Напоминание

Развитие фонематического восприятия - один из первых важных этапов работы над формированием речи дошкольников.


Автор: Ефременкова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 10" г. Иваново
Населённый пункт: Ивановская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие фонематического восприятия - один из первых важных этапов работы над формированием речи дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие фонематического восприятия - один из первых важных этапов работы над

формированием речи дошкольников.

Формирование фонематического развития дошкольников-основа речевого развития.

Активное речевое развитие протекает в раннем возрасте и далеко не у всех детей оно соответствует

норме. Более того, таких малышей становится все больше. Любые неблагоприятные воздействия на

организм

ребенка в сензитивный для формирования речи период приводят к речевому

недоразвитию.

Ребенок с любой даже легкой патологией речевого развития встречается с большими трудностями в

школе, при обучении чтению и письму.

В процессе освоения навыков письма ребенок должен усвоить понятия о звуках и буквах, научиться

слышать и различать, определять последовательность и место каждого звука в слове, освоить

разные варианты начертания букв.

«Выпадение» любого из звеньев этой сложной психофизиологической структуры затрудняет

формирование навыков чтения и письма в норме, т.е. влечет за собою дисграфию и дислекцию;

пропуски, замены, перестановки, пропуски букв и добавление лишней при абсолютно сохраненном

физиологическом слухе и зрении.

Известный нейрофизиолог Л.Р.Лурия убедительно доказал, что нарушения фонематического

слуха и звуко-буквенного анализа связаны с нарушениями в деятельности левой височной области

коры головного мозга, отвечающей за аспект письма. Основная трудность при этом заключается в

восприятии близких по звучанию звуков (с-ц, ч-щ, в-ф, б-п, ж-ш и др.)

Проблема развития фонематического слуха, восприятия и памяти большое внимание уделяет Н.И.

Жинкин в своей работе «Механизмы речи»-М. 1959г.

Именно фонематический слух, по меткому выражению Н.И. Жинкина, осуществляет «слежение за

непрерывном потоком слогов».

Проблема развития фонематического восприятия достаточно освещена в специальной литературе в

трудах Т.Б. Филичевой, А.Н. Леонтьевой, но внимание обращено, главным образом, в работе с

детьми коррекционных групп детских садов.

К трем годам при нормальном развитии ребенок осваивает практически все грамматические

категории родного языка. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит

короткими, грамматически оформленными предложениями. Мы много внимания уделяем в этом

возрасте

расширению

(обогащению)

словаря,

звуковой

культуре

речи,

формированию

грамматического строя речи, не задумываясь зачастую о том, насколько ребенок понял нас,

расслышал ли наш вопрос, обращенный к нему.

Мы учим ребенка через игры слышать и слушать, ориентироваться в сложном и многозвучном мире.

В дошкольном возрасте мы обращаем внимание на фонематическое восприятие, т.к. у ребенка

ведущая игровая деятельность и он обучается посредством игры.

Используемая литература:

1.

Волкова Л.С. Логопедия-М., 1989.- стр.72

2.

Жинкин Н.И. Механизмы речи.-М.., 1959.-стр.63

3.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А, Чиркина Г.В. Основы логопедии.-М., 1989-стр.42-47



В раздел образования