Автор: Вяткина Наталья Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №161 "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: сталья
Тема: "Эффективность использования гаджетов в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №161»
«Эффективность использования гаджетов
в работе с детьми в ДОУ»
Подготовил и выполнил:
воспитатель Вяткина Н.А.
г. Кемерово, 2022г.
Гаджет (англ. gadget – принадлежность) – техническое приспособление (в т. ч.
с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью, но
ограниченными возможностями (специализация).
Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные
устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить
ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать
такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.
Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность
новым содержанием, а не заменяют ее.
Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо
с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают
осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с
гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.
Педагоги активно внедряют информационные технологии на всех уровнях
образования. В детском саду воспитатели и специалисты используют интерактивные
доски и мультимедийные презентации. Игровые моменты, персонажи, графика,
анимация, звук и видеоматериалы обогащают детскую деятельность, помогают
воспитанникам усваивать новый материал.
Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет
повысить его качество.
Согласно ФГОС ДО принцип индивидуализации является основополагающим.
Поэтому в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации
дошкольного образования.
Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности
можно по-разному. Прежде всего предоставить детям возможность самостоятельно
искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой
деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к
которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это
создает вариативную образовательную информационную среду в ДОО.
Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных
устройствах.
Причины использовать гаджеты в работе с детьми:
Вы научите воспитанников использовать гаджеты правильно.
Сможете
активизировать
самостоятельную
познавательно-
исследовательскую деятельность детей.
Наглядно покажете коллегам и родителям, что гаджеты развивают
детей, формируют новые навыки и умения.
Создадите условия для совместной деятельности детей и родителей
в новом формате.
Дошкольники
получат
положительные
эмоции,
научатся
самостоятельно
находить
нужную
информацию
с
помощью
разных
электронных устройств.
ФОТОАППАРАТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:
• сохранять
информацию
из
разных
источников
(со
страниц
книг,
иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);
• фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и
события;
• проводить длительные наблюдения;
• фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.
Детское
фотографирование –
способ
использования
фотоаппарата
в
образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста.
Этот процесс положительно влияет на дошкольников: вызывает у них яркие эмоции;
• развивает познавательную активность;
• создает условия для рефлексии;
• формирует способность выделять личностно значимые объекты в
окружающем пространстве;
• служит средством самоопределения в мире интересов.
Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития
любого процесса: сезонные изменения, рост растений и т. д. Ребенок снимает
интересующий объект с определенной периодичностью с одного и того же ракурса.
По фотографиям длительного наблюдения он делает вывод о происходящих
изменениях, выделяет характерные особенности исследуемого объекта.
Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-
исследовательской
деятельности.
Сделанный
фоторепортаж
позволит
проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат. На основе
этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-
экспериментальной деятельности.
Детское
фотографирование
позволяет
дошкольникам
выразить
себя,
а
педагогу – создать благоприятные условия для реализации личностного потенциала
каждого
воспитанника.
Кроме
того, анализ
продуктов
детского
фотографирования помогает определить область интересов воспитанников.
Фотографии,
которые делают
дети,
отличаются по
трем
параметрам:
тематикой, дистанцией и способами фотографирования. Например, если ребенок
интересуется
растительным
миром,
то
на
большей
части
его
фотографий
обязательно присутствуют растения: комнатные цветы, трава, кустарники, деревья и
все, что с ними связано (иллюстрации из энциклопедий, дневника наблюдений за
рассадой, схемы роста и развития).
Важную информацию дает беседа по фотографиям:
• Что ты фотографировал?
• Почему сфотографировал именно это?
• Как у тебя получилась эта фотография?
Чем отличается данная
фотография от других?
Ответы детей отражают их внутреннее намерение сделать определенный кадр,
что демонстрирует заинтересованность в той или иной области познания.
Сопоставляя ответы ребенка и характер фоторепортажа, педагог определяет общую
направленность его интереса.
Анализируя фотографии, сделанные детьми, педагог разделяет их по
интересам:
• мир живой природы;
• мир неживой природы;
• рукотворный мир;
• социальный мир.
Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности) характеризует
объем интересов в конкретной области. По определенным показателям педагог
выделяет ведущий интерес дошкольника. Табличные формы для анализа продуктов
детского фотографирования представлены в приложении 1.
При просмотре фотографий педагог определяет дистанцию фотографирования
для разных детей: от очень близкой до панорамной съемки. Характер фотографий
отражает личностную дистанцию ребенка во взаимодействии с окружающими. Об
углубленном интересе свидетельствуют сокращение дистанции, фокусировка на
выбранном объекте.
Часть детей изучают фотоаппарат и экспериментируют с возможностями
устройства. Об этом говорят фотографии с неясными изображениями. В ходе беседы
педагог выясняет, что ребенок пытался фотографировать объекты в движении или
делал фотографии различных поверхностей, пробуя микросъемку.
Таким образом, обобщение и обсуждение с воспитанником продуктов его
деятельности дают возможность педагогу понять направленность и глубину его
интересов и определить индивидуальную траекторию развития.
ДИКТОФОН ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее
эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют
планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.
Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать
интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и
опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы
сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на
вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать
четкие ответы, высказывать собственные суждения.
Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают
слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет
дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у
них адекватную самооценку.
Дети могут исследовать звуковое окружение (как журчит вода, шумит листва,
поют птицы и т. д.) и фиксировать с помощью диктофона результаты наблюдений
или опытов. Возможность использовать аудиозаписи неоднократно позволяет им
делиться опытом с окружающими, возвращаться к исследованию, углублять знания.
Веб-квест (в переводе с английского языка «Веб» (Wеb) – «сеть», «квест»
(Quest) – «путешествие») – продолжительный, целенаправленный поиск, который
связан с приключениями или игрой. Технологию веб-квеста разработал Берни Додж,
профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего
(США).
НОУТБУК, ПЛАНШЕТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом
режиме,
организовать
коллективный
или
индивидуальный
просмотр
видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест.
Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google»,
которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку
достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети
Интернет в режиме реального времени. Дошкольники, которые не умеют набирать
текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные
интересы.
Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у
ребенка умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ.
Образовательные веб-квесты – способ организации совместной деятельности
детей и родителей. Это проблемное задание c элементами ролевой игры, для
выполнения которого используются ресурсы сети Интернет. В ходе веб-квеста
ребенок совместно с родителями ищет, анализирует и обобщает полученную
информацию. Чтобы разработать веб-квест, педагог создает отдельный сайт с
помощью бесплатных конструкторов или презентацию в программе PowerPoint.
Обязательные элементы веб-квеста:
• мотивирующая информация;
• проблемное задание;
• роли и соответствующие маршруты;
• ссылки на интернет-ресурсы;
• результаты и способы их презентации.
Мотивирующая информация – обращение к участникам веб-квеста –
размещается на центральной страничке (первом слайде). Она может сопровождаться
мультфильмом, слайд-шоу, приветствием сказочных персонажей.
Проблемное задание подбирается в соответствии с возрастом воспитанников.
Например, задание по теме «Птицы» для детей среднего возраста: «Есть птицы
домашние, а есть дикие. О домашних заботится птичница, о диких – лесник. Решили
они своих птиц накормить. Как вы думаете, кто быстрее накормит их?»
Роли, от лица которых дети выполняют проблемное задание, педагог
подбирает также в соответствии с их возрастом. Например, для старшего
дошкольного возраста – реалистичные роли (фотограф, ученый, турист); для
младшего дошкольного возраста – игровые (утенок, цыпленок).
В соответствии с выбранными ролями дошкольники вместе с родителями
ищут ответ на поставленный в проблемном задании вопрос. Каждый ребенок
проходит по своему информационному маршруту, знакомится с новыми сайтами.
При этом педагог должен обеспечить безопасность информационного пространства,
использовать
качественные
интернет-ресурсы:
реалистичные
изображения,
познавательные
видеоролики,
материалы,
имеющие
художественную
и
познавательную ценность.
Результаты прохождения веб-квеста педагог проектирует заранее. Это может
быть распечатанная информация, которая заинтересовала ребенка, набор картинок,
рисунок, поделки и т. д.
Таким образом, какой бы путь ни выбрал ребенок в процессе путешествия по
сети Интернет, он найдет ответ на поставленный проблемный вопрос и значимую
для него информацию.
С
помощью
технологии
веб-квеста
педагог
создает
условия
для
самовыражения каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
У детей появляется желание обменяться впечатлениями и новой интересной
информацией друг с другом. Кроме того, это способ вовлечь родителей в
образовательную деятельность для решения задач образовательной программы
ДОО.
СПОСОБЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГАДЖЕТОВ В ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Гаджет
Способ использования
Продукт детской деятельности
Результат
Фотоаппарат
Фиксация
личностно
значимой информации
Фоторепортажи:
«Что есть интересного в нашей
группе»;
«Удивительное на прогулке»;
«Самые
интересные
страницы
книги»; «Бывает же такое, или
Удивительный Интернет»
Определены
интересы
ребенка.
Созданы
условия
для
самовыражения
в
интересующей
его
области познания
Долговременные
наблюдения
Фоторепортажи:
«Как мы растили рассаду»;
«День
за
днем
–
сезонные
изменения»
(живая
природа,
неживая природа, одежда человека
и т. д.)
Фиксация
этапов
познавательно-
исследовательской
деятельности
Фоторепортаж «До и после»; кейс-
ситуации «Что будет, если..?»;
алгоритмы проведения опытов
Поиск
и
фиксация
необходимой
информации
Банк
фотографий
реальных
событий,
фрагментов
из
книг,
изображений
с
монитора
компьютера
Диктофон
Интервью
Аудиорепортажи:
«Что бы ты сделал с… (предмет
или материал)?»; «Как поздравить
маму с праздником?» и др.
Созданы условия для
проявления
детьми
коммуникативной
активности
Фиксация
результатов
наблюдений и опытов
Аудиорепортажи:
«Каким стало
солнце в начале
зимы?»; «Что под снегом?» и др.
Поиск
и
фиксация
необходимой
информации
Банк
аудиозаписей
с
ответами
взрослых и детей по интересующей
теме; аудиоспектакли
Ноутбук,
планшет
Веб-квесты
(совместно
со взрослыми). Просмотр
видеоматериалов
по
интересующей
теме.
Поиск
необходимой
информации в голосовом
режиме
Индивидуальные
проекты,
рассказы детей, книжки-малышки
и др.
Ребенок сам выбирает
темы
для
исследований.
В
процессе
обмена
информацией
с
окружающими
систематизируются
представления детей по
интересующей их теме