Автор: Субочева Анастасия Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №28 "Огонёк"
Населённый пункт: Бердск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Русская берёза – символ Родины моей
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ центр развития ребенка детский сад № 28 Огонек
Методическая разработка
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей
группе по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Русская берёза – символ Родины моей»
Данная методическая разработка будет полезна для педагогов
дополнительного образования и воспитателей ДОУ.
Цель: формирование гармонически – развитой личности, усвоившей
духовные ценности и традиции русского народа и имеющей сознательную и
нравственную позицию
Задачи:
выяснить, почему берёза является символом России;
расширять
кругозор,
развивать
творческие
возможности,
речь
учащихся, внимание, память, обогащать словарный запас;
воспитывать любовь к нашей Родине, культуры поведения в природе.
Методы и приемы:
1. Наглядные
2. Словесные.
3. Практические.
Предметно-развивающая среда:
Презентация по теме занятия, кисти,краски,бумага.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам хочу показать очень интересную
презентацию, хотите узнать про что она?
Ответы детей:
Но для начала вам нужно отгадать загадку.
Отгадав загадку, вы узнаете ,что же в этой презентации. Послушайте
внимательно.
Загадка:
Каждый день в белом платье ходит, а как весна наступает, зеленый платок
одевает. Осенью в золотом платке ходит. И как дерево называется (Береза)
Ответы детей:
Ознакомление с деревом. (Береза)
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам рассмотреть на слайде иллюстрации о
природе нашей Родины. Березка есть и на нашем участке. Показываю фото с
нашего участка. Это береза. У березы гладкий белый ствол с темными
черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза
дышит, а называются они «чечевички». Посмотрите и скажите, а внизу,
около земли, ствол березы какой?
Ответы детей: Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки
опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие
зелененькие листочки и плоды березы - длинные сережки. Ребята, как вы
думаете, береза любит солнце?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на
полянках, где много солнца.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрите в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица Родины моей.
Береза украшает наш город Бердск. Это красивое дерево. О ней написано
много стихов. Вот послушайте, что пишет поэт Токмакова И.
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и
другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу?
( Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовый сок?
Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень
вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные
любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают
гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и
называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев
– желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом.
Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит
нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица –
такими ласковыми словами называют березу. Еще ее называют символ –
России.
Физкультминутка:
Мы березку посадили, (Выпрямиться.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать.)
К солнцу ветки подняла,(Руки вверх.)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. (Поклоны головой.)
Показываю на слайде:
Про березу много пословиц, примет, загадок.
Приметы: из берез течет много сока – к дождливому лету;
Нет дерева белей на свете;
Летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.
Пословицы: сломать дерево – секунда, вырастить – года.
Загадки про березу.
1. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
2. Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза.)
3. Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза.)
4. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой. (Береза.)
5. Разбежались по опушке
В белых платьях подружки. (Березы)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали – это береза.
Игра «Узнай и назови»
Воспитатель задает вопросы детям, картинки отображаются на экране.
Какие части дерева вы знаете? (ствол, корни, ветки, листья, почки)
- Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет)
- Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)
- Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами)
- А какие ветки у березы? (длинные, тонкие)
- Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники)
- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе?
(Черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие)
-Какую пользу приносит береза (сок, лекарства, краска, дрова, мебель, лыжи,
корм для птиц)
-Какое дерево называют кудрявым (береза)
-Какое дерево называют русским (береза)
Воспитатель:
Ребята, а давайте с вами сейчас поиграем?
Игра «Покажи и назови части дерева».
Воспитатель показывает на экране корни, ствол, ветки, крону, листья, Затем
каждый ребенок самостоятельно показывает на картинке части дерева.
Игра «Плоды и листья».
Детям раздают карточки с изображением листьев деревьев и их плодов, по
заданию необходимо определить плоды и листья березы, соединить в пары.
Воспитатель: Ребята, а давайте нарисуем березу.
Предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть березку и нарисовать.
Воспитатель напоминает, что ствол березы – белый, с черными пятнами,
веточки напоминают дуги; наверху они короткие; чем ниже, тем длиннее.
Самостоятельная деятельность.
Рефлексия:
С каким деревом вы сегодня познакомились?
Что вы нового сегодня узнали о березе?
Какое дерево рисовали?
Что вам понравилось на занятии?