Напоминание

"Сказка как средство развития речи дошкольников"


Автор: Гурулева Екатерина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР № 28 "Огоненк"
Населённый пункт: г. Бердск
Наименование материала: Статья
Тема: "Сказка как средство развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр

развития ребенка – детский сад № 28 «Огонек»

Статья:

«Сказка как средство развития речи дошкольников»

Подготовила:

Воспитатель Е.В.Гурулева

Чтобы подготовить человека духовно

к самостоятельной жизни, надо ввести

его в мир книг.

В.А. Сухомлинский

Из всех когнитивных особенностей человека одной из самых впечатляющих

является использование языка. Больше чем что-либо другое, язык отвечает за прогресс

человеческой цивилизации. Язык - это основное средство хранения и передачи знания от

одного поколения к другому. Без языка не было бы способов для установления правил по

управлению группами, т.к. он - основное средство установления религий, законов и

нравственности. Язык представляет собой важное средство искусства, знакомства,

ухаживания. В своей письменной форме язык позволяет людям общаться через

пространство и время.

Язык определяется как система вербальных знаков, относительно независимая от

индивида, служащая для целей коммуникации, формирования и формулирования мыслей,

закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Речь же - это всегда

конкретный процесс использования языковых знаков; это специфически человеческий

способ формирования мыслей с помощью языковых средств.

В настоящее время по изучению проблемы развития связной речи детей

дошкольного возраста ведется большое количество исследовательских работ психологов и

педагогов. Исследователи отмечают, что развитие речи в период детства, постоянное

совершенствование

речевых

навыков,

овладение

литературным

языком

являются

необходимыми

компонентами

образованности

и

интеллигентности

в

дальнейшем. Поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и

логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания

дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в

формировании личности.

Развитие речи у ребенка подчинено определенным закономерностям. Существует

специфический возрастной период ее развития - первые три года. По истечении этой

стадии процесс слухо-речевого развития и обучения замедляется и требует больших

усилий. В целом, ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный или

дофонемный - от рождения до 1,5 - 2 лет, этап самостоятельной речи - 1,5-2 до 7 лет и этап

систематического обучения и развития речи - школьный период.

Важно помнить, что после трех лет речь, в период перехода с внешнего контроля

на внутренний, речь становиться помощницей в регуляции поведения самого ребенка,

отчасти приобретает функцию морального компаса. Поэтому, начиная с этого периода

важно чтоб ребенок начал осознанно, с помощью взрослого знакомиться с хорошими

добрыми, сказками, историями. Которые помогут не только лучше освоить язык, и

овладеть языковыми средствами, но помогут ребенку отличить хорошие, добрые поступки

героев от злых. Сказка обогащает эмоциональный опыт ребенка, благодаря устройству

нашего мозга, в том числе наличию зеркальных нейронов, услышанную информацию

ребенок не просто анализирует, а переживает вместе с героями. По этому важно чтобы

сказка соответствовала возрасту детей, я не являлась слишком большой психологической

нагрузкой для ребенка.

Неоспоримым

плюсом

сказки

является

возможность

ее

театрализации

и

драматизации, где ребенок может быть не только наблюдателем, но и непосредственным

участником театрализации.

Работа по развитию речи ребенка в ДОУ

В процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду

обучению родному языку, развитию речи, речевому общению уделяется большое

внимание. Работа состоит из решения ряда специальных, частных задач: воспитания

звуковой

культуры

речи,

обогащения,

закрепления

и

активизации

словаря,

совершенствования грамматической правильности речи, формирования ( диалогической,

монологической ) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному

слову, подготовка к обучению грамоте. Связная речь, являясь самостоятельным видом

речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе

воспитания и обучения детей,

т.к.

она выступает в виде средства получения

знаний ,контроля за этими знаниями. Ребенок может научиться рассказывать: не просто

назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о

последовательности событий доступным для понимания окружающими людьми.

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста- это овладение

нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа и

развития его коммуникативных способностей. В основе развития речи лежит активный,

творческий

процесс

овладения

языком,

формирования

речевой

деятельности,

в

формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.

Необходимо вызвать у детей интерес к родному языку и обеспечить творческий характер

речи, тенденцию к ее развитию.

Для дошкольника правильная связная речь является залогом успешного обучения

грамоте. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в

себя все достижения ребенка в общем развитии.

На развитие связной речи детей влияет много факторов. Одним из них является

устное народное творчество. Наиболее интересным жанром народного творчества для

детей дошкольного возраста являются сказки. Русские народные сказки раскрывают перед

детьми выразительность и меткость языка, показывают, насколько разнообразна и богата

родная речь живыми и образными выражениями. Удивительная сила языкового

творчества русского народа проявила себя с такой яркостью именно в русских народных

сказках.

Характерная

для

сказок

образность,

яркость,

простота,

способность

воспроизводить повторно одни и те же речевые формы и образы позволяют выставлять

эти произведения устного народного творчества как фактор развития связной речи детей,

имеющий важное значения. На примере сказочных персонажей можно доступно детям

объяснить такие понятия, как «добро», «зло», «смелость» и т.д., заставляя вместе с

героями пережить множество чувств. Всем известно, что сказки подразделяются на три

основные группы: сказки о животных, волшебные сказки и социально-бытовые сказки.

Активная и пассивная роль сказки в развитии речи дошкольников.

Сказка появляется в жизни малыша первой из художественных произведений. От

самых простеньких сказок, состоящих из повторяющихся действий («Репка», «Колобок»,

«Теремок» и пр), ребенок переходит к слушанию историй, более сложных и насыщенных

событиями.

Звучит множество новых для ребенка слов. Но они преподносятся в таком

интересном контексте, что их хочется понять и запомнить. И дети вникают и запоминают!

Дошкольник повторяет высказывания понравившегося героя, запоминает различные

речитативы и художественные обороты, так часто применяемые в сказочных текстах.

Увлекательные и волшебные истории преподносятся в дошкольном возрасте не ради

речевого развития. Но влияние сказок на развитие речи детей происходит с самого начала

их использования. Сказка выполняет, — как бы между прочим, пассивно, — важные для

формирования речи функции:

расширяет словарный запас ребенка

преподносит готовые художественные обороты и метафоры

показывает пример составления различных предложений

естественным образом знакомит с грамматическими основами.

Чуть позднее запускается активная роль сказки в отношении речевого развития.

Дети начинают пересказывать особо впечатлившие их отрывки, рассуждать о поступках

героев, придумывать свои версии иного развития событий. Все это чрезвычайно полезно

для формирования связной речи дошкольника.

Слушая сказку, ребенок ставит себя на место главного героя. До наступления

старшего дошкольного возраста воображение ребенка перемещает его в фантазийную

среду, и только после 6 лет он выступает в роли слушателя и воспринимает сказку как

художественное произведение.

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление,

воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой

описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того,

насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и

идеи.

Рассказывая

сказку,

ребенок вновь

и

вновь переживает

события,

в ней

происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его

наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию

сказок,

но

умело

помогать

ребенку

воспроизвести последовательность событий,

наполнить то или иное выражение.

В работе над сказкой речь ребенка обогащается эмоциональной и поэтической

лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя

сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Эффективным приемом в развитии связной речи детей, является драматизация

отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного

запаса.

При драматизации сказки дети учатся:

-ставить себя на место положительного или отрицательного героя;

-выражать свои чувства, через движения, жесты, речь;

-строить диалоги, делать свою речь эмоциональной, образной, живой, расширяют

свой словарный запас;

-работать в группе, распределять роли.

Так же для развития связной речи детей, важно научить детей не только

воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать события, придумывать новый

конец сказки, смешивать сюжеты сказок, их героев в одной сказке, вводить неожиданные

ситуации.

Работая над проблемой связной речи в ДОУ по русским народным сказкам, можно

сделать следующий вывод, что планомерное, систематическое использование русских

народных сказок является эффективным средством для развития связной речи. Русские

народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной

речи ребенка дошкольного возраста, поскольку раскрывают перед ними меткость и

выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и

образными

выражениями.

Присущая

необычайная

простота,

яркость,

образность,

особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют

выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Список литературы:

1. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.:

изд. центр «Академия», 2012. – 158 с.

2.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В.Артемова. - М.:

Просвещение, 2006. –127 с.

3.Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П.Короткова.

– М.: Просвещение,- 2009. -398 с.

4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада -

М., КНОРУС", 2003 г.

5. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр

картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных

руководителей. – СПб.: 2003.



В раздел образования