Напоминание

Социально-бытовая адаптация детей с нарушениями слуха


Автор: Прохорова Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ школа-интернат г. Долинска
Населённый пункт: Сахалинская область
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта работы
Тема: Социально-бытовая адаптация детей с нарушениями слуха
Раздел: среднее образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ Г.ДОЛИНСКА САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Обобщение педагогического опыта работы на тему:

«Социально-бытовая адаптация детей с нарушениями слуха

на занятиях бытового труда»

Воспитатель: Прохорова Н.А.

2022 г.

Актуальность темы:

Практические и научные исследования свидетельствуют о том, что

многие

выпускники

детских

домов

и

школ-интернатов

недостаточно

подготовлены

к

выбору

своего

жизненного

пути,

отличаются

неприспособленностью

к

самостоятельно

жизни,

низкой

социальной

ответственностью.

Выпуск из школы-интерната – ответственный, сложный момент для

молодого человека. Часто выпускники этих учреждений оказываются в

незнакомых им городах, их социальные связи рвутся, значимые для них люди

остаются в прошлом, ориентиры на будущее размыты или отсутствуют,

должного опыта социальной адаптации, и общения с новыми людьми нет.

Выпускники школ-интернатов для детей с нарушением слуха из-за языкового

барьера достаточно изолированы от общества, у них другой образ жизни, и

они не знают, как пойти в сберкассу, к врачу, написать письмо, вести бюджет

и других, казалось бы, элементарных вещей. Они не приучены думать о

завтрашнем дне, получив деньги, они сразу их тратят.

Поэтому основной воспитательной целью школ-интернатов – это

подготовка

обучающихся

детей,

к

самостоятельному

проживанию

в

современном

обществе.

Именно

школа-интернат

может

и

должна

подготовить ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни в государстве и

обществе.

Основной целью моей работы является:

Цель: создание условий для эффективного формирования у детей с

ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых представлений

и навыков, необходимых для их подготовки и успешной адаптации в социум.

Для достижения этих целевых ориентиров я определила следующие

воспитательные задачи:

Задачи:

1.

Формирование

навыков

самообслуживания

и

элементарного

жизнеобеспечения;

2.

Формирование навыков трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой труд,

ручной труд, труд в природе, самообслуживание);

3.

Формирование

навыков

коммуникации

разнообразных

формах

ее

проявления);

4.

Формирование доступных навыков и представлений о правилах поведения в

обществе, способах социального взаимодействия с окружающим миром.

Работа в обучающимися строится на следующих принципах:

1.

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к

сложным.

2.

Принцип наглядности. Выражается в том, что у детей более развито

наглядно-образное мышление, представление и действие с предметами.

3.

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в

воспитательный процесс.

4.

Связь обучения с жизнью: применение знаний и умений на практике.

5.

Систематичности и последовательности: весь материал преподносится в

определенной последовательности для прочного освоения обучающимися.

6.

Воспитывающей и развивающей направленности обучения.

7.

Коррекция в обучении.

8.

Индивидуального и дифференцированного подхода.

9.

Прочности знаний, умений и навыков.

В данной работе использую современные технологии:

Личностно-ориентированное

обучение:

технология

сотрудничества

(обучение в малых группах);

Технология взаимодействия между обучающимися;

Информационно-коммуникативные технологии;

Здоровьесберегающие технологии.

Условия проведения внеклассных занятий:

1.

Создание

эмоционально-положительной

атмосферы

на

занятиях,

расположения школьника к себе;

2.

Создание пространства общения;

3.

Вариативность – разнообразие форм взаимодействия, материалов, игр,

пособий, приемов и методов организации развивающей работы;

4.

Подбор посильных занятий для детей;

5.

Использование инновационных технологий;

6.

Отсутствие негативных оценок со стороны педагога, бережное отношение к

результату деятельности ребенка.

Методы и приемы: беседа, вопрос – ответ, пояснение, напоминание,

разыгрывание по ролям, демонстрация, моделирование, оставление диалога,

упражнения, задания – соревнования, составление диалога по картинкам и

иллюстрациям,

дидактические

методы

(прием

сравнения

натуральных

объектов,

рассматривание

иллюстраций,

рисунков,

метод

аналогий),

использование сети Интернет, видеосюжетов, презентаций и т.д.).

Формы

работы:

регламентированная

деятельность,

современная

деятельность, самостоятельная деятельность детей, работа в парах.

Виды наглядности:

таблички

натуральная посуда, одежда и т.д.

символическая (условные изображения)

графическая (бланки квитанций, таблицы и т.д.).

Современный педагог О.А. Казанский в своей книге «Педагогика как

любовьт» говорит, что «Ученье – это ступеньки к счастью, их нельзя

перепрыгнуть, но по ним надо идти».

Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к

сожалению, иногда вниз. И надо сделать все для того, чтобы наши

воспитанники шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот

счастлив, кто успешен. Чтобы человеку чему-то научиться в жизни,

необходим определенный опыт. Поэтому перед нашими ребятами, для

успешной интеграции в социум, нужно ставить такие жизненные ситуации, с

которыми придется самостоятельно столкнуть и принять решение.

Школа-интернат

для

наших

детей

является

основной

моделью

социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит

приобретение

социального

опыта

детьми,

основ

человеческих

взаимоотношений,

умений

и

навыков

обеспечения

личной

жизни

и

деятельности.

Одной из важнейших задач в работе воспитателя школы-интернат по

праву считается социальная реабилитация учащихся. Она направлена на

максимально возможную интеграцию ребят в общество, предполагает их

социальную защиту, восстановление и компенсацию нарушений функций

организма и утраченных связей с социумом.

Цель обучения и воспитания

– приспособление обучающихся к

требованиям, предъявляемым им социумом. Данная цель универсальна и не

меняется в зависимости от возраста обучающегося или уровня его

образованности. Чем выше уровень образованности, тем успешно прошло

обучение.

Задачей обучения

является создание исходной базы, состоящего из

определенного набора знаний, учебных и внеучебных умений и навыков,

которые обеспечат процесс развития личности, способной самообучиться и

самоадаптироваться

на

более

поздних

возрастных

этапах.

Обучение

деятельности, причем, самостоятельной деятельности, предполагает высокую

активность ребенка.

На

внеклассных

занятиях

бытового

труда

у

детей

формируется

мировоззрение,

моральные

качества,

корректируется

познавательная

деятельность, воспитывается воля и характер, коллективизм, трудолюбие,

дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность, развивается речь

учащихся. Принцип речевой коммуникации в речевом развитии у детей

пронизывает всю работу в школе для детей с нарушением слуха, на занятиях

бытового труда, реализуются социально-бытовая, речевая реабилитация и

адаптация глухого ребенка. Формируется система понятий. Система понятий

формируется трудно и медленно. Учащиеся 7-8 класса еще недостаточно

пользуются обучающими понятиями (посуда, мебель, бытовая техника), а

заменяют их предметными понятиями (стол, стул, тарелка, ложка) или

промежуточными обобщениями. В процессе практической деятельности,

приобретаемые в словесной форме знания, постепенно формируются в

систему понятий. Под относительными понятиями подразумеваются такие

понятия, которые дают оценку состояния, величины или качества какого-

либо объекта по отношению к другому (большой, больше, короче, сверху,

сбоку,

несколько).

Умение

правильно

пользоваться

обобщающими

понятиями является залогом успеха в развитии познавательной деятельности

на занятиях бытового труда.

Развитие речи глухого ребенка – сложный психический процесс, который

не сводится к количественному увеличению словаря, типов фраз. Организуя

изготовление или приготовление детьми какого-либо блюда и т.п., педагог

стремится сообщить ребятам новые слова, ввести в их речь новые

выражения. Так например, занятие по приготовлению пиццы, воспитатель

знакомит с технологией и рецептурой приготовления пиццы, развивает

творческие

способности

детей,

воспитывает

бережливость,

самостоятельность,

учит

аккуратно

и

быстро

работать.

Использует

наглядный материал: плакат с видами пиццы, таблички, кулинарные книги,

знакомит с техникой безопасности, ребята учатся работать коллективно. Но

этот положительный факт может не иметь нужного результат, если речь как

бы «прилагается» к совместной деятельности и не является средством

организации работы детей.

Речь – это не общение во время труда, а общение для труда. Без

реализации этого положения вся работа по расширению, обогащению речи

детей оказывается безрезультатной, поскольку она не приводит учащихся к

умению пользоваться словесной речью в жизни в общении со слышащими.

Большое

значение

для

достижения

результата

имеет

организация

полноценной речевой среды на занятиях бытовым трудом. Необходимо

поддерживать любое желание ученика, любую попытку, общаться на основе

словесной речи, побуждать пользоваться ею в общении. Такая организация

работы на занятиях бытовым трудом расширяет речевую практику детей,

способствует более быстрому и качественному усвоению языка.

У школьников воспитывается речевое поведение, которое является

специфической неотъемлемой частью поведения в целом. Речевое поведение

выражается в речевой активности, в желании и умении вступать в контакт с

окружающими, воспринимать и обмениваться информацией. Для воспитания

речевого поведения необходимо методически правильно выстраивать занятия

бытовым трудом. На этих занятиях воспитывается потребность в словесной

речи. Этот факт необходимо учитывать при планировании работы на

занятиях бытового труда (например, отчет о проведенном действии и о всей

работе: составление заявок и плана изготовления изделий). Условия данного

занятия позволяют закреплять, отрабатывать умения, полученные на других

занятиях

и

уроках.

Занятия

бытовым

трудом

играют

и

создают

благоприятные

условия

для

обучения

их

разговорной

речи,

здесь

закладываются основы диалогической и монологической речи. На занятиях

педагогом

организуется

словесное

общение

детей

по

поводу

их

деятельности. Здесь каждое слово, фраза не «прикладывается» к бытовой

деятельности ребят (приготовление пиццы, уход за одеждой), а организует

работу учащихся. Без речи оказывается невозможна работа коллектива

учащихся и педагога. Обучению планированию тоже очень хорошо подходит

на

занятиях

бытового

труда.

Здесь

дети

овладевают

умением

предусматривать последовательность предстоящих операций, определить

весь объем работы и ее сроки выполнения, происходит формирование

планирующей деятельности, связных высказываний.

Работа на занятиях бытового труда делится на 3 этапа:

подготовка к работе;

изготовление предмета;

обсуждение результатов работы.

Подготовка ребят к совместной деятельности ставит перед ними следующие

задачи:

определение содержания работы;

составление плана изготовления изделия;

составление заявки на необходимые материалы (продукты) и инструменты;

распределение работы между участниками.

Наиболее эффективными формами организации деятельности с целью

обучения детей навыкам коллективного труда и активизации их речевого

общения является работа с «маленьким учителем», парами, бригадами.

Перечисленные формы работы можно включать во все занятия бытового

труда.

Содержанием работы «маленького учителя», бригадира может быть:

руководство подготовкой к работе и процессом приготовления изделий;

контроль за правильностью выполнения операций;

оказание помощи товарищам;

оценка работы товарищей;

обращение за помощью к педагогу в затруднительных случаях.

При планировании занятий необходимо определять конкретный речевой

материал, над которым будет проводиться работа.

Содержание тем по бытовому труду включает в себя элементарные трудовые

умения,

навыки

по

следующим

направлениям

деятельности:

личная

санитария и гигиена, уход за одеждой и обувью, уборка групповой комнаты,

дежурство в столовой, приготовление пищи, составление калькуляции

блюда, бытовая техника, рынок, магазин и т.д. На занятиях ведется

целенаправленная работа по трудовой подготовке учащихся. Во время

работы

у

учащихся

накапливаются

трудовые

знания

и

умения,

соответствующий словарь, который надо пополнять. Закрепление этих

знаний и выработка стойких трудовых навыков каждодневно в процессе

систематического

участия

детей

в

трудовой

жизни

коллектива,

при

выполнении

повседневных

дел

по

самообслуживанию,

бытовому

и

общественно полезному труду. Основное содержание работы на этих

занятиях составляет усвоение круга понятий, которыми слышащие дети

овладевают дома, на улице, в общественных местах и которые глухим детям

без специального обучения не доступны. Это так называемые житейские

понятия, формирующиеся в личном опыте ребенка, когда он овладевает

словом. Специально организованная деятельность на занятиях бытового

труда создает условия для их успешного освоения, а в дальнейшем –

успешного общения со слышащими. Весьма действенным методическим

приемом является моделирование ситуаций, т.е. воссоздание тех или иных

условий, обстоятельств, а вместе с ними – отношений, обстановки,

положений. Применение этого приема позволяет решать ряд важных задач.

Разыгрывая и разбирая различные бытовые ситуации на занятиях бытового

труда, ребята расширяют свой социальный опыт, приобретают определенные

знания и умения. Так моделирование реальных ситуаций позволяет закрепить

и расширить знания ребят о различных сферах жизни и быта людей. Участие

ребят в разыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития

навыков общения, умение строить свои отношения с другими людьми,

анализировать

обстановку

в

которую

они

могут

попасть.

Создание

специальных ситуаций и участие в них ребят позволяет формировать у них

привычку обдумывать условия, в которых приходится действовать и

находить верное решение.

Таким образом, целенаправленная коррекционная работа на занятиях

бытового труда сформировала у детей с нарушениями слуха, необходимые

нормы поведения общения познавательные и трудовые навыки, помогающие

им, адаптироваться к окружающей жизни и позволяет сгладить недостатки

психологического и личностного развития.

Ребята научились сотрудничать с детьми и взрослыми, появилась

привычка к трудовым усилиям и доведения дела до конца, настойчивость,

самостоятельность,

стремление

помогать

взрослым

и

детям

у

80%

обучающихся в 7-8 классе. У детей развились такие качества, как

аккуратность, самостоятельность, желание и умение помогать друг другу.

Сложились и некоторые коммуникативные умения: обратиться за

помощью к взрослым или другому ребенку, поблагодарить или отчитаться о

выполненной работе.

Использование литературы:

Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева «Социально-бытовая ориентировка в

специальных коррекционных образовательных учреждений I

и II вида».

«Владос». 2004.

«Педагогические технологии воспитательной работы в специальных

(коррекционных) школах I и II вида». «Владос». 2009.,

И.В. Иванова, А.А. Киселева, Л.А. Тарасенко, «Коррекционная работа

по

формированию

правильной

речи

у

глухих,

слабослышащих

и

позднеоглохших учащихся 1-5 классов».



В раздел образования