Автор: Ирина Павловна Дрозд
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1, с. Новосысоевка
Населённый пункт: Яковлевского района, Приморского края
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Эффективные приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
с. Новосысоевка Яковлевского муниципального района
Учитель начальных
классов МБОУ СОШ №1
с.Новосысоевка
Дрозд И. П.
Тема мастер-класса:
«Эффективные приёмы работы над словарными словами на уроках русского
языка в начальных классах».
Цель:
познакомить участников с приёмами работы над словарными словами на
уроках русского языка.
Планируемые результаты мастер-класса:
Предметные
-
повышение
собственного
уровня
теоретической
и
методической подготовки; овладение приёмами работы над словарными
словами на уроках русского языка; формирование желания использовать эти
элементы в своей работе.
Регулятивные - участвовать в постановке учебной проблемы мастер-класса;
принимать
и
сохранять
учебную
задачу;
осуществлять
действия
по
заданному алгоритму; контролировать свою деятельность.
Познавательные - отбирать необходимую информацию по определённым
критериям; устанавливать причинно-следственные связи; контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные - участвовать в диалоге, приходить к общему решению;
участвовать в общей беседе и работе группы, соблюдая правила речевого
этикета.
Личностные - осознавать необходимость работы над данной проблемой;
проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; дипломатично
выражать своё мнение.
Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные,
практические
и
самостоятельная
работа),
методы
стимулирования
и
мотивации обучения (метод формирования интереса), методы контроля и
самоконтроля
(практическая
работа,
групповые
задания,
самооценка),
образовательные
технологии
(групповая
работа,
сотрудничество),
информационные технологии.
Оборудование: мультимедийные проектор, ноутбук, раздаточный материал,
карточки, презентация.
Участники занятия: педагоги, зам. директора по УМЧ, директор.
Ход занятия.
1.
Организационный момент.
(включаю фоновую мелодию)
Дорогие коллеги! Представьте, что у Вас наступили беззаботные
выходные. Все домашние дела вы переделали. И от нечего делать
Вы отправились в зимний лес. Вы попали в зимнюю сказку. С
каким удовольствием Вы покатались на лыжах, правда упали раз
десять… Как в детстве Вы с ветерком прокатились с горы на
санках…
А
какого
снеговика
слепили…
И
с
отличным
настроением, весёлые вы пришли домой…
Вот с таким отличным настроением мы начнём нашу работу.
2. Актуализация знаний.
Быть неграмотным –
невежливо по отношению
к тем, кто тебя будет читать!
Николай Михайлович Карамзин
- Как вы понимаете это высказывание?
(ответы коллег)
- Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой
ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь
написанное.
3. Самоопределение к деятельности.
- А сейчас выйдите, пожалуйста, к доске те педагоги, кому я дала
карточку с буквой. Соберите из них слово. (слово)
- Как вы думаете, о каких словах я хочу с вами сегодня поговорить?
(словарных)
- Уважаемые коллеги! Я вас приглашаю сегодня на занятие по
русскому языку «Эффективные приёмы работы над словарными
словами на уроках русского языка в начальных классах».
- Работу по развитию речи мы ведём на всех уроках, но конечно,
особое внимание мы уделяем этой работе на уроках русского языка.
Сегодня я хочу поделиться с вами тем, какие методы и приёмы
развития речи я использую при работе со словарными словами.
- Как помочь ребёнку запомнить написание словарных слов?
На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе мастер-класса.
4. Работа по теме мастер-класса.
- Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде
всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на
зрительно-моторное
запоминание.
Для
формирования
более
точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим
цветом или подчёркиваем.
- Ознакомление со словами я стараюсь провести в увлекательной
форме. Хочу обратить ваше внимание на ранее используемые всеми
нами методы:
1 вид работы - это составь предложение со словарным словом.
Этот
вид
способствует
закреплению
навыка
правописания,
обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи и
закреплению непроверяемых написаний.
Давайте с вами попробуем составить предложение к слову горох.
2 вид работы - работа с Толковым словарём (в 3-4 классах).
- Не называя словарного слова, объясняю учащимся лексическое
значение этого слова, дети угадывают и записывают словарное
слово с проговариванием. Попробуем?
Ящичек для ручек, карандашей. Пенал. (коллеги пишут с
проговариванием, проверяют по карточке)
Школьный рюкзак для книг, тетрадей и других школьных
принадлежностей. Портфель.
На листе - большом и белом
На одной ноге плясал
Быстро, весело, умело
Он кота нарисовал. Карандаш.
Вырос он на грядке,
Красный, сочный, сладкий,
Для засолки, в щи, в салат,
Каждый будет ему рад! Помидор.
- Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас.
3 вид работы - один из интересных видов работы со словарными
словами, называется "Зрительный диктант".
- На сюжетных картинках надо найти словарные слова и записать
их, поставив ударение и подчеркнув орфограммы. (слова: сорока,
заяц, огурец, одуванчик).
Данный
вид
работы
способствует
развитию
целого
ряда
мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление,
установление сходства и различия.
- Уважаемые коллеги. У меня на слайде даны слова, посчитайте
сколько их? Прочитайте слова хором. Ваша задача: за 30 секунд
запомнить как можно больше слов, записать их и подчеркнуть
орфограмму. Проверяем, читаем слова по слогам. ( восемь, девочка,
щавель, четыре, ученица, снегирь, яблоко, кровать)
- Поднимите руку те, кто написал все 8 слов без ошибок, ставьте
себе 5. Поднимите руку те, кто допустил ошибки. Ещё раз
посмотрите на слово, запомните его написание.
Такая методика называется "Копилка-минутка". Этот вид работы
развивает
память,
внимательность,
мышление,
зоркость,
развивается навык самоорганизации деятельности.
5 вид - "Лишнее слово".
Этот вид работы провожу в начале урока или на этапе объяснения
нового материала. Для этого заранее тщательно подбираю слова
так, чтобы можно было выделить не одно слово. Самое главное -
аргументировать выбор лишнего слова.
- Например, тема урока "Имена существительные одушевлённые и
неодушевлённые".
Коллеги,
выберите
лишнее
слово
и
аргументируйте.
СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА
Дорога, потому что все слова одушевлённые, а это слово нет.
Петух, потому что для написания всех слов потребовалось 6
букв, а для этого слова - всего 5.
Петух, потому что во всех словах 3 слога, а в этом слове - 2.
Петух, потом что все слова заканчиваются на гласную, а петух
на согласную.
- Этот вид учит мыслить, развивает воображение, логическое
мышление.
6 метод - "Добавь гласные" или "Испорченный компьютер".
- Ой, коллеги, вот беда! На моём компьютере не печатаются
гласные буквы, перед вами набор согласных букв. Необходимо
вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате
получилось словарное слово.
кртфль
птршк
грх
вщ
грд
грц
пмдр
(картофель, петрушка, горох, огурец, помидор - всё это овощи и
растут они на огороде)
- Хочу вам рассказать и о нетрадиционном приёме работы со
словарными словами. Это метод "графических ассоциаций".
Этот приём хорош для тех детей, которых преобладает зрительная
память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на
уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква ,
которую необходимо запомнить.
ЯГ ДА
(БУКВА О В ФОРМЕ ОРЕХА)
В РОТА
(БУКВА О В ФОРМЕ
МЯЧА)
Р КЕТА
(БУКВА А В ФОРМЕ
РАКЕТЫ)
- Метод "Шифровка - слоговое сложение".
- Предлагаю вам поработать по карточкам.
Разделите данные слова на слоги и составьте из полученных слогов
словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь
ударение и выдели орфограмму.
весна + город= народ
трава + угон=вагон
тема + лето + фонтан=телефон
Следующий вид работы - запись словарных слов по алфавиту.
- Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения.
Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами
с непроверяемыми написаниями. Написав на доске слова с
непроверяемыми написаниями, учитель предлагает переписать эти
слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке и , например,
подчеркнув непроверяемые орфограммы.
По
мере
усвоения
алфавита
задания
усложняются.
Дети
записывают слова в алфавитном расположении не только первой,
но и последующих букв. Затем идет дальнейшее усложнение,
например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по
алфавиту.
- Назовите слова в алфавитном порядке:
Учитель Платок
Россия Завтрак
Завод
Поэт
Берёза
Топор
Шифровка «Части слова».
Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы
«Состав слова». Чаще всего в результате получается не само
словарное слово, а родственное ему.
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова БЕРЁЗКА.
Окончание – как у слова КОНЬКИ.
В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ .
«Мудрый словарик»
При работе со словарными словами полезно использовать
пословицы, поговорки, фразеологизмы.
Например, надо дописать словарные слова:
Как об стенку_______(ГОРОХ)
Береги нос в большой _______(МОРОЗ)
- И в конце четверти как бы подвожу итог и достаю "Умную
шкатулку".
- Это быстрая проверка знаний. Каждый участник берёт по одному
слову и говорит, какая буква пропущена.
5. Итог мастер-класса.
- Систематическая и целенаправленная работа над трудными
словами вызывает у уч-ся интерес к изучению этих слов и
способствует их прочному и успешному запоминанию. Новые
словарные слова воспринимаются и запоминаются легче, так как
школьник производит с ними практические действия.
Таким образом, словарно – орфографические занятия нельзя
сводить только к механическому заучиванию правописания слов с
непроверяемыми
орфограммами.
Эти
упражнения
будут
эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания
слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы
изучения и закрепления их. А также систематически проверять
умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с
непроверяемыми орфограммами.
6. Рефлексия.
- Уважаемые коллеги! Перед вами лежат опорные картинки.
Если вы считаете, что получили полезную информацию и будите
использовать в дальнейшем в своей работе, то выбираете поднос
как готовый продукт.
Мясорубка - вам понравилась информация, она была полезная,
но требует доработки.
Корзина - этот материал был не интересен и бесполезен для
вас.
Спасибо за внимание!!!