Напоминание

НУЖНО ЛИ ИЗУЧАТЬ СОВРЕМЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ В ШКОЛЕ?


Автор: Петров Роман Викторович
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа № 258
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: статья
Тема: НУЖНО ЛИ ИЗУЧАТЬ СОВРЕМЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ В ШКОЛЕ?
Раздел: среднее образование





Назад




Петров Роман Викторович ,

учитель русского и литературы,

Санкт Петербург

Статья НУЖНО ЛИ ИЗУЧАТЬ СОВРЕМЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ В

ШКОЛЕ?

Современная литература…Нужно ли знакомить старшеклассников с

ней? Безусловно.

Работая уже более тридцати лет в школе, всегда нахожусь в поиске тех

произведений, которые будут интересны ребятам. Ведь любая книга,

прочитанная самостоятельно или сообща, очень важна для подрастающего

поколения. Из книг можно взять что – то полезное, мудрое, по другому

посмотреть на мир, на своих одноклассников, проанализировать своё

поведение и сделать выводы.

Наша школьная программа по литературе рассчитана на изучение

творчества современных писателей середины 20 века. А как быть с теми,

которые живут и творят сейчас? Разве их творчество не нужно изучать?

Позволю себе с этим не согласиться. Нужно и надо изучать!

В 1908 году А.И. Куприн написал: «…Скоро снова явятся писатели, о

которых станет говорить мир». И он был прав. Вот и пришло то время,

когда… «явились» новые имена в литературе. Мы, учителя, должны о них

говорить, а учащиеся, должны их знать.

Огромную возможность познакомиться с произведениями современных

писателей мы имеем на уроках во внеурочное время (это элективы и

спецкурсы по предмету). Именно на этих занятиях я и знакомлю учащихся с

литературой современности.

Говоря об авторском «Я» в автобиографической литературе, о личном

взгляде на историю, предлагаю учащимся прочитать следующие книги:

- А.П. Чудаков «Ложится мгла на старые ступени».

- Н. Коржавин «В соблазнах кровавой эпохи».

- А. Терехов «Бабаев».

Рассмотреть

черты

современного

реализма

предлагаю

в

таких

произведениях:

- Л. Улицкая «Медея и её дети».

- А. Волос «Недвижимость».

- М. Вишневецкая «Вышел месяц из тумана».

- А. Дмитриев «Повесть о потерянном».

Герои военной прозы, кто они? Размышляя о цене человеческой жизни,

об агрессии и милосердии в человеке, предлагаю прочитать:

- О. Ермаков «Знак зверя».

- В. Астафьев «Прокляты и убиты».

- А. Азольский «Диверсант».

- В. Маканин «Кавказский пленный».

Литература в поисках «подлинной» истории. Мифологизация истории

прослеживается в таких произведениях, как:

- К. Булычев «Река Хронос» - от истока к устью.

- В. Пьецух «Государственное дитя».

- Е. Попов «Прекрасность жизни».

Знакомство с научно – фантастической литературой, фэнтези, утопией

и антиутопией прослеживаем по таким произведениям:

- А. Петрушевская «Новые Робинзоны».

- Т. Толстая «Кысь».

- Ю. Латынина «Ничья».

Как раскрывается образ преступника и сыщика в современном

детективе. Есть ли в сегодняшнем детективе муки совести? Об этом мы

узнаем, прочитав такие произведения, как:

- Б. Акунин «Внеклассное чтение».

- Д. Донцова «Приведение в кроссовках».

- А. Маринина «Стилист».

Конечно, это не вся современная литература. Говорить по этому поводу

можно много и долго, главное, чтобы учащимся было понятно то, о чём я

хочу с ними поговорить. И тем самым сподвигнуть их на анализ

прочитанных произведений.

Мы с Вами живём в 21 веке. Это век информационных технологий.

Подошел к компьютеру, нажал нужную кнопку и получил информацию. Но

разве этим можно заменить чтение книги? Нет. Книга – это мудрость

человечества, это банк опыта, который собирался веками. Поэтому польза

чтения очевидна. Читая, мы повышаем свой интеллект, развиваем память,

учимся анализировать полученную информацию, а потом применять её в

жизни.

Так нужно ли читать современную литературу? Нужно и необходимо.



В раздел образования