Автор: Грачева Наталья Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19"
Населённый пункт: город Ливны, Орловская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Моя семья" для детей 5-6 лет
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
в старшей группе
по теме «Моя семья»
Цель: Расширять и систематизировать знания детей о семье.
Задачи:
Образовательные: продолжать формировать представления о семье, как о
людях, которые живут вместе;
Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы,
развивать память, воображение, логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к окружающим членам
своей семьи.
Предварительная работа:
Разучивание пословиц и поговорок о семье;
Рассматривание иллюстраций, фотографий;
Беседа о семье;
Рисование на тему «Моя семья»;
Чтение рассказов, стихотворений .
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята.
Сегодня у нас будет необычное занятие, а чтоб узнать тему нашего занятия,
нужно отгадать загадку (на доске ребус «7я»).
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре семь добавлю Я –
Что получится? - Семья!
(Ответ детей)
Воспитатель: Молодцы, догадались. Сегодня мы будем говорить о семье. А
что такое семья, кто скажет. (Ответы детей).
Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого
человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг
друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе,
помогают друг другу.
2. Основная часть
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Взрослые люди, встретившись, и полюбив друг друга. Женятся. До свадьбы
их называют женихом и невестой, после свадьбы – мужем и женой. Свадьба
– это обычай, когда люди соединяют свои судьбы навсегда. Этот день
является днем рождения семьи, и его отмечают каждый год.
Посмотрите, у нас сегодня в группе находиться фотовыставка. На
фотографиях мы видим членов ваших семей. Кто–то хочет рассказать о своей
семье?
Рассказ о семье по фотографии.(2-3ребенка) Воспитатель: Какие
интересные рассказы о семье у вас получились!
Воспитатель:
- Люди женятся для того, чтобы продолжать свой род. Чем больше в семье
детей. Тем богаче ее род. Когда рождается ребенок, то о нем заботятся папа и
мама и вся семья помогает им в этом.
- Дети, а как вы помогаете своим мамам и папам заботиться о младших
братиках и сестренках?
( Ответы детей)
Воспитатель:
- Родители воспитывают своих детей, учат их быть добрыми, умными,
честными, смелыми. Дети, когда вырастут, тоже будут папами и мамами.
Чтобы стать достойными родителями, нужно многому научиться:
-Чему надо научиться мальчикам? (ответы детей)
– защищать слабых, оберегать их от неприятностей, отвечать за их
благополучие.
А девочкам? – ухаживать за малышами, заботиться о них. Убаюкивать, петь
колыбельные.
Воспитатель:
Слово «семья» зародилось очень давно. Ее уважали всегда.
Неслучайно, у русского народа, так много пословиц.
Давайте их вспомним:
Семьей дорожить – счастливым быть.
Вся семья вместе и душа на месте.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Согласие да лад – в семье клад.
Материнская ласка конца не знает.
Изба детьми весела.
При солнышке тепло, при матери добро.
Воспитатель:
- Дети, а сейчас предлагаю сыграть в игру “ Мама – солнышко мое”.
(В круге фотография женщины – матери. Детям предлагаю представить, что
это их мама. Вспомнить какая она? Взять лучик, приставить его к кругу,
сказав о маме добрые слова: нежная. Заботливая. Любимая. Красивая,
добрая, хорошая, ласковая, славная, прекрасная, лучшая. Работящая,
трудолюбивая, веселая, жизнерадостная, счастливая, сердечная, душевная.)
Воспитатель:
- У нас получилось такое лучистое солнышко, потому что мы сказали много
добрых хороших слов.
Воспитатель
- Ребята, знаете ли вы, из кого состоит семья?
Дети:
- Семья состоит из близких и дальних родственников. Близкие родственники
– это папа, мама, родные сестра и брат, бабушки и дедушки.
Дальние родственники - это тети, дяди (братья и сестры мамы и папы), их
дети.
Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. Они вырастили своих
детей, теперь помогают воспитывать внуков. О них в семье заботятся,
стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.
Воспитатель:
- Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, не
пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место,
вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу заниматься
своими
делами
или
отдыхать.
Чтобы
не
огорчать
взрослых
надо
прислушиваться к их советам, не капризничать, уметь сдерживать плохое
настроение, и не делать так, как сейчас нам расскажет Саша
Саша читает стихотворение Квитко “Сережа хозяйничает”.
Мама уходит, спешит в магазин
- Сережа! ты остаешься один.
Мама сказала: “Ты мне услужи,
Вымой тарелки, сестру уложи.
Дрова наколоть не забудь мой сынок,
Поймай петуха и запри на замок.
Сестренка, тарелки, петух и дрова,
Но у меня одна голова!
Схватил я сестренку и запер в сарай
Сказал я сестренке: “Ты здесь поиграй”
Дрова я усердно помыл кипятком
Четыре тарелки разбил молотком,
Но долго пришлось с петухом воевать,
Ему не хотелось ложиться в кровать.
Воспитатель:
- Вот какой у мамы помощник! Что мы ему пожелаем?
Дети:
Чтобы лучше справлялся с мамиными заданиями. Внимательно слушал маму,
не спешил, не волновался, думал головой, и конечно оставался
трудолюбивым помощником и любящим сыном.
Воспитатель:
Ребята, а какие семейные праздники вы знаете?
Ребенок:
Новый год, дни рождения, женские праздники – 8 марта и мужские 23
февраля “ День защитников Отечества”. На праздники готовят праздничные
столы, делают подарки, покупают цветы.
Воспитатель:
- А еще можно порадовать своих родных хорошими поступками и добрыми
делами.
Встаньте в круг, посмотрите, у нас есть волшебная корзина . В нее мы будем
собирать добрые дела, которые мы выполняем.
(Дети становятся в круг вокруг корзины. Звучит музыка и по очереди дети
передают корзину по кругу. Тот ребенок у которого корзина останется в
руках называет добрые дела, которые он выполняет: мою посуду, поливаю
цветы, мою полы, подметаю, заправляю свою кровать, складываю свои вещи,
убираю со стола, сервирую стол, приношу газеты, мою обувь и т.д.)
Д/игра : «Какая ваша семья»
Давайте поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети стоят в кругу и передают
друг другу мяч называя слова – например:
Большая, дружная. спортивная, веселая ,заботливая, добрая, хорошая,
строгая. здоровая, крепкая, счастливая.
Молодцы все справились с заданием!
Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Воспитатель: А теперь, я предлагаю сказать слова пожелания своей семье
(Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье…»
(Ответы детей)
Воспитатель: Я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким
обязательно сбудутся.
3. Итог занятия
Воспитатель: Как хорошо, ребята, что у вас всех есть семьи! Вы - самые
счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга,
дружно живут вместе.
Спасибо вам, что сегодня так много нового рассказали о своих семьях,
интересного, нужного.
Дети: Семья - это счастье, любовь и удача.
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья — это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота.
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!