Напоминание

"Эффективные приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах"


Автор: Ирина Павловна Дрозд
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1, с. Новосысоевка
Населённый пункт: Яковлевского района, Приморского края
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Эффективные приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"

с. Новосысоевка Яковлевского муниципального района

Учитель начальных

классов МБОУ СОШ №1

с.Новосысоевка

Дрозд И. П.

Тема мастер-класса:

«Эффективные приёмы работы над словарными словами на уроках русского

языка в начальных классах».

Цель:

познакомить участников с приёмами работы над словарными словами на

уроках русского языка.

Планируемые результаты мастер-класса:

Предметные

-

повышение

собственного

уровня

теоретической

и

методической подготовки; овладение приёмами работы над словарными

словами на уроках русского языка; формирование желания использовать эти

элементы в своей работе.

Регулятивные - участвовать в постановке учебной проблемы мастер-класса;

принимать

и

сохранять

учебную

задачу;

осуществлять

действия

по

заданному алгоритму; контролировать свою деятельность.

Познавательные - отбирать необходимую информацию по определённым

критериям; устанавливать причинно-следственные связи; контролировать и

оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные - участвовать в диалоге, приходить к общему решению;

участвовать в общей беседе и работе группы, соблюдая правила речевого

этикета.

Личностные - осознавать необходимость работы над данной проблемой;

проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; дипломатично

выражать своё мнение.

Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные,

практические

и

самостоятельная

работа),

методы

стимулирования

и

мотивации обучения (метод формирования интереса), методы контроля и

самоконтроля

(практическая

работа,

групповые

задания,

самооценка),

образовательные

технологии

(групповая

работа,

сотрудничество),

информационные технологии.

Оборудование: мультимедийные проектор, ноутбук, раздаточный материал,

карточки, презентация.

Участники занятия: педагоги, зам. директора по УМЧ, директор.

Ход занятия.

1.

Организационный момент.

(включаю фоновую мелодию)

Дорогие коллеги! Представьте, что у Вас наступили беззаботные

выходные. Все домашние дела вы переделали. И от нечего делать

Вы отправились в зимний лес. Вы попали в зимнюю сказку. С

каким удовольствием Вы покатались на лыжах, правда упали раз

десять… Как в детстве Вы с ветерком прокатились с горы на

санках…

А

какого

снеговика

слепили…

И

с

отличным

настроением, весёлые вы пришли домой…

Вот с таким отличным настроением мы начнём нашу работу.

2. Актуализация знаний.

Быть неграмотным –

невежливо по отношению

к тем, кто тебя будет читать!

Николай Михайлович Карамзин

- Как вы понимаете это высказывание?

(ответы коллег)

- Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой

ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь

написанное.

3. Самоопределение к деятельности.

- А сейчас выйдите, пожалуйста, к доске те педагоги, кому я дала

карточку с буквой. Соберите из них слово. (слово)

- Как вы думаете, о каких словах я хочу с вами сегодня поговорить?

(словарных)

- Уважаемые коллеги! Я вас приглашаю сегодня на занятие по

русскому языку «Эффективные приёмы работы над словарными

словами на уроках русского языка в начальных классах».

- Работу по развитию речи мы ведём на всех уроках, но конечно,

особое внимание мы уделяем этой работе на уроках русского языка.

Сегодня я хочу поделиться с вами тем, какие методы и приёмы

развития речи я использую при работе со словарными словами.

- Как помочь ребёнку запомнить написание словарных слов?

На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе мастер-класса.

4. Работа по теме мастер-класса.

- Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде

всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на

зрительно-моторное

запоминание.

Для

формирования

более

точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим

цветом или подчёркиваем.

- Ознакомление со словами я стараюсь провести в увлекательной

форме. Хочу обратить ваше внимание на ранее используемые всеми

нами методы:

1 вид работы - это составь предложение со словарным словом.

Этот

вид

способствует

закреплению

навыка

правописания,

обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи и

закреплению непроверяемых написаний.

Давайте с вами попробуем составить предложение к слову горох.

2 вид работы - работа с Толковым словарём (в 3-4 классах).

- Не называя словарного слова, объясняю учащимся лексическое

значение этого слова, дети угадывают и записывают словарное

слово с проговариванием. Попробуем?

Ящичек для ручек, карандашей. Пенал. (коллеги пишут с

проговариванием, проверяют по карточке)

Школьный рюкзак для книг, тетрадей и других школьных

принадлежностей. Портфель.

На листе - большом и белом

На одной ноге плясал

Быстро, весело, умело

Он кота нарисовал. Карандаш.

Вырос он на грядке,

Красный, сочный, сладкий,

Для засолки, в щи, в салат,

Каждый будет ему рад! Помидор.

- Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас.

3 вид работы - один из интересных видов работы со словарными

словами, называется "Зрительный диктант".

- На сюжетных картинках надо найти словарные слова и записать

их, поставив ударение и подчеркнув орфограммы. (слова: сорока,

заяц, огурец, одуванчик).

Данный

вид

работы

способствует

развитию

целого

ряда

мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление,

установление сходства и различия.

- Уважаемые коллеги. У меня на слайде даны слова, посчитайте

сколько их? Прочитайте слова хором. Ваша задача: за 30 секунд

запомнить как можно больше слов, записать их и подчеркнуть

орфограмму. Проверяем, читаем слова по слогам. ( восемь, девочка,

щавель, четыре, ученица, снегирь, яблоко, кровать)

- Поднимите руку те, кто написал все 8 слов без ошибок, ставьте

себе 5. Поднимите руку те, кто допустил ошибки. Ещё раз

посмотрите на слово, запомните его написание.

Такая методика называется "Копилка-минутка". Этот вид работы

развивает

память,

внимательность,

мышление,

зоркость,

развивается навык самоорганизации деятельности.

5 вид - "Лишнее слово".

Этот вид работы провожу в начале урока или на этапе объяснения

нового материала. Для этого заранее тщательно подбираю слова

так, чтобы можно было выделить не одно слово. Самое главное -

аргументировать выбор лишнего слова.

- Например, тема урока "Имена существительные одушевлённые и

неодушевлённые".

Коллеги,

выберите

лишнее

слово

и

аргументируйте.

СОРОКА

ВОРОНА

ПЕТУХ

КОРОВА

ДОРОГА

Дорога, потому что все слова одушевлённые, а это слово нет.

Петух, потому что для написания всех слов потребовалось 6

букв, а для этого слова - всего 5.

Петух, потому что во всех словах 3 слога, а в этом слове - 2.

Петух, потом что все слова заканчиваются на гласную, а петух

на согласную.

- Этот вид учит мыслить, развивает воображение, логическое

мышление.

6 метод - "Добавь гласные" или "Испорченный компьютер".

- Ой, коллеги, вот беда! На моём компьютере не печатаются

гласные буквы, перед вами набор согласных букв. Необходимо

вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате

получилось словарное слово.

кртфль

птршк

грх

вщ

грд

грц

пмдр

(картофель, петрушка, горох, огурец, помидор - всё это овощи и

растут они на огороде)

- Хочу вам рассказать и о нетрадиционном приёме работы со

словарными словами. Это метод "графических ассоциаций".

Этот приём хорош для тех детей, которых преобладает зрительная

память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на

уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква ,

которую необходимо запомнить.

ЯГ ДА

(БУКВА О В ФОРМЕ ОРЕХА)

В РОТА

(БУКВА О В ФОРМЕ

МЯЧА)

Р КЕТА

(БУКВА А В ФОРМЕ

РАКЕТЫ)

- Метод "Шифровка - слоговое сложение".

- Предлагаю вам поработать по карточкам.

Разделите данные слова на слоги и составьте из полученных слогов

словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу. Поставь

ударение и выдели орфограмму.

весна + город= народ

трава + угон=вагон

тема + лето + фонтан=телефон

Следующий вид работы - запись словарных слов по алфавиту.

- Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения.

Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами

с непроверяемыми написаниями. Написав на доске слова с

непроверяемыми написаниями, учитель предлагает переписать эти

слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке и , например,

подчеркнув непроверяемые орфограммы.

По

мере

усвоения

алфавита

задания

усложняются.

Дети

записывают слова в алфавитном расположении не только первой,

но и последующих букв. Затем идет дальнейшее усложнение,

например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по

алфавиту.

- Назовите слова в алфавитном порядке:

Учитель Платок

Россия Завтрак

Завод

Поэт

Берёза

Топор

Шифровка «Части слова».

Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы

«Состав слова». Чаще всего в результате получается не само

словарное слово, а родственное ему.

Например:

Приставка в нашем слове, как у слова ЗАБОЛЕЛ.

Корень – как у слова МОРОЗИЛКА.

Суффикс – как у слова БЕРЁЗКА.

Окончание – как у слова КОНЬКИ.

В итоге получается слово ЗАМОРОЗКИ .

«Мудрый словарик»

При работе со словарными словами полезно использовать

пословицы, поговорки, фразеологизмы.

Например, надо дописать словарные слова:

Как об стенку_______(ГОРОХ)

Береги нос в большой _______(МОРОЗ)

- И в конце четверти как бы подвожу итог и достаю "Умную

шкатулку".

- Это быстрая проверка знаний. Каждый участник берёт по одному

слову и говорит, какая буква пропущена.

5. Итог мастер-класса.

- Систематическая и целенаправленная работа над трудными

словами вызывает у уч-ся интерес к изучению этих слов и

способствует их прочному и успешному запоминанию. Новые

словарные слова воспринимаются и запоминаются легче, так как

школьник производит с ними практические действия.

Таким образом, словарно – орфографические занятия нельзя

сводить только к механическому заучиванию правописания слов с

непроверяемыми

орфограммами.

Эти

упражнения

будут

эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания

слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы

изучения и закрепления их. А также систематически проверять

умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с

непроверяемыми орфограммами.

6. Рефлексия.

- Уважаемые коллеги! Перед вами лежат опорные картинки.

Если вы считаете, что получили полезную информацию и будите

использовать в дальнейшем в своей работе, то выбираете поднос

как готовый продукт.

Мясорубка - вам понравилась информация, она была полезная,

но требует доработки.

Корзина - этот материал был не интересен и бесполезен для

вас.

Спасибо за внимание!!!



В раздел образования