Ефременкова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10" г. Иваново
Населённый пункт: Ивановская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие фонематического восприятия - один из первых важных этапов работы над формированием речи дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Развитие фонематического восприятия - один из первых важных этапов работы над
формированием речи дошкольников.
Формирование фонематического развития дошкольников-основа речевого развития.
Активное речевое развитие протекает в раннем возрасте и далеко не у всех детей оно соответствует
норме. Более того, таких малышей становится все больше. Любые неблагоприятные воздействия на
организм
ребенка в сензитивный для формирования речи период приводят к речевому
недоразвитию.
Ребенок с любой даже легкой патологией речевого развития встречается с большими трудностями в
школе, при обучении чтению и письму.
В процессе освоения навыков письма ребенок должен усвоить понятия о звуках и буквах, научиться
слышать и различать, определять последовательность и место каждого звука в слове, освоить
разные варианты начертания букв.
«Выпадение» любого из звеньев этой сложной психофизиологической структуры затрудняет
формирование навыков чтения и письма в норме, т.е. влечет за собою дисграфию и дислекцию;
пропуски, замены, перестановки, пропуски букв и добавление лишней при абсолютно сохраненном
физиологическом слухе и зрении.
Известный нейрофизиолог Л.Р.Лурия убедительно доказал, что нарушения фонематического
слуха и звуко-буквенного анализа связаны с нарушениями в деятельности левой височной области
коры головного мозга, отвечающей за аспект письма. Основная трудность при этом заключается в
восприятии близких по звучанию звуков (с-ц, ч-щ, в-ф, б-п, ж-ш и др.)
Проблема развития фонематического слуха, восприятия и памяти большое внимание уделяет Н.И.
Жинкин в своей работе «Механизмы речи»-М. 1959г.
Именно фонематический слух, по меткому выражению Н.И. Жинкина, осуществляет «слежение за
непрерывном потоком слогов».
Проблема развития фонематического восприятия достаточно освещена в специальной литературе в
трудах Т.Б. Филичевой, А.Н. Леонтьевой, но внимание обращено, главным образом, в работе с
детьми коррекционных групп детских садов.
К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает практически все грамматические
категории родного языка. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит
короткими, грамматически оформленными предложениями. Мы много внимания уделяем в этом
возрасте
расширению
(обогащению)
словаря,
звуковой
культуре
речи,
формированию
грамматического строя речи, не задумываясь зачастую о том, насколько ребенок понял нас,
расслышал ли наш вопрос, обращенный к нему.
Мы учим ребенка через игры слышать и слушать, ориентироваться в сложном и многозвучном мире.
В дошкольном возрасте мы обращаем внимание на фонематическое восприятие, т.к. у ребенка
ведущая игровая деятельность и он обучается посредством игры.
Используемая литература:
1.
Волкова Л.С. Логопедия-М., 1989.- стр.72
2.
Жинкин Н.И. Механизмы речи.-М.., 1959.-стр.63
3.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А, Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 1989-стр.42-47