Напоминание

"Эффективность использования гаджетов в ДОУ"


Автор: Вяткина Наталья Аркадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №161 "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: сталья
Тема: "Эффективность использования гаджетов в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №161»

«Эффективность использования гаджетов

в работе с детьми в ДОУ»

Подготовил и выполнил:

воспитатель Вяткина Н.А.

г. Кемерово, 2022г.

Гаджет (англ. gadget – принадлежность) – техническое приспособление (в т. ч.

с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью, но

ограниченными возможностями (специализация).

Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные

устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить

ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать

такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.

Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность

новым содержанием, а не заменяют ее.

Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо

с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают

осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с

гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.

Педагоги активно внедряют информационные технологии на всех уровнях

образования. В детском саду воспитатели и специалисты используют интерактивные

доски и мультимедийные презентации. Игровые моменты, персонажи, графика,

анимация, звук и видеоматериалы обогащают детскую деятельность, помогают

воспитанникам усваивать новый материал.

Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет

повысить его качество.

Согласно ФГОС ДО принцип индивидуализации является основополагающим.

Поэтому в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации

дошкольного образования.

Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности

можно по-разному. Прежде всего предоставить детям возможность самостоятельно

искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой

деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к

которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это

создает вариативную образовательную информационную среду в ДОО.

Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных

устройствах.

Причины использовать гаджеты в работе с детьми:

Вы научите воспитанников использовать гаджеты правильно.

Сможете

активизировать

самостоятельную

познавательно-

исследовательскую деятельность детей.

Наглядно покажете коллегам и родителям, что гаджеты развивают

детей, формируют новые навыки и умения.

Создадите условия для совместной деятельности детей и родителей

в новом формате.

Дошкольники

получат

положительные

эмоции,

научатся

самостоятельно

находить

нужную

информацию

с

помощью

разных

электронных устройств.

ФОТОАППАРАТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:

• сохранять

информацию

из

разных

источников

(со

страниц

книг,

иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);

• фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и

события;

• проводить длительные наблюдения;

• фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.

Детское

фотографирование –

способ

использования

фотоаппарата

в

образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста.

Этот процесс положительно влияет на дошкольников: вызывает у них яркие эмоции;

• развивает познавательную активность;

• создает условия для рефлексии;

• формирует способность выделять личностно значимые объекты в

окружающем пространстве;

• служит средством самоопределения в мире интересов.

Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития

любого процесса: сезонные изменения, рост растений и т. д. Ребенок снимает

интересующий объект с определенной периодичностью с одного и того же ракурса.

По фотографиям длительного наблюдения он делает вывод о происходящих

изменениях, выделяет характерные особенности исследуемого объекта.

Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-

исследовательской

деятельности.

Сделанный

фоторепортаж

позволит

проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат. На основе

этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-

экспериментальной деятельности.

Детское

фотографирование

позволяет

дошкольникам

выразить

себя,

а

педагогу – создать благоприятные условия для реализации личностного потенциала

каждого

воспитанника.

Кроме

того, анализ

продуктов

детского

фотографирования помогает определить область интересов воспитанников.

Фотографии,

которые делают

дети,

отличаются по

трем

параметрам:

тематикой, дистанцией и способами фотографирования. Например, если ребенок

интересуется

растительным

миром,

то

на

большей

части

его

фотографий

обязательно присутствуют растения: комнатные цветы, трава, кустарники, деревья и

все, что с ними связано (иллюстрации из энциклопедий, дневника наблюдений за

рассадой, схемы роста и развития).

Важную информацию дает беседа по фотографиям:

• Что ты фотографировал?

• Почему сфотографировал именно это?

• Как у тебя получилась эта фотография?

Чем отличается данная

фотография от других?

Ответы детей отражают их внутреннее намерение сделать определенный кадр,

что демонстрирует заинтересованность в той или иной области познания.

Сопоставляя ответы ребенка и характер фоторепортажа, педагог определяет общую

направленность его интереса.

Анализируя фотографии, сделанные детьми, педагог разделяет их по

интересам:

• мир живой природы;

• мир неживой природы;

• рукотворный мир;

• социальный мир.

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности) характеризует

объем интересов в конкретной области. По определенным показателям педагог

выделяет ведущий интерес дошкольника. Табличные формы для анализа продуктов

детского фотографирования представлены в приложении 1.

При просмотре фотографий педагог определяет дистанцию фотографирования

для разных детей: от очень близкой до панорамной съемки. Характер фотографий

отражает личностную дистанцию ребенка во взаимодействии с окружающими. Об

углубленном интересе свидетельствуют сокращение дистанции, фокусировка на

выбранном объекте.

Часть детей изучают фотоаппарат и экспериментируют с возможностями

устройства. Об этом говорят фотографии с неясными изображениями. В ходе беседы

педагог выясняет, что ребенок пытался фотографировать объекты в движении или

делал фотографии различных поверхностей, пробуя микросъемку.

Таким образом, обобщение и обсуждение с воспитанником продуктов его

деятельности дают возможность педагогу понять направленность и глубину его

интересов и определить индивидуальную траекторию развития.

ДИКТОФОН ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее

эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют

планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.

Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать

интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и

опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы

сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на

вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать

четкие ответы, высказывать собственные суждения.

Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают

слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет

дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у

них адекватную самооценку.

Дети могут исследовать звуковое окружение (как журчит вода, шумит листва,

поют птицы и т. д.) и фиксировать с помощью диктофона результаты наблюдений

или опытов. Возможность использовать аудиозаписи неоднократно позволяет им

делиться опытом с окружающими, возвращаться к исследованию, углублять знания.

Веб-квест (в переводе с английского языка «Веб» (Wеb) – «сеть», «квест»

(Quest) – «путешествие») – продолжительный, целенаправленный поиск, который

связан с приключениями или игрой. Технологию веб-квеста разработал Берни Додж,

профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего

(США).

НОУТБУК, ПЛАНШЕТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом

режиме,

организовать

коллективный

или

индивидуальный

просмотр

видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест.

Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google»,

которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку

достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети

Интернет в режиме реального времени. Дошкольники, которые не умеют набирать

текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные

интересы.

Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у

ребенка умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ.

Образовательные веб-квесты – способ организации совместной деятельности

детей и родителей. Это проблемное задание c элементами ролевой игры, для

выполнения которого используются ресурсы сети Интернет. В ходе веб-квеста

ребенок совместно с родителями ищет, анализирует и обобщает полученную

информацию. Чтобы разработать веб-квест, педагог создает отдельный сайт с

помощью бесплатных конструкторов или презентацию в программе PowerPoint.

Обязательные элементы веб-квеста:

• мотивирующая информация;

• проблемное задание;

• роли и соответствующие маршруты;

• ссылки на интернет-ресурсы;

• результаты и способы их презентации.

Мотивирующая информация – обращение к участникам веб-квеста –

размещается на центральной страничке (первом слайде). Она может сопровождаться

мультфильмом, слайд-шоу, приветствием сказочных персонажей.

Проблемное задание подбирается в соответствии с возрастом воспитанников.

Например, задание по теме «Птицы» для детей среднего возраста: «Есть птицы

домашние, а есть дикие. О домашних заботится птичница, о диких – лесник. Решили

они своих птиц накормить. Как вы думаете, кто быстрее накормит их?»

Роли, от лица которых дети выполняют проблемное задание, педагог

подбирает также в соответствии с их возрастом. Например, для старшего

дошкольного возраста – реалистичные роли (фотограф, ученый, турист); для

младшего дошкольного возраста – игровые (утенок, цыпленок).

В соответствии с выбранными ролями дошкольники вместе с родителями

ищут ответ на поставленный в проблемном задании вопрос. Каждый ребенок

проходит по своему информационному маршруту, знакомится с новыми сайтами.

При этом педагог должен обеспечить безопасность информационного пространства,

использовать

качественные

интернет-ресурсы:

реалистичные

изображения,

познавательные

видеоролики,

материалы,

имеющие

художественную

и

познавательную ценность.

Результаты прохождения веб-квеста педагог проектирует заранее. Это может

быть распечатанная информация, которая заинтересовала ребенка, набор картинок,

рисунок, поделки и т. д.

Таким образом, какой бы путь ни выбрал ребенок в процессе путешествия по

сети Интернет, он найдет ответ на поставленный проблемный вопрос и значимую

для него информацию.

С

помощью

технологии

веб-квеста

педагог

создает

условия

для

самовыражения каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.

У детей появляется желание обменяться впечатлениями и новой интересной

информацией друг с другом. Кроме того, это способ вовлечь родителей в

образовательную деятельность для решения задач образовательной программы

ДОО.

СПОСОБЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ГАДЖЕТОВ В ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гаджет

Способ использования

Продукт детской деятельности

Результат

Фотоаппарат

Фиксация

личностно

значимой информации

Фоторепортажи:

«Что есть интересного в нашей

группе»;

«Удивительное на прогулке»;

«Самые

интересные

страницы

книги»; «Бывает же такое, или

Удивительный Интернет»

Определены

интересы

ребенка.

Созданы

условия

для

самовыражения

в

интересующей

его

области познания

Долговременные

наблюдения

Фоторепортажи:

«Как мы растили рассаду»;

«День

за

днем

сезонные

изменения»

(живая

природа,

неживая природа, одежда человека

и т. д.)

Фиксация

этапов

познавательно-

исследовательской

деятельности

Фоторепортаж «До и после»; кейс-

ситуации «Что будет, если..?»;

алгоритмы проведения опытов

Поиск

и

фиксация

необходимой

информации

Банк

фотографий

реальных

событий,

фрагментов

из

книг,

изображений

с

монитора

компьютера

Диктофон

Интервью

Аудиорепортажи:

«Что бы ты сделал с… (предмет

или материал)?»; «Как поздравить

маму с праздником?» и др.

Созданы условия для

проявления

детьми

коммуникативной

активности

Фиксация

результатов

наблюдений и опытов

Аудиорепортажи:

«Каким стало

солнце в начале

зимы?»; «Что под снегом?» и др.

Поиск

и

фиксация

необходимой

информации

Банк

аудиозаписей

с

ответами

взрослых и детей по интересующей

теме; аудиоспектакли

Ноутбук,

планшет

Веб-квесты

(совместно

со взрослыми). Просмотр

видеоматериалов

по

интересующей

теме.

Поиск

необходимой

информации в голосовом

режиме

Индивидуальные

проекты,

рассказы детей, книжки-малышки

и др.

Ребенок сам выбирает

темы

для

исследований.

В

процессе

обмена

информацией

с

окружающими

систематизируются

представления детей по

интересующей их теме



В раздел образования