Автор: Петров Роман Викторович
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа № 258
Населённый пункт: Санкт-Петербург, г. Колпино
Наименование материала: статья
Тема: НУЖНО ЛИ ИЗУЧАТЬ СОВРЕМЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ В ШКОЛЕ?
Раздел: среднее образование
Петров Роман Викторович ,
учитель русского и литературы,
Санкт Петербург
Статья НУЖНО ЛИ ИЗУЧАТЬ СОВРЕМЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ В
ШКОЛЕ?
Современная литература…Нужно ли знакомить старшеклассников с
ней? Безусловно.
Работая уже более тридцати лет в школе, всегда нахожусь в поиске тех
произведений, которые будут интересны ребятам. Ведь любая книга,
прочитанная самостоятельно или сообща, очень важна для подрастающего
поколения. Из книг можно взять что – то полезное, мудрое, по другому
посмотреть на мир, на своих одноклассников, проанализировать своё
поведение и сделать выводы.
Наша школьная программа по литературе рассчитана на изучение
творчества современных писателей середины 20 века. А как быть с теми,
которые живут и творят сейчас? Разве их творчество не нужно изучать?
Позволю себе с этим не согласиться. Нужно и надо изучать!
В 1908 году А.И. Куприн написал: «…Скоро снова явятся писатели, о
которых станет говорить мир». И он был прав. Вот и пришло то время,
когда… «явились» новые имена в литературе. Мы, учителя, должны о них
говорить, а учащиеся, должны их знать.
Огромную возможность познакомиться с произведениями современных
писателей мы имеем на уроках во внеурочное время (это элективы и
спецкурсы по предмету). Именно на этих занятиях я и знакомлю учащихся с
литературой современности.
Говоря об авторском «Я» в автобиографической литературе, о личном
взгляде на историю, предлагаю учащимся прочитать следующие книги:
- А.П. Чудаков «Ложится мгла на старые ступени».
- Н. Коржавин «В соблазнах кровавой эпохи».
- А. Терехов «Бабаев».
Рассмотреть
черты
современного
реализма
предлагаю
в
таких
произведениях:
- Л. Улицкая «Медея и её дети».
- А. Волос «Недвижимость».
- М. Вишневецкая «Вышел месяц из тумана».
- А. Дмитриев «Повесть о потерянном».
Герои военной прозы, кто они? Размышляя о цене человеческой жизни,
об агрессии и милосердии в человеке, предлагаю прочитать:
- О. Ермаков «Знак зверя».
- В. Астафьев «Прокляты и убиты».
- А. Азольский «Диверсант».
- В. Маканин «Кавказский пленный».
Литература в поисках «подлинной» истории. Мифологизация истории
прослеживается в таких произведениях, как:
- К. Булычев «Река Хронос» - от истока к устью.
- В. Пьецух «Государственное дитя».
- Е. Попов «Прекрасность жизни».
Знакомство с научно – фантастической литературой, фэнтези, утопией
и антиутопией прослеживаем по таким произведениям:
- А. Петрушевская «Новые Робинзоны».
- Т. Толстая «Кысь».
- Ю. Латынина «Ничья».
Как раскрывается образ преступника и сыщика в современном
детективе. Есть ли в сегодняшнем детективе муки совести? Об этом мы
узнаем, прочитав такие произведения, как:
- Б. Акунин «Внеклассное чтение».
- Д. Донцова «Приведение в кроссовках».
- А. Маринина «Стилист».
Конечно, это не вся современная литература. Говорить по этому поводу
можно много и долго, главное, чтобы учащимся было понятно то, о чём я
хочу с ними поговорить. И тем самым сподвигнуть их на анализ
прочитанных произведений.
Мы с Вами живём в 21 веке. Это век информационных технологий.
Подошел к компьютеру, нажал нужную кнопку и получил информацию. Но
разве этим можно заменить чтение книги? Нет. Книга – это мудрость
человечества, это банк опыта, который собирался веками. Поэтому польза
чтения очевидна. Читая, мы повышаем свой интеллект, развиваем память,
учимся анализировать полученную информацию, а потом применять её в
жизни.
Так нужно ли читать современную литературу? Нужно и необходимо.