Автор: Мартынова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 18, город Салават
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Салават
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития посредством художественной
деятельности
Как развить творческие способности у детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития посредством изобразительной деятельности?
Данный вопрос у меня возник, когда я стала работать в коррекционной группе.
Проведя несколько занятие по рисованию, обратила внимание, что технические
навыки у ребят не сформированы: не знают, как набрать на кисть краску, как
вести ею по бумаге, как промыть и осушить кисть, нажим при рисовании
карандашом слабый, неравномерное закрашивание, отсутствие в работе живости
воображения, нет единого сюжета. Причина, у детей с задержкой психического
развития отмечается недостаточная сформированность навыков рисования.
Технические умения и навыки не соответствуют показателям возрастного
развития.
Таким образом, учитывая психологические особенности детей с ЗПР, я
поставила
перед
собой
задачи
в
обучении
навыкам
изобразительной
деятельности:
формировать умение правильно передавать свои впечатления от
окружающей действительности в процессе изображения конкретных
предметов и явлений;
продолжать
знакомить
детей
с
различными
техниками
нетрадиционного рисования; учить применять усвоенные способы в
изобразительной деятельности;
вызвать интерес к различным изобразительным материалам и
желание использовать их в своей деятельности;
воспитывать
у
детей
с
ЗПР
адекватную
самооценку
своих
способностей, уверенность в своих возможностях.
Ориентируясь на современные психолого-педагогические требования к
образованию детей дошкольного возраста с ЗПР приоритетным направлением
моей работы, стало развитие творческих
способностей детей с ЗПР путем
использования различных техник и материалов в рисовании.
Постепенно от занятия к занятию, я учила их правильным способам
действия, формируя тем самым технические навыки и умения у детей.
Продумывая занятие, подбирала тот материал в каком изображение
предмета, было особенно выразительно, интересно, красиво, что доставляла
детям и окружающим эстетическое удовольствие.
Для
развития
технических
навыков
и
изобразительных
действий
разработала систему
занятий с
использованием нетрадиционных
техник
рисования. Дети знакомились с новыми способами изображения: кляксографией,
монотипия, ниткография, пластилинография и т. д.
Используя различные,
доступные их возрасту нетрадиционные технологии для самовыражения, дало
возможность им, не испытывать чувство неудовлетворённости, неловкости,
дискомфорта при сравнении своих работ с работами более способных детей.
Овладение детьми с ЗПР нетрадиционными техниками изображения
доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом
специфики
деятельности,
возраста
детей
и
их
возможностей.
Они
с
удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети
смело берутся за художественные материалы, ребят не пугает их многообразие и
перспектива самостоятельного выбора. Они получают огромное удовольствие от
процесса выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное
действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они
его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая
внимание взрослого к своим достижениям. В процессе работы раскрываются и
развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или
иной мере свойственны всем детям.
Разнообразие технических средств и приемов выполнения изображений я
считаю непременным условием создания выразительных, интересных рисунков.
В ходе обучения детей знакомили с приемами работы гуашью, акварелью,
углем, сангиной, учили чувствовать особые выразительные свойства каждого
материала. Особый интерес у детей вызывали занятия, на которых они работали
в смешанных техниках, выполняли обрывные аппликации, рисовали по мокрому
слою и т.п.
Дети учились рисовать акварелью на влажной бумаге, которую они сами
научились смачивать ватным тампоном. Мягко растекающаяся краска позволяет
передать плавные оттенки одного цвета, а при использовании разных цветов –
мягкие переходы одного цвета в другой.
Применяя нетрадиционных техник и материалов в рисовании, обеспечило
положительную динамику качественных показателей достижений детей в
художественном творчестве. Повысился уровень познавательной активности к
окружающему миру, уровень проявления творчества и самостоятельности при
выполнении
работы.
Работы
детей
стали
значительнее
интереснее,
содержательнее, идеи и замыслы богаче, интерес к занятиям рисования выше,
дети стали более уверенными в себе.